А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения





Скачать 435.3 Kb.
НазваниеА. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
страница1/2
Дата публикации08.11.2014
Размер435.3 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


А.В. Арефьева
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной форм обучения

направления 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»


Тюмень

Тюменский государственный университет

2011

Арефьева А.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм, обучающихся по направлению 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия». - Тюмень, 2011. 20 стр.

Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, вопросы, задания для самоконтроля.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки, опубликована на сайте ТюмГУ: Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения [электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

Гребнева Н.Н., д.б.н., профессор, заведующая кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности








© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.

© А.В.Арефьева, 2011.

1.Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам отоларингологии и офтальмологии в объеме, необходимом педагогу-логопеду для воспитания и обучения детей на основе компетентностного подхода, используя методы коррекции и компенсации, в зависимости от наличия слухового восприятия, зрения, развития речи и общего развития ребенка.

Задачи дисциплины:

  1. способствовать формированию у будущих логопедов представления о слухе, речи и зрении как единой функциональной системе;

  2. помочь в освоении основных методов исследования слуховой, речевой и зрительной функций;

  3. научить диагностировать основные заболевания органов слуха, речи, зрения, а также оказывать первую доврачебную помощь при патологии этих органов;

  4. показать взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы.




  1. 2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» относится к циклу Б3 (Профессиональные дисциплины).

Для освоения дисциплины используются знания, умения и виды деятельности, сформированные на предыдущем уровне образования в процессе изучения таких дисциплин, как «Возрастная анатомия и физиология», « Основы нейропсихологии, нейрофизиологии и ВНД», «Онтогенез психоречевой деятельности», «Логопедия, разделы: ОНР, ФФНР». В результате изучения этих дисциплин студенты получают знания о возрастных изменениях строения и функций организма, о функциональных системах, особенностях нервной регуляции функций, общие представления о нарушениях речи и слуха.

Для успешного освоения курса студенту требуется знание основных понятий генетики, экологии, психологии, педагогики.

Освоение дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин, как: «Логопедия, разделы: Ринолалия, Алалия, Заикание, Дизартрия, Нарушение письма, Нарушение голоса», «Технологии обследования и формирования произносительной, интонационной, темпоритмической и моторных функций речи», дисциплин по выбору «Дифференциальная диагностика речевых и сходных состояний», «Работа учителя-дефектолога в коррекционном классе», «Предупреждение речевых нарушений», «Постановка голоса и выразительности чтения», «Контроль и самоконтроль речевой деятельности дошкольника», «Психология детей с нарушением слуха», «Психология детей с нарушениями зрения».

1.3.Компетенции выпускника бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общепрофессиональные (ОПК) в области диагностико-консультативной деятельности:

  • способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

в области исследовательской деятельности:

  • способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).

По окончании курса обучающийся должен

-знать основные понятия, методы исследования, место среди других наук дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», основы анатомии и физиологии речедвигательного, слухового и зрительного анализатора; основные виды, симптомы и меры профилактики заболеваний, приводящих к стойким нарушениям слуха, речи и зрения; методы исследования состояния слуховой и зрительной функции; современные классификации детей с нарушенным слухом и зрением.

-уметь использовать различные методы определения слуховой и зрительной депривации; выявить и охарактеризовать степень нарушения слуха, речи и зрения у детей; определять роль и место слухового и зрительного восприятия в развитии речи у детей с сенсорной депривацией; организовать работу по профилактике нарушений слуха, речи и зрения; использовать различные методы для развития слухового и зрительного восприятия.

-владеть навыками использования теоретических знаний по анатомии, физиологии и патологии слухового, зрительного и речедвигательного анализатора; навыками выявления слуховой и зрительной недостаточности; навыками развития слухового и зрительного восприятия; знаниями об особенностях обучения и воспитания детей с сенсорными депривациями.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Курс изучается в 3 семестре и рассчитан на 36 часов лекционных и 36 часов лабораторных занятий. На самостоятельную работу отводится 72 часа. По окончании курса предусмотрен экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 144 часа.

  1. Тематический план

Таблица 1

п/п



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа,

в час.

Итого

часов по

теме

Из них в интерактивной форме

Итого

кол-во

баллов




Лекции

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

6

7




8




Модуль 1





1

Основные понятия анатомии слухового анализатора. Возрастные особенности органа слуха.

1-2

4

4

3

11

4

0-12




2

Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Методы исследования слуховой функции

3-4

4

4

11

19

4

0-10




3

Патология слухового анализатора. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха у детей.

5-6

4

4

11

19

2

0-8







Всего:




12

12

25

49

10

0 – 30




Модуль 2





4

Основные виды нарушений слуха. Роль педагога и воспитателя в коррекционной работе при нарушениях слуха у детей.

7-8

2

2

7

11

2

0-6




5

Анатомическое строение, возрастные особенности органов речи.

9-10

4

6

9

19

4

0-10




6

Физиология органов речи.

11-12

6

4

9

19

3

0-14







Всего




12

12

25

49

9

30




Модуль 3














44

7

Патология органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения.

13-14

4

4

6

14

2

0-12




8

Анатомия и физиология органов зрения. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей

15-16

4

4

6

14

4

0-8




9

Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

17-18

4

4

10

18

4

0-20







Всего




12

12

22

46

10

0-40







Итого (часов, баллов):




36

36

72

144

29

0 – 100







Из них в интерактивной форме:







20

9




29







Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный контроль

Письменный контроль

Технические формы контроля

Итого количество баллов

Коллоквиум

Собеседование

Лабораторные работы

Контрольные работы

Тест

Реферат

Программы компьютерного тестирования

Комплексные ситуационные задания




Модуль 1

1




0-2

0-4

0-4













0-12

2




0-2

0-4







0-6







0-10

3




0-2

0-4
















0-8

Всего







0-12

0-4




0-6







0-30

Модуль 2

4




0-2













0-4




0-6

5

0-4

0-2

0-4




0-2










0-10

6




0-2

0-4

0-4










0-6

0-14

Всего

0-4




0-8

0-4

0-2




0-4

0-6

0-30

Модуль 3

7




0-2

0-4







0-6







0-12

8

0-4

0-2

0-4
















0-8

9




0-2

0-4










0-16




0-20

Всего

0-4




0-12







0-6

0-16




0-40

Итого

0-8

0-12

0-32

0-8

0-2

0-12

0-20

0-6

0-100



Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов





Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1

Основные понятия анатомии слухового анализатора. Возрастные особенности органа слуха.

Лабораторная работа №1,2 (0-4)

Контрольная работа по теме (0-4)

Подготовка к семинару №1 (0-4)

Подготовка сообщения по теме (0-2)

Работа с дополнительной литературой по теме (0-2)

1

2



3


0-12

2

Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Методы исследования слуховой функции

Лабораторная работа № 3,4 (0-4)

Подготовка реферата по теме (0-4)


Отбор и анализ методик обследования по теме (0-2)

3

4


11


0-10

3

Патология слухового анализатора. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха у детей.

Лабораторная работа №5-6 (0-4)

Подготовка к тестированию по теме (0-2)


Подготовка сообщения по теме (0-2)

5

6


11

0-8




Всего по модулю 1:

25

0-30


Модуль 2


4

Основные виды нарушений слуха. Роль педагога и воспитателя в коррекционной работе при нарушениях слуха у детей.

Лабораторная работа №7 (0-2)

Подбор методик для коррекционной работы при нарушениях слуха (0-4)

7-8

7

0-6

5

Анатомическое строение, возрастные особенности органов речи.

Лабораторная работа №8-10 (0-2)

Подготовка к тестированию по теме (0-2)

Подготовка к коллоквиуму по теме (0-4)

Подготовка сообщения по теме (0-2)

9

9

10



9


0-10

6

Физиология органов речи.

Лабораторная работа № 11-12 (0-4)

Подготовка к контрольной работе (0-4)


Подбор методик по развитию речевого дыхания, дыхательных гимнастик

(0-6)

11

12





9


0-10




Всего по модулю 2:

25

0-30



Модуль 3
















7

Патология органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения.

Лабораторная работа № 13-14 (0-4)

Подготовка реферата (6)


Работа в малых группах. Подготовка презентаций на тему (0-4)

13

14


6


0-14

8

Анатомия и физиология органов зрения. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей

Лабораторная работа № 15-16 (0-4)

Подготовка к коллоквиуму (0-4)





15

16


6


0-8

9

Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

Лабораторная работа № 17-18 (0-4)

Подготовка к компьютерному тестированию

(0-12)

Отработка методики исследования остроты зрения, полей зрения, цветоощущения (0-4)

17

18


10


20




Всего по модулю 3:

22

20




ИТОГО:

72

0-100


  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 4


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Возрастная анатомия и физиология

+







+

+

+




+

+

2

Основы нейропсихологии, нейрофизиологии и ВНД

+




+










+

+




3

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии




+

+

+







+

+

+

4

Основы сурдопедагогики




+

+

+
















5

Логопедия (Нарушение голоса)













+

+

+







6

Логопедия (Ринолалия)













+




+







7

Логопедия (Заикание)













+

+

+







9

Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании










+







+




+



  1. Содержание дисциплины

Модуль 1

Тема №1. Основные понятия анатомии слухового анализатора. Возрастные особенности органа слуха.

Развитие речи и слуха в онтогенезе. Коммуникативные свойства голоса, слуха и речи. Развитие речи у нормально слышащих и глухонемых детей. Невербальная коммуникация.

Онтогенез слухового анализатора. Периферический отдел слухового анализатора: наружное ухо, барабанная перепонка, среднее ухо, внутреннее ухо. Проводниковый отдел слухового анализатора. Корковый отдел слухового анализатора.

Основные понятия: анализатор, орган чувств, слух, речь, нормально слышащие дети, глухонемые, невербальная и вербальная коммуникация, онтогенез.

Тема №2. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Методы исследования слуховой функции

Звук и его виды. Свойства звука. Распространение звука в среде. Звуки речи. Звукопроводящая и звуковоспринимающая функция слухового анализатора.

Чувствительность органов слуха. Слуховая адаптация и слуховое утомление. Звуковая травма. Бинауральный слух. Основные этапы развития слуховой функции у ребенка.

Исследование слуха речью, камертоном, аудиометром. Особенности исследования слуха у детей. Методы, основанные на использовании безусловных и условно-рефлекторных реакций. Объективные электрофизиологические методы. Акустическая импедансметрия. Компъютерная аудиометрия.

Основные понятия: свойства звука, распространение звука в среде, диапазон слуховой чувствительности, слуховая адаптация, порог чувствительности, методы исследования слуховой функции, бинауральный слух.

Тема №3. Патология слухового анализатора. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха у детей.

Врожденные и приобретенные заболевания слухового анализатора, приводящие к стойким нарушениям слуха. Заболевания наружного уха. Заболевания среднего уха. Заболевания внутреннего уха. Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозгу. Меры профилактики заболеваемости органов слуха.

Основные понятия: заболевание, врожденные и приобретенные заболевания слухового анализатора, стойкие нарушения слуха, глухота, тугоухость, профилактика заболеваемости.
Модуль 2

Тема №4. Основные виды нарушений слуха. Роль педагога и воспитателя в коррекционной работе при нарушениях слуха у детей.

Причины стойких нарушений слуха. Классификация стойких нарушений слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей. Значение остатков слуха при обучении глухих детей звукопроизносительной речи. Критерии для зачисления слабослышащего ребенка в специальную школу.

Методы компенсации нарушенной слуховой функции: звукоусиливающие приборы индивидуального и коллективного пользования, зрительное и тактильно-вибрационное восприятие. Развитие и использование слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей.

Основные понятия: стойкие нарушения слуха, глухота, тугоухость, компенсация нарушенной слуховой функции, звукоусиливающие приборы, слуховое восприятие, тактильно-вибрационное восприятие.
Тема №5. Анатомическое строение, возрастные особенности органов речи.

Анатомическое строение носа, придаточные пазухи носа. Анатомия ротовой полости, твердое и мягкое небо, иннервация. Зубная система в онтогенезе. Мышцы языка. Строение глотки, иннервация. Миндалины. Мышцы и хрящи гортани, иннервация. Строение трахеи, бронхов, легких. Грудная клетка и диафрагма. Возрастные особенности органов речи.

Основные понятия: анатомия органов речи, анатомия органов дыхания, онтогенез органов речи.
Тема №6. Физиология органов речи.

Физиологические показатели дыхательной функции: дыхательный объем, жизненная емкость легких, дыхательный цикл. Типы дыхания. Голосообразование. Механизм голосообразования: механизм шепота, механизм фальцета. Сила, высота, тембр голоса. Режимы работы гортани. Атака звука. Мутация голоса.

Образование звуков речи. Основные этапы развития произносительной стороны речи у ребенка. Методы исследования органов речи.

Основные понятия: дыхательная функция, дыхательные объемы, тип дыхания, механизм голосообразования, режим работы гортани, мутация, атака звука, исследование органов речи.
Модуль 3

Тема №7. Патология органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения.

Заболевания наружного носа и носовой полости ( атрезия, повреждения носа, искривление носовой перегородки, инородные тела носовой полости). Острый и хронический ринит. Гнусавость.

Заболевания полости рта, неба (аномалии прикуса, дефекты челюстей и зубов, расщелины, нервно-мышечные нарушения).

Заболевания глотки: травмы глотки, фарингит, ангина, тонзиллит, гипертрофия миндалин, нервно-мышечные нарушения.

Заболевания гортани: острый и хронический ларингит, ложный круп, инородные тела гортани, узелки голосовых связок, нервно-мышечные нарушения.

Профилактика нарушений голоса у детей. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

Основные понятия: заболевания органов речи, нервно-мышечные нарушения, аномалии прикуса, дефекты челюстей и зубов, профилактика нарушений голоса, лечебно-коррекционная работа.

Тема №8. Анатомия и физиология органов зрения. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей
Строение глаза. Вспомогательные органы глаза. Проводящие пути зрительного анализатора. Корковый отдел зрительного анализатора. Возрастные особенности органа зрения.

Центральное и периферическое зрение. Острота зрения. Таблицы для исследования остроты зрения. Цветоощущение. Фотохимические свойства пигментов. Нарушение цветоощущения. Светоощущение. Адаптация глаз к свету. Бинокулярное зрение. Аккомодация. Физическая рефракция. Клиническая рефракция. Аномалии рефракции, их коррекция. Правила ношения очков.

Основные понятия: орган зрения, зрительный анализатор, зрительная функция, светоощущение, цветоощущение, центральное зрение, рефракция, аккомодация, заболевания органа зрения, адаптация глаза к свету, аномалии рефракции, коррекция зрения, возрастные особенности органа зрения.

Тема №9. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

Слепые и слабовидящие. Врожденные и приобретенные заболевания, приводящие к нарушению зрительной функции: катаракта, глаукома, диабетическая ретинопатия, ксерофтальм, дегенерация зрительного пятна. Гигиена органа зрения. Профилактика нарушения зрения у детей. Воспитание и обучение детей с патологией органов зрения. Координация лечебной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

Основные понятия: слепые, слабовидящие, гигиена органа зрения, нарушение зрительной функции.

6.Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).
Лабораторная работа 1. Анатомическое строение органа слуха.

Цель: познакомиться с анатомическим строением наружного, среднего и внутреннего уха, проводникового и центрального отдела слухового анализатора.

Лабораторная работа 2. Исследование ушной раковины, евстахиевой трубы (опыт Вальсальвы), барабанной перепонки.

Цель: Познакомиться со строением и выяснить назначение ушной раковины, евстахиевой трубы, барабанной перепонки.

Лабораторная работа 4 . Бинауральный слух.

Цель: Исследовать бинауральный слух человека.

Лабораторная работа 4. Определение порога слышимости.

Цель: Научиться определять порог слышимости при помощи аудиометра.

Лабораторная работа 5. Слуховые рефлексы (рефлекс Бехтерева, улитково-зрачковый рефлекс, общий акустический мышечный рефлекс).

Цель: научиться определять слуховые рефлексы.

Лабораторная работа 6. Определение остроты слуха по расстоянию до источника звука.

Цель: научиться определять остроту слуха, изучить бинауральную слышимость.

Лабораторная работа 7. Костная проводимость (опыт Вебера, опыт Риннэ).

Цель: Исследовать костную проводимость звука, сравнить с воздушной проводимостью.

Лабораторная работа 8. Тактильно-вибрационное восприятие.

Цель: познакомиться с использованием тактильно-вибрационного восприятия у детей с нарушением слуха.

Лабораторная работа 9. Использование технических средств коррекции и компенсации слуха.

Цель: Познакомиться с устройством индивидуального слухового аппарата, звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования.

Лабораторная работа 10. Игровые приемы для развития невербального слухового восприятия.

Цель: Познакомить с играми и игровыми приемами, направленными на развитие неречевого слуха, в том числе на активизацию и дифференциацию слуховых ощущений, развитие слухового внимания и слуховой памяти у детей.

Лабораторная работа 11. Анатомическое строение органов речи.

Цель: Изучить анатомическое строение носа, рта, губ, языка, глотки, гортани, трахеи, бронхов, легких.

Лабораторная работа 12. Фонация (голосообразование).

Цель: изучить механизм голосообразования, особенности механизма шепота, фальцета.

Лабораторная работа 13. Артикуляция (образование звуков речи).

Цель: Изучить активные и пассивные органы артикуляции, работу этих органов при образовании звуков речи.

Лабораторная работа 14. Основные этапы развития произношения у ребенка.

Цель: научиться обследовать фонематическое восприятие и звукопроизношение у детей разного возраста.

Лабораторная работа 15 Развитие слухового восприятия речью.

Цель: Познакомить с приемами использования речи как средства развития слухового восприятия на индивидуальных, групповых, фронтальных и музыкально-ритмических занятиях.

Лабораторная работа 16. Анатомическое строение зрительного анализатора.

Цель: изучить анатомическое строение глаза, вспомогательных органов глаза, проводящих путей.

Лабораторная работа 17. Измерение остроты зрения.

Цель: научиться определять остроту зрения по таблице Сивцева.

Лабораторная работа 18. Определение поля зрения.

Цель: Научиться определять поле зрения для правого и левого глаза с помощью периметра Форстера.
7.Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
7.1. Самостоятельная работа студентов

Реализуемый в настоящее время в педагогике высшего образования компетентностный подход к подготовке специалистов предполагает способность, готовность и осознание необходимости использовать полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает роль самостоятельной работы студентов. В процессе изучения курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» студенту предлагается большое количество и разнообразие видов самостоятельной работы по каждой теме курса.

Самостоятельная работа студента включает:

  • индивидуальные консультации с преподавателем в течение семестра, собеседование по текущим практическим заданиям;
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,...
Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconАнатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Дисциплина знакомит студентов факультета специальной педагогики и психологии со строением и функционированием органов, с которыми...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина...
...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconФорма самостоятельной работы
Б 2 «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» являются формирование систематизированных знаний о функциональном...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Б. Шевченко;...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconА. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем
Арефьева А. В. Физиология внд и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы, обучающихся...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconГ. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология»
Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconРабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о строении, топографии и функциях органов и систем органов...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconМинобрнауки России
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconГоу то тс(к)О школа – интернат
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения iconОтчет структурного подразделения
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск