Скачать 53.01 Kb.
|
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ КРАТКАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА для специальностей: 050714.65–олигофренопедагогика; 050715.65 – логопедия; 050716.65-специальная психология ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина знакомит студентов факультета специальной педагогики и психологии со строением и функционированием органов, с которыми связана возможность овладения речью (слышимой, видимой и произносимой). Знакомство студентов с анатомией, физиологией и патологией органов слуха, речи и зрения завершается перечислением основных профилактических и лечебных мероприятий при этих нарушениях. При изучении данного курса выделяются врожденная и приобретенная патологии, причины тугоухости и глухоты, нарушения зрения, вопросы гигиены слуха и зрения детей, а также показывается связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы с детьми в специализированных учреждениях. Цель курса - дать студентам знания о строении и функционировании речевых сенсорных систем, а также об основных заболеваниях органов слуха, зрения, носовой и ротовой полостей, глотки и гортани, ведущих к нарушению слуха и речи. Практические занятия призваны закрепить знания, полученные в лекционном курсе. На этих занятиях студенты работают с муляжами и таблицами, а основные функции органов исследуют друг на друге. Подготовка студентов по данной дисциплине предусматривает анализ и конспектирование ими в процессе самоподготовки специальной литературы по вопросам курса. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная:
Дополнительная:
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ 1. Общее понятие анализатора, его анатомическое строение и общие свойства. 2. Анатомия наружного уха и его функции. 3. Анатомия среднего уха и его функции. 4. Анатомия внутреннего уха и его функции. 5. Возрастные особенности анатомии и физиологии органа слуха. 6. Физические свойства звука. 7. Звукопроводящая функция органа слуха и способы проведения звука. 8. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Слуховая адаптация. 9. Возрастные и индивидуальные особенности слуховой чувствительности. Слуховая адаптация. 10. Методы исследования слуха. 11. Заболевания и аномалии развития наружного уха и барабанной перепонки. 12.Воспаление среднего уха: причины возникновения, осложнения, профилактика. 13. Дефекты и повреждения внутреннего уха. Воспаление внутреннего уха – лабиринтит. 14. Невриты слухового нерва. Причины, симптомы, влияние на слуховые функции. 15. Нарушение слуховых функций при одностороннем и двустороннем поражении слуховой области коры головного мозга. 16. Причины, характеристика и классификация стойких нарушений слуха. 17. Технические средства коррекции и компенсации нарушения слуха у детей. 18. Развитие слухового восприятия у глухих и использование остаточного слуха у слабослышащих детей. Развитие речи и интеллекта у детей с нарушениями слуха. 19.Этапы развития речи у детей. Значение раннего выявления недостатков слуха для формирования речи. 20. Основные отделы речевого аппарата. 21. Анатомия носа и его функции. 22. Анатомия ротовой полости: губ, щек, языка, зубов. Участие их в артикуляции. 23. Анатомия глотки и ее функции. 24. Строение гортани, половые особенности, функции. 25. Анатомия трахеи, бронхов, легких, грудной клетки, диафрагмы и их функции. 26. Артикуляция гласных и согласных. 27. Физиологическая характеристика дыхания: возрастные, индивидуальные особенности, участие в фонации. 28. Особенности речевого дыхания и механизм голосообразования. 29. Характеристика голоса и факторы, оказывающие влияние на его формирование. Мутация. 30. Органы образования звуков речи и их исследование у детей. 31. Аномалии развития, повреждения и инородные тела носа. Острый и хронический насморк. Озена. Синуситы. 32. Дефекты челюстей и зубов. Рубцовые изменения и инородные тела глотки. Ангина и аденоиды. 33. Патология гортани: аномалии развития, инородные тела. Ларингит и его профилактика. 34. Нервно-мышечные нарушения голоса и речи. 35. Роль вредных привычек в появлении изменений голоса. Значение нормального носового дыхания. 36. Профилактика функциональных нарушений голоса и речи. 37. Роль педагога и воспитателя в коррекционной работе при нарушениях речи у детей. 38. Гигиена и охрана певческого голоса детей. 39. Значение воспитания правильной речи в семье и в дошкольных учреждениях. 40. Рецепторный, проводниковый и центральный отделы зрительного анализатора. 41. Строение глазного яблока. 42. Воспалительные и инфекционные заболевания органа зрения. Конъюнктивиты, блефариты, ячмень. Причины. Симптомы. Профилактика. 43. Светопреломляющие среды глаза. Рефракция, ее виды и методы исследования. Острота зрения. 44. Охрана зрения детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с поражениями органа зрения. 45. Аномалии развития и заболевания преломляющих оптических сред глаза. Катаракта, кератит: причины, симптомы, профилактика 46 Аномалии развития и заболевания нервно-зрительного аппарата. 47. Глаукома. Причины. Симптомы. Профилактика. 48. Патология глазодвигательного аппарата. 49. Профилактика и первая помощь при травмах органа зрения. 50. Оптические средства коррекции зрения. |
А. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения Арефьева А. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,... Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» | ||
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина... ... | Форма самостоятельной работы Б 2 «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» являются формирование систематизированных знаний о функциональном... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Б. Шевченко;... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи... | ||
Г. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология» Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся... | Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о строении, топографии и функциях органов и систем органов... | ||
Минобрнауки России «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... | Отчет структурного подразделения «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... | ||
Гоу то тс(к)О школа – интернат «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... | Таррагона или поблет 4 часа «Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое... |