Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/7
Дата публикации06.12.2014
Размер0.77 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»


устное народное творчество

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008
ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина


Научный редактор:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия

Рецензент:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия
Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины /Сост.: И.И. Иванов; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – с….
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Русский язык, литература с дополнительной специальностью».

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008.

 Сост.: , 2008.

Утверждаю


Декан факультета

_______________

«_____» ____________



Рабочая программа



Кафедра литературы _________________________________________________________________________



_____________________________________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)
Шифр и наименование

дисциплины ___ДПП. Ф.11 устное народное творчество____________________________________________________________
_____________________________________________________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)
Статус обязательная __________________________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)____032 900.00 Русский язык и литература___________________________________________________________

(коды специальностей (направлений)
Формы обучения _______________дневная_____________________________________

(дневная, заочная)
Объем дисциплины _______________________108______________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)


Распределение по семестрам





Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсовых

проектов

(работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации (зачет,

экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

1

108

54

36

18

-

54

-

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.
ДПП.Ф.11 УНТ
Устное народное творчество как часть национальной духовной культуры. Фольклористика как наука. Специфика и жанровые особенности произведений устного народного творчества.

Разработчик Е.И.Алексеенко


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры литературы
Заведующий кафедрой _____________________ Н.А.Гузь

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«_______»_____________________ Председатель __________________________


Учебно-методический комплекс дисциплины ДПП. Ф. 11 «Устное народное творчество» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900. 00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью.


СОДЕРЖАНИЕ:


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 0329000. 00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью

Пояснительная записка

Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах (36часов)

Практические занятия, их содержание и объём в часах (18 часов)

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Содержание дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к экзамену

Учебно-методическая карта дисциплины

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

Карта согласования рабочей программы дисциплины

КАРТЫ РЕСУРСОВ

Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой по дисциплине

Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины

Карта обеспечения дисциплины оборудованием

с. 7

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ)

Печатные дидактические материалы

Электронные дидактические материалы

с. 47

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текущий контроль: формы текущего контроля, содержание текущих контрольных мероприятий

Итоговый контроль: формы итогового контроля, содержание итоговых контрольных мероприятий



с. 48

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


с. 55


Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 032900. 00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью

ДПП.Ф.11

Устное народное творчество как часть национальной духовной культуры.

Фольклористика как наука. Специфика и жанровые особенности произведений устного народного творчества.
102 часа.

Пояснительная записка

Цели и задачи курса.
Знакомство с фольклором является одной из первых ступеней образования студента – филолога, помогает ему постичь процесс развития литературы, увидеть взаимосвязь литературы и фольклора, фольклора и истории, фольклора и культуры. Знание основ фольклористики, умение пользоваться системой приемов анализа фольклорного текста должно послужить базой для исследовательской работы в рамках избранной студентом специализации.

Фольклор является частью русской культуры, поэтому изучение произведений фольклора для будущих учителей – словесников необходимо, так как позволит им в дальнейшем использовать знания в учебном и воспитательном процессе.

Данная модульная программа решает задачи организации деятельности студента по изучению устного народного творчества, самостоятельной работы по предмету, способствует формированию целостного представления о содержании курса, круге изучаемых проблем, концепции и структуре курса, о формах и видах деятельности студента.

Главная задача лекций – формирование целостной системы представлений о своеобразии фольклора как особого вида словесного искусства. Так же освещается вопрос об отличие жанров фольклора и литературы, о национальном специфики устного народного творчества и его месте в менталитете русского человека.

Основными задачами практических занятий являются:

а) усвоение основного содержания курса,

б) знание терминологии,

в) умение работать с исследовательской литературой,

г) закрепление навыков анализа художественного текста.

К экзамену по курсу «Устное народное творчество» студент должен знать эволюцию фольклора, специфику каждого жанра; изучить произведения фольклора и выучить предложенные тексты наизусть; должен уметь анализировать произведения разных жанров фольклора; иметь представление о месте фольклора в культуре народа; ориентироваться в теоретических основах различных школ в фольклористике; уметь охарактеризовать взаимосвязь литературы и фольклора.

Данная программа предназначена для студентов педагогического вуза по специальности 032900.00 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»
Связь с другими учебными дисциплинами


Курс «Устного народного творчества» связан с курсами «Истории Отечества» (происхождение славян, история Древней Руси, Киевской Руси), «Культурологии» (мифология и мировоззрение славян, материальная и словесная народная культура ), «Исторической грамматики» (этимологическое значение слова, его связь с мифологическими представлениями),), «Введения в литературоведение» (жанр, система жанров, поэтика), «Древнерусской литературы» (произведения древнерусской словесности как источник сведений о бытовании фольклорных жанров).

Лекционный курс по устному народному творчеству

1 семестр

наименование тем лекций, их содержание, объем в часах (102 часа)


Темы лекций.

РЯЛЖ, РЯЛР




36 ч

  1. Фольклористика как научная дисциплина.


История изучения фольклора. Современное состояние фольклористики.

2


  1. Жанровый состав фольклора.


Взаимосвязь жанров в фольклоре.

Поэтика жанров фольклора.



2

  1. Духовная культура русского народа в дописьменный период.



Введение в славянскую мифологию. Специфика фольклора как явления духовной культуры. Мифологизм сознания. Миф и ритуал. Модель мира. Пантеон славянских богов.



4

  1. .Календарь древних славян.

Календарно-обрядовая поэзия. Соотношение церковного и народного календарей и механизмы их взаимодействия.


2

  1. Семейно-обрядовая поэзия русского фольклора.


Родильные обряды, русская народная свадьба, похоронный обряд. Причитания.



4

  1. Прозаические жанры фольклора.

Сказки: волшебные, о животных, бытовые. Несказочная проза.


2




  1. Былины, исторические песни.


Специфические черты жанра былины. Происхождение и классификация. Поэтика и система образов былины. Возникновение и бытование исторических песен.

Основные циклы исторических песен. Их художественное своеобразие. Историзм, поэтика, система образов.


2

  1. Народные лирические песни.


Поэтика, многообразие видов. Частушка: история происхождения, современное состояние.


2

  1. Духовные стихи.

Крещение Руси и духовная культура русского народа.

Определение духовных стихов и их разновидности.

Репертуар и среда бытования духовных стихов.

Поэтика духовных стихов.


2

  1. Детский фольклор

Определение понятия «детский фольклор».

Жанровый состав детского фольклора.

Характеристика детского фольклора по жанровым и функциональным признакам


2

  1. Малые жанры фольклора.


Гипотезы о происхождении пословиц и поговорок.

Тематика, художественное своеобразие. Их место в современной культуре.

Происхождение и типы загадок.

Поэтика загадок, их эволюция.


2

  1. Народный театр.


Зарождение и историческая судьба народного театра.

Виды народного театра.

Основные сюжеты и художественное своеобразие народной драмы.

Драма «Лодка» и «Царь Максимилиан».


2

  1. Фольклор Великой Отечественной войны.


Фольклор в послеоктябрьскую эпоху.

Специфические черты фольклора в период Великой Отечественной войны.

Русская советская поэзия и народное творчество в годы Великой Отечественной войны.



2

  1. Современное состояние

фольклора.
Фольклор, созданный в ХХ веке.

Сложность и противоречивость современных фольклорных процессов.

Методика сбора фольклора.


2

  1. Фольклор и литература.

Общие черты фольклора и литературы.

Фольклор как компонент национальной культуры.

Формы влияния фольклора на литературу.


2

  1. Фольклор в работе учителя.

Объем и место фольклора в учебных школьных программах средней школы.

Уроки литературы по изучению мифов и произведений фольклора.

Использование фольклора в воспитательной работе учителя.


2



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1 семестр





Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

1

Фольклористика как научная дисциплина. Жанры фольклора.


Предмет, содержание, задачи фольклористики. Мифологическое представления человека о природе.

Определите понятия ритуал, обряд, церемониал, культ, праздник, этикет, обычай, повседневность.


2

2

Русская календарная обрядовая система

Мифологические представления древних славян. Система мира в представлении древних славян, главные боги славянского пантеона. Народный календарь. Аграрный и скотоводческий характер народного календаря. Соотношение церковного и народного календарей и механизмы их взаимодействия.

2

3

Семейная обрядовая поэзия.

Родильный обряд и его поэзия. Славянские народные воззрения на новорожденного ребенка. Обряд крещения, элементы языческих традиций в христианском обряде.

Свадебный обряд и его поэзия.

Основные этапы свадебного обряда (сватовство, смотрины, рукобитие, девиш-ник, мальчишник, день свадьбы, отводины). Жанры свадебного фольклора, их органическая связь с обрядовыми ситуациями.

Инсценировка одного из элементов свадьбы.

Похоронный обряд. Представление древних славян о смерти и традиции похоронного обряда. Темы и мотивы похоронных причитаний.

4

4

Русские народные сказки

Несказочная проза.

Определение жанра сказки. Классификация сказок. Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые сказки.

Сюжетный состав сказок, классификация и характеристика образов сказки;

художественное время и художественное пространство в сказке; поэтика сказки.

Анализ одной из волшебных сказок («Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная»)

Жанровый состав несказочной прозы.

Сходство и различие поэтики, содержания и формы сказок и несказочной прозы.

2

5

Героический эпос русского народа

Определение жанра былин.

Вопрос происхождения и формирования жанры былины в исследовательской литературе. Классификация былин.

Основные типы героев былинного эпоса.

2

6

Песенный фольклор

Основные черты необрядовой лирики, ее отличия от эпических и обрядовых песен.

Проблема происхождения народных лирических песен.

Тематические группы традиционной необрядовой лирики.

Особенности тем, образов и поэтики. Песни литературного происхождения.

Определение частушек как своеобразного жанра народной лирической песни.

Основные персонажи частушек, композиция и стиль.

2

7

Малые жанры русского фольклора

Детский фольклор

Пословицы и поговорки как жанр.

Философия, этика, эстетика, труд и быт в пословицах и поговорках.

Определение жанра загадок. Художественный стиль загадок. Классификации загадок. Определение детского фольклора, его жанровый состав.


2

8

Народный театр



Определение народного театра.

Народный театр с живыми исполнителями. Сюжеты вертепных представлений.

Художественный стиль раешных представлений. Театр Петрушки:

Специфика сатирической драмы (Анализ пьесы «Мнимый барин»).

Героико-романтические драмы. Влияние на героико-романтическую драму исторической песни.
(Анализ пьес «Лодка», «Ермак», «Царь Максимилиан»).


2














  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск