Скачать 286.33 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО МГГУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.16.2.3. БФСВ (ФЛОРБОЛ) 050720 «Физическая культура» Флорбол (иннебенди) — игра в хоккей в закрытом помещении (клюшками с мячом) между двумя командами, каждая из которых состоит из 6 игроков. Цель обеих команд — забить (забросить) мяч в ворота соперников, препятствуя последним овладеть воротами своей команды. Упражнения флорбола используются в других видах спорта как средство ОФП, развития тактического мышления и волевых качеств. Эмоциональные особенности позволяют использовать игру во флорбол или упражнения в технике владения мячом в качестве средства активного отдыха; флорбол как учебный предмет включен в программы физического воспитания вузов в виде обязательных или факультативных занятий. В структуре высшего образования в сфере физической культуры флорбол входит в цикл новых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой подготовки специалистов по физической культуре. Цель курса «Флорбол» - обеспечить освоение студентами комплекса знаний, умений и навыков для успешного проведения уроков и спортивных мероприятий по данному виду спортивных игр и на этой основе содействовать формированию у студентов целостного представления о профессиональной деятельности педагога по физической культуре. Основными задачами данного курса являются: - обеспечить приобретение студентами теоретических сведений об основных этапах возникновения и развития флорбола, сущности и основных правилах игры, организации и проведении соревнований, методике обучения и совершенствования технике и тактике игры, методике проведения урочных и внеклассных форм занятий с детьми, видах и методах контроля за технико-тактической и общефизической подготовкой; - способствовать уверенному овладению основными приемами техники, тактики и методики обучения навыкам игры; - формировать умения и навыки планирования, организации и проведения уроков физического воспитания с детьми школьного возраста на предметной основе данной спортивной игры, оказания первой медицинской помощи при травмах при выполнении физических упражнений форболиста. Курс «Флорбол» изучается в восьмом семестре. Он представлен следующими видами учебных занятий: лекция, практические занятия, самостоятельная подготовка студентов. Материал данных методических рекомендаций содержит подробные планы лекционного и практических занятий. Практические занятия предполагают овладение основными приемами техники, тактики и методики обучения навыкам игры, развитие общих и специальных физических качеств, судейство учебных игр. Задачей настоящих методических рекомендаций является оказание помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении предмета «Флорбол». Самостоятельная работа студентов предусматривает конспектирование, составление тестов для оценки технико-тактической и физической подготовленности, подбор и выполнение упражнений, направленных на развитие двигательных способностей и физических качеств, составление конспектов учебно-тренировочных занятий. Формы отчетности по курсу – аттестация, которая определяется выполнением заданий по самоподготовке, степенью активности студентов на практических занятиях. I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.3. Содержание разделов дисциплины РАЗДЕЛ 1. Флорбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания. Характеристика игры, оборудование для игры и инвентарь. История и развитие игры. Правила соревнований. Техника игры: владение мячом, передвижения. Передачи. Удары. Ведение. Обводка. Тактика игры: нападения и защиты (индивидуальная, групповая и командная). РАЗДЕЛ 2. Организация и методика проведения занятий по флорболу. Методика обучения навыкам игры в флорбол, организация занятий по флорболу. Планирование учебной работы. Оценка уровня подготовленности учащихся. Организация и проведение соревнований. Учебная игра с методикой судейства.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 2.1. Планы занятий (ОФО) Раздел 1. Флорбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания. Занятие №1 – лекция - Предмет, задачи и содержание игры План: 1 Предмет, задачи и содержание игры. 2. Основные правила игры. 3. История развития игры. 4. Техника и тактика игры. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Где впервые зародился флорбол? 2. Российские спортсмены на Чемпионатах мира и Европы. 4. Успехи сильнейших зарубежных спортсменов. Задания для самостоятельной работы: 1. Изучить:
Литература Основная:1,4,5 Дополнительная: 1,2 Занятие № 2 –практическое - Удары. Остановки. Передвижение. План: 1. Передвижение флорболиста. 2. Удары (по катящему мячу, по стоящему и с места). 3. Остановки (внутренней и внешней стороной клюшки). Вопросы для коллективного обсуждения: 1. В чем отличие удара? 2. Преимущества и недостатки остановки. 3. Чем характеризуются перемещения флорболиста? Задания для самостоятельной работы: 1. Подбор и выполнение упражнений для развития перемещение флорболиста. 2. Выполнение подготовительных упражнений с мячом: Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 4 Занятие № 3 – практическое – Ведение, финты, передачи и отбор План: 1. Ведение. 2. Финты. 3. Передачи 4. Отбор. Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 4 Занятие № 4 – практическое – Тактика нападения План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Выбор тактики игры против команды, играющей на пресинге 2. Выбор тактики игры против команды, играющей от защиты Задания для самостоятельной работы: 1. Практически правильно построить игру против обороняющейся команды Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 4 Занятие № 5 – практическое – Тактика защиты План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Выбор тактики игры против атакующей команды Задания для самостоятельной работы: 1. Практически правильно построить игру против атакующей команды Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 2,4 Раздел 2 Организация и методика проведения занятий по флорболу Занятие № 6 – практическое – Методика обучения передвижениям, ударам и остановке мяча План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы
Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 3, 4 Занятие № 7 – практическое – Методика обучения ведению, передачам и отбору План:
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 4 Занятие № 8 – практическое – Методика обучения тактике нападения План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 4 Занятие № 9 – практическое – Методика обучения тактике защиты План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 3,4 III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 3.1. Планы занятий (ЗФО) Раздел 1 Флорбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания. Тема 1.1. Содержание игры Занятие №1 – лекция - Предмет, задачи и содержание игры План: 1 Предмет, задачи и содержание игры. 2. Основные правила игры. 3. История развития игры. 4. Техника и тактика игры. Основные положения: Флорбол (floorball) - это название, присвоенное игре Международной федерацией флорбола 12 апреля 1986 года в шведском городе Хускварна. До того момента флорбол имел много наименований: в Швеции – innebandy (иннебанди), в Финляндии - salibandy (салибанди), в США и Канаде – floorhockey (флорхоккей), а в некоторых европейских странах – unihockey (юнихоккей). Однако все эти слова называют одно – разновидность хоккея с мячом в закрытом помещении. Происхождение флорбола Многие виды спорта имеют сходство с флорболом (или он имеет сходство с ними). Из зимних видов наиболее близки флорболу хоккей с мячом и хоккей с шайбой. Из летних видов больше всего похож на флорбол хоккей на траве, один из старейших видов спортивных игр, пришедший к нам из Индии и Пакистана, и давно включенный в программу Олимпийских игр. Известна и другая разновидность хоккея на траве – индорхоккей, проводящийся в закрытых помещениях. Близок флорбол и уличному хоккею на роликах, и крикету. Приверженцы флорбола и знатоки его истории не без основания утверждают, что свои современные черты эта игра приобрела в Америке. При этом удивительным фактом является то, что свое фактическое происхождение флорбол в некотором смысле ведет от бейсбола! Современный официально регламентированный мяч для флорбола - пластмассовый, с 26 отверстиями, весом 23 грамма - пришел из США, где он использовался детьми и юношами, тренировавшимися в упомянутой выше разновидности лапты. Благодаря легкому мячу была достигнута минимальная степень травматического риска при серьезной подготовительной работе на малых и больших профессиональных бейсбольных площадках страны. Идея изготовления пластмассовых клюшек (как крюка, так и рукоятки) родилась на фабрике пластмассы в Лакевилле (штат Миннеаполис, США). Поклонники хоккея с шайбой не желали расставаться с любимой игрой в тёплое время года, причём делали это с минимальным количеством защиты и без коньков, а потому всерьёз задумались об усовершенствовании спортивного снаряжения. В 1958 году энтузиастами на фабрике компании «Косом» была изготовлена цельная клюшка из пластмассы, которая получила высокую оценку любителей хоккея, а саму игру стали называть «хоккеем на полу». Тренеры, игроки и учителя физкультуры задались целью распространить этот вид спорта, так как он подходил для тренировок детей, независимо от пола, возраста и конституции тела, благодаря снаряжению, выполненному из легкого пластмассового материала. Хоккей на полу после его признания в США и Канаде стремительно развивался исключительно среди детей и юношества. Играли подростки в закрытых помещениях легкими пластиковыми шайбами (мячи появились позже, в Швеции) и пластиковыми клюшками. Эти клюшки напоминали хоккейные, но имели мягкий крюк, которое можно было загибать под удобную руку. В начале 1960 года наступил новый этап развития игры. В городе Батл-Грик, что в штате Мичиган, образовалась организация под названием Международная ассоциация флорхоккея для мальчиков и девочек. Там же был проведен один из первых крупнейших турниров по флорхоккею, ставивший своей задачей популяризацию игры и выполнение оздоровительной программы для детей. Через некоторое время такая же ассоциация была создана и в Канаде. В 1962 году состоялся первый чемпионат Северной Америки по флорхоккею среди детей и юношей. Предшественник флорбола стремительно распространился по континенту и не утрачивает своей популярности по сей день. Как флорбол попал в Европу В 1968 году несколько шведских студентов, находясь на каникулах в Голландии, увидели в витринах магазинов клюшки и шайбы для флорхоккея, которые и решили взять с собой, чтобы познакомиться с необычным видом спорта на родине. Увлекшись игрой, молодые люди пришли к выводу, что флорхоккей весьма перспективен, а потому решили заняться продвижением вида спорта