Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента»
страница1/6
Дата публикации01.07.2015
Размер0.71 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)
УТВЕРЖДАЮ:

Директор РОАТ

______________Апатцев В.И.

«_____»_____________2011 г.

Кафедра: «Экономическая теория»

Автор: к.с.н., доцент Слабов С.С.
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Основы менеджмента»
Специальность: 080507.65 «Менеджмент организации»

Утверждено на заседании Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ____4____ Протокол № ___11____

«01» ___07___ 2011г. «25» ____06___ 2011г.

Председатель УМК___________ Зав кафедрой____________

А.В. Горелик Т.М. Степанян

Москва 2011 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Выпускающая кафедра «Экономическая теория» Директор РОАТ

Зав. кафедрой_____________Степанян Т.М. _____________Апатцев В.И. «____»_______________2011г. «_____»_____________2011 г.
Кафедра: «Экономическая теория»

Автор: к.с.н., доцент Слабов С.С.
Рабочая учебная программа
«Основы менеджмента»

Специальность: 080507.65 «Менеджмент организации»
Утверждено на заседании Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ____4____ Протокол № ___11____

«01» ___07___ 2011г. «25» ____06___ 2011г.

Председатель УМК___________ Зав кафедрой____________

А.В. Горелик Т.М. Степанян

Москва 2011 г.

Автор – составитель:

Слабов С.С., канд. соц. наук, доцент

Учебно – методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».

Дисциплина входит в федеральный компонент дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины «Основы менеджмента» заключается в том, чтобы обеспечить студентам фундаментальное целостное представление о сущности общего процесса управления; познакомить учащихся с его различными формами и основными этапами становления; указать будущим специалистам на специфику развития науки управления в различных странах. Задачей дисциплины является формирование общего стратегического мышления и конкретных практических управленческих навыков для будущего руководителя, способных существенным образом повысить производительность труда сотрудников и эффективность деятельности организации на современном высококонкурентном рынке.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив и освоив данную дисциплину, студент должен:

Иметь четкое представление о сути, роли и особенностях науки управления применительно к конкретному работнику и организации в целом.

Знать и уметь использовать на практике методы управления отдельным работником, малой группой и трудовым коллективом в целом.

Усвоить опыт применения наиболее действенных методов управления, используемых менеджерами других стран и успешными российскими управляющими в государственной и коммерческой сферах.

Практически разбираться в многочисленных и разнообразных проблемах организации труда в бюджетных и коммерческих организациях, программах стимулирования сотрудников, стилях лидерства и методах руководства, а также положительного урегулирования трудовых конфликтов.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Количество часов

Всего по уч. плану

250 ч

Аудиторные занятия




36 ч.

Лекции




20 ч.

Практические занятия




16 ч.

Лабораторный практикум




-

Самостоятельная работа:




214 ч.

Контрольная работа




1

Курсовая работа




1

Вид итогового контроля




Экзамен



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Лекции

Практ. занятия, семинары

Лаб. работы (практикумы)

Раздел 1. Введение в теорию менеджмента

1. Предмет и метод теории менеджмента

16

2







2. Цели и структурные элементы менеджмента в современной организации

16

2

2




Раздел 2. Научные школы и направления теории менеджмента

3. Школы научного и административного управления

16

2







4. Доктрина человеческих отношений

16

2







5. Различные школы теории менеджмента

16

2







РАЗДЕЛ 3. Направления деятельности менеджера в организации

6. Стратегический менеджмент

16

2







7. Инновационный менеджмент

16




2




8. Производственный менеджмент

16




2




9. Деятельность менеджера по управлению социально - психологическими отношениями в коллективе

16




2




10. Управление конфликтами

16




2




Раздел 4. Функции менеджмента и связующие процессы в организации

11. Проблема власти и контроля в менеджменте

15

2







12. Руководство и лидерство в менеджменте: принципы, стили и функции

15

2

2




13. Феномен мотивации в менеджменте

15

2

2




14. Коммуникации и информация в менеджменте

15

2







15. Разработка и принятие управленческого решения

15

2

2




16. Организационные патологии и пути решения менеджментом современных внутриорганизационных проблем

15

2








ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА.
ТЕМА 1. Предмет и метод теории менеджмента.

Необходимость и предпосылки формирования института организации в обществе. Множество определений организации и функциональная целесообразность их применения. Организация как социальное явление и культурная универсалия. Ключевые понятия; постоянные и устойчивые тенденции; основные характеристики организации. Этапы и стадии жизненного цикла организации. Подсистема управления человеком в организации.

Основные подходы к определению феномена «менеджмент». Соотношение менеджмента и предпринимательства, отношения собственности и управления производством. Менеджмент как управление производством и как управление людьми. Менеджмент как рациональный феномен и как искусство. Объект и предмет изучения науки менеджмента.

Работник, профессиональная и социальная группы, организация как субъекты управленческих отношений. Многообразие ролей менеджера в современной организации. Индивидные характеристики трудовой деятельности: мотивация к труду, профессиональные способности, интересы, ценности, культура, сознание и самосознание. Особенности американского, японского и европейского менеджмента. Специфические характеристики российского менеджмента.

Вопросы к теме:

  1. Раскройте специфику различных трактовок термина «менеджмент».

  2. Каково соотношение теории менеджмента с социологией организаций, социальной психологией и экономической социологией?

  3. В чем состоит специфика российского менеджмента в сравнении с зарубежными направлениями и школами?


ТЕМА 2. Цели и структурные элементы менеджмента в современной организации.

Система организации как единство динамических и структурных компонентов менеджмента. Комплексность, формализация, соотношение централизации и децентрализации, как основные структурные компоненты организации. Уровни менеджмента в организации. Воспроизводство и повторяемость социальных функций в рамках организационной структуры. Первичность функций организации по отношению к ее структуре.

Теория «социальных систем». Понятия результативности и эффективности социального взаимодействия Ч.Барнарда. Применение методов структурного функционализма в менеджменте. Основные характеристики внешней среды организации.

Планирование, организация, мотивация и контроль – ключевые функции организации в современных концепциях управления. Функции социальной подсистемы организации. Представление организационной функции и дисфункции Р.К.Мертоном. Понятие явной и латентной функций. Соотношение функций целеполагания, интеграции, адаптации и снятия напряжения по Т. Парсонсу. Организационный аспект теории «социального действия» М.Вебера.

Разновидности организационных целей. Цель как планируемый результат и как желательный результат. Рациональный и интуитивный подходы к формированию организационной цели. Роль менеджера в формировании миссии организации. Соотношение цели и средства в различных типах организаций. Взаимосвязь цели организации и ее культуры; цель и прошлое организации. Подвижность организационных целей.

Вопросы к теме:

  1. Чем обусловлено наличие различных классификаций целей и функций современной организации?

  2. Сформулируйте основные цели и функции менеджмента в современной компании?

  3. Каково влияние интуиции и культуры менеджера на формирование и развитие организационных целей?


РАЗДЕЛ II. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА.
ТЕМА 3. Школы научного и административного управления.

Научный и традиционный менеджмент. Концентрация администрацией предприятия «мыслительного» компонента деятельности. Общие принципы системы научного управления Ф.У.Тейлора: разделение труда; измерение труда; задачи-предписания; программы стимулирования; мотивация; роль индивидуальных способностей; роль менеджмента; роль профсоюзов; развитие управленческого мышления.

Изучение методов физической работы Ф. и Л.Гилбретами методами «исследование движения» и «временного исследования» (при помощи хронометрирования и нормирования). Разработка методики премиальной оплаты; проблема социальной ответственности бизнеса; идея использования инструктора по обучению работника предпочтительным способом Г.Гантта.

Возможность применения штабного принципа в менеджменте Г.Эмерсоном. Фордизм как пример механистической модели организации. Философское обоснование научного менеджмента О.Шелдоном. Функции и принципы управления А.Файоля; определение им необходимых качеств менеджеров.

Учение М.Вебера об идеальной бюрократической организации управления. Принципы бюрократии и неизбежность рационализации общественной жизни по Веберу. Логические законы организации Дж.Муни и А.Рейли. «Синтетический подход» Л.Гьюлика и Л.Урвика - дальнейшая разработка теоретической и методологической базы классиков школы научного и административного менеджмента.

Вопросы к теме:

  1. В чем состоит специфика школы научного и административного управления?

  2. Какие элементы системы «достигающего рабочего» и «достигающего управляющего» являются неадекватными менеджменту конца ХХ века?

  3. Сформулируйте основные методы борьбы с бюрократией, практикуемые в современных зарубежных и отечественных организациях?


ТЕМА 4. Доктрина человеческих отношений.

Изучение М.П.Фоллет межличностных отношений в малой группе. Соотношение рационалистического и гуманистического подходов в управлении людьми по Ф.Ротлисбергеру. Х.Мюнстерберг как основатель промышленной психологии. Основные выводы Хоторнских экспериментов Э.Мэйо: открытие социальной системы организации, неформальной структуры малой группы, феномены группового контроля и групповых ценностей.

Институционализация проблемы рестрикционизма. Патологичность организационных конфликтов, необходимость отказа от иерархичности власти и переход к «менеджменту участия» – установка школы «человеческих отношений». Критика жесткой иерархии и формализации производственных процессов в доктрине «человеческих отношений».

Концепция «Х» и «У» Д.Макгрегора. Идея “революции менеджеров” А.Берли и Г.Минза. Развитие принципов школы «человеческих отношений» в современных условиях. Концепция производственной демократии (Д.Рисман и Дж.Гэлбрейт); привлечение работников к процессу принятия управленческих решений; программа участия в прибылях; концепция «социотехнических систем»; кружки контроля качества.

Понятие качества рабочей жизни и его основные методики: обогащение труда (Р.Кан), изменение социальной обстановки на работе, эргономичное планирование рабочего места, внедрение оздоровительных программ, свободный график работы, гибкие рабочие места.

Вопросы к теме:

  1. Каково значение хоторнских экспериментов Э.Мэйо в развитии теории управления?

  2. Какое влияние оказывает НТП на рестрикционизм работников в современных организациях?

  3. Назовите специфические черты современных концепций производственной демократии в менеджменте.


ТЕМА 5. Различные школы теории менеджмента.

Системный и процессуальный, системный и ситуационный подходы к исследованию феномена управления. Нормативный подход в менеджменте. Восприятие отклонения от предписываемой модели развития как организационная патология. Теории конфликта Л.Козера и Р.Дарендорфа. Категории игры и власти в работах М.Крозье.

«Эмпирическая» школа теории организации и управления. Проблема взаимоотношения теоретических и эмпирических элементов в менеджменте. Естественный системный и экологический подходы к изучению конкретных явлений в практике управления.

Возникновение представлений об организации как об особой культуре. Менеджмент как культурологическая деятельность. Интерпретация основных проблем функционирования организаций в рамках культурологического подхода.

Использование математических моделей в принятии управленческих решений. Применение кибернетических средств и компьютерной техники в решении управленческих задач. Проблема принятия решений в работах Г.Саймона. Программное обеспечение планирования, прогнозирования и моделирования. Организация потоков информации для менеджеров.

Классификация современных организаций Р. Килманном. Парадигмальная периодизация науки управления. «Открытая» и «закрытая» организационные парадигмы менеджмента.

Вопросы к теме:

  1. Охарактеризуйте методологическую специфику исследования организации различными школами менеджмента.

  2. Каково влияние НТП на развитие различных школ и направлений науки менеджмента?

  3. Как оценивается различными школами менеджмента явление организационной культуры?


РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ.
ТЕМА 6. Стратегический менеджмент.

Понятие и основные функции стратегического управления. Достоинства и недостатки стратегического менеджмента; основные этапы его истории. Анализ средств и методов достижения целей. Учет стихийных факторов социально-экономического окружения при разработке долгосрочных планов организации.

Структура стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии. Бостонская модель стратегического планирования, ее применение на предприятиях различного профиля. Показатели стратегического планирования: политические, международные, экономические, и технологические. Понятие миссии и цели организации в менеджменте.

Стратегические альтернативы развития организации У.Глюка: рост, ограниченный рост, сокращение и их комбинирование. Пять факторов М.Портера, определяющих привлекательность долгосрочной прибыли сегмента рынка. СВОТ - анализ как метод анализа среды в науке управления. Приростный и предпринимательский стили стратегического поведения в менеджменте.

Управление менеджером процессом реализации стратегии. Основные стратегии осуществления изменений: перестройка организации; радикальное преобразование; умеренное преобразование; обычные изменения; неизменное функционирование. Бюджетирование, управление по целям и управление по результатам как примеры методов реализации стратегического плана. Количественные и качественные критерии оценки изменений. Проблема контроля в стратегическом менеджменте.

Вопросы к теме:

  1. Каковы специфические черты стратегического планирования в рыночной и плановой моделях экономики?

  2. В чем состоят особенности Бостонской модели стратегического планирования?

  3. Каков предел возможных корректив и отклонений в стратегическом менеджменте?


ТЕМА 7. Инновационный менеджмент.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента
Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» специальности...
Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента»
Умк подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по...
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии»
Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название)
Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080105 «Финансы и кредит»
Данный учебно-методический комплекс предусматривает изучение 7 тем, содержание которых изложено в четвертом разделе. Во избежание...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «менеджмент»
Различные школы и подходы в развитии науки управления. Модели менеджмента. Власть и влияние в организации. Организационные структуры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск