А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем





Скачать 452.57 Kb.
НазваниеА. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем
страница1/3
Дата публикации30.12.2014
Размер452.57 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
  1   2   3





РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


А.В. Арефьева
ФИЗИОЛОГИЯ ВНД И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки «Психология образования»


Тюмень

Тюменский государственный университет

2011

Арефьева А.В. Физиология ВНД и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы, обучающихся по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

Профиль подготовки «Психология образования». - Тюмень, 2011. 20 стр.

Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Физиология ВНД и сенсорных систем» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, вопросы, задания для самоконтроля.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология ВНД и сенсорных систем [электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

Гребнева Н.Н., д.б.н., профессор, заведующая кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности








© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.

© А.В.Арефьева, 2011.

1.Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, формирование представления о нейрофизиологических механизмах высшей психической деятельности и поведения человека на основе современных достижений науки, компетентностного подхода; развитие навыков использования полученных знаний в работе практикующего психолога в сфере образования.

Задачи дисциплины:

  1. способствовать формированию представлений о взаимосвязи психического и физиологического компонента в поведении человека;

  2. познакомить с особенностями формирования сенсорных систем в онтогенезе, ролью сенсорных систем в становлении высших психических функций;

  3. способствовать пониманию механизмов формирования типа высшей нервной деятельности;

  4. помочь в освоении основополагающих понятий и методов в физиологии высшей нервной деятельности.




  1. 2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Физиология ВНД и сенсорных систем» относится к циклу Б2 (Естественнонаучный цикл, дисциплина по выбору).

Для освоения дисциплины используются знания, умения и виды деятельности, сформированные на предыдущем уровне образования в процессе изучения таких дисциплин, как «Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии и гигиены ». В результате изучения этих дисциплин студенты получают знания об анатомии и физиологии организма, в частности, об общем плане строения и возрастных изменениях в ЦНС, об особенностях нервной регуляции функций.

Для успешного освоения курса студенту требуется знание основных понятий генетики, экологии, психологии.

Освоение дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин, как: «Клиническая психология детей и подростков», «Дефектология», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология юности», «Психология подросткового возраста», « Развитие ребенка до трех лет», «Возрастная психофизиология», « Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», « Психология детей с ЗПР».
1.3.Компетенции выпускника бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  • владеть моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

  • быть способным последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, быть способным выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества, быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

  • быть способным понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

  • быть способным формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеть основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11).

По окончании курса обучающийся должен:

-знать основные понятия, методы исследования, место среди других наук дисциплины «Физиология ВНД и сенсорных систем», основы анатомии и физиологии сенсорных систем, особенности высшей нервной деятельности; роль высших отделов головного мозга в психических процессах; различные формы и факторы организации поведения, характер приспособления поведения к потребностям организма; сущность интегративной деятельности мозга человека;

-уметь применять на практике методики исследования свойств высшей нервной деятельности, особенностей высших психических функций; свойств сенсорных систем;

-владеть навыками использования теоретических знаний по физиологии ВНД и сенсорных систем, определения типа ВНД, особенностей сенсорных систем, работы на компьютере и компьютерной обработки статистической информации.


  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Курс изучается во 2 семестре и рассчитан на 17 часов лекционных и 17 часов практических занятий. На самостоятельную работу отводится 110 часов. По окончании курса предусмотрен экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

  1. Тематический план

Таблица 1

п/п



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа,

в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов




Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1





1

Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Общие принципы работы анализаторов.

1-2

2

2

10

16

2

0-10




2

Зрительный, слуховой и вестибулярный анализаторы.

3-6

4

4

20

26

4

0-20







Всего:




6

6

30

42

6

0-30




Модуль 2





3

Двигательный, вкусовой, обонятельный анализаторы.

7-8

2

2

15

19

2

0-10




4

Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Принцип доминанты. Типы ВНД.

9-12

4

4

25

33

4

0-30







Всего




6

6

40

52

6

0-40




Модуль 3














44

5

Высшие психические функции: научение, память, внимание, потребности, мотивации, эмоции.

13-15

3

3

25

31

4

0-20




6

Высшие психические функции: речь и сознание, поведение, мышление.

16-17

2

2

15

19

2

0-10







Всего




5

5

40

50

6

0-30







Итого (часов, баллов):




17

17

110

144




0-100







Из них в интерактивной форме:




6

10

2




18







Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный контроль

Письменный контроль

Технические формы контроля

Итого количество баллов

Коллоквиум

Собеседование

Ответ на семинаре

Практические работы

Контрольные работы

Тест

Реферат

Программы компьютерного тестирования

Комплексные ситуационные задания

Модуль 1

1




0-2




0-2




0-6










0-10

2




0-2

0-4

0-4













0-10

0-20

Всего




0-4

0-4

0-6




0-6







0-10

0-30

Модуль 2

3




0-3




0-2







0-5







0-10

4

0-6




0-4

0-4




0-6




0-10




0-30

Всего

0-6

0-3

0-4

0-6




0-6

0-5

0-10




0-40

Модуль 3

5







0-5

0-5

0-5

0-5










0-20

6

























0-10

0-10

Всего







0-5

0-5

0-5

0-5







0-10

0-30

Итого

0-6

0-7

0-13

0-17

0-5

0-17

0-5

0-10

0-20

0-100



Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов





Модули и темы

Виды СРС

Нед.

семестра

Объем часов

Кол-во баллов

аудиторная

внеаудиторная

Модуль 1
















1

Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Общие принципы работы анализаторов.

1.Практическая работа по методическим указаниям

1.Подготовка к

тестированию


1-4

10

0-10

2

Зрительный, слуховой и вестибулярный анализаторы.

1.Практическая работа по методическим указаниям.


1.Подготовка к семинару.

2.Выполнение комплексных ситуационных задач

3.Поиск методической литературы по теме

5-6

20

0-20




Всего по модулю 1:

30

0-30


Модуль 2

















3

Двигательный, вкусовой, обонятельный анализаторы.

1.Практическая работа по методическим указаниям.


1.Подготовка реферата с презентацией.

2. Анализ научной литературы по теме

7-8

15

0-10

4

Учение И.П. Павлова о ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Принцип доминанты. Типы ВНД.

1.Практическая работа по методическим указаниям.


1.Подготовка к семинару.

2.Подготовка к коллоквиуму по теме.

3.Подготовка к компьютерному тестированию

9-12

25

0-30




Всего по модулю 2:

40

0-40



Модуль 3
















5

Высшие психические функции: память, внимание, потребности, мотивации, эмоции.

Практическая работа по методическим указаниям.


1.Подготовка к семинару.

2. Подготовка к контрольной работе

3.Подготовка к тестированию

4.Выполнение комплексных ситуационных задач

13-15

25

0-20

6

Высшие психические функции: речь и сознание, поведение, мышление

Практическая работа по методическим указаниям.


Выполнение комплексных ситуационных задач

16-17

15

0-10




Всего по модулю 3:

40

0-30




ИТОГО:

110

0-100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 4


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1

Дефектология

+

+

+

+

+

2

Психология дошкольного возраста

+

+

+

+

+

3

Психология детей младшего школьного возраста

+

+

+

+

+

4

Психология юности

+

+

+

+

+

5

Психология подросткового возраста

+

+

+

+

+

6

Развитие ребёнка до трёх лет

+

+

+

+

+

7

Возрастная психофизиология

+

+

+

+

+

9

Дети с трудностями в обучении

+

+

+

+

+



  1. Содержание дисциплины

Модуль 1

Тема №1. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Общие принципы работы анализаторов.

Две составные части учения И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности: об анализаторах и условных рефлексах. Методы исследования физиологии ВНД: метод условных рефлексов, ВВП, электроэнцефалография, функциональная магнитно-резонансная томография.

Принципы переработки информации в ЦНС. Кодирование стимула. Нейроны-детекторы. Гностические нейроны. Концептуальная рефлекторная дуга.

Общие принципы работы анализатора. Многоуровневость анализаторных систем. Иерархический принцип построения анализатора. Неспецифические влияния ретикулярной формации.

Рецепторы. Рецепторный потенциал. Рецептивное поле нейронов. Адаптация. Обратная афферентация.

Проводящие пути анализатора. Корковый отдел анализатора. Цитоархитектоника коры больших полушарий. Вызванные потенциалы мозга. Нисходящие влияния анализаторов.

Основные понятия: нейрон, анализатор, рефлекс, рефлекторная дуга, стимул, нейронный код, рецептор, афферентный, эфферентный, потенциал действия, возбуждение, торможение, нервное волокно.

Тема №2. Зрительный, слуховой и вестибулярный анализаторы

Орган зрения – глаз. Оптическая система глаза. Рефракция. Острота зрения. Световосприятие. Зрачковый рефлекс. Аккомодация. Глазодвигательный аппарат. Саккадические и прослеживающие движения глаз. Периферический отдел зрительного анализатора. Фоторецепторы. Зрительные пигменты. Строение сетчатки.

Проводниковый отдел зрительного анализатора. Верхние бугры четверохолмия. Латеральные коленчатые тела. Зрительная кора. Цветовое зрение. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Возрастные изменения зрения. Нарушения зрения.

Строение наружного, среднего и внутреннего уха. Периферический отдел слухового анализатора. Звукопроведение. Звуковосприятие.

Физиология слуха. Диапазон слуховой чувствительности. Порог слухового восприятия. Адаптация. Бинауральный слух. Возрастные изменения слуха.

Проводниковый отдел слухового анализатора. Внутренние бугры четверохолмия. Медиальные коленчатые тела. Корковый отдел слухового анализатора. Нарушения слуха.

Строение и функции вестибулярного анализатора. Вестибулярные рецепторы. Проводниковый отдел вестибулярного анализатора. Мозжечок. Двигательная кора.

Основные понятия: зрительный анализатор, фоторецепторы, рефлекс, зрительный пигмент, сетчатка, аккомодация, рефракция, адаптация, слуховой анализатор, звукопроведение, звуковосприятие, слуховые рецепторы, порог чувствительности, диапазон чувствительности, вестибулярный анализатор, вестибулярные рецепторы.
Модуль 2

Тема №3. Двигательный, вкусовой, обонятельный анализаторы

Кожный и двигательный анализатор. Рецепторные образования кожи. Тельца Паччини, Мейснера, диски Меркеля, свободные нервные окончания. Мышечное веретено. Рецептор растяжения рака как модель механорецептора.

Тактильная, температурная, проприоцептивная, вибрационная, болевая чувствительность. Структура соматосенсорного анализатора. Нейронная организация спинного мозга. Соматотопическая проекция. Таламические нейроны соматосенсорной системы. Колончатая организация соматосенсорной коры.

Вкусовой анализатор. Вкусовые рецепторы. Вкусовые луковицы. Вкусовые волокна барабанной струны и языкоглоточного нерва. Нейроны ядра одиночного пучка. Функция нейронов таламуса в детекции вкуса. Реакции нейронов гипоталамуса на вкусовые стимулы. Функция коры. Нейронные механизмы голода и жажды.

Обонятельный анализатор. Обонятельный эпителий. Электроольфактограмма. Обонятельные рецепторы. Обонятельные луковицы. Митральные клетки, кисточковые клетки. Обонятельный тракт. Первичная обонятельная кора. Нейронные механизмы кодирования запахов. Реакции нейронов гипоталамуса. Участие нейронов обонятельной системы в рефлекторном поведении.

Интероцепция. Рецепторы внутренних органов. Барорецепторы. Глюкорецепторы. Осморецепторы. Кора и внутренние органы.

Основные понятия: кожный анализатор, механорецептор, мышечное веретено, соматотопическая проекция, чувствительность, вкусовой анализатор, обонятельный анализатор, нейронное кодирование, интерорецепция.
Тема №4. Учение И.П. Павлова о ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Принцип доминанты. Типы ВНД
История развития понятия рефлекс: Р. Декарт, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Эволюционный подход к исследованию высшей нервной деятельности.

Рефлекторная основа поведения. Классификация врожденных форм поведения. Таксисы, безусловные рефлексы, инстинктивные формы поведения. Изменчивость врожденного поведения. Пластичность врожденного поведения. Ориентировочный рефлекс, его структура и нейронные механизмы. Нервная модель стимула. Угасание реакций. Гиппокамп и ориентировочный рефлекс. Физиологические механизмы внимания. Ориентировочно-исследовательская деятельность.

Классический условный рефлекс. Виды классических условных рефлексов: пищевые, оборонительные, двигательные, вегетативные. Инструментальные условные рефлексы. Стадии генерализации и специализации условных рефлексов. Экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные условные рефлексы. Правила образования условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Виды торможения. Механизмы внутреннего торможения. Сложные формы научения.Условные рефлексы на комплексные раздражители, на время, цепные, порядковые, подражательные и экстраполяционные. Импринтинг, его механизмы. Латентное научение. Психонервная деятельность.

Механизмы образования временной связи. Доминантный очаг. Типы ВНД.

Основные понятия: высшая нервная деятельность, условный рефлекс, торможение условных рефлексов, свойства нервных процессов, тип высшей нервной деятельности.
Модуль 3
Тема №5. Высшие психические функции: память, внимание, потребности, мотивации, эмоции.
Функциональные состояния: сон, бодрствование. Основные виды биоритмов. Инфрадианные, ультрадианные, циркадные биоритмы. Фазы сна. Функции биологических часов. Центральные механизмы репродуктивного цикла. Психофизиология восприятия. Понятие потребности, виды потребностей. Мотивация. Понятие эмоции. Виды эмоций. Теории эмоций.

Простые формы научения. Подсистемы памяти. Нейрофизиологические механизмы памяти. Отделы и структуры ЦНС, причастные к формированию долговременной памяти.

Виды внимания. Нейрофизиологические механизмы внимания. Сознание и внимание. Сознательное, бессознательное, подсознательное.

Виды мышление. Формирование типа мышления в онтогенезе. Понятие интеллекта. Виды интеллекта. Теории интеллекта. Связь интеллекта и успешности обучения. Речь.

Особенности ВНД человека в онтогенезе.
Основные понятия: высшие психические функции, функциональные состояния, восприятие, эмоции, потребности, память, внимание, сознание, мышление, интеллект, речь.
Тема №6. Высшие психические функции: речь и сознание, поведение, мышление
Сознательное, бессознательное, подсознательное. Первая и вторая сигнальные системы. Функции речи. Развитие речи в онтогенезе. Виды мышление. Формирование типа мышления в онтогенезе. Понятие интеллекта. Виды интеллекта. Теории интеллекта. Связь интеллекта и успешности обучения.

Особенности ВНД человека в онтогенезе.

Основные понятия: высшие психические функции, функциональные состояния, восприятие, эмоции, потребности, память, внимание, сознание, мышление, интеллект, речь.


  1. Планы семинарских занятий

Тема №2. Зрительный, слуховой и вестибулярный анализаторы

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Примерные контрольные вопросы:

  1. Что такое анализатор? Из каких отделов он состоит? В чем отличие органа чувств от анализатора?

  2. Строение глазного яблока.

  3. Строение сетчатки глаза.

  4. Особенности проводникового отдела зрительного анализатора. Подкорковые зрительные центры.

  5. Трехкомпонентная теория зрения.

  6. Адаптация глаз к свету.

  7. Аккомодация.

  8. Физическая и клиническая рефракция.

  9. Центральное зрение и его показатели.

  10. Цветовое зрение.

  11. Строение наружного, среднего уха.

  12. Внутреннее ухо. Кортиев орган.

  13. Проводниковый отдел слухового анализатора. Подкорковые слуховые центры.

  14. Слуховые зоны коры. Центры речи.

  15. Звукопроведение.

  16. Звуковосприятие.

  17. Нарушения слуха. Глухота. Тугоухость.

  18. Строение вестибулярного анализатора.


Тема №4. Учение И.П.Павлова о ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Принцип доминанты. Типы ВНД
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Примерные контрольные вопросы:

  1. Чем отличаются условные и безусловные рефлексы?

  2. В чем отличие высшей нервной деятельности человека и животных?

  3. Что такое рассудочная деятельность?

  4. Каково значение лобных долей коры больших полушарий в организации поведенческих реакций человека?

  5. Большинство млекопитающих может научиться понимать значения многих слов и фраз, но это понимание не представляет собой настоящего речевого общения. Объясните почему?

  6. Какие типы высшей нервной деятельности выделяют у человека?

  7. Перечислите свойства нервных процессов, являющиеся по И.П.Павлову основой проявления индивидуальности высшей нервной деятельности человека.

  8. Какую роль играет внешняя среда в формировании фенотипа высшей нервной деятельности?

  9. Как изменяются работоспособность и самочувствие человека в новых условиях обитания?

  10. Дайте понятие сигнальных систем действительности по И.П.Павлову.

  11. Охарактеризуйте развитие второй сигнальной системы в онтогенезе.


КОЛЛОКВИУМ 1
Примерные вопросы:

  1. Понятие высшей нервной деятельности. Основоположники учения о высшей нервной деятельности.

  2. Основные методы исследования высшей нервной деятельности.

  3. Безусловные рефлексы, их характеристика. Инстинкты.

  4. Условные рефлексы, их характеристика.

  5. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов.

  6. Виды внутреннего торможения. Биологическое значение торможения условных рефлексов.

  7. Свойства нервных процессов: сила, подвижность, уравновешенность.

  8. Типы высшей нервной деятельности.

  9. Темперамент, его свойства.

  10. Особенности высшей нервной деятельности у детей младшего школьного возраста.


Тема №5. Высшие психические функции: речь и сознание, поведение, научение, память, потребности, мотивации, эмоции.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Примерные контрольные вопросы:

  1. Что такое сознание? Связь сознания и внимания.

  2. Понятие интеллекта. Виды интеллекта.

  3. Что такое восприятие?

  4. Классификация потребностей.

  5. Что такое мотивация? Какова связь мотиваций и эмоций?

  6. В чем особенность физиологических механизмов эмоций?

  7. Какое значение имеет произвольное и непроизвольное внимание в достижении цели?

  8. Дайте понятие сознательного, подсознательного, бессознательного.

  9. Дайте понятие мыслительной деятельности. Виды мыслительной деятельности.

  10. Какие виды памяти вы знаете. Дайте их краткую характеристику.

  11. Приведите примеры ультрадианных, циркадных и инфрадианных биоритмов.

  12. Перечислите возможные функциональные состояния человека.

  13. Дайте краткую характеристику стадий сна.

  14. В чем физиологическое отличие различных видов бодрствования?

  15. В чем заключается межполушарная асимметрия?




  1. Темы практических работ

Практическая работа № 1. Нервная ткань. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы.

Цель: Познакомиться с клеточным составом нервной ткани. Изучить внешнее и внутреннее строение нейронов и глиальных клеток, типы нейронов и глиальных клеток.

Практическая работа № 2. Синаптическая передача в центральной нервной системе.

Цель: Изучить принципы синаптической передачи нервного импульса в центральной нервной системе.

Практическая работа №3. Рефлекторная деятельность нервной системы

Цель: Познакомиться с понятием рефлекса, изучить виды рефлексов и механизмы, лежащие в основе рефлекторной деятельности человека и животных.

Практическая работа № 4. Исследование рефлекторных реакций человека

Цель работы: изучение рефлекторных дуг некоторых безусловных рефлексов человека.

Практическая работа №5. Асимметрия полушарий головного мозга.

Цель: с помощью функциональных проб определить латеральный фенотип человека.
Практическая работа №6. Определение ведущей модальности

Цель: определить ведущую модальность по различным методикам
Практическая работа №7. Стрессорное воздействие

Цель работы: углубить знания о стрессорном воздействии на организм человека, изучить причины и условия стресса, механизмы компенсации стрессорного воздействия.

Практическая работа №8. Психоэмоциональное напряжение. Синдром хронической усталости.

Цель: изучить причины, условия и механизмы возникновения психоэмоционального напряжения и синдрома хронической усталости, подобрать методы профилактики данных состояний.

Практическая работа №9. Определение индивидуальной хронобиологической нормы

Цель: определить индивидуальную суточную и сезонную хронобиологическую норму (хронотип).

Практическая работа №10. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста

Цель работы: Определить собственный тип кривой работоспособности и тип нервной системы.

8.Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
8.1. Самостоятельная работа студентов
Реализуемый в настоящее время в педагогике высшего образования компетентностный подход к подготовке специалистов предполагает способность, готовность и осознание необходимости использовать полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает роль самостоятельной работы студентов. В процессе изучения курса «Физиология ВНД и сенсорных систем» студенту предлагается большое количество и разнообразие видов самостоятельной работы по каждой теме курса.

Самостоятельная работа студента включает:

  • индивидуальные консультации с преподавателем в течение семестра, собеседование по текущим практическим заданиям;
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов направления 030300....
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconА. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Арефьева А. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности...
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconРабочая программа дисциплины «Физиология сенсорных систем»
ОД. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «физиология высшей нервной...
Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо «Института психоанализа»
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconПсихология
Плотникова М. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс для студентов направления...
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconПрограмма дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных...
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03....
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной...
Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры....
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconГ. А. Петров физиология висцеральных систем
Петров, Г. А. Физиология висцеральных систем : сборник заданий для промежуточной аттестации студентов, обучающихся по специальности...
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconКалендарный план лабораторных занятий по дисциплине «физиология и...
Ii: Общая физиология возбудимых систем и вегетативной нервной системы. 5 занятий
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconI. Общая физиология Занятие № Физиология нервных и нервно-мышечных...
Учебник «Физиология человека» (Под ред. Покровского В. М. и Коротько Г. Ф.). М.: Медицина, 2001(Т. 1); 2003; 2011
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconПримерная программа дисциплины физиология Рекомендуется для подготовки специальности
«физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом,...
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconПримерная программа дисциплины физиология Рекомендуется для специальности подготовки
«физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом,...
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем iconЗначимость сенсорных технологий и систем в жизнедеятельности человека: философские аспекты
Защита состоится 1 апреля 2009 года в 15-00 на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 13 по философским наукам в Южном федеральном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск