МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ) ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра экономических теорий
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ректора
от 28.11.2011 № 01-244/а АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Рабочая программа дисциплины для подготовки аспирантов
по специальностям
08.00.01 – Экономическая теория
08.00.05 –Экономика и управление народным хозяйством
08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит
08.00.14 – Мировая экономика
Москва 2011
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Рабочая программа дисциплины для подготовки аспирантов
по специальностям
08.00.01 – Экономическая теория
08.00.05 –Экономика и управление народным хозяйством
08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит
08.00.14 – Мировая экономика
Составитель:
Доктор экономических наук, профессор Т.Ю. Прокофьева Ответственный редактор:
к.э.н., доцент И.Н. Бухтерева
Рабочая программа утверждена
на заседании кафедры экономических теорий
протокол № 3 от 3 октября 2011 г.
Программа одобрена и рекомендована для
опубликования на заседании Совета Института экономики,
управления и права
13.10.2011, протокол № 3
Программа одобрена и рекомендована для
опубликования на заседании Научно-методического совета
по аспирантуре и докторантуре
23.11.2011, протокол № 1
© Российский государственный гуманитарный университет, 2011
Пояснительная записка
Цели дисциплины:
«Актуальные проблемы экономической науки» является является специальной дисциплиной отрасли науки и научной специальности при подготовке аспирантов по следующим научным специальностям:
08.00.01 – Экономическая теория;
08.00.05 –Экономика и управление народным хозяйством;
08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит;
08.00.14 – Мировая экономика.
Цель курса: на основе анализа актуальных проблем экономической науки показать соотношение ее теоретических положений с реальными экономическими процессами, а также возможные тенденции развития современной экономической науки.
«Актуальные проблемы экономической науки» реализуется на экономическом факультете РГГУ кафедрой экономических теорий.
Содержание дисциплины охватывает теоретические аспекты современной экономической мысли, а так же круг проблем, связанных с общей концепцией социально-экономического развития России. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура):
«Актуальные проблемы экономической науки» является специальной дисциплиной отрасли науки и научной специальности.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия в объеме 36 часов. Самостоятельная работа аспирантов составляет 36 часов. Программа освоения курса включает промежуточный контроль в форме зачета.
Изучение дисциплины основано на знаниях, умениях и знаниях, полученных при освоении дисциплин «Макроэкономика», «Микроэкономика», «История экономических учений» и др. Умения и знания, полученные аспирантами в процессе освоения данной дисциплины необходимы для проведения научно-исследовательской работы. Задачи дисциплины:
показать фундаментальный характер знания в области экономической теории;
сформировать целостное видение экономической действительности;
проанализировать эволюцию экономических парадигм и концепций, основные идеи выдающихся экономистов;
внутреннюю логику исторического развития современной экономической теории;
сформировать экономическое мышление, позволяющее создавать адекватное представление о современных экономических процессах и преобразованиях как в России, так и в мире;
способствовать развитию навыков решения конкретных экономических задач на основе применения фундаментальных принципов современной экономической науки.
В процессе изучения дисциплины аспирант должен
Знать:
природу и сущность экономических явлений и процессов;
экономические закономерности и зависимости;
системность и объективность проблем, возникающих в ходе взаимодействий субъектов экономики.
Уметь:
обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления исследований;
обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;
обосновывать выбор методов проводимого анализа;
аккумулировать необходимую экономическую информацию для реализации определенных практических задач.
Содержание дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Экономическая теория: возникновение, становление и развитие
| Объективные предпосылки возникновения экономической теории. Сравнительный анализ предмета и метода различных школ и направлений экономической теории. Роль политической экономии в формировании современной экономической картины мира. Влияние промышленной, научно-технической, информационно – инновационной революций на экономику и экономическую науку. Междисциплинарные экономические исследования: содержание, границы, перспективы.
| 2.
| Современная экономическая наука, ее специфика
| Современная экономическая наука и ее теории. Специфика современного этапа развития науки. Современная экономическая наука: кризис или расцвет? Кризис как возможная форма развития экономической теории. Предмет, задачи, структура и идеология экономической науки. Законы и принципы: их сущность и диалектика взаимосвязи. Неточность экономических законов. Ассиметрия экономических зависимостей. Неверифицируемость некоторых экономических переменных. Субъективный характер экономических рекомендаций.
Лауреаты Нобелевской премии в области экономики
| 3.
| Современная экономическая наука о сущности экономической системы и системообразующем факторе
| Понятие экономической системы, ее структура. Экономические институты и проблема собственности в современной экономике.
Современная структура производства. Модернизация и инновации: понятия и диалектика взаимосвязи. Институциональные основы инновационной деятельности.
| 4.
| Теория товара и денег в современной экономической науке
| Марксистская и неоклассическая теории товара. Понятия и свойства товара. Соотношение понятий: ценность , стоимость, полезность. Противоречия товарного производства. Методологические положенеия теории предельной полезности.
Происхождение, сущность, функции денег.
| 5.
| Современная экономическая наука о сущности рыночной экономики
| Современная теория рынка. Ретроспективный анализ рыночной экономики. Рыночная экономика как единство материального и идеального. Материальные интересы как предпосылка сохранения экономической системы. Диалектическое противоречие материального и идеального. Материальный результат как следствие работы интеллекта. Духовное качество общества как фактор постепенного снижения зависимости от материального развития. Соотношение стихийности и сознательности в экономической деятельности.
| 6
| Проблемы экономической динамики
| Экономический рост: количественная и качественная составляющие. Цикличность развития экономики. Природа современного финансово-экономического кризиса. Пути и методы преодоления кризиса. Усиление роли государства
|
Структура дисциплины (тематический план)
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№
п/п
| Раздел
дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости Форма итогового контроля
| Лекции
| Самосто-ятельная
работа
|
| 1.
| Экономическая теория: возникновение, становление и развитие
| 6
| 6
| собеседование
| 2.
| Современная экономическая наука, ее специфика
| 6
| 6
| собеседование
| 3.
| Современная экономическая наука о сущности экономической системы и системообразующем факторе
| 6
| 6
| собеседование
| 4.
| Теория товара и денег в современной экономической науке
| 6
| 6
| собеседование
| 5.
| Современная экономическая наука о сущности рыночной экономики
| 6
| 6
| собеседование
| 6.
| Проблемы экономической динамики
| 6
| 6
| собеседование
|
| ВСЕГО
| 36
| 36
| Является составной частью кандидатского экзамена
|
Образовательные технологии
При реализации программы дисциплины используются различные образовательные технологии. Лекционные занятия проводятся с разбором конкретных ситуаций с использованием ПК и компьютерного проектора. Используется проблемный метод изложения лекционного материала.
Итоговой формой контроля является зачет, который выставляется в том случае, если аспирант:
глубоко и прочно усвоил программный материал,
исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает,
умеет тесно увязывать теорию с практикой,
свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий,
использует в ответе материал дополнительной литературы,
правильно обосновывает принятое решение,
владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.
«Незачтено» выставляется аспиранту, который не знает большей части программного материала, допускает существенные ошибки. Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| 1.
| Сравнительный анализ предмета и метода различных школ и направлений экономической теории. Роль политической экономии в формировании современной экономической картины мира. Влияние промышленной, научно-технической, информационно – инновационной революций на экономику и экономическую науку.
| 2.
| Неверифицируемость некоторых экономических переменных. Субъективный характер экономических рекомендаций.
| 3.
| Современная структура производства.
| 4.
| Соотношение понятий: ценность, стоимость, полезность.
| 5.
| Соотношение стихийности и сознательности в экономической деятельности
| 6.
| Природа современного финансово-экономического кризиса. Пути и методы преодоления кризиса.
|
Примерная тематика рефератов
Формирование и эволюция современной экономической мысли
Проблема «аномальных эффектов» в экономике («аномальные эффекты» в ценообразовании, «аномальное возникновение» инфляционных эффектов, «аномальное преодоление» кризисов и т.д.)
«Слабость» экономического знания
Проблема «правильности» и применимости экономических законов
Математизация экономической науки
Субъективный характер экономических рекомендаций
Способы практического использования экономического знания
Диалектическое противоречие материального и идеального в экономике
Дискуссионные аспекты теории стоимости и меновой стоимости
Особенности инновационной модернизации Российской экономики
Генезис информационной экономики
Нравственный потенциал общества и проблемы современной экономики
Проблемы создания эффективного собственника
Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине
Объективные предпосылки возникновения экономической теории
Сравнительный анализ предмета и метода различных школ и направлений экономической теории.
Влияние промышленной, научно-технической, информационно – инновационной революций на экономику и экономическую науку.
Междисциплинарные экономические исследования: содержание, границы, перспективы.
Предмет, задачи и структура современной экономической науки
Сущность и диалектика взаимосвязи экономических законов и принципов
Экономические законы и их границы
Количественный и качественный анализ в экономической науке: диалектика существования
Проблема неверифицируемости некоторых экономических переменных
Понятие экономической системы, ее структура.
Экономические институты и проблема собственности в современной экономике
Современная структура производства.
Модернизация и инновации: понятия и диалектика взаимосвязи.
Институциональные основы инновационной деятельности
Марксистская теория товара
Неоклассическая теория товара
Методологические положенеия теории предельной полезности
Происхождение, сущность, функции денег
Современные теории рынка
Соотношение стихийности и сознатльности в экономике
Экономический рост: количественная и качественная составляющие.
Цикличность развития экономики.
Природа современного финансово-экономического кризиса. Пути и методы преодоления кризиса.
Государственное регулирование экономики
Нобелевские премии в экономике: некоторые тенденции и закономерности
Методическое и информационное обеспечение
дисциплины
Основная литература Баликоев В.З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. - 10-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2007. - 731 с. - (Высшее экономическое образование. Экономика).
Борисов Е. Ф. Экономическая теория : учебник / Е. Ф. Борисов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Проспект, 2011. - 535 с.
Общая экономическая теория. Вводный курс : [в 3 кн.] / [О.Н. Антипина и др.] ; под. ред. А.А. Пороховского ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М. : Кодекс, 2010. – 3 кн.
Станковская И. К. Экономическая теория / И. К. Станковская, И. А. Стрелец. - 5-е изд., доп. - М. : Эксмо, 2010. - 476, [1] с. - (Полный курс MBA).
Эрперт М.Б. Методологические опыты теории товара и денег / Михаил Эрперт. М. : Экономика, 2004. - 191 с.
Дополнительная литература Абалкин Л. От экономической теории до концепции долгосрочной стратегии / Л. Абалкин // Вопросы экономики. - 2010. - № 6. - С. 4-9.
Балацкий Е.В. Мировая экономическая наука на современном этапе: кризис или прорыв / Е. В. Балацкий // Науковедение [Электронный ресурс]. - 2001. - № 2. - С. 25-45. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/BALA.HTM
Ведин Н.В. Актуальные вопросы разработки методологии современной экономической науки / Ведин Н.В. , Газизуллин Н.Ф. , Хасанова А.Ш. // Проблемы современной экономики [Электронный ресурс] : евразийский междунар. науч.-аналит. журн. - 2003. - № 3-4 (7-8). – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=302
Кузьминов Я.И. За пределами рынка: институты управления трансакциями в сложном мире : (Нобелевская премия по экономике 2009 года - Оливер Уильямсон и Элинор Остром) / Я. Кузьминов, М. Юдкевич // Вопросы экономики. - 2010. - № 1. - С. 82-98.
Либман А. Замечания к дискуссии о судьбе политической экономии / А. Либман // Вестник института экономики РАН. – 2010. - № 4. - С. 84-90.
Лоусон Т. Современная "экономическая теория" в свете реализма / Т. Лоусон ; предисл. О. Ананьина ; пер. с англ. И. Болдырева, Н. Дергуновой // Вопросы экономики. - 2006. - № 2. - С. 75-98.
Лукша П. Экономическая организация: на пути к синтетической теории / П. Лукша, М. Белоусенко // Вопросы экономики. - 2006. - № 2. - С. 99-115.
Полтерович В.М. Кризис экономической теории [Электронный ресурс] : докл. на науч. семинаре Отд-ния экономики и ЦЭМИ РАН "Неизвестная экономика" / В.М. Полтерович. – Электрон. дан. - М. : ЦЭМИ, cop. 1997. – Режим доступа: http://ts1.cemi.rssi.ru/rus/publicat/e-pubs/d9702t/d9702t.htm
Пороховский А.А. Рыночное развитие и политическая экономия / Пороховской Анатолий Александрович // Науч. исслед. экон. фак. [Электронный ресурс] : электрон. журн. - 2009. - № 1. - С. 3-25. - Режим доступа: http://archive.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x0b/xe3/3043/file/1-Porokhovsky.pdf
Покрытан П. "Рабочий вопрос" и дискуссия о конце классической политической экономии // Вестник Ин-та экономики РАН. – 2010. - № 4. – С. 74-83.
Голиченко О. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения / О. Голиченко // Вопросы экономики. - 2010. - № 8. - С. 41-53.
Эллман М. О вкладе исследовательских работ по советской экономике в экономическую теорию мейнстрима / М. Эллман // Вопросы экономики. - 2010. - № 3. - С. 39-55.
Эрроу К. Развитие экономической теории с 1940 года: взгляд очевидца / К. Эрроу ; пер. с англ. С. Щур // Вопросы экономики. - 2010. - № 4. - С. 4-22.
Программное обеспечение
Internet-источники:
www.gks.ru Госкомстат РФ. Основные социально-экономические показатели России. Электронные версии официальных публикаций Госкомстата России
www.cbr.ru Центральный Банк РФ. Макроэкономическая статистика
www.expert.ru Эксперт ONLINE, раздел «Макроиндикаторы» (ключевые показатели РФ).
www.nalog.ru Министерство РФ по налогам и сборам
www.economy.gov.ru Министерство экономического развития и торговли РФ
www.minfin.ru Министерство финансов РФ
www.cea.gov.ru Центр экономической конъюнктуры при правительстве РФ
www.budgetrf.ru База данных по бюджетной системе РФ
www.iet.ru Институт экономики переходного периода
www.cefir.org Центр экономических и финансовых исследований и разработок
www.cemi.rssi.ru сайт ЦЭМИ (Центрального экономико-математического института) РАН
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).
|