Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»





Скачать 319.22 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»
страница1/3
Дата публикации23.10.2014
Размер319.22 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
« ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ».
для студентов психологического факультета
Специальность 050717, квалификация специалиста
Курсы 4, 5 заочной формы обучения (сокращенный срок обучения 8 и 9 семестры)

Москва

2009 г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 12, от 25. 06. 2009 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)


Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ


Автор-составитель:

доцент кафедры клинической и специальной психологии,

кандидат психологических наук, доцент Е.В. Свистунова


Заведующий кафедрой:

доктор биологических наук, профессор Б.М. Коган

СОДЕРЖАНИЕ








Стр

Часть I. Программа учебной дисциплины

4-8

Пояснительная записка к курсу

4

Содержание дисциплины

5

Литература

8

Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

9-18

Тематический план курса задания для самостоятельной работы

9

Контрольные вопросы для итоговой аттестации

11

Приложения к учебной дисциплине « основы психотерапии»

15


Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Основы психотерапии».

Курс рассчитан на 20 часов аудиторных занятий в течение одного учебного года и предназначен для подготовки практических психологов широкого профиля, способных работать в детских учебно-воспитательных учреждениях, медико-консультационный службе.

Цель курса – дать студентам необходимые теоретические знания и основные практические навыки, необходимые в работе психолога-психотерапевта. Раскрыть специфику психотерапии как особой отрасли психологии, связывающей теорию с практикой; сформировать адекватные представления о роли и месте психотерапии в системе психологической помощи детям и взрослым. Познакомить студентов с наиболее известными направлениями психотерапии, научить правилам ведения беседы, способам сбора анамнеза и интерпретации результатов. Раскрыть основные тенденции развития психотерапии на современном этапе; обеспечить усвоение этических норм, обязательных для психолога - психотерапевта.

Программа курса включает 10 тем. Для лучшего усвоения полученных знаний, приведены контрольные вопросы, дан список рекомендуемой литературы.

В приложении находится информация, которая позволит студентам не только лучше усвоить предлагаемый курс, но и послужит своего рода справочником, который можно использовать в практической работе.
По окончании курса студент должен:


Знать

Предмет и содержание дисциплины «Основы психотерапии»; кодекс практического психолога.

Уметь

Проводить консультативную беседу; устанавливать консультативный контакт; формулировать цели и задачи психотерапевтического воздействия; применять основные процедуры и техники психотерапии.

Иметь представление

Об эволюции теории и практики психотерапии; основных теоретических направлениях современной отечественной и зарубежной психотерапевтической науки.

Получить навыки

Консультирования сложных клиентов; семейного консультирования, группового консультирования, дистантного консультирования.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Тема 1.

Психотерапия как вид помощи. Основные направления психотерапии. Этические принципы психотерапии.

Этапы становления психотерапии в истории (Aнтичность, Средние века, Новое время). Отщепление психотерапии от религии и медицины. Психоанализ как первая форма вневрачебной психотерапии. Эволюция психоанализа. Проблемы интеграции психотерапии и медицины, психотерапии и психологии. Научный статус современной психотерапии.

Социальный запрос в психотерапии и степень его удовлетворения. Сфера парапсихотерапевтических услуг. Психотерапия как сфера деятельности. Социальное развитие и психотерапия.

Динамика роста числа психотерапевтических форм. Teopeтикo - методологический фундамент современной психотерапии. Основные психотерапевтические направления. Основания для классификаций психотерапевтических форм. Факторы многообразия психотеапевтической реальности.

Нравственные, моральные и юридические аспекты регуляции психотерапевтической деятельности. Профессиональные этические кодексы. Внутренняя психотерапевтическая этика. Основные этические принципы психотерапевтической этики (анонимность, конфиденциальность, оплачиваемость ,клиентоцентрированность, безоценочность, делегирование ответственности пациенту / клиенту и проч.). Психологический статус этических принципов.

Типы профессионального позиционирования психотерапевта. Психотерапевтическая супервизия (подходы, школы, задачи, виды)
Тема 2.

Механизмы и факторы лечебного воздействия в психотерапии. Критерии эффективности психотерапевтической помощи.

Основные эпохи исследований эффективности психотерапии. Парадокс эквивалентности. Эволюция методов исследования эффективности психотерапии (изучение отдельных клинических случаев, изучение катамнестических данных, изучение связи между процессом и результатами психотерапии, метаанализ отдельных исследований). Менингерский, Пенсильванский и Шеффилдский проекты исследования эффективности психотерапии.

Особенности личности пациента / клиента. Особенности личности терапевта. Особенности психотерапевтического отношения, альянса, сеттинга. Проблематика психогенных заболеваний. Эффект плацебо. Фактор времени (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный и сверхкраткосрочный временные форматы в психотерапии). Специфические и неспецифические факторы эффективности психотерапии.
Тема 3.

Когнитивно-поведенческая терапия Клиент-центрированные формы терапии. Недирективная психотерапия К. Роджерса. Позитивная психотерапия Пезешкиана

Когнитивно-поведенческая терапия: теория научения как базис поведенческой терапии. Особенности применения поведенческой терапии при работе с детьми и подростками. Методы воздействия в поведенческой терапии. Способы самоконтроля: самонаблюдение, самовознагражление, ведение дневника и т. п.

Клиент-центрированные формы психотерапии. Директивно-убеждающие формы разговорной психотерапии.

Недирективная разговорная терапия К. Роджерса и принцип диалога при работе с клиентами.

Позитивная психотерапия Пезешкиана. "Бархатная" психотерапия.
Тема 4.

Глубинная (психодинамическая ) терапия. Экзистенциальная терапия.

Психодинамическая психотерапия: Общая характеристика. Специфика применения глубинных методов в психотерапии.

Основные положения теоретии З.Фрейда, К Юнга, А.Адлера.

Понятие символдрамы. Игра и изобразительное творчество как источник информации о бессознательном человека.

Теория объектных отношений Мастерсона, Винникотта, Кохута. Этапы развития характера по Райху.

Интегральная типология развития характера по С. Джонсону.

Экзистенциальная терапия: Общая характеристика. Специфика применения.
Тема 5.

Основы гештальттерапии Ф. Перлза. Психодрама Я. Л. Морено. Интегративная психотерапия.

Методы гештальт-терапии Ф. Перлза при работе с детьми и подростками. Интроекция, слияние, проекция и ретрофлексия. Классификация детско-родительских отношений.

Психодрама как одна из форм групповой терапии Я. Л. Морено. Ролевое развитие. Теле, вчувствование, перенос. Социальный атом.

Нейро-лингвистическое программирование как интегративный метод терапии. Возможности и ограничения НЛП.

Другие неспецифические методы психотерапии (медитация, АТ, телесно-ориентированные методы и др.)
Тема 6.

Неотложная психотерапия.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР):основные принципы терапии - общее представление.

Работа психотерапевта с суицидентами: принципы терапии - общее представление.

Сексуальное злоупотребление и сексуальное насилие: принципы терапии, реабилитация, профилактика

Жестокое обращение с детьми и безнадзорность. Отклонения у ребенка как признаки жестокого обращения с ним. Поведение и отклонения его у родителей. Терапия, реабилитация и профилактика. Неотложное вмешательство и показания для терапии. Психотерапевтическая работа с родителями и семьей. Психотерапевтическая работа с ребенком. Административные меры и сотрудничество.
Тема 7.

Групповая психотерапия.

Групповая терапия: классификация групп. Место групповой психотерапии в системе психотерапевтической помощи ребенку и подростку. Показания для участия в групповой терапии и тренингах психотерапевтической направленности.. Требования к ведущему тренингов. Фазы формирования психотерапевтической детской группы. Примерные упражнения, используемые в групповой терапии и тренингах психотерапевтической направленности.
Тема 8.

Семейная психотерапия.

Семейная терапия: значение работы с семьей для детской и подростковой психотерапии. Место семейной терапии в системе психотерапевтической помощи детям и подросткам.Классификация семей по Минухину. Признаки конструктивной и деструктивной семьи по Витакеру Основные типы отношения родителей к ребенку с позиций психоистории Демоза. Причины и развитие семейной дисфункции. Модель семьи по Босзормени-Наги (контекстуальная семейная терапия). Модель здоровой и патологической семьи по Фрамо.
Тема 9.

Особенности работы психотерапевта с детьми, имеющими различную симптоматику:

Дети со страхами. Тревожные и мнительные дети. Особенности личности детей, имеющих риск заболеть неврозом. Школьный невроз, школьная фобия.

Гиперактивные дети. Особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и расстройством внимания. Основные мероприятия, направленные на коррекцию поведения детей с гиперкинетическими растройствами. Важность работы с родителями. Основные методы работы с детьми, имеющими гиперкинетические расстройства.

Девиантное поведение, делинквентность и педагогическая запущенность. Определение. Методы, направленные на ребенка. Методы, направленные на родителей и семью. Методы, направленные на ближайшее окружение.

Злоупотребление наркотиками и зависимость от них: принципы терапии- общее представление.

Психотерапия при хронических соматических заболеваниях: принципы терапии - общее представление.
Тема 10.

Современные и новейшие направления психотерапии

Нарративный подход в психотерапии. Основные философские понятия нарративного подхода: нарратив, конструкт, социальный конструктивизм, постструктурализм, субъективизм, дискурс (доминирующий). Основные техники работы: экстернализация, деконструкция, построение и уплотнение предпочитаемой истории, уникальный эпизод, позиция не-знания терапевта, сотрудничество, вопросы предпочтения, исследование эффектов проблемы.

Краткосрочная ориентированная на решение терапия (SFBT). Основные техники: шкалирование, чудесный вопрос. Три «философских» правила терапии, фокусированной на решении. «Картинка» желаемого будущего. Терапия не «от чего-то», а к «чему-то».

ЛИТЕРАТУРА
Основная литература.

  1. Айви А.Е. Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психoтeрапия. М: Психотерапевтический колледж, 2000.

  2. Александров А.А. Современная психотерапия. СПб, 1997

  3. Варга А. Системная семейная терапия. СПб, 1998.

  4. Гулина М. Психотерапевтическое консультирование. Петербург, 1998.

  5. Полеев А.М. Неотложная психотерапевтическая помощь при кризисных и суицидоопасных состояниях. М., 1991

  6. Романин А.Н. Основы психотерапии. - М., 1999.

  7. Сатир В. Психотерапия семьи. М., 1991.

  8. Соколова Е.Т Психотерапия: тeopия и пpaктикa.. М: Академия, 2002.

  9. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф, оп Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психoтeрапии / Пер. с нем. Т. Беллендир, М.. Зотова и др. С. - Пeтepбург: Восточно-Европейский Инcтитут психоанализа, Речь, 2001.

  10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 2005.

Дополнительная литература.

  1. Вайнер И. Основы психотерапии / Пер. с англ. Е.Антонова, В. Белоусова. С. ­ Петербург: Питер, 2002

  2. Варга АЯ., Кадыров И.М., Холмогорова А.Н Основные направления современной психотерапии. М.: Когнито-Центр, 2000.

  3. Калмыкова Е.С, Кэхеле Х Психотерапия как объект научного исследования // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр,2ОО0.

  4. Мак Малдалан Раймонд. Методы когнитивной терапии. Петербург, «Речь», 1999.

  5. Макаров В.В. Психотерапия нового века. М: Академический проект, 2001.

  6. Найт С. Руководство по НЛП. СПб, 1997.

  7. Решетников ММ Организационно-методические вопросы реформ в российской психотерапии // Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф, Оп Ю., Рюгep У. Базисное руководство по- психотерапии / Пер. с нем. Т. Беллендир; М. Зотова и. др. С. - Петербург: Восточно-Европейский Инcтитут психоанализа,Речь, 2ОО1.

  8. Свядощ А.М Психотерапия. С. - Петербург: Питер, 2000.

  9. Семенова Н.д. Этические основы психотерапии /1 Основные направления современной психотерапии. М: Когнитo-Центр, 2000.

  10. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб, 2000.

  11. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб, 1998

  12. Франкл В. Психотерапия на практике М., 1993.

  13. Эриксон М. Стратегия психотерапии. Петербург, 1993.


ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения – очно-заочная

Лекции – 10 часов

Самостоятельная работа 62 часа

Зачет – 8 семестр

Всего – 72 часа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 8 семестр

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы групповой психотерапии психически больных»
Казьмина Ольга Юрьевна «Основы групповой психотерапии психически больных». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 18 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г)
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы искусственного интеллекта» студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Естественнонаучные основы эволюции»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы компьютерной графики»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы библиотечно-информационного дела»
Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы микроэлектроники» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической...
Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической географии
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Стилистика и прагматика рекламных жанров. Основы рекламного дела [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. И....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск