Скачать 251.65 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАСпециальность — 050101.65 «Химия с дополнительной специальностью050102.65 Биология»Форма подготовки (очная)кафедра естественнонаучного образования курс 4 семестр 9 лекции 16 (час.) практические занятия - (час.) семинарские занятия - (час.) лабораторные работы 10 (час.) консультации 9 семестр всего часов аудиторной нагрузки 26 (час.) самостоятельная работа 46 (час.) реферативные работы 1 контрольные работы 2 зачет - семестр экзамен _9_ семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации № 696 пед/сп (новый) от «31» января 2005 г.). Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол № 1 «14» сентября 2011 г. И.о. заведующего кафедрой: Литвинова Е.А. 2011 г. Составитель (ли): к.с.-х.н., доцент Белов А.Н. СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА 1. Аннотация……………………………………………………………....32. Выписка из ГОС ВПО………………………………………………….5 3. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД)…………………..6 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………24 1. Аннотация Программа по дисциплине «Биологические основы сельского хозяйства» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2005 г. и входит в цикл дисциплин ДПП – дисциплины предметной подготовки, ДПП Ф.00 – федеральный компонент. Организация обучения дисциплины включает следующие формы: лекции, лабораторные занятия, индивидуальную и самостоятельную работу студентов, коллоквиумы, учебно-полевую практику. Биологические основы сельского хозяйства - курс, дающий представление о разнообразии сортов сельскохозяйственных растений, пород домашних животных, основных приемов агротехники выращивания растений и содержание домашних животных. На лекциях обсуждаются основные теоретические вопросы интенсификации природопользования, направлений селекции и повышения отдачи сельскохозяйственного сектора экономики в современных условиях. Основная задача лабораторных занятий – изучение структуры почв, путей повышения плодородия почв, спектра культивируемых в России вообще и Приморском крае в частности, видов и сортов хозяйственно-полезных растений. Для этого используется гербарный материал, фиксированные препараты плодов, живые объекты, таблицы, видеофильмы, фотографии и т.п. Самостоятельная работа студентов осуществляется при участии и под руководством преподавателя. В помощь студенту предназначены различные методические рекомендации, практикумы, таблицы, препараты, коллекции плодов, гербарий. Для обсуждения на коллоквиумах выносятся вопросы целых разделов или тем. Опрос студентов проходит либо устно, в процессе общения с преподавателем, либо письменно в форме контрольной работы. Учебно-полевая практика проводится после изучения всего курса Биологических основ сельского хозяйства. Происходит детальное знакомство с местными видами и сортами сельскохозяйственных растений, сорной растительности, вредителями и болезнями. Текущий контроль знаний студентов осуществляется после изучения разделов и тем, а также в ходе лабораторных занятий. Итоговый контроль проходит в конце 8 семестра в форме зачета. Контроль за выполнением заданий учебно-полевой практики осуществляется в виде зачета. Цель курса: сформировать у студентов широкий биологический кругозор, научить ориентироваться в потоке научной информации, дать устные основные теоретические представления и практические навыки в области сельского хозяйства. Задачи курса:
Данная дисциплина изучается на IY курсе биолого-химического факультета и является заключительным этапом в изучении других предметов биологического цикла, таких как физиология растений, систематика растений, экология растений и др. Умения и навыки приобретенные при изучении данной дисциплины используются в организации школьного учебно-опытного участка В программу включены материалы, используемые студентами при самостоятельной работе. 2. Выписка из ГОС ВПО Почва как природно-историческое тело и основное средство сельскохозяйственного производства. Плодородие почвы. Факторы почвообразования. Состав и свойства почв. Классификация почв. Характеристика основных типов почв по зонам страны. Эрозия почв. Охрана почв и рациональное использование земельных ресурсов. Земледелие как наука о рациональном использовании почв и повышении их плодородия. Основные законы земледелия. Биологические особенности способов, норм и сроков посева. Системы земледелия. Научные основы химизации земледелия и животноводства. Органические и минеральные удобрения. Понятие о гербицидах, инсектицидах, репеллентах, аттрактантах, фунгицидах, зооцидах и других защитных веществах. Условия их применения без нарушения биологического равновесия в природе. Культурные растения, их классификация и происхождение. Важнейшие зерновые, зернобобовые, масличные, прядильные, кормовые, овощные и плодово-ягодные культуры. Корнеплоды и клубнеплоды. Их морфологические, биологические и хозяйственные особенности. Технология выращивания на пришкольном и приусадебном участке. Сельскохозяйственные животные, их происхождение и разведение. Биологические особенности и хозяйственное значение крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, кроликов и птицы. Особенности разведения, кормления и содержания. Опытническая работа школьников с растениями и животными. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАСпециальность — 050101.65 «Химия с дополнительной специальностью050102.65 Биология»Форма подготовки (очная)кафедра естественнонаучного образования курс 4 семестр 9 лекции 16 (час.) практические занятия - (час.) семинарские занятия - (час.) лабораторные работы 10 (час.) консультации 9 семестр всего часов аудиторной нагрузки 26 (час.) самостоятельная работа 46 (час.) реферативные работы 1 контрольные работы 2 зачет - семестр экзамен _9_ семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации № 696 пед/сп (новый) от «31» января 2005 г.). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол № 1 «14» сентября 2011 г. И. о. заведующего кафедрой: Литвинова Е.А. 2011 г. Составитель (ли): к.с.-х.н., доцент Белов А.Н. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ И. о. заведующего кафедрой _______________________ _________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ И. о. заведующего кафедрой _______________________ _________________ (подпись) (И.О. Фамилия) СОДЕРЖАНИЕ 3.1. Пояснительная записка ……………………………………………..…9 3.2. Тематический план……………………………………………….……10 3.3. Содержание учебного материала……………………………….……12 3.4. Требования к знаниям и умениям студентов……………………......18 3.5. Формы контроля…………………………………………………….....19 а) текущий контроль………….…………………………………………....19 б) итоговый контроль………………………………………………….…..21 3.6. Список литературы……………………………………………..…..…23 3.1. Пояснительная записка Биологические основы сельского хозяйства – курс, дающий студентам биолого-химического профиля основные теоретические представления и практические навыки в области сельского хозяйства. Биологические основы сельского хозяйства – один из курсов в системе общебиологических дисциплин. На изучение дисциплины ДПП.Ф.01 Ботаника, раздела «Биологические основы сельского хозяйства» отведено 20 часов лекций и 16 часов лабораторных занятий, 36 часов самостоятельной работы студентов. Обобщающим этапом в изучении систематики растений является прохождение полевой практики объемом 72 часа. Итоговая аттестация – в 8 семестре. Курс " Биологические основы сельского хозяйства " является частью общего курса "Биология", относится к разделу ГОС ДПП – дисциплины предметной подготовки и рассчитан на четвертый год обучения студентов биолого-химического факультета педагогического института, специальности биология с дополнительной специальностью Цель курса: сформировать у студентов широкий биологический кругозор, научить ориентироваться в потоке научной информации, дать устные основные теоретические представления и практические навыки в области сельского хозяйства. Задачи курса:
Данная дисциплина изучается на IY курсе биолого-химического факультета и является заключительным этапом в изучении других предметов биологического цикла, таких как физиология растений, систематика растений, экология растений и др. Умения и навыки приобретенные при изучении данной дисциплины используются в организации школьного учебно-опытного участка. 3.2. Тематический план дисциплины
3.3. Содержание учебного материала ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ( 16 час)
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 9 семестр ( 10 час)
3.4. Требования к знаниям и умениям студентов В ходе изучения биологических основ сельского хозяйства студенты должны получить следующие знания, умения и навыки: - понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом; - знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию основных сельхозкультур; - иметь представление о почве как об эдафоценозе, т.е. как одной из трех составляющей биоценоза; - знать методологию сельскохозяйственной науки; - уметь осуществлять мероприятия по охране сельхозугодий, иметь навыки рационального природопользования; - иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов; - владеть навыками и методами количественных и качественных исследований состояния почвы, засоренности полей, урожайности и продуктивности и зараженности сельскохозяйственных посадок; - иметь представление о мировых ресурсах полезных растений; - знать методы агрохимического анализа; - иметь опыт работы в полевых условиях, камеральной обработки собранного материала; - иметь опыт полевых и лабораторных работ, и знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях. - владеть разными методами исследований: анатомо-морфологическими, геоботаническими, флористическими, микологическими, гербаризации и коллекционирования. - знать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране; - иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы; - знать экологические принципы рационального природопользования. 3.5. Формы контроля (8 семестр) а) Текущий контроль Текущий контроль знаний студентов проводится в виде устного опроса на занятиях, тестов и рефератов. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Перечень рефератов
Тестовые задания 1. Что представляет собой горизонт Ао? а) лесную подстилку; б) гумусовый слой; в) подзолистый слой; г) элювий 2. Как обозначается материнская порода, источник почвы? а) горизонт А; б) горизонт Б; в) горизонт С; г) горизонт Д 3. Если переход от одного горизонта в другой происходит на протяжении 5 см, то это а) резкий переход; б) ясный переход; в) постепенный переход; г) невыраженный переход 4. Если почва холодит руку, не пылит, при подсыхании немного светлеет, то это а) сухая почва; б) влажноватая почва; в) влажная почва; г) мокрая почва 5. Если почва во влажном состоянии дает кольцо с трещинами, то она относится к почвам а) глинистым; б) суглинистым; в) супесчаным; г) песчаным 6. У яровой пшеницы количество зародышевых корешков равно а) 2; б) 3; в) 5; г) 7 7. Ушки отсутствуют у а) пшеницы; б) ржи; в) ячменя; г) овса 8. Скелетные корни плодовых растений – это корни порядков ветвления а) 0-1-го; б) 2-3-го; в) 4-5-го; г) 5-6-го 9. Нижняя часть ствола от корневой шейки до первой скелетной ветви называется а) лидером; б) скелетной ветвью; в) штамбом; г) побегом продолжения 10. Вертикально растущие побеги, появляющиеся вследствие самоомолаживания дерева, называются а) волчками; б) Ивановыми побегами; в) колючками; г) вставнями 11. Наиболее укороченные годичные приросты (длиной до 3 см) плодовых растений с недоразвитыми боковыми почками, с одной хорошо сформированной верхушечной цветковой или вегетативной почкой называются а) плодушками; б) кольчатками; в) прутиками; г) плодухами 12. Цветки располагаются в сережке у а) груши; б) черемцухи; в) земляники; г) грецкого ореха 13. Плод костянка имеется у а) смородины; б) лимона; в) персика; г) груши 14. Хрен относится к семейству а) Маревые; б) Бобовые; в) Астровые; г) Капустовые 15. К двулетним овощным культурам относят а) укроп; б) морковь; в) спаржу; г) щавель 16. У какого овощного растения в пищу употребляются поски? а) капусты; б) спаржа; в) брюква; г) кресс-салат 17. Какие культуры в овощном севообороте открытого грунта следует размещать первыми? а) капуста и овощная кукуруза; б) огурцы и бобовые; в) картофель и салат; г) хрен и морковь Ответы на тесты: 1 – а; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – г; 8 – а; 9 – в; 10 – а, 11 – б; 12 – г; 13 – в; 14 – г; 15 – б; 16 – а; 17 – а. Вопросы контрольных работ по теме: «Посевной материал».
б) Итоговый контроль В качестве итогового контроля по дисциплине «Биологические основы сельского хозяйства» предусмотрен зачет в конце 8 семестра. К зачету допускаются студенты, прошедшие курс обучения и успешно отчитавшиеся по промежуточному контролю Вопросы к экзамену
3.6. Список литературы Основная: 1.Биологические основы сельского хозяйства. Под ред. И.М. Ващенко. — М.: Академия, 2004. — 539 c. 2.Чулкина, В.А. Экологические основы интегрированной защиты растений / В.А. Чулкина, Е.Ю. Торопова, Г.Я. Стецов ; под ред. М.С. Соколова, В.А. Чулкиной. — М.: Колос, 2007. — 568 с. 3.Экономика сельского хозяйства. Под ред. Т.В. Водянникова. — М.: КолосС, 2007 .—390 c. Дополнительная: Электронные ресурсы:
Электронные информационные образовательные ресурсы: 1.Протасова, Н.А. Основы растениеводства: учебно-методическое пособие / Н.А. Протасова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 39 с // http://lib.uspi.ru/ 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Методические указания для преподавателей и студентов Чулкина, В.А. Экологические основы интегрированной защиты растений / В.А. Чулкина, Е.Ю. Торопова, Г.Я. Стецов; под ред. М.С. Соколова, В.А. Чулкиной. - М.: Колос, 2007. - 568 с. Карта обеспеченности литературой Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами
Список таблиц по биологическим основам сельского хозяйства
Гербарий по биологическим основам сельского хозяйства
Коллекции
Спиртовой материал
Муляжи
Список оборудования кабинета анатомии и морфологии растений 1.Бинокуляры МБС-1 шт 2.Микроскопы Биолам- 14 шт 3.Пинцеты-2 шт 4.Препаровальные иглы-30 шт 5. Чашки Петри – 10 шт 6. Предметные стекла – 100 шт 7. Покровные стекла – 3 упаковки 8. Пипетки – 15 шт 9. Хим. стаканы – 12 шт 10. Копалки – 2 шт 11. Гербарные сетки – 14 шт 12. Лупы – 3 шт |
Программа по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным... Программа по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Программа дисциплины «Современный русский язык. Лексикология» цикл... Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название) Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория графов» для ооп специальности... Дисциплина «Теория графов» является дисциплиной цикла дпп. В. 00 – Дисциплины предметной подготовки (курсы по выбору) | ||
Рабочая программа по дисциплине "Потребители электрической энергии" Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы социальной медицины»... Основы социальной медицины [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 44 с | Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным... Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Пояснительная записка рабочая программа дисциплины разработана в... | Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины «Основы теории второго иностранного языка» Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» Умк подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по... | ||
«экономика» Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | «Иностранный язык» Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | ||
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Программа дисциплины философия (гсэ. Ф. 05) федерального компонента ооп составлена в соответствии с Государственным образовательным... | Рабочая учебная программа по дисциплине «маркетинг» по направлению... Составитель: Толстых Анатолий Александрович, к и н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин |