Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика»





Скачать 361.22 Kb.
НазваниеПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика»
страница1/4
Дата публикации18.10.2014
Размер361.22 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Левченко И.Ю.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2013

Программа модуля
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Программа: Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии

Составитель:

к.п.н., доцент

кафедры СП и СП

Евтушенко И.В.

Москва-2013

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: Курс «Сравнительная специальная педагогика» направлен на расширение научного кругозора магистров специального (дефектологического) образования, на формирование у них основных знаний в области теории и практики специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Задачи:

  • раскрыть биологические, психолого-педагогические и социально-экономические аспекты проблемы нарушения развития;

  • познакомить будущих учителей с основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста;

  • показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания;

  • познакомить с организацией в России системы помощи, специального образования и системой специальных учреждений для детей и подростков с нарушениями развития;

  • познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития, раскрыть некоторые пути преодоления данных нарушений;

  • познакомить с работой психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения;

  • повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с детьми.

Объем в ЗЕ: 7 кредитов.

Время изучения: курс 2, семестр 3; курс 2, семестр 4.

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Инклюзивное образование», «Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития», «Психология умственно отсталых детей», «Олигофренопедагогика», «Методики обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида», «Технологии обучения детей с ЗПР», «Современная система образования детей с ЗПР», «Обучение и воспитание детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы», «Коррекционная работа при РДА», «Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА», «Педагогические технологии работы с детьми с ДЦП», «Социальные аспекты аномального развития», «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования», «Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха», «Основы сурдопедагогики», «Нормативно-правовое обеспечение специального образования», «Основы управления специальным образованием», «Основы тифлопедагогики», «Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения», «Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интелектуальными нарушениями», «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью», «Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития», «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития».

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

Из числа общекультурных компетенций:

способностью и готовностью:

к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

из числа профессиональных компетенций:

общепрофессиональными способностью и готовностью:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2).

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Усвоение знаний об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей с ОВЗ;

  • Изучение вопросов, связанных с организацией из воспитания и обучения;

  • Усвоение принципов организации и комплектования коррекционно-образовательных учреждения для детей дошкольного и школьного возрастов, а также взрослых с ОВЗ.

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Подготовка магистров специального (дефектологического) образования предполагает овладение ими различных аспектов психолого-педагогической помощи детям и взрослым с ОВЗ, а также расширение их научного кругозора, подготовку к дальнейшей профессиональной деятельности в дошкольных и школьных коррекционно-педагогических учреждениях.

Лекционный материал курса «Сравнительная специальная педагогика» создает основу дефектологических знаний, обозначает ориентиры, наполнение которых производится студентами на лабораторных занятиях, а также в ходе самостоятельной работы в первую очередь с учебными пособиями, научными статьями и монографиями.

На лабораторных занятиях курса происходит уточнение и расширение полученных в ходе лекций сведений о психолого-педагогических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии (по каждому из видов нарушений); знакомство бакалавров со спецификой психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ (организация, методы и приемы обследования, принципы организации психолого-педагогического обследования в ПМПК); организуется практическое изучение вопросов структуры и организации работы специальных (коррекционных) образовательных учреждения основных типов.

Лабораторные занятия предполагают помимо разъяснения преподавателем различных вопросов, организацию бесед со студентами по изучаемому вопросу. Большое значение придается самостоятельной работе и выступлениям обучающихся (выступления по выполненным практическим заданиям, их обсуждение и оценка; выполнение индивидуальных и групповых контрольных заданий по различной тематике; выступления с реферативными докладами по отдельным учебным вопросам; составление практических рекомендаций для воспитателей, учителей и родителей детей с ОВЗ и др.). Кроме реферативных докладов рекомендуется организация небольших выступлений студентов по изучаемым вопросам как на основе проработки специальной учебно-методической литературы, так и наблюдений или опыта практической работы в коррекционных учреждениях. Большую пользу в овладении специальными знаниями принесет знакомство студентов с психолого-педагогической литературой, статьями журналов «Дефектология», «Коррекционная педагогика». Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса «Сравнительная специальная педагогика».

Рекомендуется также использование «активных» форм работы преподавателя со студентами: проблемное обучение, организация дискуссий, работы по методу «малых групп», «деловые» игры, практический тренинг и др.

Часть лабораторных занятий рекомендуется проводить на базе специальных (коррекционных) учреждений (посещение открытых занятий педагогов-дефектологов, участие в методических семинарах, заседаниях ПМПК и пр.).

Целесообразно проведение контрольных работ по наиболее важным темам.
Требования к форме контрольных и учебных заданий

(в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - нормативный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетен

ции

(шифр)

Тема

Лекции (груп

повая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоя

тельная работа (индиви

дуальная работа)

Кон

троль

ОК-1


Тема 1

Конспект лек. 1, презен

тация

тесты с многозначными ответами, тест с открытой формой задания, тесты перекрёстного выбора

реферирование тезирование

Рабочая тетрадь

Тема 1

Письменный опрос

ОП-1



Тема 2

Конспект лек. 2, презен

тация

тесты с заданиями на исключение лишнего,

Конспектирование

Рабочая тетрадь

Тема 2

Письменный опрос

ОП-2

Конспект лек. 2, презен

тация

тесты идентифика

ции

Конспектирование, аннотирование

Рабочая тетрадь

тема 2

Устный опрос

ОК- 1


Тема 3

Конспект лек. 3, презен

тация

тесты с закрытой формой ответа, тесты с заданиями на исключение лишнего

Написание реферата

Рабочая тетрадь

тема 3

Письменный опрос

ОП-1


Конспект лек. 3, презен

тация

Тесты с многозначным выбором, тесты перекрестного выбора

Конспектирование

Рабочая тетрадь

тема 3

Письменный опрос

ОК- 1


Тема 4

Конспект лек. 4, презен

тация

тесты с заданием на исключение лишнего, конспектирование

анализ различных типов данных, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь

Тема 4

Письменный опрос

ОП-1

Конспект лек. 4, презен

тация

тесты идентифика

ции

Конспектирование

Рабочая тетрадь

Тема 4

Письменный опрос

ОК- 1


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики»
...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина...
...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается...
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПояснительная записка. Цель курса
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины: Цель курса
Цель курса – изучение основных теоретических положений документоведения; методических рекомендаций по работе с архивными документами:...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПояснительная записка Цели и задачи
Основные направления работы
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Цель курса – изучение основных методов документоведческого исследования и методик рационализации документационного обеспечения управления...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» icon1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса
Климов Иван Александрович – кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов гу-вшэ, старший научный сотрудник...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПрограмма дисциплины опд. В. 01 Театральная педагогика г. Томск 2010...
Курс «Театральная педагогика» является дисциплиной по выбору и является важным звеном в подготовке студентов педагогического факультета...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная специальная педагогика» iconПрограмма дисциплины дпп. 12 Дошкольная педагогика (общая и специальная)...
Общая и специальная предоставляет студентам возможность рассмотреть современную систему дошкольного воспитания. Цель преподавания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск