Скачать 303.07 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» Кафедра экономики Учебно-методический комплекс по дисциплине ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Специальность 260901 «Технология швейных изделий»
ПГПУ 2011 Автор-составитель: Черемных Татьяна Михайловна Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 260901 «Технология швейных изделий». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения. Согласование с деканом обучающего факультета: Декан физического факультета Д.А. Полежаев Содержание
I. Рабочая программа 1. Цель изучения дисциплины Целью изучения учебной дисциплины «Менеджмент» является освоение знаний о науке и практике управления организацией. В процессе изучения курса раскрываются положения менеджмента как особой формы управленческой деятельности людей как важного фактора социально-экономического прогресса России. Задачи дисциплины: -дать студентам ясное и четкое представление о менеджменте как особой форме управленческой деятельности; -выработать у студентов умение рассматривать организацию с позиций процессного, системного и ситуационного подходов; -сформировать у студентов умение формулировать проблемы, связанные с вопросами управления и научиться решать их; -воспитывать у будущих специалистов высокие нравственные качества, ответственность за моральный уровень российской деловой среды и стремление внести свой вклад в стабилизацию экономической и социально-политической ситуации в России. Дисциплина «Основы менеджмента» относится к общепрофессиональному циклу дисциплин федерального компонента образовательного стандарта по специальности 260901.65 «Технология швейных изделий» и предполагает освоение основных принципов решения задач, связанных с проведением различного рода исследований и получения математических моделей технологических процессов текстильной промышленности. 2. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен Знать:
Уметь:
Владеть:
3. Объем дисциплины 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1 Программа дисциплины Раздел 1 Тенденции развития менеджмента: основные этапы. Научные школы и концепции управления Тема 1. Введение в менеджмент Менеджмент. Основы менеджмента: развитие теории и практики управления. Менеджер, предприниматель. Основные функции менеджмента. История менеджмента. Тема 2. Классическая и научная школа в управлении Условия и необходимость развития системы менеджмента. Современное состояние менеджмента. Принципы менеджмента. Раздел 2. Организационные основы менеджмента Тема 3. Организационно-управленческая структура, подразделения организации. Типы предпринимательских фирм. Традиционные процедуры в управлении, организационные отношения в системе менеджмента. Тема 4. Функции управления, методы управления Распределение должностных обязанностей в организации. Функции управления. Методы управления: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Раздел 3. Методологические основы менеджмента Тема 5. Технология разработки и принятия управленческих решений Определение понятия «Управленческие решения». Технология разработки и принятия управленческих решений. Роль решений в процессе управления. Сущность решения и его виды. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к качеству управленческого решения. Этапы процесса принятия решений. Постановка проблемы; подготовка информационного материала; выработка вариантов решения; определение оптимального варианта; формализация управленческого решения; организация выполнения принятого решения; контроль руководства за выполнением решения. Анализ результатов по принятым решениям и введение изменений в систему управления на основе этих результатов. Моделирование ситуацией и разработка решений. Тема 7. Менеджер как субъект управления. Основные теории лидерства Менеджер как субъект управления. Управленческая деятельность: структура, содержание, специфика. Разделение управленческого труда. Типы менеджеров. Менеджерские роли (Г. Минцберг). Общие и специфические черты в деятельности менеджера и предпринимателя. Тема 8. Руководство: власть и партнёрство Содержание понятий «влияние» и «власть». Классификация форм власти и влияния. Власть, основанная на принуждении, ее особенности. Характеристика власти, основанной на вознаграждении. Формы вознаграждений, используемые руководителем. Основные черты экспертной власти. Формы монополии на информацию, используемые менеджером для управления персоналом. Особенности эталонной власти. Понятие о харизме и ее основных формах. Признаки харизматического лидера. Характеристика законной власти. Сильные и слабые стороны различных форм власти. Тема 9. Стиль руководства Менеджер в системе управления. Современные требования к менеджеру. Качества менеджера, проявляемые при управлении. Имидж менеджера. Стили управления и его основы. Авторитарный, демократический и либеральный стили; их различия, преимущества и недостатки, условие использования того или иного стиля руководства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Тема 10 Конфликты в управлении Конфликт как особый вид взаимодействия субъектов организации. Возникновение, проявление и разновидности конфликтов. Структура конфликтов: субъекты, предмет и объект конфликта. Причины и этапы протекания конфликтов. Два взгляда на роль конфликта в организации - как деструктивное и как конструктивное явление. Влияние конфликтов на управление. Механизмы разрешения и использования конфликтов в менеджменте. Регулирование социально-психологической атмосферы в коллективе. Тема 11. Факторы эффективности менеджмента Общее понятие об эффективности менеджмента. Основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем: критерии эффективности хозяйствования, принцип оценки, система показателей, методика расчета эффективности хозяйствования. Признаки эффективного менеджмента. Понятие о социальной эффективности управления организацией и критерии ее оценки. Пути повышения эффективности менеджмента в организации. Способы оценки эффективности менеджмента. Тайм-менеджмент. Стресс-менеджмент. Этический аспект менеджмента. 5. Содержание семинарских и практических занятий Введение в менеджментВопросы: 1. Сущность менеджмента. Менеджмент как самостоятельная область знаний. 2. Основные категории менеджмента. 3. Основные закономерности и принципы менеджмента. Задания для самостоятельной работы:
Организационные структуры управления
Задания для самостоятельной работы:
Технология разработки и принятия управленческих решений.
