Скачать 492.78 Kb.
|
Автор-составитель: Бабаева Зоя Васильевна, старший преподаватель Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии в экономике (название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки экономиста по специальности 080101 Экономика и управление на предприятии (название специальности/направления) Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной для изучения. Цели и задачи дисциплины «Информационные технологии в экономике» является дисциплиной, обеспечивающей переход от цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» к циклу «Общие профессиональные дисциплины». Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных по дисциплинам «Информатика», «Основы менеджмента» и «Экономика предприятия». Целью изучения дисциплины является подготовка студентов к использованию современных информационных технологий в решении задач управления предприятием. Задачами дисциплины являются: - изучение теоретических основ создания и использования современных информационных технологий; - ознакомление с состоянием и тенденциями автоматизации задач управление предприятием и пакетами прикладных программ (ППП) решения задач по отраслям; - получение навыков освоения перспективных и наиболее распространенных методов и средств автоматизации задач управления всех уровней. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Изучив дисциплину, студенты должны: Знать основные теоретические положения использования информационных технологий и современный уровень автоматизации решения задач управления предприятием. Уметь использовать пакеты прикладных программ в качестве конечного пользователя при решении типовых задач или квалифицированного пользователя при решении задач, определенных пользователем, в зависимости от объема часов, отведенных на дисциплину. Владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по проблемам развития новых информационных технологий в экономике. Объём дисциплины и виды учебной работы
Содержание курса Введение. Предмет и содержание курса. Роль и место информационных технологий (ИТ) в экономических информационных системах. Значение ИТ для современного развития общества, информация общества. Раздел 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 1.1. Основные понятия информатики. Понятие экономической информации. Основные требования, предъявляемые к экономической информации. Виды экономической информации. Системы классификации и кодирования экономической информации. 1.2. Определение информационной системы (ИС). Задачи, свойства и функции ИС. Основные виды информационных систем. Последовательность разработки информационных систем. Перспективы развития ИС. 1.3. Информационные системы на предприятии. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Предметная область ИС. Информационная модель предприятия. 1.4. Экономические информационные системы (ЭИС) как разновидность ИС. Состав и структура информационных систем: основные элементы, порядок функционирования. Функциональные подсистемы ЭИС. Обеспечивающие подсистемы ЭИС. 5. Автоматизированное рабочее место экономиста как часть ЭИС. Функции и назначение АРМ экономиста. Общие вопросы проектирования АРМ экономиста. Состав и содержание проектной документации на АРМ. Типовая структура АРМ экономиста. Функциональная структура АРМ-экономиста. Информационное обеспечение АРМ-экономиста. Программное обеспечение АРМ-экономиста. Техническое обеспечение АРМ-экономиста. Технологическое обеспечение АРМ-экономиста. Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫE ТЕХНОЛОГИИ 2.1. Понятия и классификация информационных технологий, основная терминология. Основные процессы преобразования информации. Информационный обмен. Технология внутримашинной обработки данных в пакетном и диалоговом режимах обработки данных. Типовые информационные технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Методика выбора информационных технологий. 2.2. Этапы развития информационных технологий, Концепция новой информационной технологии. Тенденции развития информационных технологий. Перспективы развития информационных технологий. 2.3. Стандарт пользовательского интерфейса для диалоговых информационных технологий. Характеристика экономических задач, реализуемых в диалоговом режиме работы ЭВМ. Автоматизация операционных задач. Автоматизация задач текущего планирования. Автоматизация стратегических задач управления. Структура диалога. 2.4. Информационные технологии на основе сетей общего назначения. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Распределенные технологии обработки и хранения данных. Организация информационной базы. Локальные и распределенные базы данных. Электронная документация и ее защита. Компьютерные телекоммуникации. Электронная почта. Принципы работы глобальной сети Интернет. Раздел 3. ПPОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 3.1. Общая характеристика программного обеспечения информационных технологий. Классификация программного обеспечения. Базовое программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение и тенденции его развития 3.2. Текстовые и графические редакторы. Назначение и классификация. Основные операции с текстом. Информационные технологии коммерческой, иллюстративной и научной графики. 3.3.Электронные таблицы. Назначение электронных таблиц. Основные приемы работы. 3.4. Технология баз информации. Системы управления базами данных (СУБД). Основные виды, функции и особенности работы СУБД. Организация и ведение баз данных. Раздел 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 4.1. Электронный офис. Интегрированные пакеты для офиса. Безбумажная технология: состояние и перспективы. 4.2. Технология экспертных систем. Классификация и типовая структура экспертной системы. Особенности разработки экспертных систем. 4.3. Гипертекстовая технология. Сущность гипертекстовой технологии. Сфера применения гипертекстовой технологии. 4.4. Технологии мультимедиа. Сущность технологии мультимедиа. Сфера применения технологии мультимедиа. Распределение часов по видам и темам учебной работы Заочная форма обучения
Темы практических занятий Раздел 2. Информационныe технологии. Тема: Типовые информационныe технологии сбора, передачи, обработки и выдачи экономической информации с использованием ЭВМ. Цель занятия состоит в разработке блок-схем технологических процессов для конкретной экономической задачи и практическом освоении методов обработки данных в среде MS Excel. Вопросы к теме:
Раздел 3. Пpограммные средства информационных технологий. Тема: Системы управления базами данных (СУБД). Основные виды, функции и особенности работы СУБД. Организация и ведение баз данных. Вопросы к теме:
Самостоятельная работа
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Общие указания Целью контрольной работы является закрепление, углубление и контроль знаний, полученных при изучении дисциплины «Информационные системы в экономике». Студент должен овладеть предусмотренными программой темами. При этом следует использовать методические указания и рекомендованную литературу. Контрольная работа выполняется на листах формата А4 с пронумерованными страницами. На титульном листе контрольной работы необходимо указать наименование ВУЗа, название дисциплины, фамилию, инициалы, курс, учебный шифр, домашний адрес. В конце выполненной работы приводится список использованной литературы, ставятся дата и подпись. Контрольная работа по дисциплине «Информационные системы в экономике» составлена в соответствии с программой курса и включает в себя два задания. В первом задании требуется ответить на теоретические вопросы. Во втором задании требуется на основе исходных данных таблиц разработать элементы автоматизированной экономической информационной системы (АЭИС) «Кадры». ЗАДАНИЕ 1 Ответить на теоретические вопросы в соответствии с выбранным вариантом, соответствующим последней цифре учебного шифра.
ЗАДАНИЕ 2 Разработать элементы автоматизированной экономической информационной системы (АЭИС) «Кадры». Описание экономических задач и выявленных информационных объектов рассматриваемой предметной области по вариантам представлено в табл. 1. Таблица 1.
Структура и содержание второго задания 1. Разработать постановку конкретной задачи и дать ее описание. 2. Разработать элементы информационного обеспечения АЭИС «Кадры» (в программной среде СУБД ACCESS). 2.1. Определить состав исходной информации, используемой для реализации соответствующей экономической задачи; 2.2. Создать таблицу базы данных. 2.3. Определить структуру базы данных. 2.4. Создать записи таблицы и заполнить их данными. 2.5. Спроектировать схему данных. 2.6. Разработать многотабличный запрос на выборку информации (по произвольной форме). 2.7. Разработать информационную модель автоматизированного решения задач 3. Спроектировать технологическое обеспечение АС Кадры (Схему рабочей системы). УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Рекомендуемая литература |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе» Информационные технологии в рекламе. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе». Автор-составитель:... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «инфорМационные технологии в бизнес-планировании» ... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «информационные технологии управления» Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» разработан в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «информационные технологии управления» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры экономики и государственного управления (протокол №9 от 6... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Информационные технологии... Информационные технологии управления [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. 28 с | Учебно-методический комплекс по дисциплине информационные технологии в бухгалтерском учете При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные... Учебно-методический комплекс дисциплины «Интеллектуальные информационные системы». М.: Изд. МиигаиК. Упп «Репрография», 2014 г.,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине информационные технологии... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии в экономике Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230401. 62 информационные системы и технологии, очной формы... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 061100: «Менеджмент организации» Санкт-Петербург ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине информационные технологии управления ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Министерство образования и науки государственное образовательное учреждение Тонов м. Л. Алгебра и геометрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению... |