Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности»
страница1/7
Дата публикации30.12.2014
Размер0.82 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

Зав.кафедрой_________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ

И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Специальности


050715 Логопедия,

050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика

050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

Д.м.н., профессор Ю.В.Первова



Самара - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6. Планы проведения семинарских занятий:

7. Методические рекомендации для преподавателей

8.Контрольные работы (для заочного обучения)

9. Контрольно-измерительные материалы

10. Тематика рефератов

11. Вопросы к зачету (экзамену)

12.Список основной литературы по дисциплине

13. Список дополнительной литературы

14.Краткий словарь терминов


II РАЗДЕЛ
Рабочая программа

РАЗДЕЛ I

1.Выписка из стандарта

Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Соотношение структуры и функции, онтогенез нервной системы. Баланс тормозных и возбудительных процессов. Саморегуляция. Гомеостаз. Прямые и обратные связи. Координация реакций организма. Законы раздражения. Рефлексы и рефлекторное кольцо. Рецепторы и эффекторы. Нервная ткань. Классификация связей отделов мозга. Структура и функции отделов мозга. Иерархия функций отделов мозга. Системы мозга (лимбическая система, ретикулярная формация; специфические, неспецифические и ассоциативные системы). Латерализация функций. Интегративные механизмы. Функциональные системы. Гетерохрония. Динамическая локализация функций. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка принцип доминанты. Нейрофизиологические механизмы психических процессов. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Нервная система и высшая нервная деятельность. Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы. Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней среды. Динамический стереотип. Учение о доминанте. Значение биоритмов. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.
2. Пояснительная записка

Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (2-й семестр) и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Нейрофизиология необходима для понимания механизмов психофизиологических процессов, развития коммуникативных функций, таких как речь, мышление, внимание.

Содержание курса базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Генетики», «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены человека», «Анатомии центральной нервной системы», «Психологии» и подготавливает студентов к изучению таких дисциплин как «Невропатология», «Логопедия».

Большое внимание уделяется изучению сенсорной и корковой организации нервных процессов в связи с психической деятельностью человека, что помогает понять механизмы протекания психических процессов, взаимосвязь психического и физиологического компонента в поведении. Такое понимание особенно актуально в связи с тем, что оно позволяет студенту осознать сложную иерархическую структуру функционирования нервной системы и принципы контроля ею разнообразных функций организма.

Основными понятиями курса являются следующие: процессы возбуждения и торможения, безусловные и условные рефлексы, интегративная деятельность мозга, психофизиологические основы поведения. Данный курс базируется на теоретических позициях двух отечественных физиологических школ – И.П. Павлова и А.А. Ухтомского.

Курс знакомит студентов с основными принципами работы нервной ткани, функционирования различных структур центральной нервной системы, а также ознакомить студентов с основными физиологическими закономерностями организации  высшей нервной деятельности (ВНД).

В рамках курса студенты овладевают современным понятийным аппаратом , что позволяет им ориентироваться в специальной психофизиологической литературе, необходимой при овладении дисциплинами старших курсов: «Невропатология», «Неврологические основы логопедии», «Клиника интеллектуальных нарушений».

В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения:

  • Изучают механизмы процесса проведения импульса в нервной ткани;

  • знакомятся с функциями основных отделов центральной нервной системы;

  • рассматривают механизмы формирования простейших рефлексов;

  • знакомятся с закономерностями условно-рефлекторной деятельности и механизмами формирования условных рефлексов;

  • изучают роль структур центральной нервной системы в формировании двигательной активности, овладении чтением, письмом;

  • рассматривают участие высших отделов головного мозга в психических процессах;

  • знакомятся с различными формами и факторами организации поведения, приспособлением поведения к потребностям организма;

  • получают представление об интегративной деятельности мозга и особенностях ВНД человека;

Навыки:

  • выработки условных рефлексов и торможения;

  • расшифровки и анализа протоколов ЭЭГ обследования детей ;

  • Определения типа ВНД.

Воспитание:

  • профессионального мышления, познавательных способностей студентов;

  • навыков работы с литературой и Интернет-ресурсами;

  • коммуникативной компетенции и личностных качеств, необходимых логопеду-дефектологу для профессиональной деятельности.

Курс рассчитан на 14 часов лекционных, 24 часа лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Написание рефератов.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

78

78

Аудиторные занятия

38

10

Лекции

14

6

Практические занятия (семинары)

24

4

Лабораторные занятия







Самостоятельная работа

40

68

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

экзамен
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии...
Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «физиология высшей нервной...
Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо «Института психоанализа»
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconКиренская Анна Валерьевна межполушарная асимметрия в системной деятельности мозга в норме
Работа выполнена в лаборатории клинической нейрофизиологии Государственного Научного Центра социальной и судебной психиатрии им....
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconЭэг корреляты психофизиологического состояния человека в процессе циклического дыхания
Работа выполнена в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии ран (директор д б н., проф. Балабан П. М.) и Гу нии мозга...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconПсихология
Плотникова М. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс для студентов направления...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной...
Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины современные проблемы анатомии...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских...
Коссобудская Д. С., врач высшей категории Мурманского областного консультативно-диагностического центра
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск