Скачать 0.5 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс Б3.Б5.4 АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, ЗРЕНИЯ, РЕЧИ Факультет дефектологический Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Кафедра спец. педагогики и спец.психологии Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2012 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № __ «___» ___________200_г.
Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии) Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения, речи» ориентирует студентов дефектологических факультетов педагогических вузов на учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, культурно-просветительскую, организационно-управленческую и научно-методическую виды профессиональной деятельности. Задачи: - Познакомить бакалавров с теоретическими вопросами, связанными со строением, функцией и патологией органов слуха, речи и зрения. С причинами и основными симптомами нарушений слуха, зрения и речи у детей, лечением и профилактикой данной патологии. - Охарактеризовать основные методы и приемы исследования органов слуха, речи, зрения и их функций. - Познакомить с современными направлениями оказания помощи детям со слухоречевой и зрительной патологией; с использованием методов коррекции и компенсации слуха в зависимости от наличия слухового восприятия, развития речи и общего развития ребенка. Объем в ЗЕ: 3 кредита Время изучения: курс 1 семестр 2 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы анатомии, физиологии, валеологии, Основы нейрофизиологии и ВНД, основы генетики. . Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Медико-биологические проблемы дефектологии (Клиника интеллектуальных нарушений, Психопатология), Специальная психология, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инклюзивное образование, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития), Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта (Психология умственно отсталых детей, Олигофренопедагогика), Методики образования лиц с нарушениями интеллектуального развития (Технологии обучения детей с ЗПР / Современная система образования детей с ЗПР, Обучение и воспитание детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / Коррекционная работа при РДА, Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА / Педагогические технологии работы с детьми с ДЦП, Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Основы сурдопедагогики, Основы тифлопедагогики / Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интелектуальными нарушениями / Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития/ Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития) Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ Модуль направлен на формирование следующих : Из числа общекультурных компетенций: способностью и готовностью: способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, из числа профессиональных компетенций: в области коррекционно-педагогической деятельности: способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ; готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ; в области диагностико-консультативной деятельности: способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики; в области исследовательской деятельности: готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности; способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ; в области культурно-просветительской деятельности: способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения. Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач: в области учебно-воспитательной деятельности осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения; использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; применение современных средств оценивания результатов обучения; в области коррекционно-развивающей деятельности сформировать представления у бакалавров по теоретическим и практическим вопросам оториноларингологии в объеме, необходимом бакалавру для плодотворного воспитания и обучения детей в специализированных дошкольных и школьных учреждениях на основе индивидуального подхода, используя методы коррекции и компенсации слуха в зависимости от наличия слухового восприятия, развития речи и общего развития ребенка. в области диагностико-аналитической деятельности: дифференциальная диагностика для определения типа нарушений и выбора эффективных методов их коррекции с учетом состояния слухового, зрительного, речевого анализатора и особенностей психофизического развития детей с нарушениями слуха, зрения и речи; в области консультативной деятельности: консультирование родителей и педагогов по проблемам раннего выявления и коррекции нарушений слуха, зрения и речи у детей; в области психопрофилактической деятельности: коррекция психофизического развития детей в соответствии с возрастными нормами, проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в семье, профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью, защита от неблагоприятного влияния социальной среды, профилактика вторичных и последующих отклонений в развитии детей с нарушениями слуха, зрения и речи. в области культурно-просветительской деятельности формирование представлений и знаний об особенностях развития, патологии, гигиены и охраны органов слуха, речи, у дошкольников, у их родителей и педагогов; формирование общей культуры детей с недостатками в развитии; в области организационно-управленческой деятельности укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха, зрения и речи, рациональная организация режима дня и коррекционно-педагогического процесса с детьми данной категории; ведение отчетной документации; организация контроля за развитием органов слуха, зрения и речи у детей; а также за использованием методов компенсации нарушений слуховой функции, за развитием слуховой функции; установление контакта с родителями детей, оказание им помощи в семейном воспитании; управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ; обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного процесса; выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; в области научно-методической деятельности систематическое повышение квалификации; выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации. Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования. В процессе обучения студенты должны приобрести умение применять теоретические знания курса для решения практических вопросов по дифференциальной диагностики нарушений слуха, зрения и речи периферического и центрального генеза. Программа курса состоит из разделов, посвященных структурно-функциональным особенностям слуховой, речевой и зрительной систем в норме и патологии. |
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения Арефьева А. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,... Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» | ||
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения Дисциплина знакомит студентов факультета специальной педагогики и психологии со строением и функционированием органов, с которыми... | Форма самостоятельной работы Б 2 «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» являются формирование систематизированных знаний о функциональном... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Б. Шевченко;... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о строении, топографии и функциях органов и систем органов... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи... | ||
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная... ... | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Программа курса... О на профилактику и преодоление указанных речевых недостатков, которые, в противном случае, могут привести к серьезным затруднениям... | ||
Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |