Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
страница1/10
Дата публикации07.03.2015
Размер1.4 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплины


Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»


ПСИХОЛОГИЯ
Возрастная психология. Педагогическая психология. Социальная психология
Методические рекомендации для студентов


Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009
ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Рецензент:

канд. псх. наук, доцент Т.А. Гусева
П Психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Е.Варшавская, Н.А. Кочергина, И.С. Пищева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 66 с.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для преподавателей педагогических вузов и студентов, обучающихся по специальности 033200(050303.65) Иностранный язык с дополнительной специальностью.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Н.Е. Варшавская, Н.А. Кочергина, И.С. Пищева, 2009.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Возрастная психология

4

Цели и задачи дисциплины

4

Содержание дисциплины по ГОС ВПО

5

Тематический план

5

Содержание разделов курса

5

Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной работы

8

Образцы тестов для контроля знаний

25

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

28







Педагогическая психология

32

Цели и задачи дисциплины

32

Содержание дисциплины по ГОС ВПО

32

Тематический план

32

Содержание разделов курса

32

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

34

Образцы тестов для контроля знаний

46







Социальная психология

52

Цели и задачи дисциплины

52

Содержание дисциплины по ГОС ВПО

52

Тематический план

52

Содержание разделов курса

532

Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной работы

53

Образцы тестов для контроля знаний

55

Вопросы к зачёту по возрастной психологии




Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

57

Вопросы к экзамену по возрастной, педагогической и социальной психологии

59

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

60

Технологическая карта дисциплины

64


Уважаемые студенты!

В предыдущем семестре мы с вами изучили две психологические дисциплины, в том числе общую психологию - важнейшую отрасль психологии, являющуюся методологической основой для всех других отраслей. В этом семестре мы приступаем к изучению дисциплин, ориентированных непосредственно на вашу будущую профессиональную деятельность. Возрастная психология поможет вам постичь основные закономерности возрастного развития, обеспечит понимание возрастных особенностей человека и его проблем на каждом возрастном этапе. Педагогическая психология покажет возможности экстраполяции психологических знаний на реальный педагогический процесс. Социальная психология позволит понять взаимосвязь влияния социума, группы, групповых процессов и личностной динамики. Таким образом, нам предстоит погружение сразу в три дисциплины психологического цикла. Их трудоёмкость представлена в таблице:


Психология

Трудоемкость

Аудиторные

Самост. работа

Формы контроля

Возрастная психология

64

32

32

экзамен

Педагогическая психология

72

36

36

Социальная психология

36

18

18

Модуль 1. Возрастная психология

Цели и задачи дисциплины

Основной целью курса является формирование педагогической позиции будущего учителя и его профессиональной компетентности на основе понимания возрастных особенностей ребёнка, его проблем и осмысления механизмов, закономерностей и факторов возрастного развития.

Содержание теоретического и практического учебного материала по программе «Возрастная психология» учитывает результаты обучения философии, социологии, культурологи, возрастной анатомии и физиологии и другим предметам, сопряжено с содержанием различных разделов курса «Педагогика». Подготовка специалиста по возрастной психологии является основой для освоения последующих курсов – «Педагогическая психология», «Основы специальной педагогики и психологии», «Методика преподавания дисциплин по специальности обучения», спецкурсов психолого-педагогического цикла. Изучение возрастной психологии является основой для выполнения задания по психологии во время педагогической практики в образовательном учреждении на четвёртом курсе.

Являясь содержательным разделом интегрированного курса «Психология», возрастная психология взаимосвязана с другими разделами курса и выступает как его логическая часть. Возрастная психология изучается вами в третьем семестре после изучения общей и истории психологии. Это даёт возможность опираться на знание основных закономерностей развития психики, теорий личности, особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы человека.

Объём курса «Возрастная психология» рассчитан на 64 часа, из которых аудиторные занятия составляют 32 часа и 32 часа отводится для выполнения студентами самостоятельной работы. Объем аудиторной нагрузки распределен следующим образом: 18 часов – лекции, 16 часов – семинарские занятия.

Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельное изучение некоторых тем по рекомендованным учебно-методическим пособиям и учебникам с последующим письменным отчетом и итоговой проверкой в ходе зачета или экзамена, конспектирование и реферирование первоисточников, эмпирические исследования, подготовку рефератов по предложенной тематике. Основной формой организации самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям по составленному плану. Самостоятельность заключается в умении работать с теоретическими источниками, структурировать информацию и вычленять стержневые идеи, располагать материал в логической последовательности для выступления на семинаре, оформлять и фиксировать собственные выводы.

В соответствии с поставленными целью и задачами обучения студентов по курсу «Возрастная психология» контроль и проверка ориентированы на выявление уровня профессионального и личностного развития студентов с помощью рейтингового контроля. Текущий и промежуточный контроль осуществляется с помощью разнообразных методов:

- устного контроля: выступление на семинаре, участие в дискуссии и т. д.;

- письменного контроля: терминологические диктанты, конспектирование и реферирование научных текстов, выполнение творческих работ и т. д.;

- практического контроля: решение психологических задач, моделирование ситуаций; участие в деловой игре, выполнение проектов и мини-исследований и т. д.;

- тестового: выполнение контрольных заданий в тестовой форме;

- самоконтроля: рефлексия, самооценка.

Итоговый контроль по курсу проводится в форме экзамена.

Содержание дисциплины по ГОС ВПО

Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.

Тематический план

Тема




Лекции


Практ.

I. Теоретические основы возрастной психологии






1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

2




2. Условия, источники и движущие силы психического развития

2

2

3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

2

2

II. Развитие человека на разных возрастных этапах


2


2

  1. Особенности пренатального развития и период младенчества

  1. Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте

2

  1. Дошкольный возраст

2

  1. Младший школьный возраст

2

2

  1. Подростковый возраст

2

4

  1. Ранняя юность

2

2

  1. Общение и деятельность в психическом развитии ребенка




2

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА

Предмет, задачи и методы возрастной психологии


Предмет психологии развития. Предмет возрастной психологии. Как и когда возникла психология развития. Разделы психологии развития. Связь психологии развития и возрастной психологии с психологическими дисциплинами и другими науками. Соотношение понятий «рост», «развитие», «созревание». Основные характеристики психического развития человека.

Эволюция детства в истории человечества. Положение Д.Б. Эльконина об историческом характере понятия «детство».

Проблема метода исследования психического развития. Стратегии «срезов». Изучение развития психики человека до введения экспериментального метода. Преимущества и недостатки наблюдения и эксперимента. Виды эксперимента. Нормы психического развития.

Условия, источники и движущие силы психического развития

Понятие развития в возрастной психологии. Биологические процессы развития.

Влияние среды на развитие человека. Научение. Социализация. Взаимодействие процессов развития. Специфика психического развития ребенка.


Теории развития психики ребенка. Концепция рекапитуляции. Нормативный подход. Теория трех ступеней детского развития. Концепции соотношения двух факторов психического развития ребенка (К. Бюлер, В. Штерн, З. Фрейд). Теории развития как научения (Э. Торндайка и Б. Скиннер). Гуманистическая психология (А. Маслоу).

Культурно-историческая концепция развития Л.С.Выготского и ее разработка в теории деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, М.И. Лисина и др.). Развитие как активное присвоение субъектом культуры в процессе речевого общения (Л.С. Выготский) и деятельности (А.Н. Леонтьев и др.). Понятие социальной ситуации развития и зоны ближайшего развития. Центральная роль языка в психическом развитии и гипотеза Л.С. Выготского о системном строении сознания детей разного возраста: связь общения и обобщения. Понятие «ведущего типа деятельности» (А.Н. Леонтьев). Закон периодичности (чередования) ведущих типов деятельности и концепция периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. Движущие силы психического развития.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Психологический возраст. Критерии его выделения. Соотношение физического (паспортного), биологического (органической зрелости), социального и психологического возраста.

Основные категории возрастной психологии (социальная ситуация развития, кризисы развития, ведущий вид деятельности, новообразования).

Основные подходы к проблеме периодизации психического развития (А. Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков).


Общение и деятельность в психическом развитии ребенка

Психологическое развитие как формирование внутренних действий. Интериоризация.

Ведущая деятельность и ее значение для развития личности и частных психических процессов. Смена ведущей деятельности на различных возрастных этапах.

Общение со взрослыми как условие психического развития ребенка на разных этапах развития.

Пренатальное развитие и период младенчества

Особенности психического развития в пренатальный период. Влияние среды на пренатальное развитие. Возможности формирования привязанности (бондинга).

Новорожденность. Кризис новорожденности. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Социальная ситуация развития и центральное новообразование младенческого возраста. Развитие перцептивных процессов и моторики. Общение. Понимание речи и возникновение первых слов. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.


Ранний возраст

Кризис 1 года как переход от младенчества к раннему детству. Основные закономерности развития психических процессов в раннем детстве. Развитие речи в раннем возрасте. Становление первичных форм наглядно–действенного мышления.

Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальные формы развития личности – начало самопознания и формирования образа Я. Кризис трех лет.


Старший дошкольный возраст

Кризис трех лет. Перестройка социальных отношений. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности.

Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте (речь, восприятие, память, мышление).


Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте (Мотивационная сфера, самосознание, эмоциональное и нравственное развитие). Положение в группе сверстников и личностное развитие дошкольника.

Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Диагностика готовности.


Младший школьный возраст

Кризис 7 лет, его причины и особенности протекания. Рождение социального «Я» ребенка (Л.И. Божович). Переоценка ценностей, перестройка эмоционально-мотивационной сферы, обобщение переживаний (Л.С. Выготский). Возникновение внутренней жизни ребенка.

Характеристика социальной ситуации развития. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Компоненты учебной деятельности по Д.Б. Эльконину. Мотивы учения младших школьников.

Развитие мышления и других психических процессов. Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Развитие внутреннего плана действия и познавательной рефлексии. Развитие самоконтроля и приемов управления познавательными процессами. Преодоление непроизвольности.


Проблема школьной дезадаптации. Основные варианты неблагоприятного развития младшего школьника (Л.А. Венгер).

Подростковый возраст

Пубертатный кризис. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков. Взгляды психологов на причины «кризиса подросткового возраста».


«Чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости. Основные причины кризисного характера переходного периода – система отношений взрослых к подросткам.

Возникновение интимно-личностного общения со сверстниками как особого типа деятельности. Общение и обособление. Подросток в неформальных молодежных объединениях. Кризисы подросткового возраста.

Роль нового типа общения в формировании самосознания как основного новообразования данного периода. Самосознание как «перенесенная внутрь» форма социального сознания. Возникновение внутренней жизни как особой сферы жизни.

Развитие познавательных процессов. Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями.


Ранняя юность

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Жизненные планы старшеклассников. Психологическая готовность к самоопределению. Особенности самопознания.

Познавательная сфера и творчество в юношеском возрасте: теоретическое мышление, роль учения в формировании личности, критичность и критиканство.

Мотивационно-потребностная сфера. Формирование мировоззрения. Влияние социального контекста на формирование идеалов и выбор образа жизни. Мотивы и ценностные ориентации в юношеском возрасте.

Роль общения в юности. Проблема отцов и детей. Потребность в доверительном общении со взрослыми. Общение со сверстниками. Потребность в общении с кумиром и референтной группой. Притязания на уникальность и способы его удовлетворения в общении. Половая дифференциация в группах: разнополая дружба, свидания, влюбленность и юношеская любовь.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Семинарские занятия

Семинарское занятие №1

Тема: Условия, источники и движущие силы психического развития

Цель занятия: провести анализ основных концепций онтогенетического развития в зарубежной и отечественной психологии.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Биогенетические подходы к проблеме психического развития.

  2. Социогенетические подходы к проблеме развития.

  3. Теории конвергенции двух факторов.

  4. Подходы, подчёркивающие активность личности в процессе своего развития.

Методические указания: работа на семинаре организуется в экспертных группах.

Экспертную группу составляют 2-3 студента. В задачу экспертной группы входит подготовка и представление на семинарском занятии основных вопросов темы, организация дискуссии по спорным моментам. Выступление готовит каждый член группы по одному или нескольким указанным подвопросам. Форму сообщения студенты определяют самостоятельно. Время работы группы – 15-20 минут. Студенты, незадействованные в работе группы, ведут конспект выступления и готовят вопросы к экспертам.

При изучении темы необходимо обратить внимание на механизмы, источники, движущие силы психического развития по каждой из рассматриваемых теорий. В ходе знакомства с материалами темы нужно выработать основы сравнительного анализа разных подходов, проследить преемственность между ними, слабые и сильные стороны в историческом контексте развития науки.

Задания на дом:

Подготовка к семинарскому занятию №2

Подготовка терминологического словаря.

Подготовка к деловой игре.

Семинарское занятие №2

Тема: Периодизация психического развития ребенка

Цель занятия: изучить основные подходы к периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Отечественные схемы психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

  2. Зарубежные периодизации: З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Бюллер, А. Валлон.

  3. Периодизация интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).

  4. Развитие морального сознания личности (Л. Колберг).

Методические указания

Форма проведения занятия: дидактическая игра «Экзамен»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На этом этапе студенты делятся на 4 команды в соответствии с вопросами, вынесенными на практическое занятие. Каждая группа является докладчиком по одной из тем и составителем вопросов для экзамена по этой теме (каждый билет должен включать один теоретический и один практический вопрос), по другой теме она - оппонент, по третьей – рецензент, по четвёртой – методист.

Функции участников игры:

Докладчик – подготовка доклада по теме, доклад, ответы на вопросы рецензента и оппонента, игроков команды-соперницы.

Рецензент - рецензирование доклада с соблюдением требований к рецензии, критическая оценка текста доклада.

Оппонент – оппонирование докладчику, вопросы к докладчику и рецензенту.

Методист – оценка методики ведения дискуссии, качества вопросов и ответов, полноты игрового взаимодействия участников обеих команд.

Экзаменатор – вопросы к экзаменуемому и игрокам команды, дополнения к ответам, оценка уровня знаний экзаменуемого.

Экзаменуемый – подготовка к экзамену, ответы по билету, ответы на вопросы экзаменатора, методиста, игроков команды-соперницы.

ИГРОВОЙ ЭТАП

Первый этап – «Доклады». На этом этапе студенты сообщают научную информацию по своей теме, подготовленную в ходе коллективной самостоятельной работы. Основное требование к докладам: они должны быть проблемно выстроены.

Второй этап – «Экзамен». Особенностью этого этапа является моделирование взаимодействия в системе:


Заключительный этап – рефлексия. Сопоставление целей игры с результатами. Руководитель игры подводит её итоги, оценивает её результаты.

Задания на дом:

Подготовка к семинарскому занятию №3.

Исследование психологической готовности ребёнка к школе.

Подготовка к сдаче письменной работы №1.

Семинарское занятие №3
Тема: Особенности психического развития ребёнка в дошкольный период

Цель занятия: получить представление о возрастно-психологических особенностях ребенка на стадиях младенчества, раннего детства и старшего дошкольного возраста, дать характеристику психологических новообразований, социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Пренатальное разаитие. Кризис новорожденности.

  2. Стадия младенчества: психологические особенности развития ребенка. Кризис одного года.

  3. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте. Кризис трех лет.

  4. Психическое развитие дошкольника.

Методические указания: При обсуждении вопросов 1-2 следует обратить внимание на особенности развития человеческого детеныша по сравнению с другими млекопитающими (сенсорика опережает моторику), связать их с ролью культуры и взрослых в выхаживании ребенка. Ознакомиться с врожденными механизмами поведения; определить их дальнейшую трансформацию (что отмирает, что развивается в навыки). Очертить этапы становления хватания и ходьбы, а также открывающиеся с этими навыками возможности обретения личной автономии ребенком.

При ознакомлении с материалами по раннему детству важно проанализировать отличия «ручного» и орудийного действия. Связать их с возможностями сознательного отражения ребенком действительности. Разъяснить, почему предметное действие является необходимой предпосылкой развития речи ребенка. Раскрыть психологический смысл кризиса трех лет, выделить его негативные проявления и позитивные приобретения. Проследить генезис психологических защит, оценить их эффективность.

В процессе занятия необходимо ознакомиться с основными теориями детской игры, раскрыть их психологический смысл. Установить связь общения и игры дошкольника, показать, что принятие роли способствует эмоциональной децентрации и развитию самосознания. Прояснить вклад каждой из составляющих психологической готовности к школе.

Задания на дом:

Подготовка терминологического словаря по теме.

Подготовка к опросу.

Психологическое исследование младшего школьника по тесту «Детский проективный рисунок»

Семинарское занятие №4

Тема: Психологические особенности ребенка младшего школьного возраста

Цель занятия: выработать представление о возрастно-психологических особенностях младшего школьника, дать характеристику психологических новообразований, социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте.

  2. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность.

  3. Особенности общения со сверстниками.

  4. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний.

  5. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Развитие личности младшего школьника.

Методические указания: В процессе занятия необходимо очертить особенности изменения социальной ситуации младшего школьника, вызванные выходом в «большой» социум. Выделить переменные, обладающие наибольшей стрессовой силой для первоклассника. Раскрыть причины школьной дезадаптации. Обратить внимание на изменение круга значимых других и связь Я-концепции со школьными достижениями. Выделить критерии сформированности учебной деятельности, постараться разработать рекомендации для ее формирования.

Задания на дом:

Подготовка терминологического словаря по теме.

Подготовка к опросу.

Аннотирование материалов:

Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.

Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста.

В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981.

Семинарское занятие №5
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Гиревой спорт [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: А. В. Золов; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. Бийск:...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Г. В. Гулина; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск:...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е. В. Форопонова; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина....
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. А. Бурчаков; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. –...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. А. Бурчаков; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. –...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. Б. Повитухина; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина....
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. А. Бурчаков; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. –...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д нормативно-правовое обеспечение образования [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Кузнецова; Бийский...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Е. Варшавская, Н. А. Кочергина, И. С. Пищева; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. А. Першина; Бийский пед гос ун-т...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д история музыкального образования [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е. А. Торопчина; Бийский пед гос ун-т...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина Лыжная подготовка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Баклыкова; Бийский пед гос ун-т им....
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. А. Студеникина; Бийский пед гос...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Новые физкультурно-спортивные виды» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. А. Першина; Бийский пед гос...
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д практическая грамматика немецкого языка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Н. Гранкова, Т. И. Щелок;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск