Скачать 420.58 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Б.3.В.16 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Трудоемкость (в зачетных единицах) - 7 Направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки: Специальная психология и педагогика Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы. Задачи дисциплины:
Учебная дисциплина «Анатомия и физиология центральной нервной системы» является компонентом профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата направления подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Предпосылками успешного овладения дисциплиной «Анатомия и физиология центральной нервной системы» является предваряющее этот курс изучение дисциплины Б.2.03 «Анатомия и возрастная физиология».Учебная дисциплина «Анатомия и физиология центральной нервной системы» является базисной для освоения таких дисциплин как Б.2.06 «Анатомия, физиология и патология сенсорных систем», Б.3.В.07 «Невропатология», Б.3.В.08 «Психопатология», Б.3.В.17 «Психофизиология», Б.3.В.18 «Психолого-педагогическая антропология», Б.3.В.20 «Аддиктивные состояния».
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 7 зачётных единиц (252 часа) и виды учебной работы
5. Содержание учебной дисциплины (модуля) 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля) Раздел 1. Общие представления о нервной системе Функции, организация и развитие нервной системы. Функции нервной системы. Общий обзор нервной системы. Понятие о центральной и периферической частях нервной системы. Понятие о соматическом и вегетативном отделах нервной системы. Онто- и филогенез нервной системы. Критические периоды в развитии нервной системы. Методы исследования функций нервной системы. Удаление участков нервной системы. Разрушение структур мозга: использование стереотаксической техники, механические повреждения, электролитические разрушения, ультразвуковые повреждения, методы химического повреждения, обратимые повреждения. Разрушение зон мозга. Электрическое раздражение. Химическая стимуляция мозга. Электроэнцефалография. Метод ВП. Магнитоэнцефалография. Компьютерная томография. Позитронно-эмиссионная томография. Магнитно-резонансная томография. Термоэнцефалоскопия. Метод условных рефлексов. Наблюдение за поведением животных и человека. Современные исследования в области неврологии: отечественный и зарубежный опыт. Раздел 2. Структурно-функциональная характеристика клеток нервной ткани Морфология и физиология нейронов. Макро- и микроструктура нейронов. Классификация, свойства и функции нейронов. Структура клеточной мембраны нейронов. Общие представления о проницаемости и проводимости клеточной мембраны. Транспорт веществ через клеточную мембрану нейронов. Классификация, устройство и функционирование ионных каналов. Ионные насосы, характеристика, механизм работы. Потенциал покоя, электротонический потенциал, локальный ответ и потенциал действия: общая характеристика, механизм генерации. Изменения возбудимости нейрона во время его возбуждения. Оценка возбудимости нейрона. Морфология и физиология глионов. Глиальные клетки, их морфология, функции и нейрофизиологические особенности. Раздел 3. Взаимодействие нейронов ЦНС Морфология и физиология нервных волокон. Нервные волокна: виды и строение. Миелогенез. Особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым волокнам. Закономерности проведения возбуждения по нервным волокнам. Критерии структурно-функциональной зрелости нервных волокон. Морфология и физиология синапсов. Виды синапсов. Структура синапсов. Медиаторы, их природа, образование и разрушение. Возрастные изменения структурно-функциональной организации синапсов. Раздел 4. Общие принципы функционирования ЦНС Рефлекс и рефлекторная дуга. История развития и основные положения рефлекторной теории. Рефлекс как основной акт деятельности нервной системы. Классификация рефлексов. Рефлекторная дуга, ее компоненты, виды и функции. Физиологические свойства нервных центров. Понятие о нервном центре. Одностороннее проведение возбуждения. Тонус нервных центров. Явление последействия. Задержка возбуждения и трансформация ритма в нервном центре. Явление суммации и окклюзии. Взаимодействие нервных центров. Координирующие принципы функционирования ЦНС. Принцип конвергенции. Принцип дивергенции. Принцип обратной связи. Принцип субординации. Принцип доминанты. Торможение в ЦНС. Виды торможения. Механизм и медиаторы пре- и постсинаптического торможения. Функциональное значение тормозных процессов. Раздел 5. Кодирование и передача сообщений в нервной системе Основные принципы кодирования информации в нервной системе. Кодирование: частотное, интервальное, пространственно-временное, числом импульсов. Передача различных кодов синаптическим соединениям. Периферическое кодирование сообщений в сенсорных системах. Передача и преобразование сигналов центральными нейронами. Раздел 6. Анатомия и физиология спинного мозга |
М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы» Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого... | Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Курс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение... | Анатомия центральной нервной системы Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же... | ||
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» Комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, структуру... | Учебно-методический комплекс по дисциплине физиология центральной нервной системы Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине анатомия центральной нервной системы Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины современные проблемы анатомии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа дисциплины ен. Ф. 05 Анатомия центральной нервной системы |