МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Физико-технический институт
Кафедра радиофизики Гармонов А.А.
ТЕОРИЯ ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ И СООБЩЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 03.03.03 Радиофизика,
очная форма обучения
Тюменский государственный университет
2015 г.
Гармонов А.А. Теория обработки сигналов и сообщений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 03.03.03 «Радиофизика», форма обучения очная. Тюмень, 2015, 12 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины «Теория обработки сигналов и сообщений» опубликована на сайте ТюмГУ: «Теория обработки сигналов и сообщений» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой радиофизики. Утверждено директором Физико-технического института. Ответственный редактор: заведующий кафедрой радиофизики, к.ф.-м.н., доцент Михеев В.А.
© Тюменский государственный университет, 2015.
© Гармонов А.А., 2015.Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины «Теория обработки сигналов и сообщений» является усвоение студентами математических основ представления, обработки и передачи информации.
Задача дисциплины: сформировать у студентов знания, навыки и умения, позволяющие свободно ориентироваться в основах современных информационных технологий.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Теория обработки сигналов и сообщений» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению 011800.62 «Радиофизика».
Дисциплина «Теория обработки сигналов и сообщений» базируется на следующих дисциплинах образовательной программы бакалавра по направлению Радиофизика:
базовой части модуля «Математический и естественнонаучный цикл» – «Математический анализ», «Линейная алгебра» и «Теория вероятностей и математическая статистика»;
базовой части модуля «Профессиональный цикл» – «Радиоэлектроника».
Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины
В соответствии с ФГОС ВПО данная дисциплина направлена на формирование следующих компетенций
общекультурных:
ОК-8 – способность к овладению базовыми знаниями в области математики и естественных наук, их использованию в профессиональной деятельности; профессиональных:
ПК-1 – способность использовать базовые теоретические знания (в том числе по дисциплинам профилизации) для решения профессиональных задач; В области воспитания личности целью подготовки является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, коммуникативности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: методы представления информации в виде сообщений и сигналов;
рациональные способы кодирования и преобразования различного рода сообщений;
эффективные методы формирования, обнаружения, различения и оценки параметров сигналов с учётом свойств среды и шумов (помех);
принципы построения и алгоритмы функционирования устройств обработки сообщений (кодеров и декодеров), особенности их применения.
определять количество информации, содержащейся в сообщениях различного вида;
оценивать теоретически достижимые параметры каналов связи;
выбирать способы представления сообщений, оптимальные для заданных параметров каналов связи.
приемами и навыками решения конкретных задач обработки информации.
Структура и трудоёмкость дисциплины.
Семестр - 7. Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы (з.е.), 108 часов: 36 часов лекции, 18 часов практические занятия, 54 часа самостоятельная работа.
Таблица 1.
Тематический план
№
|
Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого
часов по теме
| В том числе интерактивных
| Итого
количество баллов
| Лекции*
| Семинар.(практ) занятия
| Лабораторные занятия*
| Самостоятельная работа*
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| Модуль 1
| 1-5
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| 1.1 Введение
|
| 2
| 2
|
| 6
| 10
| 2
| 0-8
| 2.
| 1.2 Основные виды представления и преобразования сообщений и сигналов.
|
| 8
| 2
|
| 10
| 20
| 4
| 0-18
|
| Всего
|
| 10
| 4
|
| 16
| 30
| 6
| 0-26
|
| Модуль 2
| 6-12
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| 2.1 Каналы передачи информации
|
| 6
| 2
|
| 8
| 16
| 4
| 0-16
| 2.
| 2. 2 Основы теории передачи информации
|
| 6
| 4
|
| 10
| 20
| 4
| 0-18
|
| Всего
|
| 12
| 6
|
| 18
| 36
| 8
| 0-34
|
| Модуль 3
| 13-18
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| 3.1 Общие сведения о помехоустойчивом кодировании.
|
| 4
| 2
|
| 8
| 14
| 4
| 0-14
| 2.
| 3.2 Основные виды кодов
|
| 10
| 6
|
| 12
| 28
| 6
| 0-26
|
| Всего
|
| 14
| 8
|
| 20
| 42
| 10
| 0-40
|
| Итого (часов, баллов):
|
| 36
| 18
|
| 54
| 108
| 24
| 0-100
|
| Из них часов в интерактивной форме
|
| 6
| 18
|
|
|
| 24
|
|
Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Итого количество баллов
| ответ на семинаре
| контрольная работа
| реферат
| отчет по заданиям самост. работы
| Модуль 1
|
|
|
|
|
| 1.1 Введение
| 0-2
|
| 0-4
|
| 0-6
| 1.2 Основные виды представления и преобразования сообщений и сигналов.
| 0-4
| 0-4
| 0-4
| 0-6
| 0-20
| Всего
| 0-6
| 0-4
| 0-8
| 0-6
| 0-24
| Модуль 2
|
|
|
|
|
| 2.1 Каналы передачи информации
| 0-2
| 0-6
| 0-4
| 0-4
| 0-16
| 2. 2 Основы теории передачи информации
| 0-4
| 0-4
| 0-4
| 0-6
| 0-18
| Всего
| 0-6
| 0-10
| 0-8
| 0-10
| 0-34
| Модуль 3
|
|
|
|
|
| 3.1 Общие сведения о помехоустойчивом кодировании.
| 0-2
| 0-4
| 0-4
| 0-4
| 0-14
| 3.2 Основные виды кодов
| 0-6
| 0-10
| 0-4
| 0-8
| 0-28
| Всего
| 0-8
| 0-14
| 0-8
| 0-12
| 0-42
| Итого
| 0-20
| 0-28
| 0-24
| 0-28
| 0–100
|
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объём часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| Модуль 1
|
| 1-4
|
|
| 1.1
| Введение
| Подготовка реферата
|
| 4
| 0-4
| 1.2
| Основные виды представления и преобразования сообщений и сигналов.
| Выполнение домашнего задания.
Подготовка реферата
|
| 12
| 0-10
|
| Всего по модулю 1:
|
| 16
| 0-14
| Модуль 2
|
| 5-11
|
|
| 2.1
| Каналы передачи информации
| Выполнение домашнего задания.
Подготовка реферата
|
| 8
| 0-8
| 2.2
| Основы теории передачи информации
| Выполнение домашнего задания.
Подготовка реферата
|
| 10
| 0-10
|
| Всего по модулю 2:
|
| 18
| 0-18
| Модуль 3
|
| 12-18
|
|
| 3.1
| Общие сведения о помехоустойчивом кодировании.
| Выполнение домашнего задания.
Подготовка реферата
|
| 8
| 0-8
| 3.2
| Основные виды кодов
| Выполнение домашнего задания.
Подготовка реферата
|
| 12
| 0-12
|
| Всего по модулю 3:
|
| 20
| 0-20
|
| ИТОГО:
|
| 54
| 0-52
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Телекоммуникационные системы SDH
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Управление телекоммуникационными сетями
| +
| +
|
| +
|
|
|
Содержание дисциплины.
Модуль 1.
|