Скачать 372.59 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУВПО МГГУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.16.1.3.5. БФСВ: Футбол 050720 «Физическая культура» ФУТБОЛ – это спортивная игра, цель которой забить мяч в ворота соперника. Занятия футболом позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, улучшают подвижность в суставах, развивают силу, быстроту, выносливость, способствуют формированию широкого круга двигательных умений и навыков, воспитывают волевые качества. Являясь эффективным средством физического воспитания, футбол традиционно популярен среди различных категорий населения. Широкий диапазон вариативности нагрузки позволяет использовать футбол как реабилитационное средство в различных видах общей физической подготовки. Доступность, зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания в различных видах образовательных учреждений. В структуре высшего образования в сфере физической культуры футбол входит в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой подготовки специалистов по физической культуре. Цель курса «Футбол» - обеспечить освоение студентами комплекса знаний, умений и навыков для успешного проведения уроков и спортивных мероприятий по данному виду спортивных игр и на этой основе содействовать формированию у студентов целостного представления о профессиональной деятельности педагога по физической культуре. Основными задачами данного курса являются: - обеспечить приобретение студентами теоретических сведений об основных этапах возникновения и развития футбола, сущности и основных правилах игры, организации и проведении соревнований, методике обучения и совершенствования технике и тактике игры, методике проведения урочных и внеклассных форм занятий с детьми, видах и методах контроля за технико-тактической и общефизической подготовкой; - способствовать уверенному овладению основными приемами техники, тактики и методики обучения навыкам игры; - формировать умения и навыки планирования, организации и проведения уроков физического воспитания с детьми школьного возраста на предметной основе данной спортивной игры, оказания первой медицинской помощи при травмах при выполнении физических упражнений футболиста. Методические аспекты преподавания курса «Футбол» определяются следующими принципами:
Курс «Футбол» изучается в восьмом семестре. Он представлен следующими видами учебных занятий: лекция, практические занятия, самостоятельная подготовка студентов. Материал данных методических рекомендаций содержит подробные планы лекционного и практических занятий. Практические занятия предполагают овладение основными приемами техники, тактики и методики обучения навыкам игры, развитие общих и специальных физических качеств, судейство учебных игр. Задачей настоящих методических рекомендаций является оказание помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении предмета «Футбол». Самостоятельная работа студентов предусматривает конспектирование, составление тестов для оценки технико-тактической и физической подготовленности, подбор и выполнение упражнений, направленных на развитие двигательных способностей и физических качеств, составление конспектов учебно-тренировочных занятий. Формы отчетности по курсу:
I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.2. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
1.3. Содержание разделов дисциплины РАЗДЕЛ 1. Футбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания. Характеристика игры, оборудование для игры и инвентарь. История и развитие игры. Правило соревнований. Техника игры: владение мячом, передвижения. Удары: ногой и головой. Остановки: ногой, туловищем, головой. Ведение ногой. Финты: уходом, ударом ногой, ударом головой, остановкой ногой, остановкой туловищем, остановкой головой. Отбор: ударом ногой, остановкой ногой, толчком плеча. Тактика игры: нападения и защиты (индивидуальная, групповая и командная). РАЗДЕЛ 2. Организация и методика проведения занятий по футболу. Методика обучения навыкам игры в футбол, организация занятий по футболу. Планирование учебной работы. Оценка уровня подготовленности учащихся. Организация и проведение соревнований. Учебная игра с методикой судейства 1.4. Темы для самостоятельного изучения
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 2.1. Планы занятий (ОФО) Раздел 1 Футбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания. Занятие №1 – лекция - Предмет, задачи и содержание игры План: 1 Предмет, задачи и содержание игры. 2. История развития игры. 3. Техника и тактика игры. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Где впервые зародился футбол? 2. Советские спортсмены на чемпионатах мира и Европы. 3. Российские спортсмены на Чемпионатах мира и Европы. 4. Успехи сильнейших зарубежных спортсменов. Задания для самостоятельной работы: 1. Изучить:
Литература Основная:1, 2,3,4,5 Дополнительная: 3, 5 Занятие № 2 – лабораторное - Правила игры и методика судейства План: Правило игры: 1. Оборудование и инвентарь. 2. Участники. 3. Игровой формат. Игровые действия 1. Удар. 2. Остановка. 3. Ведение. 4. Финты. 5. Отбор. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Требования к инвентарю игрока. 2. Составление положения о соревнованиях. 3. Организация судейства соревнований. 4. Выбор схемы проведения командных соревнований. Задания для самостоятельной работы: 1. Изучить правила игры футбол. 2. Подготовить сетку проведения соревнований по олимпийской системе. 3. Написать положение о проведении соревнований по футболу. Литература Основная:1, 2,3,4,5 Дополнительная 2, 5 Занятие № 3 –практическое - Удары ногой и головой. Остановки ногой, туловищем, головой. Передвижение. План: 1. Передвижение футболиста. 2. Удары ногой (по катящему мячу, по стоящему и с места, подъемом, полущеткой). 3. Удары головой (с места, в прыжке). 4. Остановки ногой (подошвой, внутренней стороной и внешней стороной стопы, подъемом). 5. Остановка туловищем (грудью, плечом, шеей). 6. Остановка головой. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. В чем отличие удара? 2. Преимущества и недостатки остановки. 3. Чем характеризуются перемещения футболиста? Задания для самостоятельной работы: 1. Подбор и выполнение упражнений для развития перемещение футболиста. 2. Выполнение подготовительных упражнений с мячом:
Литература Основная:1, 2,3,4,5 Дополнительная: 2 Занятие № 4 – практическое – Ведение и финты План: 1. Ведение ногой (подъемом, внутренней стороной стопы, внешней) 2. Финты (уходом, ударом ногой, остановка головой, остановка туловищем) 3. Развитие силовых качеств футболиста. Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная:1, 2,3,4,5 Дополнительная: 2,4 Занятие № 5 – практическое – Передача и отбор План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная:1, 2,3,4,5 Дополнительная: 2,4 Занятие № 6 – практическое – Тактика игры План:
- индивидуальная - групповая - командная 2. Тактика защиты - индивидуальная - групповая - командная Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Выбор тактики игры против команды, играющей на пресинге 2. Выбор тактики игры против команды, играющей от защиты Задания для самостоятельной работы: 1. Практически правильно построить игру - против атакующей команды - против оборонительной команды Литература: Основная:1, 2,3,4,5 Дополнительная: 1,5 Раздел 2. Организация и методика проведения занятий по футболу Занятие № 7 – практическое – Методика обучения остановке мяча План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы
Литература Основная:1, 2,5 Дополнительная: 3,4 Занятие № 8 – практическое – Методика обучения ведению и финтам План
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная:4,5 Дополнительная: 2 Занятие № 9 – практическое – Методика обучения передачам и отбору План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература: Основная:1, 2,3,4,5 Дополнительная: 3 Занятие № 10 – практическое – Методика обучения тактике игры План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная:1, 2,3 Дополнительная: 1 III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 3.1. Планы занятий (ЗФО) Раздел 1 Футбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания. |
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические... Целью курса является изучение основных институтов и норм римского права в их историческом развитии и их влияние на нормы современного... |