РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии и педагогики
Кафедра медико-биологических дисциплин и
безопасности жизнедеятельности
М.В. Плотникова
ФИЗИОЛОГИЯ ВНД
И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов очной и заочной форм обучения
направления 030300.62 "Психология"
Тюменский государственный университет
2011
Плотникова М.В. Физиология ВНД и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов направления 030300.62 "Психология" очной и заочной формы обучения. Тюмень, 2011, 22 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Физиология ВНД и сенсорных систем» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология ВНД и сенсорных систем [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
| Зав. кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Гребнева Н.Н., д.б.н., профессор
|
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Плотникова М.В., 2011
1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины «Физиология ВНД и сенсорных систем» – сформировать у студентов-психологов представления о физиологических механизмах психической деятельности. В процессе изучения дисциплины студенты должны изучить основные принципы высшей нервной деятельности, механизмы условно-рефлекторной деятельности, типологические особенности ВНД, физиологию анализаторов, механизмы кодирования информации, системогенез, особенности психической деятельности человека. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«Физиология ВНД и сенсорных систем» относится к вариативной части естественнонаучного цикла (Б2). Дисциплина осваивается в 3 семестре.
Для успешного освоения дисциплины студентам необходимы знания из школьного курса «Анатомия, физиология, гигиена человека», дисциплин 2 семестра «Анатомия и физиология ЦНС», «Нейрофизиология».
Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для таких курсов как Психофизиология, Нейронные механизмы психики, Основы психогенетики, Психиатрия, Неврология и дефектология; а также для таких дисциплин, как Общая психология, Психодиагностика, Зоопсихология и сравнительная психология, Психология развития и возрастная психология, Введение в клиническую психологию, Дифференциальная психология. 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
профессиональными компетенциями (ПК):
способностью и готовностью к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17). Карта компетенций дисциплины Физиология ВНД и сенсорных систем
Код
| Формулировка компетенции
| Результаты обучения в целом
| Результаты обучения по уровням освоения материала
| Виды занятий
| Оценочные средства
| минимальный
| базовый
| повышенный
|
|
| ОК-2
| способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии
| Знает:
иерархию структурных элементов материи на примере организма человека;
механизмы взаимодействия физических, химических и биологических процессов в нервной системе;
биологические основы психики, социального поведения человека
онтогенетические закономерности овладения культурой
| Обладает минимальным уровнем знаний о биологических основах психики человека
| Знает механизмы взаимодействия физических, химических и биологических процессов в нервной системе;
биологические основы психики, социального поведения человека
| Знает иерархию структурных элементов материи на примере организма человека;
механизмы взаимодействия физических, химических и биологических процессов в нервной системе;
биологические основы психики, социального поведения человека
онтогенетические закономерности овладения культурой
| лекции, семинарские занятия, реферат
| контрольная работа, защита реферата
| Умеет:
работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями
| Обладает минимальным уровнем умений работать с изображениями структур головного и спинного мозга
| Умеет работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием
| Умеет работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями
| Практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа, интерактивные формы
| реферат, отчет по лабораторной работе
| Владеет:
системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях
| Владеет системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой в минимальном объеме
| Владеет системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой в достаточном объеме
| Владеет системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой
| семинарские занятия, реферат, интерактивные формы
| ответ на семинаре, заслушивание и обсуждение рефератов
| ПК-7
| способностью и готовностью к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях
| Знает строение и функциональную организацию мозговых субстратов познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний в норме и при психических отклонениях
| Знает строение и функциональную организацию мозговых субстратов ВПФ в минимальном объеме
| Знает строение и функциональную организацию мозговых субстратов познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний в норме
| Знает строение и функциональную организацию мозговых субстратов познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний в норме и при психических отклонениях
| лекции, семинарские занятия, реферат
| контрольная работа, защита реферата
| Умеет выявлять признаки нарушения функций нервной системы, их проявления в расстройствах познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний
| Умеет выявлять признаки грубых нарушения функций нервной системы
| Умеет выявлять признаки грубых нарушения функций нервной системы, их проявления в расстройствах познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний
| Умеет выявлять признаки нарушения функций нервной системы, их проявления в расстройствах познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний
| Практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа, интерактивные формы
| реферат, отчет по лабораторной работе
| Владеет навыками исследования функционального состояния нервной системы
| Владеет навыками исследования функционального состояния нервной системы в минимальном объеме
| Владеет навыками исследования функционального состояния нервной системы в достаточном объеме
| Владеет навыками исследования функционального состояния нервной системы, способен творчески их применять для решения нестандартных задач
| семинарские занятия, реферат, интерактивные формы
| ответ на семинаре, заслушивание и обсуждение рефератов
| ПК-17
| подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении
| Знает основные виды и методы проведения лабораторных и практических занятий
| Знает основные виды и методы проведения лабораторных и практических занятий в минимальном объеме
| Знает основные виды и методы проведения лабораторных и практических занятий в достаточном объеме
| Знает основные виды и методы проведения лабораторных и практических занятий
| лекции, семинарские занятия, реферат
| контрольная работа, защита реферата
| Умеет применять полученные знания для решения научных и практических задач в прикладных областях психологии
| Умеет применять полученные знания для решения практических задач в прикладных областях психологии в минимальном объеме
| Умеет применять полученные знания для решения практических задач в прикладных областях психологии
| Умеет применять полученные знания для решения научных и практических задач в прикладных областях психологии
| Практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа, интерактивные формы
| реферат, отчет по лабораторной работе
| Владеет навыками использования физиологических знаний в различных отраслях психологии
| Владеет навыками использования физиологических знаний в различных отраслях психологии в минимальном объеме
| Владеет навыками использования физиологических знаний в различных отраслях психологии в достаточном объеме
| Владеет навыками использования физиологических знаний в различных отраслях психологии
| семинарские занятия, реферат, интерактивные формы
| ответ на семинаре, заслушивание и обсуждение рефератов
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основные методы изучения строения и функций нервной системы, строение и функции сенсорных систем, физиологические механизмы психических процессов.
Уметь:
Применять полученные знания при изучении функционирования психики в норме и патологии.
Владеть:
навыками работы с рисунками, муляжами, планшетами и таблицами методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, владеть основными методами и приемами исследования функций нервной системы, сенсорных систем. 2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 3. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Из них 18 лекционных, 18 лабораторных и 36 самостоятельной работы. Для заочной формы обучения 4 лекционных, 4 лабораторных занятий, 64 самостоятельной работы. 3. Тематический план.
3.1. Для студентов очной формы обучения.
Таблица 1.
Тематический план
№
| Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| из них в интерактивной форме, в час.
| Итого часов по теме
| Итого количество баллов
| Лекции*
| Семинарские (практические) занятия*
| Лабораторные занятия*
| Самостоятельная работа*
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| Модуль 1
| 1
| Введение
| 1
| 2
|
| 2
| 4
| 2
| 8
| 0-10
| 2
| Физиология сенсорных систем. Функциональная организация мозга
| 2-3
| 2
|
| 2
| 4
| 3
| 8
| 0-10
| 3
| Закономерности рефлекторной деятельности
| 6-7
| 2
|
| 2
| 4
| 3
| 8
| 0-10
|
| Всего
|
| 6
|
| 6
| 12
| 8
| 24
| 0-30
| Модуль 2
| 4
| Нейрофизиологические основы памяти и обучения
| 8-9
| 2
|
| 2
| 4
| 2
| 8
| 0-10
| 5
| Индивидуальные особенности ВНД
| 10-11
| 2
|
| 2
| 4
| 3
| 8
| 0-10
| 6
| Особенности высшей нервной деятельности человека
| 12-13
| 2
|
| 2
| 4
| 3
| 8
| 0-10
|
| Всего
|
| 6
|
| 6
| 12
| 8
| 24
| 0-30
| Модуль 3
| 7
| Функциональные состояния. Сон.
| 14-15
| 3
|
| 3
| 6
| 4
|
| 0-20
| 8
| Эмоции и мотивации. Произвольность.
| 16-18
| 3
|
| 3
| 6
| 4
|
| 0-20
|
| Всего
|
| 6
|
| 6
| 12
| 8
| 24
| 0-40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Технические формы контроля
| Информационные системы и технологии
| Итого количество баллов
| коллоквиумы
| собеседование
| ответ на семинаре
| лабораторная работа
| контрольная работа
| тест
| реферат
| эссе
| программы компьютерного тестирования
| комплексные ситуационные задания
| электронные практикум
| другие формы
|
| Модуль 1
| 1.
| 0-2
| 0-1
| 0-2
|
|
| 0-2
| 0-2
|
|
|
|
| 0-1
| 0-10
| 2.
| 0-2
| 0-1
| 0-2
| 0-2
| 0-2
|
|
|
|
|
|
| 0-1
| 0-10
| 3
| 0-2
| 0-1
| 0-2
| 0-2
|
| 0-2
|
|
|
|
|
| 0-1
| 0-10
| Всего
| 0-6
| 0-3
| 0-6
| 0-4
| 0-2
| 0-4
| 0-2
|
|
|
|
| 0-3
| 0-30
| Модуль 2
| 4.
| 0-2
| 0-1
| 0-1
| 0-2
| 0-2
| 0-1
| 0-1
|
|
|
|
|
| 0-10
| 5.
| 0-2
| 0-1
| 0-1
| 0-2
| 0-2
| 0-1
| 0-1
|
|
|
|
|
| 0-10
| 6
| 0-2
| 0-1
| 0-1
| 0-2
| 0-2
| 0-1
| 0-1
|
|
|
|
|
| 0-10
| Всего
| 0-6
| 0-3
| 0-3
| 0-6
| 0-6
| 0-3
| 0-3
|
|
|
|
|
| 0-30
| Модуль 3
| 7
| 0-4
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-3
| 0-4
| 0-2
|
|
|
|
|
| 0-20
| 8
| 0-4
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-3
| 0-4
| 0-2
|
|
|
|
|
| 0-20
| Всего
| 0-8
| 0-4
| 0-4
| 0-6
| 0-6
| 0-8
| 0-4
|
|
|
|
|
| 0-40
| Итого
| 0-20
| 0-10
| 0-13
| 0-16
| 0-14
| 0-15
| 0-9
|
|
|
|
| 0-3
| 0 – 100
|
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
| Модуль 1
| 1
| Введение
| работа с литературой, источниками;
проверочный тест по модулю;
реферат;
подготовка заданий для семинарских занятий
| Составление презентации (по выбору)
| 1-2
| 6
| 0-6
| 2
| Физиология сенсорных систем. Функциональная организация мозга
| 3-4
| 4
| 0-8
| 3
| Закономерности рефлекторной деятельности
| 5-6
| 4
| 0-6
|
| Всего по модулю 1:
|
|
|
| 14
| 0-20
| Модуль 2
| 4
| Нейрофизиологические основы памяти и обучения
| работа с литературой, источниками;
подготовка конспектов;
проверочный тест по модулю
реферат;
подготовка заданий для семинарских занятий
| Составление презентации (по выбору)
| 7-8
| 6
| 0-13
| 5
| Индивидуальные особенности ВНД
| 9-11
| 4
| 0-14
| 6
| Особенности высшей нервной деятельности человека
| 12-13
| 5
| 0-13
|
| Всего по модулю 2:
|
|
|
| 20
| 0-40
| Модуль 3
| 7
| Функциональные состояния. Сон.
| работа с литературой, источниками
подготовка конспектов;
проверочный тест по модулю;
реферат;
подготовка заданий для семинарских занятий
| Составление презентации (по выбору)
| 14-15
| 4
| 0-18
| 8
| Эмоции и мотивации. Произвольность.
| 16-18
| 10
| 0-20
|
| Всего по модулю 3:
|
|
|
| 20
| 0-40
|
| ИТОГО:
|
| 54
| 0 – 100
|
3.2. Для студентов заочной формы обучения
Таблица 1.
|