Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений
Психологический факультет
Кафедра клинической и специальной психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ « ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ». для студентов психологического факультета Специальность 050717, квалификация специалиста Курсы 4, 5 заочной формы обучения (сокращенный срок обучения 8 и 9 семестры)
Москва
2009 г.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
(Протокол № 12, от 25. 06. 2009 г.),
на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений
(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати
Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ
Автор-составитель:
доцент кафедры клинической и специальной психологии,
кандидат психологических наук, доцент Е.В. Свистунова
Заведующий кафедрой:
доктор биологических наук, профессор Б.М. Коган
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр
| Часть I. Программа учебной дисциплины
| 4-8
| Пояснительная записка к курсу
| 4
| Содержание дисциплины
| 5
| Литература
| 8
| Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины
| 9-18
| Тематический план курса задания для самостоятельной работы
| 9
| Контрольные вопросы для итоговой аттестации
| 11
| Приложения к учебной дисциплине « основы психотерапии»
| 15
|
Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Основы психотерапии».
Курс рассчитан на 20 часов аудиторных занятий в течение одного учебного года и предназначен для подготовки практических психологов широкого профиля, способных работать в детских учебно-воспитательных учреждениях, медико-консультационный службе.
Цель курса – дать студентам необходимые теоретические знания и основные практические навыки, необходимые в работе психолога-психотерапевта. Раскрыть специфику психотерапии как особой отрасли психологии, связывающей теорию с практикой; сформировать адекватные представления о роли и месте психотерапии в системе психологической помощи детям и взрослым. Познакомить студентов с наиболее известными направлениями психотерапии, научить правилам ведения беседы, способам сбора анамнеза и интерпретации результатов. Раскрыть основные тенденции развития психотерапии на современном этапе; обеспечить усвоение этических норм, обязательных для психолога - психотерапевта.
Программа курса включает 10 тем. Для лучшего усвоения полученных знаний, приведены контрольные вопросы, дан список рекомендуемой литературы.
В приложении находится информация, которая позволит студентам не только лучше усвоить предлагаемый курс, но и послужит своего рода справочником, который можно использовать в практической работе. По окончании курса студент должен:
Знать
| Предмет и содержание дисциплины «Основы психотерапии»; кодекс практического психолога.
| Уметь
| Проводить консультативную беседу; устанавливать консультативный контакт; формулировать цели и задачи психотерапевтического воздействия; применять основные процедуры и техники психотерапии.
| Иметь представление
| Об эволюции теории и практики психотерапии; основных теоретических направлениях современной отечественной и зарубежной психотерапевтической науки.
| Получить навыки
| Консультирования сложных клиентов; семейного консультирования, группового консультирования, дистантного консультирования.
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Тема 1.
Психотерапия как вид помощи. Основные направления психотерапии. Этические принципы психотерапии.
Этапы становления психотерапии в истории (Aнтичность, Средние века, Новое время). Отщепление психотерапии от религии и медицины. Психоанализ как первая форма вневрачебной психотерапии. Эволюция психоанализа. Проблемы интеграции психотерапии и медицины, психотерапии и психологии. Научный статус современной психотерапии.
Социальный запрос в психотерапии и степень его удовлетворения. Сфера парапсихотерапевтических услуг. Психотерапия как сфера деятельности. Социальное развитие и психотерапия.
Динамика роста числа психотерапевтических форм. Teopeтикo - методологический фундамент современной психотерапии. Основные психотерапевтические направления. Основания для классификаций психотерапевтических форм. Факторы многообразия психотеапевтической реальности.
Нравственные, моральные и юридические аспекты регуляции психотерапевтической деятельности. Профессиональные этические кодексы. Внутренняя психотерапевтическая этика. Основные этические принципы психотерапевтической этики (анонимность, конфиденциальность, оплачиваемость ,клиентоцентрированность, безоценочность, делегирование ответственности пациенту / клиенту и проч.). Психологический статус этических принципов.
Типы профессионального позиционирования психотерапевта. Психотерапевтическая супервизия (подходы, школы, задачи, виды) Тема 2.
Механизмы и факторы лечебного воздействия в психотерапии. Критерии эффективности психотерапевтической помощи.
Основные эпохи исследований эффективности психотерапии. Парадокс эквивалентности. Эволюция методов исследования эффективности психотерапии (изучение отдельных клинических случаев, изучение катамнестических данных, изучение связи между процессом и результатами психотерапии, метаанализ отдельных исследований). Менингерский, Пенсильванский и Шеффилдский проекты исследования эффективности психотерапии.
Особенности личности пациента / клиента. Особенности личности терапевта. Особенности психотерапевтического отношения, альянса, сеттинга. Проблематика психогенных заболеваний. Эффект плацебо. Фактор времени (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный и сверхкраткосрочный временные форматы в психотерапии). Специфические и неспецифические факторы эффективности психотерапии. Тема 3.
Когнитивно-поведенческая терапия Клиент-центрированные формы терапии. Недирективная психотерапия К. Роджерса. Позитивная психотерапия Пезешкиана
Когнитивно-поведенческая терапия: теория научения как базис поведенческой терапии. Особенности применения поведенческой терапии при работе с детьми и подростками. Методы воздействия в поведенческой терапии. Способы самоконтроля: самонаблюдение, самовознагражление, ведение дневника и т. п.
Клиент-центрированные формы психотерапии. Директивно-убеждающие формы разговорной психотерапии.
Недирективная разговорная терапия К. Роджерса и принцип диалога при работе с клиентами.
Позитивная психотерапия Пезешкиана. "Бархатная" психотерапия. Тема 4.
Глубинная (психодинамическая ) терапия. Экзистенциальная терапия.
Психодинамическая психотерапия: Общая характеристика. Специфика применения глубинных методов в психотерапии.
Основные положения теоретии З.Фрейда, К Юнга, А.Адлера.
Понятие символдрамы. Игра и изобразительное творчество как источник информации о бессознательном человека.
Теория объектных отношений Мастерсона, Винникотта, Кохута. Этапы развития характера по Райху.
Интегральная типология развития характера по С. Джонсону.
Экзистенциальная терапия: Общая характеристика. Специфика применения. Тема 5.
Основы гештальттерапии Ф. Перлза. Психодрама Я. Л. Морено. Интегративная психотерапия.
Методы гештальт-терапии Ф. Перлза при работе с детьми и подростками. Интроекция, слияние, проекция и ретрофлексия. Классификация детско-родительских отношений.
Психодрама как одна из форм групповой терапии Я. Л. Морено. Ролевое развитие. Теле, вчувствование, перенос. Социальный атом.
Нейро-лингвистическое программирование как интегративный метод терапии. Возможности и ограничения НЛП.
Другие неспецифические методы психотерапии (медитация, АТ, телесно-ориентированные методы и др.) Тема 6.
Неотложная психотерапия.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР):основные принципы терапии - общее представление.
Работа психотерапевта с суицидентами: принципы терапии - общее представление.
Сексуальное злоупотребление и сексуальное насилие: принципы терапии, реабилитация, профилактика
Жестокое обращение с детьми и безнадзорность. Отклонения у ребенка как признаки жестокого обращения с ним. Поведение и отклонения его у родителей. Терапия, реабилитация и профилактика. Неотложное вмешательство и показания для терапии. Психотерапевтическая работа с родителями и семьей. Психотерапевтическая работа с ребенком. Административные меры и сотрудничество. Тема 7.
Групповая психотерапия.
Групповая терапия: классификация групп. Место групповой психотерапии в системе психотерапевтической помощи ребенку и подростку. Показания для участия в групповой терапии и тренингах психотерапевтической направленности.. Требования к ведущему тренингов. Фазы формирования психотерапевтической детской группы. Примерные упражнения, используемые в групповой терапии и тренингах психотерапевтической направленности. Тема 8.
Семейная психотерапия.
Семейная терапия: значение работы с семьей для детской и подростковой психотерапии. Место семейной терапии в системе психотерапевтической помощи детям и подросткам.Классификация семей по Минухину. Признаки конструктивной и деструктивной семьи по Витакеру Основные типы отношения родителей к ребенку с позиций психоистории Демоза. Причины и развитие семейной дисфункции. Модель семьи по Босзормени-Наги (контекстуальная семейная терапия). Модель здоровой и патологической семьи по Фрамо. Тема 9.
Особенности работы психотерапевта с детьми, имеющими различную симптоматику:
Дети со страхами. Тревожные и мнительные дети. Особенности личности детей, имеющих риск заболеть неврозом. Школьный невроз, школьная фобия.
Гиперактивные дети. Особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и расстройством внимания. Основные мероприятия, направленные на коррекцию поведения детей с гиперкинетическими растройствами. Важность работы с родителями. Основные методы работы с детьми, имеющими гиперкинетические расстройства.
Девиантное поведение, делинквентность и педагогическая запущенность. Определение. Методы, направленные на ребенка. Методы, направленные на родителей и семью. Методы, направленные на ближайшее окружение.
Злоупотребление наркотиками и зависимость от них: принципы терапии- общее представление.
Психотерапия при хронических соматических заболеваниях: принципы терапии - общее представление. Тема 10.
Современные и новейшие направления психотерапии
Нарративный подход в психотерапии. Основные философские понятия нарративного подхода: нарратив, конструкт, социальный конструктивизм, постструктурализм, субъективизм, дискурс (доминирующий). Основные техники работы: экстернализация, деконструкция, построение и уплотнение предпочитаемой истории, уникальный эпизод, позиция не-знания терапевта, сотрудничество, вопросы предпочтения, исследование эффектов проблемы.
Краткосрочная ориентированная на решение терапия (SFBT). Основные техники: шкалирование, чудесный вопрос. Три «философских» правила терапии, фокусированной на решении. «Картинка» желаемого будущего. Терапия не «от чего-то», а к «чему-то».
ЛИТЕРАТУРА Основная литература.
Айви А.Е. Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психoтeрапия. М: Психотерапевтический колледж, 2000.
Александров А.А. Современная психотерапия. СПб, 1997
Варга А. Системная семейная терапия. СПб, 1998.
Гулина М. Психотерапевтическое консультирование. Петербург, 1998.
Полеев А.М. Неотложная психотерапевтическая помощь при кризисных и суицидоопасных состояниях. М., 1991
Романин А.Н. Основы психотерапии. - М., 1999.
Сатир В. Психотерапия семьи. М., 1991.
Соколова Е.Т Психотерапия: тeopия и пpaктикa.. М: Академия, 2002.
Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф, оп Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психoтeрапии / Пер. с нем. Т. Беллендир, М.. Зотова и др. С. - Пeтepбург: Восточно-Европейский Инcтитут психоанализа, Речь, 2001.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 2005.
Дополнительная литература.
Вайнер И. Основы психотерапии / Пер. с англ. Е.Антонова, В. Белоусова. С. Петербург: Питер, 2002
Варга АЯ., Кадыров И.М., Холмогорова А.Н Основные направления современной психотерапии. М.: Когнито-Центр, 2000.
Калмыкова Е.С, Кэхеле Х Психотерапия как объект научного исследования // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр,2ОО0.
Мак Малдалан Раймонд. Методы когнитивной терапии. Петербург, «Речь», 1999.
Макаров В.В. Психотерапия нового века. М: Академический проект, 2001.
Найт С. Руководство по НЛП. СПб, 1997.
Решетников ММ Организационно-методические вопросы реформ в российской психотерапии // Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф, Оп Ю., Рюгep У. Базисное руководство по- психотерапии / Пер. с нем. Т. Беллендир; М. Зотова и. др. С. - Петербург: Восточно-Европейский Инcтитут психоанализа,Речь, 2ОО1.
Свядощ А.М Психотерапия. С. - Петербург: Питер, 2000.
Семенова Н.д. Этические основы психотерапии /1 Основные направления современной психотерапии. М: Когнитo-Центр, 2000.
Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб, 2000.
Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб, 1998
Франкл В. Психотерапия на практике М., 1993.
Эриксон М. Стратегия психотерапии. Петербург, 1993.
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Форма обучения – очно-заочная
Лекции – 10 часов
Самостоятельная работа 62 часа
Зачет – 8 семестр
Всего – 72 часа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 8 семестр |