Скачать 189.97 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДС.4 Информация и здоровье нации 050104 Безопасность жизнедеятельности Пояснительная записка Программа учебной дисциплины "Информация и здоровье нации» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников по специальности 050104 "Безопасность жизнедеятельности со специализацией информационная безопасность". Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области основ информации, демографии, здоровья; сформировать у педагогов понимание значимости информации в сохранении и укреплении здоровья нации; организовывать санитарно-просветительную работу с учащимися и их родителями; работу по профилактике саморазрушающего поведения. Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью. Согласно учебному плану на преподавание этого курса отводится 30 (аудиторных) часов: 20 - лекционных и 10 –практических. После завершения курса «Информация и здоровье нации» студенты должны: а) иметь представление:
б) знать:
в) уметь:
Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов, отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Дисциплина изучается в 8 семестре и завершается зачетом. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (примерное распределение учебного времени)
Содержание разделов дисциплины 1. Информация: понятия и определения, классификация. Восприятие различной информации в зависимости от возраста и пола Основные представления об информации, ее определения. Виды информации, классификация. Источники информации: семья, школа, СМИ, «двор». Особенности социальной информации. Агитация и пропаганда. Реклама, как разновидность подачи информации. Особенности восприятие различной информации в зависимости от возраста и пола. 2. Здоровье: понятия, классификация. Принципы изучения и критерии здоровья. Понятие о здоровье. Принципы изучения здоровья. Классификация здоровья. Группы здоровья. Социальное здоровье. 3. Факторы, определяющие уровень общественного и социального здоровья Влияние экологии на уровень общественного здоровья: состояние атмосферы, литосферы, гидросферы. Влияние наследственных факторов. Влияние социальных факторов: законодательная база; экономические условия (финансирование здравоохранения, материальное благосостояние населения, условия труда и отдыха); организационные мероприятия (мониторинг физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, здоровья); пропаганда ЗОЖ в средствах массовой информации, в школе, семье. Физическая культура, как основа формирования здоровья нации. Уровень и перспективы развития физической культуры в стране и регионе. Здоровье как социальный феномен. Социальная структура и здоровье. Социальные изменения и здоровье. 4. Демографические проблемы и современное состояние общественного и социального здоровья Демографические показатели состояния населения: рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, продолжительность здоровой жизни, физическое развитие, заболеваемость, смертность. Социально-психологические аспекты здоровья. Социальные представления о здоровье. Профессиональные, полоролевые и возрастные представления о здоровье. Понятие прогноза и прогнозирования. Критерии прогноза: возраст, конституция. Особенности жизнедеятельности цивилизованного человека. Болезни цивилизации - соматические, психосоматические - как болезни поведения. Стресс, дистресс и болезни. Особенности стрессов в современном мире. Профессиональные стрессы (учеба, работа). Теория апоптоза. Проблемы зависимости от психоактивных веществ. Алкоголь и здоровье. Курение и здоровье. Наркомания. Токсикомания. Профилактика саморазрушающего поведения. Сравнительные показатели состояния здоровья различных групп населения в мире, России и Мурманской области. 5. Проблемы репродуктивного здоровья как основы здоровья нации. Репродуктивное здоровье, его значение для обеспечения благополучия личности, общества и государства. Охрана репродуктивного здоровья. Репродуктивное поведение и его безопасность. Темы для самостоятельного изучения
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Семинар № 1 Понятия информация и здоровье и их взаимодействие План
Вопросы для коллективного обсуждения
Основная литература
Семинар № 2 Информационное пространство, формирующее понимание необходимости сохранения и укрепления здоровья План
Вопросы для коллективного обсуждения.
Литература
Семинар № 3 Влияние Кольского Заполярья на индивидуальное, общественное и социальное здоровье План
Вопросы для обсуждения. 1. Здоровье и магнитные бури. 2. Влияние условий Кольского Заполярья на двигательную активность учащихся. 3. Влияние динамики роста промышленного производства и транспорта на экологию и здоровье населения региона. 4. Основы законодательной базы по охране здоровья 5. Уровень материального благосостояния и образования населения региона и состояние социального здоровья Литература
Семинар № 4 Проблемы стрессов и дистрессов в современной жизни План 1. История учения о стрессе. 2. Определение понятий «стресс» и "дистресс". З. Положительный эффект стрессов. 4. Развитие дистресса. 5. Роль педагога в профилактике дистресса. 6. Профессиональные стрессы и "профессиональное выгорание". Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Определение понятий "стресс" и "дистресс". 2. Особенности стрессов в 21 веке. 3. Классификация стрессоров. 4. Стадии развития стресса. 5. Исходы дистрессов. 6. Роль педагога в профилактике дистрессов. Литература 1. Аршавский И.А. Особенности стресса и адаптации в разные возрастные периоды. Кишинев, 1980. 2. Валеология. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Соломина. СП6, 1996. 3. Селье Г. Концепция стресса, как мы ее представляем. Киев, 1976. Семинар № 5 Репродуктивное здоровье и здоровье поколения IIлан 1. Репродуктивное здоровье. 2. Охрана репродуктивного здоровья. 3. Планирование семьи. 4. Репродуктивное поведение. 5. Половое воспитание детей и подростков. Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Определение понятий "репродуктивное здоровье» и "репродуктивное поведение". 2. Психофизиологическая совместимость партнеров. 3. Современные методы планирования семьи . 4. Принципы, средства и методы полового воспитания детей и подростков. Литература 1. Веселкова И.Н., Комаров Ю.М. Как сохранить нацию. – М.: Академкнига, 2002. – С. 64-151. 2. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. – М.: Аспект Пресс, 2000. 139 с. 3. Каган Б.. Воспитателю о сексологии. М., 1986. 4. Психология здоровья //Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. 5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – СПб, "Петрополис", 2000. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Определение понятия «здоровье». Критерии оценки общественного и индивидуального здоровья. Группы здоровья. 2. Этапы формирования здоровья. 3. Здоровый образ жизни, его компоненты. Мотивации здорового образа жизни. 4. Здоровье как социальный феномен. 5. Социальная структура и здоровье. 6. Социальные изменения и здоровье общества 7. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни 8. Медико-гигиенические аспекты здоровья. 9. Факторы риска для здоровья. Их связь с основными причинами смертности. 10.Группы населения, для которых эффективно воздействие на факторы риска. Основные направления профилактики в каждой из этих групп. 11.Основные направления в деятельности школы по сохранению здоровья детей. 12.Физическая культура и ее значение в сохранении и укреплении здоровья ребенка. 13.Основные принципы оздоровительной физической культуры. 14.Здравоохранение. Основные модели здравоохранения. Принципы систем здравоохранения. 15.Нормативно-правовая база охраны здоровья в России. Основные положения Конституции в области охраны здоровья. Права граждан в области охраны здоровья. 16.Основные положения закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. 17.Труд и здоровье. Классификация условий труда. Гигиеническая характеристика труда педагога. Профилактика нарушений здоровья педагога. 18.Факторы стрессогенности школьной среды. 19.Психологические и физиологические особенности подросткового возраста. 20.Особенности восприятия информации. 21.Саморазрушающее поведение. Алкоголь и подросток. 22.Табакокурение, как медико-социальная проблема. Стадии привыкания к курению. 23.Наркомания. Критерии, позволяющие отнести вещество к наркотическим. 24.Токсикомания. Признаки токсикомании. 25.Основные направления профилактики саморазрушающего поведения. 26.Психическое здоровье. Стресс. Стадии развития стресса. Дистресс и болезни. Профилактика дистресса. 27.Режим труда и отдыха, его значение в развитии организма ребенка и в структуре ЗОЖ. 28. Брак и семья. Планирование семьи. Роль семьи в системе здорового образа жизни. 29. Демографические проблемы страны. 30. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение. 31. Адаптация и адаптационные резервы организма. Факторы адаптации. 32. Прогнозирование здоровья Примерная тематика рефератов
Словарь терминов (Глоссарий) АДДИКТИВНОЕ (зависимое) поведение – разновидность деструктивного поведения: наркотическая и алкогольная зависимость, курение, компьютерная зависимость и т.д. АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (лат. ante перед + natalis относящийся к рождению) - период внутриутробного развития от момента образования зиготы до начала родов (40 недель). В А.п. выделяются два периода: эмбриональный (от начала образования зиготы до 12-й недели) и фетальный. АПОПТОЗ - явление программируемой клеточной смерти, сопровождаемой набором характерных цитологических признаков (маркеров апоптоза) и молекулярных процессов, имеющих различия у одноклеточных и многоклеточных организмов. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (АТ) – (греч. Autos – сам, genos – род, т.е. "самопорождающая тренировка") – метод психосаморегуляции (И.Г.Шультц, 1932). БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (БОС) – сознательный контроль и произвольное воздействие на ряд исходно неощущаемых и неосознаваемых процессов в организме. ВИТАМИН (-Ы) (лат. vitaminum; vita жизнь + амины) - поступающие с пищей незаменимые вещества, необходимые для поддержания жизни (см. кофермент). ВЫГОРАНИЕ - ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, снижение рабочей продуктивности; деперсонализацию, или дегуманизацию, межличностных отношений. ГЕСТАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА (лат. gestatio – беременность, dominans - господствующий) – обеспечивающая направленность всех реакций организма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. ДЕВИАНТНОЕ (отклоняющееся) ПОВЕДЕНИЕ – поведение, нарушающее социальные нормы. ДЕМОГРАФИЯ – наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. ДИСТРЕСС - отрицательная форма стресса. ИНФОРМАЦИЯ - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов (ВОЗ, 1946); НАРКОТИКИ – субстанции, которые вмешиваются в естественные процессы функционирования организма и влияют на настроение, чувства и восприятия. ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ – неспецифическая реакция организма в ответ на разнообразные специфические повреждающие воздействия. ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (греч. peri приставка, обозначающая "расположение вокруг, снаружи" + лат.natus рождение) - период жизни с 28-й недели внутриутробной жизни по 7-у сутки жизни ребенка после рождения. ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (лат. post приставка со значением "находящийся позади, за чем-либо, следующий после чего-либо + лат. natus рождение) - период от момента рождения до смерти. ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД (лат. pubertas возмужалость) - в половом созревании выделяют три фазы: 1) препубертатная - у девочек 9-11 лет, у мальчиков 11-13 лет; 2) собственно пубертатная - у девочек 12-16 лет, у мальчиков 13-17 лет; 3) постпубертатная - у девочек после 16-18 лет, у мальчиков после 17-19 лет. РЕЗИСТЕНТНОСТЬ (лат. resistentia сопротивление, противодействие; син. сопротивляемость) – устойчивость организма к воздействие различных повреждающих факторов среды. СТРЕСС – (англ. stress напряжение) – состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. ЭНТРОПИЯ (греч. ennrepo вращать внутрь, заворачивать) - термодинамическая функция состояния системы, являющаяся мерой ее неупорядоченности: чем больше неупорядоченность, тем больше Э. Согласно второму закону термодинамики все процессы стремятся к возрастанию общей Э. системы и окружающей среды. ЭНТРОПИЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ - функция состояния живой системы, которая может возрастать, оставаться постоянной или уменьшаться. Процессы жизнедеятельности сопровождаются ростом Э. и для уменьшения Э. требуется совершение работы. |
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические... Целью курса является изучение основных институтов и норм римского права в их историческом развитии и их влияние на нормы современного... |