Скачать 0.67 Mb.
|
А.Н. Фатеев УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКССПЕЦКУРСА«ОСНОВЫ ВИКТИМОЛОГИИ»Ростов-на-Дону2011 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 030501 – Юриспруденция. Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол № 6 от 14.11.10г). Автор-составитель: к.ю.н., доцент кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» ИУБиП Фатеев А.Н. Рецензент: к.ю.н., зав. кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» ИУБиП, профессор Н.П. Мелешко СОДЕРЖАНИЕ Введение. Доктринальное обоснование дисциплины 4
задания к каждому рейтингу 41
ВВЕДЕНИЕ Доктринальное обоснование дисциплины За последнее десятилетие в России произошли существенные изменения, которые затронули практически все сферы: экономическую, политическую социальную. Укрепление экономического состояния страны позволило изменить отношение к тем или иным процессам (обстоятельствам), которым ранее не уделялось должного внимания. Эти изменения затронули и отношение к жертвам (потерпевшим) преступлений. Новые социальные реалии требуют иного подхода к решению проблем защиты жертв преступлений. Растущее число жертв преступлений, нерешенность их проблем порождает новые, еще более сложные проблемы, решение которых возможно с использованием потенциала виктимологии. Виктимология - «учение о жертве» (в нашем случае о жертвах преступлений) – это довольно молодое направление в криминологии, изучающее все, что связано с жертвами преступлений и, главное, те условия и обстоятельства, которые способствуют становлению жертвы. Основной вопрос виктимологии - почему человек стал жертвой преступления и что необходимо для того, чтобы ею (жертвой) не стать. В юридической литературе высказываются разные позиции по отношению к виктимологии. Одни ученые утверждают, что это направление в криминологии, другие, что это самостоятельная наука. Представляется, что на современном этапе предпочтительней первая позиция. Вместе с тем, и те и другие не оспаривают содержание предмета виктимологии, а также ее целей и задач. Предметом изучения виктимологии являются лица, которым преступлением причинен физический, моральный или материальный вред; их поведение, находившееся в той или иной связи с совершенным преступлением (включая и поведение после него); отношения, которые связывали преступника и жертву до момента совершения преступления, ситуации, в которых произошло причинение вреда. Целью виктимологии (в широком смысле) является всестороннее, полное, глубокое исследование личности жертвы, её роли в механизме конкретного преступления и виктимизации, т.е. процесса превращения в потерпевшего от преступления. Задачей виктимологии является изучение лиц, побывавших в роли жертвы, а также тех, кто никогда не приобретал статуса непосредственной жертвы преступления, кроме того, виктимология решает задачу концентрации и осмысления в рамках единой виктимологической концепции научной информации о личности потерпевшего. Новые жизненные реалии выдвигают новые требования к специалистам. Так, в юридической литературе постоянно возникает вопрос о необходимости подготовки специалистов в области виктимологии. Государственный образовательный стандарт по специальности юриспруденция содержит положение о том, что юрист должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству граждан, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона… Непонимание, душевная черствость, откровенная грубость некоторых юристов совместно со слабой или малоэффективной системой юстиции вызывают у людей неверие в закон и негативную реакцию. Главная цель подготовки юристов - выпуск высококвалифицированных специалистов, отвечающих как современным, так и перспективным потребностям общества. И здесь много нерешенных вопросов. Поэтому необходимо переосмысление содержания и технологии передачи юридических знаний с учетом их гуманистической направленности. Необходима гармонизация учебного плана – обеспечение оптимального соотношения интеллектуального, нравственного и творческого развития. Представляется, что часть учебного плана, которая предусматривает непосредственное воспитание гуманизма, должна быть усилена. В этом плане перспективна подготовка юристов в рамках дисциплины «Основы виктимологии». Цель курса - обучение студентов первичным основам и навыкам в области изучения социально-правовых основ виктимологической теории и практики. Задачи виктимологии как учебной дисциплины - овладение будущими юристами методами справедливого и гуманного обращения с жертвами преступлений; изучение основных приемов ресоциализации пострадавших; разработка и применение в юридической практике программ помощи лицам, попавшим в беду. Также студенты должны овладеть основами приемами прикладных криминологических исследований поведения жертвы преступления, причин и условий отклонений от нормы безопасного поведения, личности жертвы, а также овладеть методиками безопасного поведения в тех или иных конфликтных ситуациях. На основании изучения действующего законодательства и теории виктимологии каждый студент должен уметь самостоятельно делать обобщения судебной практики. Исследование современной теории виктимологии целесообразно сочетать не только с решением рекомендованных заданий, но и с реферированием наиболее интересных проблем современной виктимологии. Получение конкретных знаний и формирование профессиональных навыков должны основываться на глубоком и тщательном изучении проблемных вопросов виктимологии и обсуждаться в учебных группах. 1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ для очного/заочного и дистанционного обучения
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название) Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины «Основы культуры речи»... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Информатика»... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... |