Скачать 0.9 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс дисциплины М2.Б1 Медико-биологические проблемы дефектологии Факультет: дефектологический Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи) Кафедра: Логопедии Составитель: Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии Москва-2012 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ Орлова О.С. Решение заседания кафедры Протокол № _1_ протокол № 1 от 03 сентября 2012_г. Программа дисциплины "Медико-биологические проблемы дефектологии" Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи) Кафедра: Логопедии Составитель: Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины «Медико-биологические проблемы дефектологии» является знакомство студентов с историей формирования клинического подхода в дефектологии, взаимодействие клинических дисциплин с психолого-педагогическим блоком. Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающие виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих основных задач: -культурно-исторический подход к формированию профессиональных компетенций в процессе изучения клинических дисциплин; - применение современных подходов инклюзивного образования в процессе изучения клинических дисциплин; -изучение причин возникновения (биологических и социальных) и клинических проявлений дизонтогенеза; -раскрытие значения возрастного фактора в резидуальной патологии; -совместное использование клинико- психолого - педагогической помощи в коррекционной работе. Объем в ЗЕ: 3 кредита Время изучения: курс 2 семестр 3 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих специальных и психолого-педагогических дисциплин. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Медико-биологические проблемы дефектологии (Невропатология, Клиника интеллектуальных нарушений, Психопатология, Основы нейропсихологии, Основы нейрофизиологии, Основы анатомии, физиологии и валеологии), Специальная психология, Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта (Психология умственно отсталых детей, Олигофренопедагогика), Технологии обучения детей с ЗПР / Современная система образования детей с ЗПР, Обучение и воспитание детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / Коррекционная работа при РДА, Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА / Педагогические технологии работы с детьми с ДЦП, Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Основы сурдопедагогики, Основы тифлопедагогики / Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интелектуальными нарушениями / Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития/ Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития). Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций: способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8); способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10); способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5); готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9); способен выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков (ПКСПП-1); умеет разрабатывать рекомендации субъектам коррекционного образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКСПП-6); Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач: Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья; изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;
психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;
сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения; планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.
пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности. Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): В современных тенденциях дефектологического образования используется интегративный подход в изучении медико-биологического блока дисциплин в подготовке магистров. В связи с увеличением количества детей с нарушениями интеллектуального развития специалисты в области дефектологии решают вопросы диагностики, коррекции, реабилитации детей дошкольного и школьного возраста средствами индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на основе интегрирования образовательных, медицинских и социальных контактов. Отбор детей и их направление в специализированные коррекционные учреждения осуществляются городской и окружными медико-психолого-педагогическими комиссиями, в работе которых принимают участие клиницисты, психолого-педагогический персонал. Содержание дисциплин медико-биологического блока в связи с новыми требованиями к содержанию курсов психолого-педагогических и специальных дисциплин определяет системно-интегративный уровень обучения, а также использование специальной терминологии, что обеспечивает установление междисциплинарного взаимодействия в процессе обучения: - использование терминологического аппарата в результате взаимодействия медицинской и педагогической науки и с пересмотром отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья; - изменение в структуре специальных учреждений, возникновение учреждений нового типа (смешанные группы, реабилитационные центры, интеграция детей с проблемами в развитии в массовые учреждения, классы КРО и т.д.), что вызывает необходимость в расширении функциональных обязанностей педагога специального образования; - расширение контингента лиц, нуждающихся в специальных образовательных услугах. Специалист в области специальной педагогики и специальной психологии должен знать основные закономерности развития мозга как базы формирования психических процессов и механизмов организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза. Он так же должен уметь оценивать адекватность методов и условий обучения и воспитания с функциональными возможностями ребенка и их влияния на рост, развитие и здоровье детей. Результатом системной интеграции курсов «Нейрофизиология и ВНД детей и подростков» и «Психопатология» является изучение закономерностей онтогенеза и дизонтогенеза с точки зрения мозговой организации психических процессов, обеспечивающих целесообразное построение учебно-воспитательного процесса, выбор адекватных средств, методов и условий обучения. Набор знаний о биологии человека, о его месте в природе, родстве с другими биологическими объектами играет важную роль в формировании естественно-научного мировоззрения у студентов. В процессе обучения необходимо воспитать четкое представление о том, что человек отличается от животных на уровне высших форм организации поведения и психической деятельности, но в то же время его биологическая природа, реализующаяся на уровне первичных физиологических реакций, остается необходимой составной частью его жизни, и в ряде случаев, что особенно характерно для детей с интеллектуальной недостаточностью, проявляется в индивидуальном развитии и социальной адаптации. Ознакомление учащихся с основами ВНД человека на уровне современной высшей школы может происходить только на базе соответствующей подготовки в области общей биологии, где необходимо выделить курс «Основы генетики», изучающий закономерности и патогенез наследственных заболеваний, наиболее часто проявляющихся в популяции. Базовый уровень знаний студенты получают также в процессе изучения курса «Анатомия, физиология и гигиена детей и подростков», поэтому при изучении курса «Основы нейрофизиологии и ВНД детей и подростков» студенты опираются на уже сформированную систему знаний об анатомо-физиологическом уровне нормального и отклоняющегося развития и способны определять биоэнергетические, биоритмические и наследственные особенности детского организма, что дает возможность использовать в коррекционном процессе современные арттерапевтические методы работы. Для изучения продуктивности усвоения знаний по медико-биологическим дисциплинам используются тестовые задания на основе содержания медико-биологических дисциплин. В процессе усвоения курсов необходимо раскрыть содержание понятий: «этиология», «патогенез», «диагностика», «гомеостаз», «системогенез», «дизонтогенез». Тесты и схемы, представляющие собой обобщение изученного материала теоретического и практического характера, позволяют выявить интегративный уровень знаний для следующего этапа профессиональной подготовки: 1) усвоение студентами профессиональных знаний на различных уровнях: информационном, профессиональном и деятельностном; 2) понимания содержания и смысла профессиональной информации; 3) использование в возможной (или настоящей) педагогической деятельности; 4) умение адекватно оценивать свои возможности по защите своих гарантий и профессиональных интересов; 5) мотивы, характеризующие отношения к профессиональным знаниям и умениям; Для совершенствования процесса усвоения основных понятий дисциплин медико-биологического цикла необходимо соблюдение следующих педагогических условий: 1) систематизировать учебный материал, выделив основные понятия, усваиваемые в процессе изучения медико-биологических дисциплин и интегрировано отражающиеся в курсах профессиональной подготовки; 2) проводить диагностические срезы знаний, отражающих сформированность интеграции знаний медико-биологического цикла и профессиональной подготовки специалистов; 3) обеспечить процесс обучения современными подходами, позволяющими оптимизировать учебную деятельность с учетом ее своеобразия в связи с задачами подготовки педагога системы специальной педагогики и психологии. Интегративный подход определяет эффективность обучения студентов дефектологических факультетов в преподавании медико-биологического цикла, процесс установления и изучения общих понятий для различных наук закономерностей и методов. Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование; 2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент; 3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - нормативный кластер Технологическая карта образовательного модуля
|
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой... | Пояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения... «Экономика» магистерской программы «Банки и банковская деятельность» очной и заочной форм обучения | ||
Пояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения... «Экономика» магистерской программы «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения» очной и заочной форм обучения | Учебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается... Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи | ||
Пояснительная записка Цели и задачи курса Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) «История России ХХ в.», «Актуальные проблемы историко-культурного знания», «Когнитивные проблемы историко-культурного познания»,... | ||
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» ... | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная... ... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования | Пояснительная записка Цели и задачи Основные направления работы | ||
Пояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства» Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так... | Пояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства» Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так... |