Скачать 461.41 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра биологии Ф.и.о. автора: Слесаренко Галина Сергеевна Учебно-методический комплекс по дисциплинеБиологические основы сельского хозяйства (название) Специальность: 020801.65«Экология»(код по ОКСО) Специальность: 020201.65«Биология»(код по ОКСО) Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление Протокол № 6 «____» _____________ 2009 г. «17» февраля 2009 г. ________________________ Зав. кафедрой _________Г.С. Слесаренко ЮЖНО-САХАЛИНСК2009 Автор-составитель: Слесаренко Галина Сергеевна, и.о. зав. кафедрой биологии, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры биологии Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 020801.65 «Экология» и по специальности 020201.65 «Биология». Дисциплина входит в федеральный компонент (специальность 020201.65 «Биология») и в региональный компонент (специальность «Экология») цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения. Согласование с деканом обучающего факультета: Декан В.Н. Ефанов Директор библиотеки Е.В. Квитченко Автор-составитель Г.С. Слесаренко Содержание
1. Цель и задачи изучения дисциплины Цель курса: - дать студентам основные теоретические и практические навыки в области сельского хозяйства, раскрыть связь сельскохозяйственного производства с наукой и другими отраслями. Задачи курса: - структурировать информацию о почвообразовании, земледелии, агрохимии важнейших культурных растениях и основных видах сельскохозяйственных животных; - обобщить сведения о продуктивном использовании земли, получении наибольшего количества растениеводческой продукции при наименьших затратах с сохранением плодородия; - показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем решаемых почвоведением, земледелием, агрохимией, растениеводством и животноводством; - вооружить студентов знаниями, умениями, навыками необходимыми для выполнения НИР по изучению свойств живых систем, а также к практической деятельности в области экологии, оптимизации природопользования, лесном, сельском хозяйстве и др. 2. Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление об антропогенной нагрузке в сельскохозяйственном производстве, её влиянии на биогеоценозы, о биологии и технологии возделывания культурных растений, экологическим требованиям к условиям произрастания, об основах разведения сельскохозяйственных животных; Студент должен знать: - основные понятия, вопросы, закономерности и проблемы почвоведения, земледелия, агрохимии, растениеводства и животноводства; - имена и краткие биографии выдающихся учёных; основные даты, события и достижения; - основополагающие технологические процессы культивирования растений; -основные приёмы разведения и содержания сельскохозяйственных животных. Студент должен уметь: - установить причинно-следственные связи явлений в системах «почва-растение-почва», «почва-растение-животное-почва» - понимать роль биологического разнообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом; - провести квалификационную оценку результатов воздействия на почву, мероприятий для обеспечения высокой продуктивности растений и животных; - грамотно прокомментировать основное содержание конкретных научных теорий и технологий; - воспроизвести информацию о предмете обсуждения, связанном с земледелием, агрохимией, почвоведением, растениеводством, животноводством. Студент должен иметь навыки: - комплексного подхода к оценке процессов в почве, растительном и животном организме; - опыта, наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования изучаемых объектов; - владения анатомическими, морфологическими, таксономическими исследованиями; - самостоятельной постановки исследований в области почвоведения, земледелия, агрохимии, растениеводства, животноводства; - работы с основными видами источников по изучаемой проблеме. Курс «Биологические основы сельского хозяйства» включён в учебный план по специальности 020201.65 «Биология» и 020801.65 «Экология» Он является необходимой составной частью профессиональной подготовки студентов. Значение этого курса в учебном процессе в настоящее время возрастает в связи со стремительным ростом воздействия антропогенного фактора на естественный ход почвообразовательного процесса и односторонним техногенным подходом к интенсификации растениеводства и животноводства. Почва-важнейшее условие жизни всех растений, животных и микроорганизмов, обитающих на суше. Её экологическая роль грандиозна, т.к. почва-незаменимый компонент всех наземных биоценозов и биосферы Земли. Через почвенный покров идут многочисленные экологические связи всех живущих на земле (и в земле) организмов с литосферой, гидросферой, атмосферой. Поскольку основным свойством почвы является плодородие, почвоведение неразрывно и тесно связано с растениеводством и животноводством. Растениеводство занимает центральное место в практической биологии, которое от эпохи неолита до эры научно-технической революции является главной «индустрией жизни». Именно оно обеспечивает большую часть все возрастающих потребностей населения планеты не только в пищевой энергии, но и белке, минеральных солях и в др. физиологически незаменимых веществах. Около 80% побочной биомассы растений участвуют в формировании плодородия почв. Растениеводство охватывает полеводство, и луговодство. Овощеводство и плодоводство изучаются отдельно. Животноводство является одной из главных отраслей сельского хозяйства. Удельный вес его продукции в валовой продукции сельского хозяйства составляет 51,6%. По программе предусматривается формирование у студентов понятий о технологии животноводства, породном составе, технике воспроизводства. Успешное усвоение студентами курса «Биологические основы сельского хозяйства» возможно при условии хорошего знания предшествующих ему дисциплин, таких как физика, химия, ботаника, зоология, микробиология, экология, физиология растений и животных, гистология, цитология (начальный базовый уровень студентов). 3. Объём дисциплины 3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Специальность «Биология»: очная форма / очно-заочная форма
Специальность «Экология», форма обучения – очная Распределение часов по темам и видам учебной работы
4. Содержание курса |
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры... Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями... | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География... Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии | ||
Программа по дисциплине «Биологические основы сельского хозяйства»... Специальность — 050101. 65 «Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология» Форма подготовки (очная) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административно-правовые... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) Учебно-методический комплекс Микробиология и вирусология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс дисциплина «Местная фауна» Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс по мдк. 01. 01. Медико-биологические... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Начертательная геометрия.... «Агроинженерия» специальности 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» на основании примерной программы дисциплины... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... |