Скачать 223.2 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплина «Местная фауна» Блок дисциплин ДНМ.ДВМ – Дисциплина выбора магистра Направление подготовки 020400/68 «Биология» Профиль подготовки «Общая биология» Квалификация выпускника - Магистр Форма обучения - очная Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Местная фауна» Блок дисциплин ДНМ.ДВМ – Дисциплины выбора магистра Направление подготовки 020400 «Биология» Профиль подготовки «Общая биология» Квалификация выпускника - Магистр Форма обучения - очная
Сыктывкар 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цель освоения дисциплины: Изучение фауны европейского Северо-Востока, путей её формирования и истории изучения. Обзор охраняемых территорий региона, истории их образования и мерах охраны животного мира на европейском Северо-Востоке. 2. Задачи освоения дисциплины: Проследить историю изучения животного мира европейского Северо-Востока. Рассмотреть основные современные направления исследований фауны региона. Показать истоки и пути формирования фауны региона. Ознакомить с разнообразием животного мира европейского Севео-Востока в систематическом порядке. Ознакомить с распространением рассматриваемых видов животных по территории региона и за его пределами. Охарактеризовать адаптации животных к обитанию в условиях открытых (тундровых) и лесных пространств, к суровым климатическим условиям Севера. Изложение материала сопровождается показом необходимых иллюстраций. Дать обзор основных природоохранных мероприятий и охраняемых территорий региона. 3. Место дисциплины в структуре ООП: Цикл ДНМ.ДВМ – Дисциплины выбора магистра. Обучение магистрантов по дисциплине «Местная фауна» проводится на втором курсе магистратуры (третий семестр) в форме лекций (32 часа) и самостоятельной деятельности обучающихся (137 часов). 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Магистрант, приступая к освоению дисциплины «Местная фауна», должен обладать следующими обще культурными и профессиональными компетенциями бакалавра: уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути её развития…(элемент ОК-2); приобретает новые знания и формирует суждения по научным … проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (элемент ОК-3); проявляет творческие качества (ОК-14); правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15); умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18); демонстрирует базовые представления о разнообразии природных объектов, понимая значение биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); демонстрирует принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции… (элемент ПК-3); понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7); демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-8); 5. Требования к результатам усвоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
После окончания обучения по данной дисциплине магистрант должен демонстрировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции: способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новее знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6); планирует и проводит мероприятия по оценке и охране природной среды в соответствии со специализацией (ПК-14). На лекциях излагаются важнейшие сведения о региональной фауне. Кроме того, магистрантам предлагается более детально изучить отдельные выбранные ими темы, ознакомившись с дополнительной литературой. Результаты своих изысканий магистранты оформляют письменно в виде реферативной работы, которая оценивается преподавателем. В письменном виде реферат сдается на кафедру. Допуск к экзамену осуществляется при 100% посещении всех аудиторных работ и при наличии реферата. 6. Структура и содержание дисциплины «Местная фауна» 6.1. Тематический план
