Скачать 435.3 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.В. Арефьева АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения направления 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки «Логопедия» Тюмень Тюменский государственный университет 2011 Арефьева А.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм, обучающихся по направлению 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки «Логопедия». - Тюмень, 2011. 20 стр. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, вопросы, задания для самоконтроля. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки, опубликована на сайте ТюмГУ: Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения [электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011. © А.В.Арефьева, 2011. 1.Пояснительная записка 1.1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины: подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам отоларингологии и офтальмологии в объеме, необходимом педагогу-логопеду для воспитания и обучения детей на основе компетентностного подхода, используя методы коррекции и компенсации, в зависимости от наличия слухового восприятия, зрения, развития речи и общего развития ребенка. Задачи дисциплины:
Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» относится к циклу Б3 (Профессиональные дисциплины). Для освоения дисциплины используются знания, умения и виды деятельности, сформированные на предыдущем уровне образования в процессе изучения таких дисциплин, как «Возрастная анатомия и физиология», « Основы нейропсихологии, нейрофизиологии и ВНД», «Онтогенез психоречевой деятельности», «Логопедия, разделы: ОНР, ФФНР». В результате изучения этих дисциплин студенты получают знания о возрастных изменениях строения и функций организма, о функциональных системах, особенностях нервной регуляции функций, общие представления о нарушениях речи и слуха. Для успешного освоения курса студенту требуется знание основных понятий генетики, экологии, психологии, педагогики. Освоение дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин, как: «Логопедия, разделы: Ринолалия, Алалия, Заикание, Дизартрия, Нарушение письма, Нарушение голоса», «Технологии обследования и формирования произносительной, интонационной, темпоритмической и моторных функций речи», дисциплин по выбору «Дифференциальная диагностика речевых и сходных состояний», «Работа учителя-дефектолога в коррекционном классе», «Предупреждение речевых нарушений», «Постановка голоса и выразительности чтения», «Контроль и самоконтроль речевой деятельности дошкольника», «Психология детей с нарушением слуха», «Психология детей с нарушениями зрения». 1.3.Компетенции выпускника бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: общепрофессиональные (ОПК) в области диагностико-консультативной деятельности:
в области исследовательской деятельности:
По окончании курса обучающийся должен -знать основные понятия, методы исследования, место среди других наук дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», основы анатомии и физиологии речедвигательного, слухового и зрительного анализатора; основные виды, симптомы и меры профилактики заболеваний, приводящих к стойким нарушениям слуха, речи и зрения; методы исследования состояния слуховой и зрительной функции; современные классификации детей с нарушенным слухом и зрением. -уметь использовать различные методы определения слуховой и зрительной депривации; выявить и охарактеризовать степень нарушения слуха, речи и зрения у детей; определять роль и место слухового и зрительного восприятия в развитии речи у детей с сенсорной депривацией; организовать работу по профилактике нарушений слуха, речи и зрения; использовать различные методы для развития слухового и зрительного восприятия. -владеть навыками использования теоретических знаний по анатомии, физиологии и патологии слухового, зрительного и речедвигательного анализатора; навыками выявления слуховой и зрительной недостаточности; навыками развития слухового и зрительного восприятия; знаниями об особенностях обучения и воспитания детей с сенсорными депривациями.
Курс изучается в 3 семестре и рассчитан на 36 часов лекционных и 36 часов лабораторных занятий. На самостоятельную работу отводится 72 часа. По окончании курса предусмотрен экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 144 часа.
Таблица 1
Таблица 2 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов
Таблица 4
Модуль 1 Тема №1. Основные понятия анатомии слухового анализатора. Возрастные особенности органа слуха. Развитие речи и слуха в онтогенезе. Коммуникативные свойства голоса, слуха и речи. Развитие речи у нормально слышащих и глухонемых детей. Невербальная коммуникация. Онтогенез слухового анализатора. Периферический отдел слухового анализатора: наружное ухо, барабанная перепонка, среднее ухо, внутреннее ухо. Проводниковый отдел слухового анализатора. Корковый отдел слухового анализатора. Основные понятия: анализатор, орган чувств, слух, речь, нормально слышащие дети, глухонемые, невербальная и вербальная коммуникация, онтогенез. Тема №2. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Методы исследования слуховой функции Звук и его виды. Свойства звука. Распространение звука в среде. Звуки речи. Звукопроводящая и звуковоспринимающая функция слухового анализатора. Чувствительность органов слуха. Слуховая адаптация и слуховое утомление. Звуковая травма. Бинауральный слух. Основные этапы развития слуховой функции у ребенка. Исследование слуха речью, камертоном, аудиометром. Особенности исследования слуха у детей. Методы, основанные на использовании безусловных и условно-рефлекторных реакций. Объективные электрофизиологические методы. Акустическая импедансметрия. Компъютерная аудиометрия. Основные понятия: свойства звука, распространение звука в среде, диапазон слуховой чувствительности, слуховая адаптация, порог чувствительности, методы исследования слуховой функции, бинауральный слух. Тема №3. Патология слухового анализатора. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха у детей. Врожденные и приобретенные заболевания слухового анализатора, приводящие к стойким нарушениям слуха. Заболевания наружного уха. Заболевания среднего уха. Заболевания внутреннего уха. Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозгу. Меры профилактики заболеваемости органов слуха. Основные понятия: заболевание, врожденные и приобретенные заболевания слухового анализатора, стойкие нарушения слуха, глухота, тугоухость, профилактика заболеваемости. Модуль 2 Тема №4. Основные виды нарушений слуха. Роль педагога и воспитателя в коррекционной работе при нарушениях слуха у детей. Причины стойких нарушений слуха. Классификация стойких нарушений слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей. Значение остатков слуха при обучении глухих детей звукопроизносительной речи. Критерии для зачисления слабослышащего ребенка в специальную школу. Методы компенсации нарушенной слуховой функции: звукоусиливающие приборы индивидуального и коллективного пользования, зрительное и тактильно-вибрационное восприятие. Развитие и использование слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей. Основные понятия: стойкие нарушения слуха, глухота, тугоухость, компенсация нарушенной слуховой функции, звукоусиливающие приборы, слуховое восприятие, тактильно-вибрационное восприятие. Тема №5. Анатомическое строение, возрастные особенности органов речи. Анатомическое строение носа, придаточные пазухи носа. Анатомия ротовой полости, твердое и мягкое небо, иннервация. Зубная система в онтогенезе. Мышцы языка. Строение глотки, иннервация. Миндалины. Мышцы и хрящи гортани, иннервация. Строение трахеи, бронхов, легких. Грудная клетка и диафрагма. Возрастные особенности органов речи. Основные понятия: анатомия органов речи, анатомия органов дыхания, онтогенез органов речи. Тема №6. Физиология органов речи. Физиологические показатели дыхательной функции: дыхательный объем, жизненная емкость легких, дыхательный цикл. Типы дыхания. Голосообразование. Механизм голосообразования: механизм шепота, механизм фальцета. Сила, высота, тембр голоса. Режимы работы гортани. Атака звука. Мутация голоса. Образование звуков речи. Основные этапы развития произносительной стороны речи у ребенка. Методы исследования органов речи. Основные понятия: дыхательная функция, дыхательные объемы, тип дыхания, механизм голосообразования, режим работы гортани, мутация, атака звука, исследование органов речи. Модуль 3 Тема №7. Патология органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения. Заболевания наружного носа и носовой полости ( атрезия, повреждения носа, искривление носовой перегородки, инородные тела носовой полости). Острый и хронический ринит. Гнусавость. Заболевания полости рта, неба (аномалии прикуса, дефекты челюстей и зубов, расщелины, нервно-мышечные нарушения). Заболевания глотки: травмы глотки, фарингит, ангина, тонзиллит, гипертрофия миндалин, нервно-мышечные нарушения. Заболевания гортани: острый и хронический ларингит, ложный круп, инородные тела гортани, узелки голосовых связок, нервно-мышечные нарушения. Профилактика нарушений голоса у детей. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Основные понятия: заболевания органов речи, нервно-мышечные нарушения, аномалии прикуса, дефекты челюстей и зубов, профилактика нарушений голоса, лечебно-коррекционная работа. Тема №8. Анатомия и физиология органов зрения. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей Строение глаза. Вспомогательные органы глаза. Проводящие пути зрительного анализатора. Корковый отдел зрительного анализатора. Возрастные особенности органа зрения. Центральное и периферическое зрение. Острота зрения. Таблицы для исследования остроты зрения. Цветоощущение. Фотохимические свойства пигментов. Нарушение цветоощущения. Светоощущение. Адаптация глаз к свету. Бинокулярное зрение. Аккомодация. Физическая рефракция. Клиническая рефракция. Аномалии рефракции, их коррекция. Правила ношения очков. Основные понятия: орган зрения, зрительный анализатор, зрительная функция, светоощущение, цветоощущение, центральное зрение, рефракция, аккомодация, заболевания органа зрения, адаптация глаза к свету, аномалии рефракции, коррекция зрения, возрастные особенности органа зрения. Тема №9. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей. Слепые и слабовидящие. Врожденные и приобретенные заболевания, приводящие к нарушению зрительной функции: катаракта, глаукома, диабетическая ретинопатия, ксерофтальм, дегенерация зрительного пятна. Гигиена органа зрения. Профилактика нарушения зрения у детей. Воспитание и обучение детей с патологией органов зрения. Координация лечебной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Основные понятия: слепые, слабовидящие, гигиена органа зрения, нарушение зрительной функции. 6.Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум). Лабораторная работа 1. Анатомическое строение органа слуха. Цель: познакомиться с анатомическим строением наружного, среднего и внутреннего уха, проводникового и центрального отдела слухового анализатора. Лабораторная работа 2. Исследование ушной раковины, евстахиевой трубы (опыт Вальсальвы), барабанной перепонки. Цель: Познакомиться со строением и выяснить назначение ушной раковины, евстахиевой трубы, барабанной перепонки. Лабораторная работа 4 . Бинауральный слух. Цель: Исследовать бинауральный слух человека. Лабораторная работа 4. Определение порога слышимости. Цель: Научиться определять порог слышимости при помощи аудиометра. Лабораторная работа 5. Слуховые рефлексы (рефлекс Бехтерева, улитково-зрачковый рефлекс, общий акустический мышечный рефлекс). Цель: научиться определять слуховые рефлексы. Лабораторная работа 6. Определение остроты слуха по расстоянию до источника звука. Цель: научиться определять остроту слуха, изучить бинауральную слышимость. Лабораторная работа 7. Костная проводимость (опыт Вебера, опыт Риннэ). Цель: Исследовать костную проводимость звука, сравнить с воздушной проводимостью. Лабораторная работа 8. Тактильно-вибрационное восприятие. Цель: познакомиться с использованием тактильно-вибрационного восприятия у детей с нарушением слуха. Лабораторная работа 9. Использование технических средств коррекции и компенсации слуха. Цель: Познакомиться с устройством индивидуального слухового аппарата, звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования. Лабораторная работа 10. Игровые приемы для развития невербального слухового восприятия. Цель: Познакомить с играми и игровыми приемами, направленными на развитие неречевого слуха, в том числе на активизацию и дифференциацию слуховых ощущений, развитие слухового внимания и слуховой памяти у детей. Лабораторная работа 11. Анатомическое строение органов речи. Цель: Изучить анатомическое строение носа, рта, губ, языка, глотки, гортани, трахеи, бронхов, легких. Лабораторная работа 12. Фонация (голосообразование). Цель: изучить механизм голосообразования, особенности механизма шепота, фальцета. Лабораторная работа 13. Артикуляция (образование звуков речи). Цель: Изучить активные и пассивные органы артикуляции, работу этих органов при образовании звуков речи. Лабораторная работа 14. Основные этапы развития произношения у ребенка. Цель: научиться обследовать фонематическое восприятие и звукопроизношение у детей разного возраста. Лабораторная работа 15 Развитие слухового восприятия речью. Цель: Познакомить с приемами использования речи как средства развития слухового восприятия на индивидуальных, групповых, фронтальных и музыкально-ритмических занятиях. Лабораторная работа 16. Анатомическое строение зрительного анализатора. Цель: изучить анатомическое строение глаза, вспомогательных органов глаза, проводящих путей. Лабораторная работа 17. Измерение остроты зрения. Цель: научиться определять остроту зрения по таблице Сивцева. Лабораторная работа 18. Определение поля зрения. Цель: Научиться определять поле зрения для правого и левого глаза с помощью периметра Форстера. 7.Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) 7.1. Самостоятельная работа студентов Реализуемый в настоящее время в педагогике высшего образования компетентностный подход к подготовке специалистов предполагает способность, готовность и осознание необходимости использовать полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает роль самостоятельной работы студентов. В процессе изучения курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» студенту предлагается большое количество и разнообразие видов самостоятельной работы по каждой теме курса. Самостоятельная работа студента включает:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,... Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» | Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения Дисциплина знакомит студентов факультета специальной педагогики и психологии со строением и функционированием органов, с которыми... | ||
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина... ... | Форма самостоятельной работы Б 2 «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» являются формирование систематизированных знаний о функциональном... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Б. Шевченко;... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи... | ||
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем Арефьева А. В. Физиология внд и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы, обучающихся... | Г. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология» Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся... | ||
Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о строении, топографии и функциях органов и систем органов... | Минобрнауки России «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... | ||
Гоу то тс(к)О школа – интернат «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... | Отчет структурного подразделения «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... |