Скачать 1.84 Mb.
|
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, ЗРЕНИЯ И РЕЧИ Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск БПГУ имени В.М. Шукшина 2009 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина» АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, ЗРЕНИЯ И РЕЧИ Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск БПГУ имени В.М. Шукшина 2009 ББК П Печатается по решению редакционно-издательского совета Бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина Научный редактор: канд. психол. наук, доцент Маликова Е.В. Рецензент: канд. пед. наук, доцент Семенченко И.В. П Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Б. Шевченко; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 100с. Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации для преподавателя, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, а также тексты к лекционному курсу. Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. Сост.: Н.Б. Шевченко, 2009. Пояснительная записка Подготовка психологов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, предусматривает изучение цикла клинико-физиологических дисциплин, среди которых важная роль принадлежит курсу «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения». Цель курса: ознакомление студентов с теоретическими вопросами, связанными со строением, функцией и наиболее часто встречающимися нарушениями слуха, речи и зрения у детей, а также владения рядом навыков, необходимых в практической работе воспитателей. Структура преподаваемого курса предусматривает лекции и практические занятия. Задачи лекционных занятий:
Задачи практических занятий:
Практические и самостоятельные занятия студентов предусматривают анализ и конспектирование специальной литературы по вопросам курса, знакомство с методическими рекомендациями и инструкциями по приему детей в специализированные учреждения. Знания и умения, полученные студентами в результате изучения курса, могут быть использованы в процессе педагогической работы в дошкольных учреждениях не только для детей с нарушениями слуха, речи и зрения, но и для детей с недостатками эмоционально-волевого и умственного развития. Перед психологами, работающими с детьми с проблемами в развитии, ставятся задачи: 1) достаточно глубоко понимать закономерности функционирования слуховой, зрительной и речевой систем; 2) знать механизмы нарушения зрительных, слуховых и речевых систем при разной локализации поражения и этиологического фактора; 3) сформировать у будущих воспитателей умения своевременного выявления детей с нарушениями зрения, речи и слуха для организации и планирования целенаправленной и научно-обоснованной психолого-педагогической коррекционной работы; 4) использовать разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи и сенсорных систем. Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования. В процессе обучения студенты должны приобрести умение применять теоретические знания курса для решения практических вопросов по дифференциальной диагностики нарушений слуха, зрения и речи периферического и центрального генеза. Также уметь проводить диагностику этих отклонений в сочетании с нарушениями интеллекта, эмоционально - волевой сферы, задержки психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа курса состоит из трех разделов, посвященных структурно-функциональным особенностям слуховой, речевой и зрительной систем в норме и патологии. В лекционном курсе студентам дается представление о проблеме в строения, функционирования и патологии сенсорной системы, их нацеливают на самостоятельную работу с литературой, концентрируя внимание на современных научных вопросах, имеющих важное практическое значение в их будущей специальности. На практических занятиях закрепляется теоретическая подготовка, проводится знакомство студентов с методами диагностики состояния зрения, слуха и речи; с приемами по профилактике, оказанию помощи и уходу за детьми с болезнями уха, носа, горла и глазными заболеваниями; с различными методами коррекции и компенсации зрения, слуха и речи. Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме теоретического курса. При подготовке предлагаемых вопросов студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу и ознакомиться с содержанием лекции на заданную тему. Другая составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных вопросов, которые призваны помочь студентам акцентировать своё внимание на узловых аспектах изучаемой проблемы. В процессе освоения дисциплины студенты конспектируют литературные источники по темам курса, ведут терминологический словарь, готовят рефераты, выполняют самостоятельную работу, проходят промежуточное и итоговое тестирование. Преподаватель осуществляет все виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях в форме опроса, проверки конспектов по теме, терминологического словаря, заполнения таблиц, проверки самостоятельной работы, подготовки выступлений по определенной проблематике. Промежуточный контроль осуществляется по завершению изучения темы в форме написания рефератов, отчетов по самостоятельной работе студентов и выполнение тестовых заданий по разделам. Итоговый контроль осуществляется по завершению курса в форме итогового тестирования. В процессе изучения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» студенты должны: знать строение, функции и патологию органов слуха, речи и зрения; знать основные методы и приемы исследования органов слуха, речи, зрения и их функций; иметь представления о современных направлениях оказания помощи детям со слухоречевой и зрительной патологией; уметь работать со специальной литературой и обращать внимание на проблемные вопросы курса; знать особенности проведения лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работой в специализированных детских садах для детей с сенсорными и речевыми нарушениями; должны быть сформированы умения проведения профилактической работы с дошкольниками, родителями и педагогами. Итогом курса является экзамен. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на практических занятиях, написание конспектов, ведение терминологического словаря, написание реферата, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой книжке студента и в итоге суммируются. На основании общей суммы выводится экзаменационная оценка. Содержание курса разрабатывалось с опорой на «Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии»: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / Под общ. ред. В.И. Селиверстова. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1990. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина» (ГОУВПО «БПГУ») Факультет психологии Кафедра практической и коррекционной психологии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _____________Т.М.Булгакова (подпись, ф.и.о.) "____" ____________ 20__ г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Практической и коррекционной психологии Кафедра _____________________________________________________ (наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины) Ш СД.01 Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения ифр и наименование дисциплины___________________________________________________ обязательная Статус ________________________________________________________ (обязательная, элективная, факультативная) Специальности (направления)_________030301.65 психология________________________________________ дневная Ф 152 ормы обучения________________________________________________ (дневная, заочная) Объем дисциплины______________________________________________ (общий объем дисциплины, час) Распределение по семестрам
1.1.2. Содержание дисциплины ДПП.ф.12. " Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения " Предметом изучения учебного курса является строение, функции и наиболее часто встречающиеся нарушения слуха, речи и зрения у детей дошкольного возраста. Требования ГОС к содержанию курса ДПП.Ф.03. "" Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения " Основные понятия и физиология органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей. Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалия развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения у детей. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей. Связь лечебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения. |
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Гиревой спорт [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: А. В. Золов; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. Бийск:... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Г. В. Гулина; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск:... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е. В. Форопонова; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина.... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. А. Бурчаков; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. –... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. А. Бурчаков; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. –... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. Б. Повитухина; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. А. Бурчаков; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. –... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д нормативно-правовое обеспечение образования [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Кузнецова; Бийский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Е. Варшавская, Н. А. Кочергина, И. С. Пищева; Бийский пед... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. А. Першина; Бийский пед гос ун-т... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Е. Варшавская, Н. А. Кочергина, И. С. Пищева; Бийский пед... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д история музыкального образования [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е. А. Торопчина; Бийский пед гос ун-т... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина Лыжная подготовка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Баклыкова; Бийский пед гос ун-т им.... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. А. Студеникина; Бийский пед гос... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Новые физкультурно-спортивные виды» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. А. Першина; Бийский пед гос... |