в тренировочных клубах и школах. Были установлены деловые связи с представителями компании "Косом" в США и в Швецию потянулась вереница поставок экипировки для флорхоккея. Стоит отметить, что шведы изначально использовали для игры не только предложенные шайбы, но и описанные ранее бейсбольные мячи, что в дальнейшем сыграло свою роль в развитии спорта. Растущая популярность хоккея, в который начали играть не только на льду, дала толчок предпринимателям к производству спортивной продукции, и в начале 1970 года пластмассовая фирма в Вестерготланде изготовила первые пластмассовые клюшки, а шведская фирма "Гумюлек - хоккей" в 1971 году уже экспортировала спортивное снаряжение для флорхоккея в США. «Мюлек», идеальный крюк для отработки хоккейной техники, производился из смешанной пластмассы и выдерживал большую нагрузку, мог заменяться и закрепляться на специальной ручке клюшки, изготовленной из дерева. Клюшка «Косом» и испанская клюшка «Векар» были прозваны игроками «резиновыми шнурками» и предназначались только для детей или игры в оздоровительных группах. Становление флорбола как самостоятельного вида спорта Идея о создании официального общества любителей флорбола витала в воздухе довольно долго, но не находился энтузиаст, который мог бы возглавить организацию в Швеции. В 1979 году Андрес Сидром предпринял попытку включить общество любителей флорболу в Шведское общество любителей хоккея с мячом и получил отказ. Но настойчивость Андреса была вознаграждена. Весной 1980 года судьба свела его с Кристером Густафссоном из города Сала, и вместе они сумели доказать спортивным властям Швеции необходимость развития флорхоккея и создания федерации. В тот момент вид спорта вступил в новую фазу развития. С целью ознакомления с флорхоккеем и его популяризации были организованы и проведены два чемпионата страны под эгидой Шведского общества любителей хоккея в закрытых помещениях в 1980 и 1981 г.г., которые показали, что игра имеет большое будущее. В 1986 году в городе Хускварна была основана Международная федерация флорбола (ИФФ), в которую сразу же вошли национальные федерации Швеции, Швейцарии и Финляндии. Спустя 10 лет, в результате планомерного развития вида спорта по всему миру, в Стокгольме был проведён первый Чемпионат Мира среди мужских команд, победу в котором одержала шведская команда. Место флорбола в современном спортивном мире Сейчас флорбол уже не просто игра детей и хоккеистов. Это самостоятельный вид спорта, объединяющий десятки тысяч игроков-любителей по всему миру и сотни профессиональных команд. Во флорбол играют взрослые и дети, женщины и мужчины, мальчики и девочки. Каждый чётный год ИФФ проводит мужское первенство мира, каждый нечётный – женское. Выпуском флорбольной экипировки занимаются уже не две - три компании в США и Швеции, а целые холдинги, опутавшие дилерской сетью весь мир. Каждый год выпускаются новые коллекции клюшек, мячи, кроссовки, щитки, перчатки, адаптированные для флорбола или же специально изобретённые. Принципы игры совершенствуются в пользу увеличения зрелищности. Флорбол развивается так интенсивно, как никакой из предшествовавших ему видов спорта. Минимальная затратность, зрелищность, оригинальность делают флорбол не только инвестиционно привлекательным, но и просто хорошим способом с пользой провести время. Флорбол — командный вид спорта. Играется пластиковым мячом, удары по которому наносятся клюшкой. Цель игры: забить мяч в ворота соперника. На площадке в каждой команде присутствуют 5 полевых игроков и один вратарь. Контролировать мяч допускается только клюшкой, имеющейся у всех полевых игроков. Ногой допускается останавливать мяч, но не наносить удары по воротам. Игра проходит на площадке размером 40 на 20 метров, закрытой бортиками. Углы у площадки закруглены. Размер ворот: 1.60 на 1.15 метров. Клюшки обычно делаются из пластика, их длина составляет один метр. Мяч сделан из пластмассы, его диаметр составляет 72 мм, максимальная масса — 23 грамма. В мячике имеется 26 отверстий. Флорбол появился в северной Европе. Эта игра похожа на хоккей с мячом и на хоккей без ледовой площадки, однако в правилах этих игр имеются существенные различия. Игра проводится на стандартной площадке 40 на 20 метров либо на маленькой — 24 на 14 метров. Во втором случае каждая команда состоит из трёх полевых игроков и одного вратаря. По ходу игры допускается неограниченное количество замен, которые разрешается проводить, не останавливая игру. Игра продолжается 3 периода по 20 минут. Перерывы между периодами продолжаются 10 минут. В некоторых случаях третий период во флорболе не играется. Клюшки у игроков не могут быть длиннее 105 сантиметров и иметь массу более 350 граммов. Хотя флорбол не является таким же контактным видом спорта как хоккей, в последние годы были разрешены некоторые виды единоборств. Например, допускается игра плечом в плечо в случае ведения борьбы за мяч, не контролируемый ни одним из игроков. Если игрок нарушает правила, противоположная команда получает право на штрафной удар. Игроков могут наказывать двух- или пятиминутными удалениями. За неспортивное поведение игрок может быть удалён на 10 минут. В крайнем случае игрок может быть удалён до конца матча. |
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические... Целью курса является изучение основных институтов и норм римского права в их историческом развитии и их влияние на нормы современного... |