Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины





Скачать 166.7 Kb.
НазваниеАннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины
Дата публикации02.07.2015
Размер166.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Аннотация программы дисциплины

«Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности»
Цель освоения дисциплины:

Изучение взаимодействия регуляторных систем для понимания механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды и адекватную реакцию организма на изменяющиеся условия окружающего мира

Задачи дисциплины:
- изучить основные закономерности функционирования органов и систем.
- интеграция знаний законов жизнедеятельности отдельных структур в понятие о функциональной целостности организма человека.


Требования к уровню освоения дисциплины:

Физиология животных и человека – одна из фундаментальных глав биологии. Эта дисциплина рассматривает как функции отдельных клеток, так и взаимодействие этих клеток в процессе формирования функций тканей и органов, объединяемых в регуляторные системы организма.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных (ОК): ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-12; ОК-14; ОК-15; ОК-16; ОК-18;

б) профессиональных (ПК): ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-18; ПК-22.

Дисциплина составляет базовую часть профессионального цикла (Б3.Б7) и изучается в 5-ом семестре.

Всего ЗЕТ – 2, часов – 72, в том числе лекции – 16 часов, лабораторные – 34 часа, самостоятельная работа – 22 часа.

Вид промежуточной аттестации – зачет.
Наименование разделов дисциплины
1. Введение

2. Физиология возбудимых тканей

3. Общая физиология мышечной системы

4. Частная физиология нервной системы

5. Эндокринная система

6. Кровь и лимфа

7. Кровообращение

8. Физиология дыхания

9. Выделительная система

10. Физиология пищеварения

11. Физиология обмена веществ и энергии

12. Терморегуляция

13. Физиология сенсорных систем

14. Физиология высшей нервной деятельности

Темы рефератов

1. История развития физиологии человека и животных.

2. Организм - сложная саморегулирующаяся система.

3. Нейрогуморальная регуляция функций организма.

4. Значение и строение нервной системы.

5. Нейрон и нервное волокно как основные структурные единицы нервной ткани.

6. Функциональное значение спинного мозга.

7. Структура и функциональное значение отделов ствола головного мозга.

8. Структурно – функциональная организация коры головного мозга

9. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о В.Н.Д.

10. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

11. Характеристика условных и безусловных рефлексов.

12. Рефлекторная дуга, ее физиологическое значение.

13. Торможение, его виды, значение как охранительного процесса.

14. Учение И.П. Павлова о типах в. н. д.

15. Человеческие типы в. н. д. (по И.П. Павлову).

16. Учение И.П. Павлова о 2-х сигнальных системах действительности

17. Физиологическая роль гормонов в организме.

18. Физиологические закономерности функционирования анализаторов.

19. Анатомо-физиологические основы работы сердца.

20. Большой и малый круги кровообращения.

21. Гемодинамические показатели сердца (АД, ЧСС).

22. Состав и значение крови.

23. Основные этапы обмена веществ в организме, его значение.
Вопросы к зачету

1. Предмет и задачи физиологии. Место физиологии в цикле биологических наук. Значение физиологии для практики.

2. Методы физиологических исследований: наблюдение и эксперимент. Основные данные из истории развития физиологии животных и человека.

3. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии физиологии.

4. Уровни организации живой системы.

5. Организм - сложная саморегулирующаяся система. Целостность как принцип работы организма.

6. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.

7. Значение и общий план строения нервной системы.

8. Нейрон и нервное волокно как основные структурные единицы нервной ткани.

9. Структура и функции афферентных и эфферентных нейронов.

10. Функциональное значение различных отделов ц н.с. Спинной мозг.

11. Функциональное значение различных отделов ц.н.с. Головной мозг.

12. Структура и функциональное значение отделов ствола головного мозга.

13. Мозжечок как высший подкорковый центр регуляции движений.

14. Структурно – функциональная организация коры головного мозга

15. Зоны коры головного мозга, их функциональное значение.

16. Центры речи, их расположение в коре и функциональное значение.

17. Функционирование нервной системы: правило 3R.

18. Основные виды нервных процессов.

19. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

20. Рефлексы, их классификация.

21. Характеристика условных и безусловных рефлексов.

22. Правила выработки условных рефлексов.

23. Рефлекторная дуга, ее физиологическое значение.

24. Торможение, его виды, значение как охранительного процесса.

25. Внешнее торможение, его разновидности, значение.

26. Запредельное торможение, его значение для организма.

27. Условия возникновения внешнего торможения.

28. Внутреннее торможение, его разновидности, значение.

29. Угасательное торможение, условия возникновения, значение.

30. Дифференцировочное торможение, условия возникновения, значение.

31. Явление иррадиации, его значение для жизнедеятельности.

32. Явление индукции, его значение для жизнедеятельности.

33 Учение И.П. Павлова о типах в. н. д.

34. Человеческие типы в. н. д. (по И.П. Павлову).

35. Учение И.П. Павлова о 2-х сигнальных системах действительности.

36. Гуморальная регуляция. Понятие о железах и гормонах.

37. Классификация желез в организме.

38. Физиологическая роль гормонов гипофиза.

39. Щитовидная железа. Тироксин, его роль в развитии человека.

40. Вилочковая железа, ее роль в развитии иммунных реакций.

41. Поджелудочная железа, гормоны, значение.

42. Надпочечники, гормоны, значение.

43. Половые железы, их внутрисекреторная функция.

44. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Физиологические закономерности функционирования анализаторов.

45. Зрительный анализатор. Анатомо-физиологические основы зрительного восприятия.

46. Рефракция, ее аномалии (близорукость, дальнозоркость).

47. Аккомодация и адаптация, их анатомо-физиологические основы.

48. Методика определения остроты зрения.

49. Профилактика нарушений зрения

50. Слуховой анализатор. Анатомо-физиологические основы слухового восприятия.

51. Нарушение слуха, причины.

52. Анатомо-физиологические основы вестибулярного аппарата.

53. Анатомо-физиологические основы работы сердца.

54. Физиологические особенности створчатых клапанов.

55. Физиологические особенности полулунных клапанов.

56. Понятие «систола», «диастола».

57. Цикл сердечной деятельности.

58. Фазы работы сердца.

59. Виды сосудов и их функции.

60. Малый круг кровообращения.

61. Большой круг кровообращения.

62. Виды и свойства крови.

63. Гемодинамические показатели сердца (АД, ЧСС).

64. Состав крови.

65. Состав и значение плазмы крови.

66. Эритроциты, их функция и значение.

67. Анемия, признаки, причины, профилактика.

68. СОЭ – показатель здоровья.

69. Лейкоциты, их функция и значение.

70. Виды лейкоцитов, их значение.

71. Тромбоциты, их функция и значение.

72. Понятие гомеостаза.

73 Артериальное давление, его значение у детей и взрослых
6.4. Вопросы для самостоятельной работы
1. Клеточный уровень организации живой системы.

2. Тканевый уровень организации живой системы.

3. Органный уровень организации живой системы.

4. Системный уровень организации живой системы.

  1. Целостность как принцип работы организма.

  2. Теория системогенеза

  3. Основные виды нервных процессов: возбуждение и торможение.

  4. Биография И.М. Сеченова

  5. Биография И.П. Павлова

  6. Условнорефлекторная теория И.П. Павлова.

  7. Виды торможения: внешнее, запредельное, внутреннее, угасательное, дифференцировочное.

  8. Понятие о железах и гормонах.

  9. Показатели здоровья крови

  10. Система кровообращения

  11. Лимфообращение

  12. Сердечно-сосудистая система

  13. Дыхание как физиологический процесс

  14. Пищеварение

  15. Выделительная система

  16. Опорно-двигательный аппарат

  17. Осанка, факторы ее определяющие

  18. Обмен белков, жиров и углеводов




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)


а) основная литература:

Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., 1985.

Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., 1985.

Основы физиологии человека. Учебник для высших учебных заведений под ред. Б.И. Ткаченко, в 2-х томах. С-Пб, 1994.

Основы физиологии. Под ред. П. Стерки. М., 1984.

Физиология человека. Под ред. И. Косицкого. М., 1995.

Фомин Н.А. Физиология человека. М., 1995.

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990.

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990.

б) дополнительная литература:

Дж. Дудел, И. Циммерман, Р. Шмидт и др. Физиология человека: в 4-х томах. Пер. с англ. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М., 1985.

Леонтьев Н.Н.Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., 1986.

Физиология развития ребенка. Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. М.,1983.

Технологическая карта

ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кафедра: биологии

Специальность (направление подготовки) _020400 – Биология

Дисциплина: Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности

Количество часов (по учебному плану всего/аудиторных) 72

Статус дисциплины (по учебному плану) федеральный компонент, профессиональный цикл, базовая часть

Семестр: _5_

Распределение часов: лекций 16, практических 34, самостоятельная работа 22

Преподаватель: Кокорина Ольга Рафаиловна, д.п.н., профессор кафедры биологии и химии.
УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ

И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Обязательные:

1. посещение занятий

2. подготовка к занятию, выполнение домашнего задания

3. активная работа на занятии

4. выполнение контрольных работ (теста)

5. выполнение лабораторных работ по рабочей программе дисциплины

6. выполнение заданий по самостоятельной работе

7. выполнение творческих заданий (докладов, рефератов и др.)

8. итоговая аттестация (зачет)

Вспомогательные:

9. выполнение семестровой работы

10. участие в олимпиаде по предмету

Для отсутствовавших на занятиях по уважительным причинам:

11. конспекты источников и литературы по пропущенным темам

12. собеседование по пропущенным темам

БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ


№ п/п

Форма контроля

Минимальное для аттестации количество баллов

Максимальное для аттестации количество баллов

Единица измерения

Всего

Единица измерения

Всего

1.

Посещение занятий

0,5

15

0,5

15

2.

Учет активности работы на лабораторных занятиях

0,5

7

1

15

3.

Домашнее задание

0,5

3

1

6

4.

Контрольная работа

5

5

9

9

5.

Лабораторная работа

5

5

15

15

6.

Промежуточный контроль (проверка рефератов и с/р)

5

5

10

10

7.

Зачет

15

15

30

30

Итого

min

55

max

100


ОПИСАНИЕ КУРСА

Цель курса:
- изучение взаимодействия регуляторных систем для понимания механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды и адекватную реакцию организма на изменяющиеся условия окружающего мира
Задачи курса:

- изучить основные закономерности функционирования органов и систем.
- интеграция знаний законов жизнедеятельности отдельных структур в понятие о функциональной целостности организма человека.


Базовый уровень входит в цикл профессиональных дисциплин и тесно взаимосвязан с такими дисциплинами как биология человека, зоология и теория эволюции.
Требования: физиология животных и человека – одна из фундаментальных глав биологии. Эта дисциплина рассматривает как функции отдельных клеток, так и взаимодействие этих клеток в процессе формирования функций тканей и органов, объединяемых в регуляторные системы организма.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (понедельная)

Наименование тем, изучаемых по данной дисциплине

Занятия (час.)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Мин. для аттестации количество баллов

Макс.количество баллов

ЛК

ПЗ

содержание

часы










Обязательные виды учебной деятельности

Лекции

1.

Введение


1




Изучение теоретического материала

-

Учет посещаемости

0,5

0,5

2.

Физиология возбудимых тканей

2




Изучение теоретического материала

1

Учет посещаемости

0,5

0,5

3.

Общая физиология мышечной системы

1




Изучение теоретического материала

1

Учет посещаемости

0,5

0,5

4.

Частная физиология нервной системы

1




Изучение теоретического материала

1

Учет посещаемости

0,5

0,5

5.

Эндокринная система

1




Изучение теоретического материала

-

Учет посещаемости

0,5

0,5

6.

Кровь и лимфа

1




Изучение теоретического материала

-

Учет посещаемости

0,5

0,5

7.

Кровообращение

1




Изучение теоретического материала

1

Учет посещаемости

0,5

0,5

8.

Физиология дыхания


1




Изучение теоретического материала

1

Учет посещаемости

0,5

0,5

9.

Выделительная система


1




Изучение теоретического материала

-

Учет посещаемости

0,5

0,5

10.

Физиология пищеварения

1




Изучение теоретического материала

-

Учет посещаемости

0,5

0,5

11.

Физиология обмена веществ и энергии

1




Изучение теоретического материала

-

Учет посещаемости

0,5

0,5

12.

Терморегуляция

1




Изучение теоретического материала

-

Учет посещаемости

0,5

0,5

13.

Физиология сенсорных систем

1




Изучение теоретического материала

1

Учет посещаемости

0,5

0,5

14.

Физиология высшей нервной деятельности

2




Изучение теоретического материала

2

Учет посещаемости

0,5

0,5

Практические занятия













18

1.

Физиология возбудимых тканей




2

Определение состояния вегетативной нервной системы

1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1

2.

Общая физиология мышечной системы




4

Определение плоскостопия

1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1

3.

Частная физиология нервной системы




4

Определение ассиметрии полушарий головного мозга


1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1

4.

Эндокринная система




2

Работа с таблицами, схемами

1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5

0,5
0,5

1

0,5
1

5.

Кровь и лимфа




2

Работа с таблицами, схемами

1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1

6.

Кровообращение




4

Определение адаптационного потенциала системы кровообращения; кардиореспираторного резерва

1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1

7.

Физиология дыхания





2

Определение объема скорости форсированного выдоха

1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1

8.

Выделительная система





2

Работа с таблицами, схемами, дидактическим материалом

1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1

9.

Физиология пищеварения




2

Работа с таблицами, схемами, дидактическим материалом

1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1

10.

Физиология обмена веществ и энергии




2

Работа с таблицами, схемами, дидактическим материалом

1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1

11.

Терморегуляция




2

Работа с таблицами, схемами, дидактическим материалом

1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1

12.

Физиология сенсорных систем




2

Определение остроты зрения по табл. Сивцова

1

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1

13.

Физиология высшей нервной деятельности




4

Определение типа в.н.д.; определение человеческого типа в.н.д.; определение темпа речевой деятельности.

2

Учет активности работы на практическом занятии. Учет посещаемости. Выполнение д/з.

0,5
0,5

0,5

1
0,5

1




Контрольная работа
















5

9




Всего
















30

41




Зачет
















15

30




ВСЕГО (обязательные виды уч.деятельности)
















50

80

Дополнительные виды учебной деятельности













Семестровая работа
















5

10




Промежуточный контроль (проверка рефератов и выполнения самостоятельных работ)
















5

10

ИТОГО
















60

100


Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации __60__ баллов (удовлетворительно).

Дополнительные требования: студентам, пропустившим занятия по уважительной причине, необходимо набрать по основным __ 60 __ баллов и 10 баллов по дополнительным видам учебной деятельности, выполнить домашнее задание.

Преподаватель _________________ (Кокорина О.Р.)

(подпись) (ф.и.о.)
Утверждено на заседании кафедры биологии и химии

Протокол № ____ от « » ________________ 2013г.

Заведующий кафедрой к.б.н., доцент _________ _________________ (Родина Е.Ю.)

(уч. степень, звание подпись ф.и.о.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconК рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной...
Цнс человека в формировании поведения, памяти, компоненты функциональной системы поведенческого акта
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconОтветы на вопросы к экзамену "Физиология высшей нервной деятельности"
Высшая нервная деятельность- условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных- больших полушарий...
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconФизиология человека и животных: физиологические механизмы адаптации
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconПрограмма дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных...
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03....
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconСведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека...
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconУчебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Физиология человека»
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля)
Цель освоения дисциплины «Арбитражный процесс» сформировать следующие компетенции
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств....
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности»
Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней...
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности» Цель освоения дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины Скульптура и пластическое...
Цели освоения учебной дисциплины: формирование у студентов объёмного видения предметов, способности правильно выстраивать в пространстве...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск