Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна» Филиал «Угреша»
Кафедра журналистики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ЖУРНАЛИСТИКА» для специальности 030601 – Журналистика
Дзержинский, 2011 г.
УМК разработан доктором экономических наук, профессором кафедры журналистики Ивановым Алексеем Дмитриевичем Протокол заседания кафедры журналистики
№1 от «___» ______________________ 2011 г. Заведующий кафедрой журналистики
_______________ /д.э.н., проф. А.Д. Иванов/
СОГЛАСОВАНО Директор филиала
____________________/д.т.н., проф. Б.М. Балоян/
«____» ___________ 2011 г.
Проректор по учебной работе
______________ /к.х.н., доцент С.В. Моржухина/
«____» ___________ 2011 г.
Содержание Выписка из ГОС ВПО по специальности 030601 – Журналистика
- требования к обязательному минимуму содержания дисциплины Календарный план учебных занятий (для очной формы обучения) Программа дисциплины (для очной и заочной форм обучения) Учебно-методические материалы для студентов:
- конспект лекционного курса
- рекомендации по организации самостоятельной работы
- рекомендации по написанию реферата Методические рекомендации для преподавателя
Выписка из ГОС ВПО
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 030601 – Журналистика
(№ государственной регистрации 69 гум/сп от 10.03.2000 г.)
СД.03
| Актуальные проблемы современной науки и журналистика Наука и журналистика. Научное знание в системе знаний. Система наук. Формы и методы научного познания. Специфика журналистского познания.
Основные направления, концепции и характерные черты современной науки. Этапы ее развития. Ньютоно-картезианская (декартовская) научная парадигма и ее роль в формировании научных концепций и развитии науки XVIII-XIX вв. Научные открытия ХХ в., роль теории относительности, квантовой физики, генетики, биопсихологии, гелиобиологии и др., их влияние на современную науку. Т.Кун, Ф.Капра о научных революциях.
Идеи В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена о ноосфере. Современные информационные теории. Концепции постиндустриального информационного общества (А.Тойнби, О.Тоффлер). Культурологические концепции.
Роль журналистики в развитии цивилизации. Журналистика как универсальная информационно-креативная система. Специфика журналистской профессии в условиях развития современного общества. Современные научные концепции (синергетика, кибернетика, гелиобиология и др.) и их эвристическое значение для понимания природы журналистики.
Экология и судьбы человечества. Экологическая безопасность. Устойчивое развитие. Роль журналистики в освещении проблем экологии.
Актуальные проблемы современной науки. Основные научные направления и научные центры. Влияние науки на формирование модели цивилизации.
Научная журналистика, популяризация науки. История популяризации науки. М.В.Ломоносов о научной журналистике. Роль СМИ в распространении достижений науки и техники. Научная журналистика в тематической структуре журналистики. Предмет, аудитория, задачи, принципы, формы, жанры научной популяризации. Виды произведений о науке (научно-популярные, научно-справочные, научно-публицистические, научно-художественные). Информационная, мировоззренческая и практическая функции научной популяризации. Ее основные принципы: научная глубина, осмысление материала, доступность и занимательность изложения. Особенности научно-популярного стиля. Специфика материалов на научные темы в различных средствах массовой информации. Источники информации для журналиста, занимающегося популяризацией науки.
| 72
| ГОУ ВПО МО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»
ФИЛИАЛ «УГРЕША»
-
| УТВЕРЖДАЮ Директор филиала
_______________ Б.М. Балоян
«___» __________2011 г.
|
Календарный план учебных занятий 2011 /2012 учебного года по дисциплине «Актуальные проблемы современной науки и журналистика»
Кафедра журналистики Преподаватель Иванов Алексей Дмитриевич
Специальность 030601 – Журналистика курс 5 семестр 9
Номера и даты недель
| В и д ы и с о д е р ж а н и е у ч е б н ы х з а н я т и й
| Самостоятельная работа студентов
| Л е к ц и и
| Практические занятия
семинары
| Лабораторные работы
| В аудитории
| Самостоятельное изучение
| Даты лекций
| Часы
| Содержание
| Использ. ТСО**
| Содержание и раздел учебника (глава, параграф)
| Форма контроля
|
| №
| Название
| Вид задан.
| Содержание
| Часы
| Форма контроля
| 1 неделя
|
| 2
| Наука и журналистика. Научное знание в системе знаний. Система наук. Формы и методы научного познания. Специфика журналистского познания.
|
| Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях, гл.1
| опрос
|
|
|
| А
| Наука. Формы и методы научного познания.
Проработка лекционного материала. Составление конспект-таблицы.
| 2
| конспект
| 2 неделя
|
| 2
|
|
|
|
| Основные направления, концепции и характерные черты современной науки. Этапы ее развития. Ньютоно-картезианская (декартовская) научная парадигма и ее роль в формировании научных концепций и развитии науки XVIII-XIX вв.
|
|
| А
| Основные черты современной науки. Этапы ее развития.
Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях.
| 2
| опрос
| 3 неделя
|
| 2
| Научные открытия ХХ в., роль теории относительности, квантовой физики, генетики, биопсихологии, гелиобиологии и др., их влияние на современную науку. Т.Кун, Ф.Капра о научных революциях.
|
| Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях, гл.2
| опрос
|
|
|
|
| Научные открытия ХХ в.
Подготовка рефератов на заданные темы
| 2
|
| 4 неделя
|
| 2
|
|
|
|
| Идеи В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена о ноосфере. Современные информационные теории. Концепции постиндустриального информационного общества (А.Тойнби, О.Тоффлер). Культурологические концепции.
|
|
| А
| Учение о ноосфере. Современные информационные теории.
Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. – М., 1991.
| 2
| опрос
| 5 неделя
|
| 2
| Роль журналистики в развитии цивилизации. Журналистика как универсальная информационно-креативная система. Специфика журналистской профессии в условиях развития современного общества.
|
| Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях, гл.3
| опрос
|
|
|
| А
| Экологическая безопасность. Роль журналистики в освещении проблем экологии.
Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание: Учеб. пособие.
| 2
| опрос
| 6 неделя
|
| 2
|
|
|
|
| Современные научные концепции (синергетика, кибернетика, гелиобиология и др.) и их эвристическое значение для понимания природы журналистики.
|
|
| А
| Основные научные направления и научные центры.
Проработка лекционного материала. Составление конспект-таблицы.
| 2
| опрос
| 7 неделя
|
| 2
| Экология и судьбы человечества. Экологическая безопасность. Устойчивое развитие. Роль журналистики в освещении проблем экологии.
|
| Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях, гл.4
| опрос
|
|
|
|
| Научная журналистика и популяризация науки.
Составление дайджеста.
| 2
|
| 8 неделя
|
| 2
|
|
|
|
| Актуальные проблемы современной науки. Основные научные направления и научные центры. Влияние науки на формирование модели цивилизации.
|
|
| А
| Роль СМИ в распространении достижений науки и техники. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.
| 2
| опрос
| 9 неделя
|
| 2
| Научная журналистика, популяризация науки. История популяризации науки. М.В.Ломоносов о научной журналистике.
|
| Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях, гл.5
| опрос
|
|
|
| А
| Научная журналистика в тематической структуре журналистики.
Написание эссе.
| 2
| эссе
| 10 неделя
|
| 2
|
|
|
|
| Роль СМИ в распространении достижений науки и техники. Научная журналистика в тематической структуре журналистики. Предмет, аудитория, задачи, принципы, формы, жанры научной популяризации.
|
|
| А
| Предмет, аудитория, задачи, принципы, формы, жанры научной популяризации. Виды произведений о науке.
Подготовка к коллоквиуму.
| 2
| опрос
| 11 неделя
|
| 2
| Виды произведений о науке (научно-популярные, научно-справочные, научно-публицистические, научно-художественные).
|
| Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях, гл. 6
| опрос
|
|
|
|
|
|
|
| 12 неделя
|
| 2
| Виды произведений о науке (научно-популярные, научно-справочные, научно-публицистические, научно-художественные).
|
| Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях, гл.6
| опрос
|
|
|
| А
| Функции научной популяризации. Ее основные принципы.
Проработка лекционного материала. Составление конспект-таблицы.
| 4
| конспект
| 13 неделя
|
| 2
|
|
|
|
| Информационная, мировоззренческая и практическая функции научной популяризации. Ее основные принципы: научная глубина, осмысление материала, доступность и занимательность изложения.
|
|
|
|
|
|
| 14 неделя
|
| 2
|
|
|
|
| Информационная, мировоззренческая и практическая функции научной популяризации. Ее основные принципы: научная глубина, осмысление материала, доступность и занимательность изложения.
|
|
| А
| Особенности научно-популярного стиля.
Написание научно-популярного материала
| 4
| опрос
| 15 неделя
|
| 2
| Особенности научно-популярного стиля. Специфика материалов на научные темы в различных средствах массовой информации.
|
| Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях, гл.7
| опрос
|
|
|
| А
| Специфика научных материалов.
Составление дайджеста СМИ.
| 4
| просмотр
| 16 неделя
|
| 2
| Особенности научно-популярного стиля. Специфика материалов на научные темы в различных средствах массовой информации.
|
| Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях, гл.7
| опрос
|
|
|
|
|
|
|
| 17 неделя
|
| 2
|
|
|
|
| Источники информации для журналиста, занимающегося популяризацией науки.
|
|
| А
| Источники информации.
Составление дайджеста СМИ.
| 4
| опрос
| 18 неделя
|
| 2
|
|
|
|
| Итоговая работа
|
|
|
|
|
|
|
| А, Л
| Всего
| 36
|
| УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ)
| Р, Т, П
| Всего
|
|
|
| № Виды заданий: А – задание к практич. занятиям
Л – задание к лабор. занятиям
Р – расчетное задание
Т – типовой расчет
П – курсовой проект
К – контрольная или проверочная работа
| Название, автор, год издания
| Примечания
|
|
| 1
| Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. – М., 2008
|
|
|
| 2
|
|
|
|
-
РАЗРАБОТАНО
____________ /Иванов А.Д./
«___» _______________2011 г.
| УТВЕРЖДАЮ
_______________ /Иванов А.Д./
«___» ________________2011 г.
|
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Филиал «Угреша»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе
__________ С.В. Моржухина
«_____»___________ 2011 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ЖУРНАЛИСТИКА» по специальности 030601 – Журналистика
Форма обучения: очная, заочная
Уровень подготовки: специалист
Курс (семестр): очная - 5 курс (9 семестр)
заочная - 6 курс (11 семестр)
Дзержинский, 2011 г.
Автор программы:
доктор экономических наук, профессор кафедры журналистики
Иванов Алексей Дмитриевич Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом
Высшего профессионального образования и учебным планом по специальности 030601 Журналистика. Программа рассмотрена на заседании кафедры журналистики Протокол заседания №1 от «___» ___________________ 2011 г. Заведующий кафедрой_________________ /А.Д. Иванов/
СОГЛАСОВАНО: Рецензент: директор ДМУП «Информационный центр» г. Дзержинский А.Л. Трубицин
Директор филиала _______________ /д.т.н., профессор Б.М. Балоян/
«_____»______________2011 г.
Зав. библиотекой_______________ /О.А. Зиберева/
1. Аннотация
Дисциплина «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» является федеральным компонентом цикла общепрофессиональных дисциплин.
Возобновлению внимания к важнейшей сфере человеческой деятельности и служит учебная дисциплина «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», в результате изучения курса которой студенты, согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, должны: иметь представление об основных направлениях современного научного поиска, в том числе о научно-информационных теориях, месте журналистики в развитии и популяризации научного знания, соответствующих проблемно-тематических направлениях освещения в средствах массовой информации проблем современной науки; уметь выделять теоретические, прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты научного знания как результате осознания передовыми мыслителями человечества непреходящей важности этой задачи; овладеть основами знаний о генезисе, этапах развития, современном состоянии, формах и методах науки, ее влиянии на формирование модели цивилизации, концепции постиндустриального информационного общества; развивать научный стиль мышления, понимать смысл журналистики как универсальной информационно-креативной системы; осмысленно популяризировать научное знание, передовые рубежи отечественной науки в мире.
Курс «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» органично связан с другими предметами обучения и входит в цикл дисциплин специальности «Журналистика».
Учебный процесс по курсу осуществляется в виде лекций, семинарских и практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций, а также самостоятельной работы студентов. Для достижения максимального эффекта обучения в ходе лекций рассматриваются базовые элементы и вопросы учебной дисциплины.
Семинарские занятия нацелены на активизацию, углубление и закрепление лекционных материалов и знаний, приобретенных в процессе самостоятельного изучения рекомендованной литературы и источников. Практические занятия (написание рефератов, изучение публикаций и основных проблемно-тематических направлений популяризации науки) проводятся под руководством преподавателя, а также в часы самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа организуется с учетом индивидуальных возможностей и способностей студентов, устанавливаемых в ходе семинарских и практических занятий.
Формами контроля знаний являются выступления студентов на семинарах и контрольные опросы на плановых занятиях. Итоговая форма контроля – зачет. 2. Цель и задачи дисциплины Цель курса. Журналистское познание форм и методов современной науки тесно связано с научным освоением окружающей среды – биологической, технологической или культурной. И если на естествоиспытателя возлагается миссия как можно более точно и полно описать окружающий мир, то журналисту предопределено как можно более достоверно донести до массовой аудитории направления современного научного поиска. Между тем, на рубеже 80–90-х гг. ХХ-го столетия в условиях кардинальной трансформации социально-экономической системы в нашей стране, упадок духовный сопровождался острым кризисом морали и науки, что пагубно отразилось на уровне отечественной научной журналистики, занимавшей передовые рубежи в мире. Курс «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» как раз и имеет целью подготовить выпускников факультетов журналистики к ответственной роли научного журналиста, вооружив их необходимыми знаниями об основных проблемах современной науки и тех возможностях, которыми обладают средства массовой информации, чтобы способствовать решению этих проблем.
Задачи курса. В соответствии с указанной целью основными задачами курса являются следующие:
познакомить студентов с основной теоретической базой данной дисциплины;
научить студентов пользоваться научным терминологическим арппаратом;
помочь молодым людям осознать глобальный характер проблем современной науки и необходимость их освещения в СМИ;
помочь студентам четко представить себе возможные для человечества пути выхода из кризисных ситуаций и место журналистики в этом процессе;
обратить внимание на те направления деятельности СМИ, которые в данной связи представляются особо важными;
познакомить будущих журналистов с позитивным опытом участия прессы в решении актуальных проблем современной науки;
помочь молодым людям сформировать установку на ответственность и компетентность как факторы, способствующие успешному выполнению журналистикой ее задач по популяризации научных достижений.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Изучив курс «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», студент должен
знать структуру, содержание и программу учебной дисциплины; место научного знания в системе знаний; особенности журналистского познания; основные направления, характерные черты современной науки, этапы ее развития, важнейшие культурологические концепции; роль журналистики в развитии цивилизации и ее специфику в условиях развития современного социума; основные научные направления и научные центры; научные издания, теле- и радиопрограммы; предмет, аудиторию, задачи, принципы, форму, жанры, источники информации научной популяризации и ее основные черты – научную глубину, творческое осмысление материала, доступность и занимательность изложения.
уметь в соответствии с полученной в ходе учебы подготовкой применять на практике полученные фундаментальные знания, осуществлять текущее, тематическое, перспективное планирование и информационный маркетинг на уровне сотрудника отдела редакции общеполитического и специализированного издания, а также программы электронного СМИ; готовить собственные, заказывать авторские и редактировать для опубликования журналистские материалы в сфере научной журналистики; популяризировать достижения отечественной и мировой науки.
иметь представление об особенностях научных парадигм и их роли в формировании научных концепций и развитии науки; научных революциях; принципах государственной политики в области науки и ее законодательную базу; информационной, мировоззренческой, и практических функциях научной популяризации; роли СМИ в распространении достижений науки и техники; видах произведений о науке – научно-популярных, научно-справочных, научно-публицистических, научно-художественных; специфике публикаций на научные темы в различных средствах массовой информации.
получить навык реализации профессионально-творческих замыслов и редакционных планов по непосредственному созданию материалов для публикации в СМИ; определения круга авторов из профессиональной среды; взаимодействия с ведущими научными центрами и профильными изданиями; редактирования текстов по научной проблематике.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
| Очная форма обучения
| Заочная форма обучения
| Вид учебной работы
| Всего часов
| 9 семестр
| Всего часов
| 11 семестр
| Общая трудоемкость дисциплины
| 72
| 72
| 72
| 72
| Аудиторные занятия
| 34
| 34
| 8
| 8
| Лекции
| 18
| 18
| 8
| 8
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 16
| 16
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
| Контроль самостоятельной работы
| 2
| 2
|
|
| Самостоятельная работа
| 36
| 36
| 64
| 64
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
| Реферат (эссе)
|
|
| 12
| 12
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
|
зачет
|
|
зачет
|
5. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий
№
| Содержание учебного материала
(дидактические единицы),
обобщенные требования к знаниям и умениям
| Очная форма обучения
| Заочная форма обучения
|
|
| Л
| ПЗ
| ЛР
| СРС
| Л
| ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1
| Научное знание в системе знаний.
Тема 1.1. Наука и журналистика. Научное знание в системе знаний. Система наук. Формы и методы научного познания. Специфика журналистского познания.
|
2
|
|
| 2
| 2
|
|
| 5
| Тема 1.2. Основные направления, концепции и характерные черты современной науки. Этапы ее развития. Ньютоно-картезианская (декартовская) научная парадигма и ее роль в формировании научных концепций и развитии науки XVIII-XIX вв.
|
| 2
|
| 2
|
|
|
| 5
| Тема 1.3. Научные открытия ХХ в., роль теории относительности, квантовой физики, генетики, биопсихологии, гелиобиологии и др., их влияние на современную науку. Т.Кун, Ф.Капра о научных революциях.
| 2
|
|
| 2
| 2
|
|
| 5
| Тема 1.4. Идеи В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена о ноосфере. Современные информационные теории. Концепции постиндустриального информационного общества (А.Тойнби, О.Тоффлер). Культурологические концепции.
|
| 2
|
| 2
|
|
|
| 5
| Тема 1.5. Роль журналистики в развитии цивилизации. Журналистика как универсальная информационно-креативная система. Специфика журналистской профессии в условиях развития современного общества.
| 2
|
|
| 2
|
|
|
| 5
| 2
| Научная журналистика
Тема 2.1. Современные научные концепции (синергетика, кибернетика, гелиобиология и др.) и их эвристическое значение для понимания природы журналистики.
|
| 2
|
| 2
|
|
|
| 5
| Тема 2.2. Экология и судьбы человечества. Экологическая безопасность. Устойчивое развитие. Роль журналистики в освещении проблем экологии.
| 2
|
|
| 2
| 2
|
|
| 5
| Тема 2.3. Актуальные проблемы современной науки. Основные научные направления и научные центры. Влияние науки на формирование модели цивилизации.
|
| 2
|
| 2
|
|
|
| 5
| Тема 2.4. Научная журналистика, популяризация науки. История популяризации науки. М.В.Ломоносов о научной журналистике.
| 2
|
|
| 2
|
|
|
| 4
| 3
| Научная популяризация и СМИ
Тема 3.1. Роль СМИ в распространении достижений науки и техники. Научная журналистика в тематической структуре журналистики. Предмет, аудитория, задачи, принципы, формы, жанры научной популяризации.
|
| 2
|
| 2
|
|
|
| 4
| Тема 3.2. Виды произведений о науке (научно-популярные, научно-справочные, научно-публицистические, научно-художественные).
| 4
|
|
| 4
| 2
|
|
| 4
| Тема 3.3. Информационная, мировоззренческая и практическая функции научной популяризации. Ее основные принципы: научная глубина, осмысление материала, доступность и занимательность изложения.
|
| 4
|
| 4
|
|
|
| 4
| Тема 3.4. Особенности научно-популярного стиля. Специфика материалов на научные темы в различных средствах массовой информации.
| 4
|
|
| 4
|
|
|
| 4
| Тема 3.5. Источники информации для журналиста, занимающегося популяризацией науки.
|
| 2
|
| 4
|
|
|
| 4
|
| Всего
| 18
| 16
|
| 36
| 8
|
|
| 64
|
| Контроль СРС
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|