Раздел 1. Введение. Тема 1. Цель и задачи курса курса «Местная фауна». История изучения фауны европейского Северо-Востока России. Основные термины и понятия. Студент должен знать: предмет и задачи курса «Местная фауна». Связь предмета с систематикой, морфологией, физиологией, экологией животных, зоогеографией, палеозоологией, энтомологией, ихтиологией, герпетологией, орнитологией, териологией. Понятия «фауна». Студент должен уметь: оперировать терминами предмета, раскрывать основные этапы изучения фауны региона. Студент должен владеть: основными понятиями курса, сведениями об этапах изучения фауны, основных научных деятелях. Содержание темы: Предмет и задачи курса «Местная фауна» и его связь с другими биологическими дисциплинами. История изучения животного мира в регионе. Значение фаунистических исследований на европейском Северо-Востоке России. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. М., 2001. 296 с. 2. Фауна европейского Северо-Востока России. СПб.: Наука. Дополнительная: 1. Горелов А.А. Экология. М., 2002. 2. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1979. Ч. 1,2. 3. Наумов Н.П. Экология животных. М.: высшая школа, 1963. Тема 2. Физико-географическая характеристика региона. Гидрографическая сеть. Ресурсы региона. Студент должен знать: Основные природные особенности региона. Типы ландшафтов. Растительность и ее высотная поясность. Бассейны рек региона, природные ресурсы. Студент должен уметь: характеризовать природные особенности европейского Северо-Востока. Студент должен владеть: сведениями о климатических особенностях, гидрографической сети, типах ландшафтов региона. Содержание темы: Физико-географическая характеристика и основные климатические особенности региона. Типы ландшафтов. Растительность и ее высотная поясность. Гидрографическая сеть региона. Природные ресурсы региона. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Абдурахманов Г.М. и др. Биогеография: учеб. для студ. вузов. М., 2003. 2. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. М., 2001. 296 с. 3. Фауна европейского Северо-Востока России. СПб.: Наука. 4. Харченко Н.А., Лихацкий Ю.П., Харченко Н.Н. Биология зверей и птиц: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. 384 с. Дополнительная: 1. Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии. М., 1987. 264 с. 2. Коробкин В.И. Экология: учебник. Ростов н/Д, 2001. 3. Коробкин В.И. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002, 2005. 4. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994. 367 с. 5. Шилов И.А. Экология: учебник для биол. и мед. спец. вузов. М., 2001, 2003, 2006. Раздел 2. Формирование фауны региона. Тема 3. Геология и история формирования фауны региона. Студент должен знать: этапы заселения территории животными. Знать понятия: «автохтоны», «аллохтоны», «иммигранты», «палеоэндемики», «неоэндемики» и другие. Студент должен уметь: связывать стадии заселения территории животными с основными геологоисторические преобразования региона, хорошо ориентироваться в истории формирования фауны. Студент должен владеть: основными понятиями темы. Содержание темы: Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Фауна европейского Северо-Востока России. СПб.: Наука. Тема 4. Обзор учения об ареалах. Типы ареалов животных, обитающих в регионе. Студент должен знать: Понятие «ареал» и его типизацию. Студент должен уметь: Называть тип ареала по территориям распространения. Студент должен владеть: элементами зоогеографической характеристики фауны. Содержание темы: Понятия «ареал», «автохтоны», «аллохтоны», «иммигранты», «палеоэндемики», «неоэндемики». Типы ареалов (по Городкову): циркумполярные, голарктические, палеоарктические. Раздел 3. Обзор фауны региона. Тема 5. Биологические адаптации животных различных групп к существованию в условиях региона. Студент должен знать: условия обитания наземных животных на Севере; основные адаптации животных различных групп к северным условиям; методы исследования наземных животных; значение наземных животных в природе и жизни человека. Студент должен уметь: различать представителей экологических групп; объяснять роль животных в почвообразовании; показывать приспособления животных разных классов к обитанию в условиях Севера. Студент должен владеть: общебиологическими понятиями, связанными с адаптацией животных к условиям среды. Содержание темы: условия обитания животных на Севере; экологические группы животных; методы исследования фауны; значение животных в биогеоценозах Севера; роль животных в почвообразовательных процессах; экологические группы: эумикрофауна, микрофауна, мезофауна, макрофауна; адаптивные особенности животных, обитающих в почве; приспособления к роющему образу жизни; адаптивные особенности наземных животных; методы изучения наземных животных; морфологические, физиологические и этологические адаптации насекомых, птиц и млекопитающих к обитанию в разных средах жизни. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. М., 2001. 296 с. 2. Фауна европейского Северо-Востока России. СПб.: Наука. 3. Харченко Н.А., Лихацкий Ю.П., Харченко Н.Н. Биология зверей и птиц: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. 384 с. Дополнительная: 1. Чельцов-Бебутов А.М. Экология птиц. М., 1982. 128 с. 2. Чернышев В.Б. Экология насекомых. М., 1996. 304 с. Тема 6. Эколого-систематический обзор тундровой фауны Студент должен знать: обитателей тундр. Студент должен уметь: приводить русские и латинские названия видов животных в систематическом порядке. Студент должен владеть: навыками определения и «узнавания» животных. Содержание темы: Эколого-систематический обзор тундровых животных региона: насекомые, рептилии, птицы, млекопитающие. Тема 7. Эколого-систематический обзор таёжной фауны Студент должен знать: обитателей леса. Студент должен уметь: приводить русские и латинские названия видов животных в систематическом порядке. Студент должен владеть: навыками определения и «узнавания» животных. Содержание темы: Эколого-систематический обзор таёжных животных региона: насекомые, рептилии, птицы, млекопитающие. Тема 8. Эколого-систематический обзор гидробионтов. Студент должен знать: условия обитания водных животных на Севере; экологические группы водных животных; методы исследования гидробионтов; значение гидробионтов в природе и жизни человека; водных беспозвоночных, представляющих кормовую базу рыб; промысловые виды рыб; амфибий; околоводных и водных птиц; полуводных и водных млекопитающих. Студент должен уметь: различать представителей экологических групп; охарактеризовать население пресных водоемов и морей. Студент должен владеть: навыками определения и «узнавания» животных. Содержание темы: Факторы, определяющие состав водной фауны – термические особенности воды, вязкость, кислотность, соленость воды, течения и грунты. Экологическая пластичность водных животных. Адаптивные особенности животных, обитающих в водной среде. Характеристика экологических групп водных животных. Характерные черты населения пресноводных водоемов и морей. Качественные и количественные методы изучения водной фауны. Эколого-фаунистический обзор водных животных: беспозвоночные, рыбы, амфибии, птицы (околоводные и водные), млекопитающие (полуводные и водные). Характерные черты населения пресноводных водоемов и морей. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Константинов А.С. Общая гидробиолоия. М., 1979, 1986. 2. Пузаченко Ю.Г. Математические методы в экологических и географических исследованиях: учеб. пособ. для студ. вузов. М., 2004. 3. Фауна европейского Северо-Востока России. СПб.: Наука. Дополнительная: 1. Бакаева Е.Н., Никаноров А.М. Гидробионты в оценке качества вод суши. М., 2006. 239 с. 2. Никольский Г.В. Экология рыб. М., 1974. 368 с. 3. Мартынов В.Г. Атлантический лосось (Salmo salar L.) на Севере России. Екатеринбург: УрО РАН, 2007. 414 с. 4. Шубина В.Н. Бентос лососевых рек Урала и Тимана. СПб.: Наука, 2006. 401 с. Тема 9. Эколого-систематический обзор горной фауны Студент должен знать: обитателей горой части региона. Студент должен уметь: приводить русские и латинские названия видов животных в систематическом порядке. Студент должен владеть: навыками определения и «узнавания» животных. Содержание темы: Эколого-систематический обзор горных животных региона: насекомые, рептилии, птицы, млекопитающие. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Пузаченко Ю.Г. Математические методы в экологических и географических исследованиях: учеб. пособ. для студ. вузов. М., 2004. 2. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. М., 2001. 296 с. 3. Фауна европейского Северо-Востока России. СПб.: Наука. 4. Харченко Н.А., Лихацкий Ю.П., Харченко Н.Н. Биология зверей и птиц: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. 384 с. Дополнительная: 1. Жизнь животных. Птицы. М., 1986. Т. 6. 2. Жизнь животных. Млекопитающие. М., 1989. Т. 7. Тема 10. Синантропная фауна. Студент должен знать: синантропные виды, их биологию и экологию; процессы изменения фауны в условиях промышленного освоения Севера. Студент должен уметь: объяснить причины синантропизации фауны в регионе; охарактеризовать влияние промышленного освоения Севера на фауну региона.. Содержание темы: Синантропизация фауны. Критерии синантропизации. Причины синантропизации фауны. Синантропные виды. Реакции животных на своеобразие городских условий: физиологические, морфологические, этологические. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Фауна европейского Северо-Востока России. СПб.: Наука. Дополнительная: 1. Экология города: учеб. пособие. / Отв. ред. И.С. Касимов. М., 2004. Тема 11. Животные Красной Книги Студент должен знать: редкие и исчезающие виды животных в регионе; меры охраны животных в регионе. Студент должен уметь: применять полученные знания на практике в целях рационального использования и сохранения животных в регионе. Содержание темы: Охрана животных в Республике Коми и НАО. Красные книги Республики Коми и НАО. Критерии МСОП. Меры охраны. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. М., 2001. 296 с. 2. Фауна европейского Северо-Востока России. СПб.: Наука. Дополнительная: 1. Красная книга Ненецкого Автономного Округа. / под ред. Н.В. Матвеевой, О.В. Лавриненко, И.А. Лавриненко. Официальное издание. Нарьян-Мар, 2006. 450 с. Тема 12. Воздействие хозяйственной деятельности человека на местную фауну. Охрана животных в регионе. Студент должен знать: принципы рационального использования животного мира; редкие и исчезающие виды животных в регионе; меры охраны животных в регионе; состояние животного мира на особо охраняемых природных территориях. Студент должен уметь: применять полученные знания на практике в целях рационального использования и сохранения животных в регионе. Содержание темы: Влияние промышленного освоения Севера на фауну региона. Воздействие хозяйственной деятельности человека на местную фауну: лесная и нефте-газовая промышленность. Охрана животных в Республике Коми и НАО. Принципы рационального использования. Красные книги Республики Коми и НАО. Критерии МСОП. Меры охраны. ООПТ: национальный парк «Югыд ва», Печоро-Илычский заповедник, Ненецкий заповедник, заказники. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. М., 2001. 296 с. 2. Фауна европейского Северо-Востока России. СПб.: Наука. Дополнительная: 1. Красная книга Ненецкого Автономного Округа. / под ред. Н.В. Матвеевой, О.В. Лавриненко, И.А. Лавриненко. Официальное издание. Нарьян-Мар, 2006. 450 с. 7. Список рекомендованной литературы и средства обучения: ОСНОВНАЯ Абдурахманов Г.М. и др. Биогеография: учеб. для студ. вузов. М., 2003. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. М.: Высшая школа, 1981. Константинов А.С. Общая гидробиолоия. М., 1979, 1986. Пузаченко Ю.Г. Математические методы в экологических и географических исследованиях: учеб. пособ. для студ. вузов. М., 2004. Фауна европейского Северо-Востока России. СПб.: Наука. Ануфриев В.М., Бобрецов А.В. Амфибии и рептилии. СПб.: Наука, 1996. 130 с. (Фауна европейского Северо-Востока России. Амфибии и рептилии, Т. IV). Лоскутова О.А. Веснянки. – СПб.: Наука, 2006. – 224 с. – (Фауна европейского Северо-Востока России. Веснянки. Т. IX). Медведев А.А. Жуки-щелкуны / Отв. ред. М.М.Долгин. – СПб.: Наука, 2005. – 210 с. – (Фауна европейского Северо-Востока России. Жуки-щелкуны; Т. VIII, ч. 1 ). Млекопитающие. Насекомоядные, рукокрылые, зайцеобразные, грызуны. СПб.: Наука, 1994. 280 с. (Фауна европейского Северо-Востока России. Млекопитающие; Т. II, ч. 1). Млекопитающие. Китообразные, хищные, ластоногие, парнопалые. СПб.: Наука, 1998. 285 с. (Фауна европейского Северо-Востока России. Млекопитающие; Т. II, ч. 2). Птицы. Неворобьиные. СПб.: Наука, 1995. 325 с. (Фауна европейского Северо-Востока России. Птицы; Т. 1, ч. 1). Птицы. Неворобьиные. СПб.: Наука, 1999. 290 с. (Фауна европейского Северо-Востока России. Птицы; Т. 1, ч. 2). Садырин В.М., Лешко Ю.В. Поденки. – СПб.: Наука, 2007. – 276 с. – (Фауна европейского Северо-Востока России. – Т. 6.) Татаринова А.Ф., Никитский Н.Б., Долгин М.М. Усачи, или дровосеки. – СПб.: Наука, 2007. – 304 с. – (Фауна европейского Северо-Востока России. – Т. 8. – Ч. 2). Юшков В.Ф. Гельминты млекопитающих. СПб.: Наука, 1995. 201 с. (Фауна европейского Северо-Востока России. Т. III). Харченко Н.А., Лихацкий Ю.П., Харченко Н.Н. Биология зверей и птиц: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. 384 с. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. М., 2001. 296 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Атлас природно-очаговых инфекционных и паразитарных болезней Республики Коми. Сыктывкар, 2004. 80 с. Бакаева Е.Н., Никаноров А.М. Гидробионты в оценке качества вод суши. М., 2006. 239 с. Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии. М., 1987. 264 с. Гиляров М.С. Адаптации почвенных животных к условиям среды. М., 1977. Гиляров М.С., Криволуцкий Д.А. Жизнь в почве. Ростов-на-Дону, 1995. Горелов А.А. Экология. М., 2002. Догель В.А. Общая паразитология. Л.: ЛГУ, 1962. Жизнь животных. Птицы. М., 1986. Т. 6. Жизнь животных. Млекопитающие. М., 1989. Т. 7. Коробкин В.И. Экология: учебник. Ростов н/Д, 2001. Коробкин В.И. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002, 2005. Красная книга Ненецкого Автономного Округа. / под ред. Н.В. Матвеевой, О.В. Лавриненко, И.А. Лавриненко. Официальное издание. Нарьян-Мар, 2006. 450 с. Мартынов В.Г. Атлантический лосось (Salmo salar L.) на Севере России. Екатеринбург: УрО РАН, 2007. 414 с. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1979. Ч. 1,2. Наумов Н.П. Экология животных. М.: высшая школа, 1963. Никольский Г.В. Экология рыб. М., 1974. 368 с. Петров А. Н. Мелкие млекопитающие (Insectivora, Rodentia) трансформированных и ненарушенных территорий восточноевропейских тундр. СПб: Наука, 2007. 178 с. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994. 367 с. Суматохин С.В. Биология. Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. М., 2003. Татаринов А.Г., Долгин М.М. Видовое разнообразие булавоусых чешуекрылых на европейском Северо-Востоке России. СПб: Наука, 2001. 289 с. Чельцов-Бебутов А.М. Экология птиц. М., 1982. 128 с. Чернышев В.Б. Экология насекомых. М., 1996. 304 с. Шилов И.А. Экология: учебник для биол. и мед. спец. вузов. М., 2001, 2003, 2006. Шубина В.Н. Бентос лососевых рек Урала и Тимана. СПб.: Наука, 2006. 401 с. Экология города: учеб. пособие. / Отв. ред. И.С. Касимов. М., 2004. 8. Контроль знаний. 8.1. Примерные темы рефератов.
8.2. Вопросы к зачёту.
9. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Дисциплины «Местная фауна» По направлению 020400.68 – Биология по профилю «Общая биология» Институт естественных наук Форма обучения – очная Блок дисциплин – ДНМ.ДВМ
Составитель, доцент ________________ О.А. Газизова Зав. кафедрой______________________ Г. Н. Доровских Дата составления карты «___»_____________2011 г. СОГЛАСОВАНО: Директор библиотеки СыктГУ ____________ «___»____________2011 г. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Программа составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и учебного плана направления – 020400.68 «Биология» профиль «Общая биология» Составители программы: Доцент каф. биологии к.б.н. _________________________ Газизова О.А. Рабочая программа рассмотрена и одобрена На заседании кафедры биологии Протокол заседания №__ от «___»___________2011 г. Заведующий кафедрой д.б.н., профессор_________________________ Доровских Г.Н. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физика» Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной... | Учебно-методический комплекс правоведение Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история... Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «иностранный язык» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины /Сост.: И. И. Иванов; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск:... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | ||
Учебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление... Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации, устанавливаемых вузом, и является обязательной для изучения | Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для студентов / Сост.: Н. А. Кочергина,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина Лыжная подготовка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Баклыкова; Бийский пед гос ун-т им.... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Новые физкультурно-спортивные виды» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин;... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Инновационные технологии обучения физической культуре» / Сост.: А.... |