Задания для самостоятельной работы
Менеджер как субъект управления. Основные теории лидерства.
Задания для самостоятельной работы - провести сравнительный анализ понятий авторитет и лидер. Темы докладов
Руководство: власть и партнёрство.
Задания для самостоятельной работы - изучить формы власти в своей группе, показать на примере; - выявить качества, которыми должен обладать современный менеджер. Стили руководства
Задания для самостоятельной работы
Конфликты в управлении.
Задания для самостоятельной работы
Факторы эффективности менеджментаВопросы:
Задания для самостоятельной работы
6. Методические рекомендации преподавателю Преподаватель – главная фигура в организации учебного и воспитательного процесса по изучению дисциплины. От его умения заинтересовать студентов в освоении курса, грамотного методического обеспечения, уважительного отношения к студентам, стремления их зажечь необходимостью получения глубоких знаний, педагогического соучастия в учебной деятельности зависит успех в учебной деятельности студентов. 1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий. 2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень. 3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной части.
Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения. 6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала:
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
7. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента. 7. Методические рекомендации студенту Преподавание и изучение «Основ менеджмента» проводится в форме лекций, семинаров, опросов, практических занятий, деловых игр. При этом используются активные формы обучения: проблемные лекции, дискуссии, разбор и обсуждение кейсов, деловые игры. Самостоятельная работа студентов осуществляется в процессе выполнения домашних заданий и отдельных заданий в аудитории при участии преподавателя, путём индивидуальной исследовательской работы по проектированию, структуризации и презентации организаций. Для промежуточной проверки усвоения учебного материала и оценки уровня знаний студентов проводятся контрольные работы и тестирование. При подготовке к семинарским занятиям студентам следует использовать как основную, так и дополнительную литературу, предложенную в данном УМК, а также руководствоваться указаниями и рекомендациями преподавателя. На семинарских занятиях приветствуется активное обсуждение конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, умение находить полезный материал по тематике семинарских занятий, грамотно пользоваться дополнительными источниками информации, периодикой, электронными базами данных, ресурсами Интернет. Для расширения кругозора следует обращать внимание на персоналии, т.е. теоретиков и практиков менеджмента. Важное значение имеет и изучение глоссариев. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им термины, аббревиатуры, понятия. Самостоятельная работа должна быть интересной и привлекательной для студента. Её результаты контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента. При этом проводится тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д. Структура самостоятельной работы студента: 80% временных ресурсов уходит на подготовку к семинарским занятиям; 20% временных ресурсов используется во время лекционных занятий. Трудоемкость самостоятельной работы определяется отношением затрат интеллектуального труда, необходимых для подготовки к семинарскому занятию ко времени, затрачиваемому на подготовку. Опыт свидетельствует, что хорошая подготовка к семинарскому занятию требует в среднем примерно вдвое больше времени, чем продолжительность самого семинара. Снижению трудоемкости способствует выполнение следующих методических рекомендаций. Овладение данным курсом предполагает активную самостоятельную работу студентов. На первой лекции студенты знакомятся со структурой и содержанием всего курса «Введение в менеджмент», узнают о предполагаемых формах, методах и средствах преподавания, а так же о формах текущего, промежуточного и итогового контроля. Преподаватель заранее знакомит студентов, как предполагается усваивать учебный материал: в процессе лекции или семинарского занятия или самостоятельной работы (список заданий для самостоятельных работ и список семинарских занятий выдается на первой лекции). Задания для самостоятельной работы, предложенные преподавателем в семинарских занятиях обязательны для выполнения всеми студентами. Они прорабатываются дома, в процессе подготовки к занятию, их выполнение влияет на текущую отметку студента на занятии. Студент имеет право получить консультацию преподавателя при выполнении этого вида работы. Время консультации обсуждается на первой лекции. Самостоятельная работа студента предполагается при написании ими рефератов. Разнообразная тематика рефератов позволит выбрать тему, отвечающую интересам студента. Студент имеет право получить консультацию преподавателя по выполнению реферата. Самостоятельная работа студента предполагается и при подготовке к текущему, промежуточному и итоговому контролю. Текущий контроль проводится на семинарских занятиях и практических занятий в виде контрольных работ и тестов. По итогам выполнения заданий для самостоятельной работы, а также ответов студента на семинарском занятии ставится отметка. Промежуточный контроль осуществляется на семинарских занятиях. Итоговый контроль проводится на экзамене в виде теста. Итоговая отметка получается путём анализа текущих и промежуточных результатов работы студента. Освоить теоретический материал курса студентам помогут
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 8.1 Основная литература
8.2 Дополнительная литература
8.3 Материально-техническое обеспечение дисциплины - компьютерное и мультимедийное оборудование; - интернет-ресурсы При проведении лекционных, практических занятий используются компьютерные презентации. Для эффективности проведения занятий необходимо использование компьютерного и мультимедийного оборудования. Оно необходимо для проведения тестирования, моделирования процессов менеджмента. Для демонстрации наглядных материалов следует использовать видео - аудиовизуальные средства, интерактивные средства обучения. II. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации Перечень вопросов для подготовки к зачету
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» специальности... Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» Умк подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по... Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в... | ||
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название) Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080105 «Финансы и кредит» Данный учебно-методический комплекс предусматривает изучение 7 тем, содержание которых изложено в четвертом разделе. Во избежание... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «менеджмент» Различные школы и подходы в развитии науки управления. Модели менеджмента. Власть и влияние в организации. Организационные структуры... |