Скачать 257.93 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ КПВ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ» 050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Главная цель курса – непосредственное знакомство студентов с процессом развивающего обучения как целостной системы. Основные задачи курса:
В результате изучения курса студенты: должны знать:
должны уметь:
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме: Раздел 1. Сущность развивающего обучения. План: 1. Содержание понятия развивающего обучения. 2. Проблема отношения обучения и развития. 3. Основные характеристики развивающего обучения. Основные понятия: Обучение, развитие, развивающее обучение, учение, знания, умения, навыки, «зона актуального развития», «зона ближайшего развития». Литература основная:
Литература дополнительная: 1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с. 2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с. 4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с. 5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с. 6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с. Раздел 2. Система развивающего обучения (СРО) Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова План: 1. Предпосылки создания СРО Д.Б.Элькониным-В.В.Давыдовым 2. Эмпирическое и теоретическое мышление. 3. Особенности СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Основные понятия: Эмпирическое мышление, теоретическое мышление, эмпирические знания, теоретические знания, обобщение. Литература основная:
Литература дополнительная: 1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с. 2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с. 4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с. 5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с. 6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с. Раздел 3. Дидактическая система развивающего обучения Л.В.Занкова План: 1. Предпосылки создания дидактической СРО В.В.Занковым 2. Принципы дидактической СРО В.В.Занкова. 3. Особенности внедрения СРО В.В.Занкова в практику. Основные понятия: Принципы, высокий уровень трудности в обучении, сознательность и осознанность в обучении, учебная задача. Литература основная:
Литература дополнительная: 1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с. 2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с. 4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с. 5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с. 6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с. Раздел 4. Проектирование и анализ уроков в системе РО План: 1. Типология уроков в системе РО 2. Анализ уроков в СРО. Основные понятия: модели организации уроков. Урок постановки учебной задачи; Урок анализа и решения учебной задачи; Урок конкретизации открытого способа действий (урок решения частных задач); Урок контроля и оценки. Литература основная:
Литература дополнительная: 1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с. 2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с. 4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с. 5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с. 6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с. Практические занятия Тема: Психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном образовании План: 1. Эволюционный анализ понятия «педагогическая технология». 2. «Педагогическая технология и «технология обучения». 3. Инновационные технологии и инновационная деятельность в системах развивающего обучения. Вопросы для обсуждения:
Литература основная:
Литература дополнительная: 1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с. 2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с. 4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с. 5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с. 6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с. Тема: Сущность технологии обучения План: 1. Понятие, цель, предмет, существенные признаки технологии обучения. 2. Структура педагогической системы – системообразующий фактор технологии обучения. 3.Слагаемые педагогической технологии. Вопросы для обсуждения:
Литература основная:
Литература дополнительная: 1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с. 2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с. 4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с. 5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с. 6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с. Тема: Конструирование технологии обучения План: 1. Разработка основ педагогической технологии. 1. Разработка основ технологии обучения. 2. Постановка диагностических целей образования. 3. Проектирование содержания обучения. 4. Моделирование структуры технологии обучения. 5. Обратная связь: контроль и оценка. Вопросы для обсуждения:
Литература основная:
Литература дополнительная: 1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с. 2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с. 4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с. 5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с. 6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с. Тема: Сущность развивающего обучения План: 1. Что такое развивающее обучение? 2. Характеристика сущностных признаков развивающего обучения. 3. Авторские технологии развивающего обучения в начальной школе. Вопросы для обсуждения:
|