Скачать 55.16 Kb.
|
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины СД.Ф.3. «Актуальные проблемы современной науки и журналистики» 1. Цели и задачи дисциплины Цель курса – сформировать у студентов представление о современных направлениях и тенденциях науки, а также месте и роли журналистики в популяризации научного знания. Задачи курса:
2. Структура курса (содержание разделов дисциплины) Раздел 1. Наука и журналистика Тема №1. Наука и журналистика. Научное знание в системе знаний. Система наук. Формы и методы научного познания. Специфика журналистского познания. Тема №2. Основные этапы развития, направления, концепции и характерные черты современной науки (Ньютоно-картезианская (декартовская) научная парадигма и ее роль в формировании научных концепций и развитии науки XVIII-XIX вв. Научные открытия ХХ в., роль теории относительности, квантовой физики, генетики, биопсихологии, гелиобиологии и др., их влияние на современную науку. Т.Кун, Ф.Капра о научных революциях. Идеи В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена о ноосфере. Современные информационные теории. Концепции постиндустриального информационного общества (А.Тойнби, О.Тоффлер). Культурологические концепции) Раздел 2. Роль журналистики в популяризации научного знания Тема №3. Роль журналистики в развитии цивилизации. Журналистика как универсальная информационно-креативная система. Специфика журналистской профессии в условиях развития современного общества. Современные научные концепции (синергетика, кибернетика, гелиобиология и др.) и их эвристическое значение для понимания природы журналистики. Тема №4. Роль журналистики в освещении проблем экологии. Экология и судьбы человечества. Экологическая безопасность. Устойчивое развитие. Тема №5. Актуальные проблемы современной науки. Основные научные направления и научные центры. Влияние науки на формирование модели цивилизации. Основные проблемы современного социально-гуманитарного знания. Тема №6. Научная журналистика, популяризация науки. История популяризации науки. М.В.Ломоносов о научной журналистике. Роль СМИ в распространении достижений науки и техники. Тема №7. Научная журналистика в тематической структуре журналистики. Предмет, аудитория, задачи, принципы, формы, жанры научной популяризации. Виды произведений о науке (научно-популярные, научно-справочные, научно-публицистические, научно-художественные). Информационная, мировоззренческая и практическая функции научной популяризации. Ее основные принципы: научная глубина, осмысление материала, доступность и занимательность изложения. Особенности научно-популярного стиля. Специфика материалов на научные темы в различных средствах массовой информации. Источники информации для журналиста, занимающегося популяризацией науки. 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины Сложность изучения учебной дисциплины связана с дискуссионностью рассматриваемых проблем, множеством профессионально значимых источников информации, отсутствием универсального учебника по дисциплине, заданиями для самостоятельной работы, ориентированными на коммуникативные навыки и эрудированность студента. В процессе изучения дисциплины студенты должны знать характеристику этапов классической, неклассической и постнеклассической науки, основные предпосылки и условия развития научной журналистики, систему научных методов, применяемых в социально-гуманитарном познании. Следует отметить, что студенту нужно иметь представление об основных категориях научной журналистики и тенденциях развития современной науки. Студенту следует внимательно ознакомиться с обязательной литературой и использовать в изучении каждой темы учебные пособия (учебники), посетить мастер-класс профессионального журналиста и экскурсию в библиотеку. При изучении курса студентам следует обратить внимание на тщательное изучение перспектив деятельности журналиста и редакции издания в освещении приоритетных научных проблем современного мира. При освоении курса студент должен знать основные ключевые понятия и термины (приведены в Глоссарии учебно-методического комплекса). При выполнении практических заданий студенту необходимо обращаться к различным публикациям в периодических печатных изданиях и международным документам, приведенным в списках рекомендованной литературы к каждому из занятий, а также к Федеральному закону «О средствах массовой информации» (ст. 47 «Права журналиста» и ст.49 «Обязанности журналиста»), используя интернет-системы «Консультант Плюс» или «ГАРАНТ». Данный нормативный акт составляет базу деятельности тележурналиста в его повседневной практике. Важным условием самопроверки изученного материала является активная работа студента на практических занятиях и выполнение всех заданий, данных преподавателем. В том числе доклада (перечень тем будет предложен преподавателем) на одну из самых остроактуальных проблем современной науки и развития техники. Студенту необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень путем самообразования, чтения профессиональной литературы и журналов, просмотра лент новостей в Интернет-СМИ (Ресурсов: http://ria.ru/science/, http://www.bbc.co.uk/russian/science/, http://magazine.rbc.ru/trends). 4. Список рекомендованной литературы Основная:
Дополнительная:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | Программа дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика... Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества | ||
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии Ляется формирование у студентов понимания особенностей профессионального самоопределения человека на основе знания закономерностей... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «актуальные проблемы современной науки и журналистика» Умк разработан доктором экономических наук, профессором кафедры журналистики Ивановым Алексеем Дмитриевичем | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению курса «Актуальные проблемы... Костенко Р. В., Зубенко Е. И. Актуальные проблемы уголовного процессуального права: Учебно-методическое пособие для студентов юридического... |