Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»





Скачать 306.54 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
страница1/4
Дата публикации31.10.2014
Размер306.54 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
«АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ»
для студентов психологического факультета
Специальность 050717, квалификация специалиста
Курс 3 заочной формы обучения (сокращенный срок обучения 5 семестр)

Москва

2009 г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 12, от 25. 06. 2009 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ


Автор-составитель:

доцент кафедры клинической и специальной психологии,

кандидат медицинских наук К.В. Машилов

Заведующий кафедрой:

доктор биологических наук, профессор Б.М. Коган

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Пояснительная записка

Цель курса


– сформировать у студентов прочную теоретическую медико-биологическую основу понимания причин и механизмов развития нарушений слуха, зрения и речи, а также особенностей этих поражений связанных с причиной, механизмами и возрастом на момент развития дефекта.

Задачи курса


– сформировать у студентов современные и профессиональные представления о строении и нормальной физиологии слухового и зрительного анализаторов и органов речи

- ознакомить студентов с современными научными представлениями о причинах и механизмах развития стойких нарушений функций слухового и зрительного анализаторов и органов речи и связанных с этим индивидуальных особенностей образовавшихся дефектов

Требования к уровню освоения содержания курса.

Студенты должны:


- усвоить современные представления о строении и физиологии слухового и зрительного анализаторов и органов речи необходимые для адекватного применения педагогических и коррекционных методов

- понимать природу и причины особенностей имеющихся у пациентов дефектов связанных с различием в причинах, механизмах и сроках их развития

- уметь на научной основе правильно оценить глубину имеющегося у пациента дефекта и компенсаторные возможности его слухового и зрительного анализаторов и органов речи

Основное содержание лекционного курса.

Ведение.


Предмет и задачи курса. Связь с биологическими, педагогическими, психологическими и медицинскими науками. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Структура анализаторов. Их роль в познании окружающего мира и психическом развитии. Анализаторы и ЦНС как единая информационная система. Значение анализаторов и эффекты сенсорной депривации. Виды анализаторов. Классификация анализаторов.

Общая сенсорная физиология, элементы психофизики. Общие свойства анализаторов. Свойства анализаторов и приспособление организма к окружающей среде. Нейрофизиологические механизмы деятельности анализаторов Понятие о первично- и вторично чувствующем рецепторах. Понятие о рецепторном и генераторном потенциалах, пороги чувствительности, их вариабельность и ее биологическое значение. Организация рецептивных полей, их перекрытие, процессы латерального торможения. Сенсорная адаптация. Основные принципы кодирование сенсорной информации. Механизмы трансформации энергии внешнего раздражения в эндогенный процесс возбуждения.

Раздел первый: анатомия и физиологии органов слуха, зрения и речи.

Тема I. Анатомия и физиология слухового анализатора.

Краткие сведения о физических и акустических свойствах звука.

Звуковая волна, ее природа физические свойства: амплитуда, частота, длина. Единицы измерения. Акустические характеристики звука: высота, громкость, тембр. Единицы измерения. Распространение звука в среде: дифракция, интерференция, реверберация, резонанс. Понятие о стоячей волне. Две группы звуков: тоны и шумы. Понятие о пороге слуховых ощущений и дискомфорта, о дифференциальном пороге. Чувствительность органа слуха человека. Область слухового восприятия нормально слышащего человека. Частотно-динамический диапазон звуков речи. Защитно-приспособительный характер слуховой адаптации. Понятие о слуховом утомлении и звуковой травме. Бинауральный слух, его значение.
Анатомия и физиология периферического отдела слухового анализатора.

Наружное ухо. Возрастные особенности структуры наружного уха. Строение среднего уха. Строение барабанной полости, ее стенки, сообщения, отделы, содержимое. Система слуховых косточек, их функция и адаптационные нервно-мышечные механизмы. Евстахиева труба строение и функция. Воздухообмен в среднем ухе. Возрастные особенности среднего уха. Внутреннее ухо. Строение костного и перепончатого лабиринта: преддверие. Улитка, барабанная и преддверная лестницы, улитковый канал, его стенки: основная, покровная и преддверная мембраны. Сообщения улиткового канала с преддверием и барабанной полостью. Кортиев орган улитки, наружные и внутренние волосковые клетки, покровная мембрана, их функция. Звукопроводящая функция органа слуха. Роль наружного, среднего и внутреннего уха в звукопроведении. Трансформирующее действие барабанной перепонки и рычажной системы слуховых косточек. Воздушное и костное проведение звука. Механизм возникновения колебаний Кортиева органа. Звуковоспринимающая система органа слуха. Механизм превращения физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения. Звуковосприятие.

Воздушное и костное звукопроведение. Слуховая чувствительность. Кровоснабжение и иннервация наружного и среднего уха.
Анатомия и физиология проводящего и центрального отдела слухового анализатора.

Слуховой нерв, источник его формирования, состав волокон, их тонотопическая организация в стволе нерва. Кодирование частоты и интенсивность сигнала. Пути первых нейронов. Проводящие слуховые пути головного мозга, уровни их организации Прямые и перекрещенные пути вторых нейронов. Комплекс ядер верхней оливы как второй уровень обработки акустического сигнала. Состав комплекса, тонотопическая организация ядер. Краткая функциональная характеристика их деятельности. Нижние (задние) бугры четверохолмия - как третий уровень обработки акустического сигнала. Внутренние (медиальные) коленчатые тела как четвертый, таламический уровень обработки акустического сигнала. Строение, тонотопическая организация, краткая функциональная характеристика. Кровоснабжение проводящего отдела слухового анализатора.

Анатомия и физиология центрального отдела слухового анализатора.

Особенности строения и связей коры первичного слухового поля. Вторичное корковое слуховое поле, отличительные особенности его строения и связей. Третичные слуховые поля, их функция. Речеслуховой, сенсорный центр речи (Вернике). Кровоснабжение центрального отдела слухового анализатора.

Тема II. Анатомия и физиология зрительного анализатора.

Краткие сведения о физической природе света.

Физическая природа света. Основные физические свойства и характеристики света. Единицы измерения. Распространение в различных средах: дифракция, интерференция, рассеивание, отражение, преломление. Скорость света. Скорость света в вакууме. Основы линейной оптики. Физическая природа цвета. Спектр белого света и смешение цветов. Психофизиологическое воздействие света. Психофизические особенности зрительного анализатора.
Периферический отдел зрительного анализатора.

Строение глаза. Глазное яблоко, его оболочки: фиброзная, сосудистая, сетчатка. Внутреннее ядро глаза: стекловидное тело, хрусталик, камеры глаза. Их строение, клеточный и биохимический состав и особенности метаболизма. Цилиарное тело. Шлемов канал. Водянистая влага, образование, состав и механизмы дренирования.

Оптическая система глаза. Основные механизмы ее нарушений.

Вспомогательные органы глаза: мышцы глазного яблока, клетчатка глазницы и влагалище глазного яблока, веки, соединительная оболочка глаза, слезный аппарат. Кровоснабжение и иннервация придаточного аппарата глаза.

Строение сетчатки. Восприятие и обработка сигналов сетчаткой. Первичные процессы преобразования сигналов. Структура фоторецепторов. Зрительные пигменты. Молекулярные механизмы преобразования света в нейрональный сигнал. Механизмы световой и темновой адаптации. Нейронная сеть сетчатки. Качественная и пространственная специфика организации рецептивных полей ганглиозных клеток сетчатки. Периферические механизмы цветовосприятия. Кровоснабжение и иннервация различных структур глаза.
Проводниковый и центральный отделы зрительного анализатора.

Центральная регуляция зрения. Пути проведения зрительной информации. Зрительный перекрест. Переднее двухолмие, талямус, первичная зрительная кора и ассоциативные зрительные поля. Обработка сигналов в центральных в этих отделах зрительной сиcтемы. Организация рецепторных полей.

Обработка сигналов в верхних бугорках, в латеральном коленчатом теле, в зрительной коре. Функциональная архитектоника зрительной коры. Бинокулярное зрение. Восприятие глубины. Механизмы пространственного зрения. Двоение. Бинокулярная борьба полей зрения. Цветовое зрение. Цвет и измерение цвета. Закон цветового зрения. Феноменология цветовосприятия. Восприятие движения. Эффект последействия движения. Движение глаз и восприятие движения. Возрастные анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора. Процессы созревания и формирования периферического и центрального отдела зрительного анализатора.

Тема III. Анатомия и физиология органов речи.

Основные отделы речевого аппарата.

Организация, регуляция и контроль речевой деятельности. Структура органов речи. Носовая и ротовая полости, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма. Их строение, возрастные особенности. Функции речевого аппарата: образование воздушной струи (дыхание); голосообразование (фонация); образование звуков речи (артикуляция). Речевое дыхание. Механизм речевого дыхания и его особенности. Участвующие в его реализации анатомические структуры грудной клетки.
Анатомия и физиология органов голосообразования и артикуляции.

Язык, его отделы. Собственные мышцы языка, их функция. Скелетные мышцы языка, их функция. Иннервация мышц языка, статокинетическое чувство языка. Подъязычная кость, ее значение в фиксации языка. Мышечный аппарат подъязычной кости, его иннервация. Нос и носовая полость. Строение кровоснабжение и иннервация. Строение носовых пазух. Анатомическое строение глотки. Отделы. Кровоснабжение и иннервация. Анатомия «лимфоидного кольца» и его функциональное значение. Гортань. Хрящи гортани, связочный аппарат, ложные и истинные голосовые связки. Мышцы гортани: внутренние (собственные) и наружные (скелетные), их функциональная характеристика. Функциональные группы внутренних (собственных) мышц гортани: регулирующие положение надгортанника, ширину голосовой щели, длину и натяжение голосовых связок. Три основных отдела гортани. Кровоснабжение и иннервация гортани и других отделов речевого аппарата. Возрастные особенности строения и функции гортани. Механизм голосообразования, миоэластическая теория Феррана, нейрохронаксическая теория Юссона. Голос и его характеристики: сила, высота, тембр. Понятие о диапазоне голоса и регистрах. Мутация физиологическая и патологическая. Механизм шепота. Механизм фальцета.

Раздел второй: патология органов слуха, зрения и речи.

Тема IV. Патология слухового анализатора.

Болезни слухового анализатора приводящие к стойкому снижению слуха. Методы восстановления слуха.

Методы диагностики состояния слухового анализатора. Речевое исследование. Исследование воздушной и костной проводимости с помощью камертонов. Субъективные и объективные методы аудиометрии.

Болезни наружного уха. Евстахеит. Болезни среднего уха, острые и хронические воспаления. Острый и хронический отит. Этиопатогенез. Осложнения и остаточные явления. Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита. Распространенность процесса, ограниченный лабиринтит и разлитой (диффузный). Болезни проводникового отдела слухового анализатора. Невриты и другие виды поражения слухового нерва. Центральные поражения слухового анализатора. Травматические поражения слухового анализатора. Механические и химические поражения. Баротравмы слухового анализатора. Шумовые поражения. Воздушная контузия. Функциональные нарушения слуха.
Классификация и характеристика стойких нарушений слуха.

Краткая характеристика слуховой функции при стойких её нарушениях. Глухота и тугоухость. Виды глухоты. Распространенность и причины стойких нарушений слуха: врожденные, наследственные и ненаследственные заболевания. Приобретенные нарушения слуха, роль болезней периферического отдела слухового анализаторов, общих и мозговых инфекционных заболеваний, токсических, химических веществ, травм мозга. Классификация стойких нарушений слуха. Цель и критерии классификации.

Отосклероз. Основы тимпанопластики. Основы слухотпротезирования. Современные слуховые аппараты, слухоулучшающие операции. Протезирование слуха, электродно-имплантационное протезирование.

Тема V. Патология органа зрения.

Заболевания органа зрения.

Патология век. Классификация, этиопатогенез различных нозологических форм. Конъюнктивиты. Классификация, этиопатогенез различных нозологических форм. Аномалии и заболевания роговицы. Классификация, этиопатогенез различных нозологических форм. Аномалии и заболевания склеры. Классификация, этиопатогенез различных нозологических форм. Патология хрусталика. Классификация, этиопатогенез различных нозологических форм. Аномалии и заболевания сосудистой оболочки глаза. Классификация, этиопатогенез различных нозологических форм. Заболевания сетчатки. Классификация, этиопатогенез различных нозологических форм. Аномалии и заболевания зрительного нерва. Классификация, этиопатогенез различных нозологических форм. Механические, химические и термические поражения различных отделов зрительного анализатора.
Слепота

Методы исследования состояния зрительного анализатора.

Слепота, остаточное зрение и слабовидение. Причины глубоких нарушений зрения. Врожденные приобретенные и наследственные нарушения зрения.

Факторы пренатального и постнатального повреждения органа зрения. Классификация детской слепоты и слабовидения

Эпидемиология слепоты. Катаракта. Классификация, этиология, патогенез, клиника и исход. Глаукома. Классификация, этиология, патогенез, клиника и исход. Кератиты. Классификация, этиология, патогенез, клиника и последствия. Возрастная макулодистрофия. Классификация, этиология, патогенез, клиника и последствия. Диабетическая ретинопатия. Классификация, этиология, патогенез, клиника и последствия. Ретинопатия недоношенных. Этиология, патогенез, клиника и исход.

Профилактика слепоты и нарушений зрения. Гигиенические требования к освещению. Гигиенические требования к учебному оборудованию. Организация урока с учетом гигиенических требований.

Тема VI. Патология органов речи.


Заболевания носа. Риниты. Клиника и этиопатогенез. Носовые кровотечения. Синуситы. Клиника и этиопатогенез. Травмы носа.

Заболевания глотки. Ангины. Классификация. Клиника и этиопатогенез. Фарингиты. Клиника и этиопатогенез.

Заболевания гортани. Диафрагма гортани. Аномалии надгортанника. Инородные тела. Ларингиты, ложный круп, стенозы гортани. Узелки и фиброма голосовых складок. Папилломы гортани, опухоли. Нервно-мышечные нарушения голоса и речи. Центральные и проводниковые параличи и парезы лицевых, небных, гортанных мышц и мышц языка (бульбарный и псевдобульбарный параличи и парезы). Расстройства голосообразования. Хриплый голос, фальцет, патологическая мутация, фонастения, афония. Нарушения темпа речи.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconА. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Арефьева А. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,...
Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Б. Шевченко;...
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconАнатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Дисциплина знакомит студентов факультета специальной педагогики и психологии со строением и функционированием органов, с которыми...
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconФорма самостоятельной работы
Б 2 «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» являются формирование систематизированных знаний о функциональном...
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой...
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи...
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное...
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconУчебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» iconРабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о строении, топографии и функциях органов и систем органов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск