Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск
страница1/7
Дата публикации27.03.2015
Размер0.92 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс дисциплины

Часть II

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»


ПСИХОЛОГИЯ

Часть II
Учебно-методический комплекс дисциплины:

методические рекомендации для студентов

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина


Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Е.М. Трофимова
Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для студентов / Сост.: Н.А. Кочергина, Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 55 с.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 032900 (050301.65) Русский язык и литература, 032900.00 (050301.65) Русский язык и литература с дополнительной специальностью.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Н.А. Кочергина, 2009.

Надежда Александровна Кочергина
ПСИХОЛОГИЯ

Часть II

Учебно-методический комплекс дисциплины:

методические рекомендации для студентов

Сдано в набор Подписано в печать

Формат 60х90/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная.

Печать оперативная. Усл. п.л.2,54. Тираж 100 экз.

Заказ, с. (сп.).
Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного
университета имени В.М. Шукшина - 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

Издательство
ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые Вашему вниманию методические рекомендации помогут сориентироваться в вопросах организации самостоятельной работы по изучению дисциплины «Психология. Педагогическая психология. Социальная психология». В соответствии с учебным планом данный курс изучается студентами в третьем семестре, после освоения знаний по фундаментальным, базовым дисциплинам психологического цикла: истории психологии, общей психологии, возрастной психологии. Он рассчитан на 102 часа, 54 из них отводится на аудиторную работу (36 часов – лекции, 14 часов – семинарские занятия, 4 часа – лабораторно-практические занятия) и 48 часа запланировано на организацию самостоятельной деятельности обучающихся.

Все, что Вы узнали, чему научились на первом курсе, станет основой для осмысления актуальных проблем современного образования, являющегося предметным полем науки, имеющей и теоретический, и прикладной характер – педагогической психологии.

Педагогическая психология является, пожалуй, одной из наиболее интересных и в то же время сложных с точки зрения освоения учебных предметов, изучаемых в рамках психологической науки. Сложность обусловлена несколькими обстоятельствами: во-первых, педагогическая психология как самостоятельная отрасль знаний выделена относительно недавно, следовательно, довольно много проблем остается пока нерешенными (например, слабо разработаны психологические основы воспитания). Во-вторых, учеными фиксируется некоторая «оторванность» теоретических позиций от практических запросов педагогов, в-третьих, отсутствуют учебники и учебные пособия, в которых бы в полном объеме в соответствие с Государственным образовательным стандартом раскрывалось содержание данной дисциплины. Тем не менее, важность изучения педагогической психологии будущими учителями очевидна. Работая над освоением ее содержания, Вы вооружитесь знаниями о психологических закономерностях образовательного процесса, особенностях психического развития и формирования личности подрастающего человека в условиях обучения и воспитания, о психологических основаниях педагогической деятельности, психологии педагога, сущности педагогического общения, психологических механизмах оптимизации взаимодействия участников педагогического процесса.

Теоретические сведения по социальной психологии также являются неотъемлемой частью профессионального багажа психологических знаний будущих учителей, способствуют развитию образованности студентов, пополняют их кругозор, формируют умения эффективно общаться, функционировать в группе, выходить из конфликтных ситуаций, организовывать классный коллектив.

Овладение теоретическими знаниями по педагогической и социальной психологии станут фундаментом профессионализма будущего учителя, который, в свою очередь, включает основные группы компетентностей. В их числе - компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Успешное освоение дисциплины «Психология. Педагогическая психология. Социальная психология» явится, в свою очередь, основой для работы в курсах педагогики, теории и методики преподавания русского языка и литературы, основ специальной педагогики и психологии.

Цели и задачи дисциплины

Целью курса «Педагогическая и социальная психология» является формирование профессиональной компетентности будущего учителя на основе постижения общих закономерностей и механизмов усвоения личностью социокультурного опыта в процессе обучения и воспитания; понимания социально-психологических явлений, законов общения людей в социальных группах, динамики развития групп, возможностей влияния друг на друга в процессе группового взаимодействия.

Педагогическая психология даёт характеристику общих закономерностей и механизмов усвоения личностью социокультурного опыта в процессе обучения и воспитания. Основными задачами курса являются подготовка к решению профессиональных задач, овладение культурой интеллектуальной деятельности и педагогического общения, направленность на рефлексию собственной деятельности и ее результатов.

Одной из важных задач курса является формирование у студентов склонности и умений выделять в повседневной жизни и собственной педагогической деятельности явления психической реальности, строить предположения о субъективной составляющей поведения школьников. Не менее важным является формирование умения интегрировать результаты, продукты собственной деятельности и деятельности учащихся и на их основе прогнозировать ход личностного развития субъектов образовательного процесса. Учебная дисциплина «Социальная психология» предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний, практических навыков и умений социально-психологического анализа условий, процессов и результатов жизнедеятельности людей. Она способствует ознакомлению с социальной психологией как наукой, с основными социальными проблемами общения, групп и личности, формированию умения использовать некоторые методы и методики для изучения проблем личности в группе.

Структура курса педагогической и социальной психологии предусматривает лекции, семинарские и лабораторные занятия. «Педагогическая психология» включает в свой состав следующие основные разделы: психология обучения, психология воспитания, психология педагогической деятельности и личности учителя. «Социальная психология» состоит из взаимосвязанных между собой разделов, обеспечивающих последовательное изучение студентами теоретико-методологических вопросов социальной психологии, социально-психологических закономерностей взаимодействия людей в группах, психологии больших и малых групп, проблемы личности в социальной психологии.

Лекции помогут Вам сориентироваться в современных психологических теориях обучения и воспитания, выявлять их развивающий эффект; уяснить сущность психологических оснований новых образовательных технологий; определять проблемы личностного развития и профессионального роста субъектов образовательного процесса; ознакомиться с теоретическими и практическими проблемами социальной психологии, осознать закономерности социально-психологических явлений.

Семинарские занятия обеспечат возможность использования теоретических знаний по педагогической и социальной психологии в учебных ситуациях; развитие творческого профессионального мышления в процессе решения проблемных заданий; контроль усвоения основных теоретических положений курса.

В процессе организации своей учебной деятельности на лабораторно-практических занятиях Вы сможете овладеть навыками и умениями самостоятельного исследования личностных качеств будущего педагога, применения методического инструментария, способствующего анализу и прогнозированию потенциальных возможностей субъектов образовательного процесса в различных учебных и воспитательных ситуациях.

Все указанные формы предполагают интенсивную самостоятельную работу. Самостоятельная работа студентов связана с самостоятельным изучением некоторых тем с последующим контролем их усвоения на экзамене, конспектирование первоисточников, выполнение заданий творческого характера, подготовку рефератов по предложенной тематике.

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям, результатом которой станут умения подобрать литературу; составить план выступления; логически последовательно его изложить; давать четкие и ясные ответы на поставленные вопросы. Вы, не прибегая к прямому вмешательству преподавателя, научитесь работать с теоретическими источниками, анализировать информацию и выделять главные мысли, строить целостный образ изучаемого объекта и выражать (передавать) его содержание другим в разных знаковых формах: письменных текстов, устных выступлений на семинаре, докладов, схем, таблиц.

Контроль усвоения содержания дисциплины предполагается осуществлять в таких видах, как:

- текущий – на лекциях и семинарских занятиях (опрос, проверка конспектов, терминологического словаря, письменных работ, проверочные вопросы и задания);

- промежуточный – по завершению изучения модуля (реферат, тест достижения);

- итоговый

- по завершению изучения дисциплины (экзамен).

Содержание разделов дисциплины

Модуль №1

Педагогическая психология

Содержание дисциплины по ГОС ВПО

Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Тематическое содержание курса

Общая характеристика педагогической психологии

Общая характеристика педагогической психологии: предмет, структура и задачи педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками. Методы исследования в педагогической психологии.

История становления педагогической психологии

Этапы становления педагогической психологии. Характеристика общедидактического этапа в развитии педагогической психологии (с середины XVII века и до конца XIX века). Научная проблематика этапа оформления педагогической психологии в самостоятельную отрасль психологии (конец XIX века – 50-е годы XX века). Современный этап развития педагогической психологии.

Образовательный процесс как объект педагогической психологии

Образование как многоаспектный феномен: образование как система; образование как процесс; образование как результат. Основные тенденции в развитии современного образования. Проблема оценки эффективности образовательного процесса.

Психология учебной деятельности

Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Учебная мотивация. Характеристика учебных действий. Контрольно–оценочный компонент учебной деятельности. Общая характеристика процесса усвоения. Школьник как субъект учебной деятельности. Психологическая готовность к обучению. Обучаемость – важнейшая характеристика субъекта учебной деятельности. Саморегуляция, самоконтроль и самооценка как проявления субъектной позиции школьника в учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды.

Проблема соотношения обучения и развития

Понятие обучения. Проблема соотношения обучения и развития в педагогической психологии. Категории «зона актуального развития», «зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Информационный подход в обучении. Концепции развивающего обучения.

Психологические проблемы школьной отметки и оценки

Психологическая характеристика педагогической оценки: виды, функции. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Условия эффективности педагогической оценки.

Психологические причины школьной неуспеваемости

Уровни детерминации школьной неуспеваемости: нейрофизиологический, психологический, педагогический. Причины неуспеваемости. Типы неуспевающих школьников и работа с ними.

Психологические основы воспитания

Общее понятие о психологии воспитания. Социально-психологические аспекты воспитания. Психологические механизмы воспитания. Психологическая характеристика способов педагогического воздействия (прямых и косвенных), их значение в становлении способности к саморазвитию школьников. Психологические основы семейного воспитания. Проблема развития личности в коллективе. Понятие о самовоспитании. Методы самовоспитания. Возрастные аспекты воспитания.

Психология педагогической деятельности и общения

Общая характеристика и структура педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Функциональные компоненты педагогической деятельности. Понятие педагогического общения. Структура, функции педагогического общения. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Психология личности учителя

Учитель как субъект педагогической деятельности. Современные требования к личности учителя. Педагогическая направленность в структуре личности учителя. Основные типы центрации учителя. Характеристика педагогических способностей и их проявление в педагогической деятельности. Я-концепция педагога. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

Модуль №2

Социальная психология

Содержание дисциплины по ГОС ВПО

Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.

Тематическое содержание курса

Ведение в социальную психологию

Понятие социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками и отраслями психологии. Предмет социальной психологии. Теоретические и практические задачи социальной психологии. Социальное взаимодействие людей как объект социальной психологии. Социально-психологические явления. Методы социальной психологии.

История, теоретические и прикладные проблемы социальной психологии

Возникновение социальной психологии. Развитие социальной психологии за рубежом, ее основные проблемы. Становление социальной психологии в России. Современное состояние социальной психологии. Методологические, прикладные, практические проблемы социальной психологии.

Группа как социально-психологический феномен

Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп. Психологические особенности больших групп. Стихийные группы и массовые движения.

Проблемы малой группы в социальной психологии

Понятие малой группы. Основные характеристики малой группы. Виды малых групп. Основные направления в исследовании малых групп.

Динамические процессы в малой группе

Характеристика содержания понятия «групповая динамика». Стадии развития группы. Групповая сплоченность. Процесс принятия группового решения. Феномен группового давления. Лидерство и руководство в малых группах. Стиль лидерства.

Феномен межгруппового взаимодействия

Проблема межгрупповых отношений в отечественной психологии. В.С. Агеев о межгрупповом взаимодействии. Схема генезиса межгрупповых процессов. Социальная напряженность как фактор нарушения межгруппового взаимодействия.

Этнопсихологические проблемы в социальной психологии

Психологическая характеристика этнических общностей. Сущность, структура, своеобразие этнопсихологических феноменов.

Проблемы личности в социальной психологии

Социально-психологический подход к изучению личности. Социализация личности. Стадии социализации. Институты социализации. Определение понятия «социальная установка личности». Функции социальной установки. Социальная установка и реальное поведение. Каузальная атрибуция.

Межличностный конфликт

Понятие межличностного конфликта. Причины и стадии развития межличностного конфликта. Стратегии разрешения конфликта.

Тематический план

Тема

Лекции


Семинары и л/практ.

Самост. работа

Модуль №1







Общая характеристика педагогической психологии.

2





2

Образовательный процесс как объект педагогической психологии

2





2

Психология учебной деятельности. Школьник как субъект учебной деятельности.

2


2

3

Проблема соотношения обучения и развития.

4


2

4

Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

2





3

Психологические причины школьной неуспеваемости.

2





2

Психологические основы воспитания.

2


2

2

Психология педагогической деятельности и общения.

2


2

2

Психология личности учителя.

2


2

2

Психологический анализ урока.


2

3

Итого по модулю:

20


12

25

Модуль №2








Ведение в социальную психологию.

2




2

Малая группа как социально-психологический феномен.

2




2

Большие группы и массовые движения.




2

3

Динамические процессы в малой группе.

2




2

Феномен межгруппового взаимодействия.




2

4

Этнопсихология.

2




2

Проблемы личности в социальной психологии.

2




1

Социализация.

2




2

Социальные установки личности.

2




2

Межличностный конфликт.

2

2

3

Итого по модулю:

16

6

23

Итого по курсу:

36

18

48
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д история зарубежной литературы Х1Х века. Реализм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д пп. Ф. 12 История русской литературы. Древнерусская литература.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева;...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д материаловедение и технология конструкционных материалов [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Р. Файзуллина;...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т. А. Гусева; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина 2008 г
И история русского литературного языка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост. Е. В. Белогородцева, Бийский пед гос...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Педагогика начального образования: коррекционно-педагогические воздействия [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины /Сост.: И. И. Иванов; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск:...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Теоретическая грамматика английского языка [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Г. Виноградова; Бийский...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Практическая грамматика английского языка [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Г. Виноградова; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
О 22 Оборудование предприятий легкой промышленности [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-сост.: И. Б. Соловьева;...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Р 88 Русский язык и культура речи [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Ашихмина; Бийский...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. А. Першина; Бийский пед гос ун-т...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д нормативно-правовое обеспечение образования [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Кузнецова; Бийский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск