Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»





Скачать 317.4 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»
страница1/4
Дата публикации10.11.2014
Размер317.4 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Ларионова Е.А.

Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Психология».

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол №1 от 31.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП)

Рецензенты: к.псх.н. Корсун И.В. ( ЮФУ )

к.псх.н. Молохина Г.А.( НОУ ВПО ИУБиП)

содержание

1

лекционные занятия




2

Практические занятия




3

Контроль овладения компетенциями




4

методические указания по выполнению КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ




4.1

Перечень тем контрольных (курсовых) работ




4.2

Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ




5

самостоятельнАЯ работА студентов




6

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (зачетные) вопросы по дисциплине




7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




8

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ







Контактная информация преподавателя







Приложение А – Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работы




1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1.

Аналитико-синтетическая деятельность мозга.

Цель лекции:

  • ознакомить с Предметом, задачами и направлениями ФВНД и СС

Задачи лекции:

  • раскрыть предмет и задачи нейропсихологии

  • объяснить проблему соотношения психического и физиологического;

  • выделить направления нейропсихологии;

План:

    1. Две составные части учения И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности: об анализаторах и условных рефлексах.

    2. Синтез-анализатор. Единство аналитической и синтетической деятельности головного мозга.

    3. Условнорефлекторная деятельность и механизм высшего анализа и синтеза.


Выводы:

1.Учение И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности имеет две составные части : об анализаторах и условных рефлексах. Для понимания механизмов аналитико-синтетической деятельности мозга имеют большое значение представления И.П.Павлова о коре головного мозга как о мозаике из тормозных и возбудительных пунктов и в то же время как о динамической системе (стереотипе) этих пунктов, а также о корковой системности в виде процесса объединения «пунктов» возбуждения и торможения в систему. Системность работы мозга выражает его способность к высшему синтезу. Физиологический механизм такой способности обеспечивается следующими тремя свойствами ВНД: а) взаимодействием комплексных рефлексов по законам иррадиации и индукции; б) сохранением следов сигналов, создающих преемственность между отдельными компонентами системы; в) закреплением складывающихся связей в виде новых условных рефлексов на комплексы. Системность создает целостность восприятия.

Аналитическая деятельность – это способность организма разлагать, расчленять действующие на организм раздражители (образы внешнего мира) на простейшие составляющие элементы, свойства и признаки.

Синтетическая деятельность) – это процесс, противоположный анализу, заключающийся в выделении среди разложенных при анализе простейших элементов, свойств и признаков наиболее важных, существенных в данный момент и объединении их в сложные комплексы и системы.

Единство аналитико-синтетической  деятельности мозга заключается в том, то организм с помощью сенсорных систем  различает (анализирует) все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует представление о них.

ВНД представляет собой аналитико-синтетическую деятельность коры и ближайших подкорковых образований ГМ,  которая проявляется в способности выделять из окружающей среды ее отдельные элементы и объединять их в комбинации, точно соответствующие биологической значимости явлений окружающего мира.

3.Физиологическую основу синтеза составляют концентрация возбуждения, отрицательная индукция и доминанта. В свою очередь синтетическая деятельность является физиологической основой первой стадии образования условных рефлексов (стадии обобщения условных рефлексов, их генерализации). Стадию генерализации можно проследить в эксперименте, если образовывать условный рефлекс на несколько сходных условных сигналов. Достаточно упрочить реакцию на один такой сигнал, чтобы убедиться в появлении аналогичной реакции и на другой, с ним сходный, хотя на него рефлекс еще не образовывался. Это объясняется тем, что каждый новый условный рефлекс всегда имеет обобщенный характер и позволяет человеку составить только приблизительное представление о вызванном им явлении. Следовательно, стадией генерализации называется такое состояние формирования рефлексов, при котором они проявляются не только при действии подкрепленных, но и при действии сходных неподкрепляемых условных сигналов. У человека примером генерализации может служить начальный этап формирования новых понятий. Первые сведения об изучаемом предмете или явлении всегда отличаются обобщенным и очень поверхностным характером. Только постепенно  из него возникает относительно  точное и полное знание предмета. Физиологический механизм генерализации условного рефлекса заключается в образовании временных связей подкрепляющего рефлекса с условными сигналами, близкими к основному. Генерализация имеет важное биологическое значение, т.к. приводит к обобщению  действий, создаваемых сходными условными сигналами. Такое обобщение полезно, потому что дает возможность оценить общее значение вновь формирующегося условного рефлекса, пока что не считаясь с его частностями, в сущности которых можно разобраться позднее. Физиологическую основу анализа составляют иррадиация возбуждения и дифференцировочное торможение. В свою очередь аналитическая деятельность является физиологической основой второй стадии образования условных рефлексов (стадии специализации условных рефлексов).

В каждой анализаторной системе осуществляются три уровня анализа и синтеза раздражений: 1) в рецепторах – простейшая форма выделения из внешней и внутренней среды организма сигналов, кодирование их в нервные импульсы и посылка в вышележащие отделы; 2) в подкорковых структурах – более сложная форма выделения и объединения раздражителей различного рода безусловных рефлексов и сигналов условных рефлексов, реализующихся в механизмах взаимоотношения выше- и нижележащих отделов ЦНС, т.е. анализ и синтез, начавшиеся в рецепторах органов чувств, продолжаются в таламусе, гипоталамусе, ретикулярной формации и других подкорковых структурах.

Литература:

1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. 3-е изд. - М., АСТ, Транзиткнига., 2010. Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для студентов вузов /А.С.Батуев.-3-е издание. - СПБ.: Питер, 2010

3.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для вузов.-7-е изд., стер. Академия, 2009

4. Давыдова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов /Н.Н.Давыдова,А.Л.Крылова.-Ростов-на-Дону:Феникс, 2012.

5. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. М.: Московский психолого-социальный институт, 2009.

Тема 2. Общие принципы работы анализаторов. Виды анализаторов.

Цель лекции:

  • охарактеризовать особенности структуры анализатора ГМ.

Задачи лекции:

  • показать структура и функция анализатора ГМ

  • раскрыть специфику ассоциативных систем мозга

  • охарактеризовать три структурно-функциональных блока мозга.

План:

1. Структура и функция анализатора.

2. Многоуровневость анализаторных систем. Понятия уровня, нейронного слоя и проводящей части анализатора.

3. Прямые афферентные пути и ассоциативные системы.

4. Слои коры. Колончатая организация коры. Проекционные области коры.

5. Локализация функций в коре. Вызванный потенциал мозга. Нисходящие влияния анализаторов. Двигательные компоненты анализаторов.

Выводы:

1.Структура и функция анализатора характеризуется в учении И. П. Павлова об анализаторах. Внешний мир, окружающий человека, познается посредством органов чувств. Органы чувств воспринимают не только раздражения, идущие от внутренней среды организма. В результате раздражения органов чувств в больших полушариях головного мозга возникают ощущения, восприятия, представления. Только через ощущения человек ориентируется в окружающей среде. Сложные нервные аппараты, воспринимающие и анализирующие раздражения, поступающие из внешней и внутренней среды организма, И.П. Павлов назвал анализаторами.

2.Анализатор, по И.П. Павлову, состоит из трех тесно связанных между собой отделов: периферического, проводникового и центрального. Рецепторы являются периферическим звеном анализатора. Они представлены нервными клетками, реагирующими на определенные изменения в окружающей среде. Рецепторы различны по строению, местоположению и функциям. Некоторые рецепторы имеют вид сравнительно просто устроенных нервных окончаний, либо они являются отдельными элементами сложно устроенных органов чувств, как, например, сетчатки глаза. Центростремительных нейроны, проводящие пути от рецептора до коры больших полушарий, составляют проводниковый отдел анализатора. Участки коры больших полушарий головного мозга, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторных образований, составляют центральную часть, или корковый отдел анализатора. Все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение деятельности одной из частей вызывает нарушение функций всего анализатора. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы, двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах, сухожилиях, суставах, и вестибулярный анализатор, его рецепторы раздражаются при изменении положения тела. 

3. Ассоциативные системы мозга – это структуры, дающие возможность формирования на основе этих систем новых рецепторов и процессоров, возникающих в процессе обучения и в соответствии с прижизненными влияниями внешних факторов на человека.
Функционально эти системы тесно связаны с регуляторными комплексами жесткого типа, но, тем не менее, отличны от них, так как их работа основана на нейроне с особыми свойствами – ассоциативном. Нейроны ассоциативного типа имеют синапсы, способные к преобразованию и формированию на своей основе новой устойчивой межнейронной связи. Это приводит к изменению структуры нейронной сети, а, следовательно, и ее функции. Ассоциативные системы мозга млекопитающих – это резерв нервной ткани, в которой при рождении не содержится (не записано) никаких регуляторных комплексов. Дополнительные регуляторные комплексы возникают в них под влиянием внешней среды. Причем эволюционно ранние РПК в системах жесткого типа при этом нисколько не разрушаются, что очень важно. Поэтому в случае с ассоциативными системами уместнее говорить не о перестройке структур нейронных сетей, а о «складировании» РПК.

4. Строение


Цитоархитектоника (расположение клеток)

  • молекулярный слой

  • наружный зернистый слой

  • слой пирамидальных нейронов

  • внутренний зернистый слой

  • ганглионарный слой (внутренний пирамидный слой;клетки Беца)

  • слой полиморфных клеток

Миелоархитектоника (расположение волокон)

  • полоска молекулярного слоя

  • полоска наружного зернистого слоя

  • полоска внутреннего зернистого слоя

  • полоска ганглионарного слоя .

Кора полушарий головного мозга представлена слоем серого вещества толщиной в среднем около 3 мм (1,3 — 4,5 мм). Наиболее сильно развита она в передней центральной извилине. Обилие борозд и извилин значительно увеличивает площадь серого вещества головного мозга. В коре содержится около 10-14 млрд нервных клеток. Различные её участки, отличающиеся друг от друга некоторыми особенностями расположения и строения клеток (цитоархитектоника), расположения волокон (миелоархитектоника) и функциональным значением, называются полями. Они представляют собой места высшего анализа и синтеза нервных импульсов. Резко очерченные границы между ними отсутствуют. Для коры характерно расположение клеток и волокон слоями .

Типичным для новой коры (лат. neocortex) является наличие шести слоёв, различающихся между собой главным образом по форме входящих в них нервных клеток. При этом на медиальной и нижней поверхностях полушарий сохранились участки старой (лат. archipallium) и древней (лат. paleopallium) коры, имеющей 2-слойное и 3-слойное строение. Также выделяется промежуточная кора (лат. mesopallium) располагающаяся между старой и новой, а также древней и новой корой. Древняя кора представлена гиппокампом, а старая — участком коры возле обонятельной луковицы на нижней поверхности лобной доли.

Цитоархитектоника


Мультиполярные нейроны коры головного мозга весьма разнообразны по форме. Среди них можно выделить:

  • пирамидные

  • звёздчатые

  • веретенообразные

  • паукообразные

  • горизонтальные

Пирамидные нейроны составляют основную и наиболее специфическую для коры головного мозга форму (80—90 % всех нейронов). Размеры их варьируют от 10 до 140 мкм. Они имеют вытянутое треугольное тело, вершина которого обращена к поверхности коры. От вершины и боковых поверхностей тела отходят дендриты, заканчивающиеся в различных слоях серого вещества. От основания пирамидных клеток берут начало аксоны, в одних клетках короткие, образующие ветвления в пределах данного участка коры, в других — длинные, поступающие в белое вещество. Нейроны коры расположены нерезко отграниченными слоями. Каждый слой характеризуется преобладанием какого-либо одного вида клеток. В двигательной зоне коры различают 6 основных слоёв:

  1. Молекулярный (лат. lamina molecularis)

  2. Наружный зернистый (лат. lamina granularis externa)

  3. Пирамидальных нейронов (лат. lamina pyramidalis)

  4. Внутренний зернистый (лат. lamina granularis interna)

  5. Ганглионарный (слой клеток Беца) (лат. lamina ganglionaris)

  6. Слой мультиформных (полиморфных) клеток (лат. lamina multiformis)

Кора полушарий головного мозга также содержит мощный нейроглиальный аппарат, выполняющий трофическую, защитную, опорную и разграничительную функции [5].

На медиальной и нижней поверхности полушарий сохранились участки старой, древней коры, которые имеют двухслойное и трехслойное строение.

Молекулярный слой


Молекулярный слой коры содержит небольшое количество мелких ассоциативных клеток веретеновидной формы. Их аксоны проходят параллельно поверхности мозга в составе тангенциального сплетения нервных волокон молекулярного слоя. Основная масса волокон этого сплетения представлена ветвлениями дендритов нейронов нижележащих слоёв.

.

Наружный зернистый слой


Наружный зернистый слой образован мелкими нейронами диаметром около 10 мкм, имеющими округлую, угловатую и пирамидальную форму, и звёздчатыми нейронами. Дендриты этих клеток поднимаются в молекулярный слой. Аксоны или уходят в белое вещество, или, образуя дуги, также поступают в тангенциальное сплетение волокон молекулярного слоя .

Слой пирамидальных нейронов


Является самым широким по сравнению с другими слоями коры головного мозга. Он особенно хорошо развит в прецентральной извилине. Величина пирамидных клеток последовательно увеличивается в пределах 10-40 мкм от наружной зоны этого слоя к внутренней. От верхушки пирамидной клетки отходит главный дендрит, который располагается в молекулярном слое. Дендриты, берущие начало от боковых поверхностей пирамиды и её основания, имеют незначительную длину и образуют синапсы со смежными клетками этого слоя. Аксон пирамидной клетки всегда отходит от её основания. В мелких клетках он остаётся в пределах коры; аксон же, принадлежащий крупной пирамиде, обычно формирует миелиновое ассоцативное или комиссуральное волокно, идущее в белое вещество.

Внутренний зернистый слой


В некоторых полях коры развит очень сильно (например, в зрительной зоне коры). Однако в других участках он может отсутствовать (в прецентральной извилине). Этот слой образован мелкими звёздчатыми нейронами. В его состав входит большое количество горизонтальных волокон .

Ганглионарный слой (Внутренний пирамидный слой;Клетки Беца)

Образован крупными пирамидными клетками, причём область прецентральной извилины содержит гигантские клетки, описанные впервые киевским анатомом В. А. Бецем в 1874 году (клетки Беца).


Среди нервных волокон коры полушарий головного мозга можно выделить:

  • ассоциативные волокна — связывают отдельные участки коры одного полушария

  • комиссуральные волокна — соединяют кору двух полушарий

  • проекционные волокна — соединяют кору с ядрами низших отделов центральной нервной системы. Афферентные проекционные волокна заканчиваются в слое пирамидальных нейронов.

I, II, III, IV, V, VI — слои коры
Афферентные волокна
1. кортико-кортикальное волокно
2. таламо-кортикальное волокно
2а. зона распространения специфических таламо-кортикальных волокон
3. пирамидные нейроны
3а. заторможенные пирамидные нейроны
4. тормозные нейроны и их синапсы
4а. клетки с аксональной кисточкой
4б. малые корзинчатые клетки
4в. большие корзинчатые клетки
4г. аксоаксональные нейроны
4д. клетки с двойным букетом дендритов (тормозящие тормозные нейроны)
5. шипиковые звёздчатые клетки, возбуждающие пирамидные нейроны непосредственно и путём стимуляции клеток с двойным букетом дендритов

Исследуя кору больших полушарий головного мозга Сентаготаи и представители его школы установили, что её структурно-функциональной единицей является модуль — вертикальная колонка диаметром около 300 мкм. Модуль организован вокруг кортико-кортикального волокна, представляющего собой аксон пирамидной клетки III слоя (слоя пирамидальных клеток) того же полушария (ассоциативное волокно), либо от пирамидальных клеток противоположного (комиссуральное). В модуль входят два таламо-кортикальных волокна — специфических афферентных волокна, оканчивающихся в IV слое коры на шипиковых звёздчатых нейронах и отходящих от основания (базальных) дендритах пирамидальных нейронов. Каждый модуль, по мнению Сентаготаи разделяется на два микромодуля диаметром менее 100 мкм. Всего в неокортексе человека примерно 3 млн модулей. Аксоны пирамидальных нейронов модуля проецируются на три модуля той же стороны и через мозолистое тело посредством комиссуральных волокон на два модуля противоположного полушария. В отличие от специфических афферентных волокон, оканчивающихся в IV слое коры, кортико-кортикальные волокна образуют окончания во всех слоях коры, и, достигая I слоя, дают горизонтальные ветви, выходящие далеко за пределы модуля.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «физиология высшей нервной...
Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо «Института психоанализа»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconПсихология
Плотникова М. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс для студентов направления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной...
Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconА. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем
Арефьева А. В. Физиология внд и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы, обучающихся...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconПрограмма дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных...
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы»
Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессиональ­ного мышления, необходимого...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Физиология центральной нервной системы»
Комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, структуру...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности»
Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии...
Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconУчебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconК рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной...
Цнс человека в формировании поведения, памяти, компоненты функциональной системы поведенческого акта
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов направления 030300....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» iconАннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей...
Изучение взаимодействия регуляторных систем для понимания механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды и адекватную реакцию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск