Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название)





Скачать 282.16 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название)
страница1/3
Дата публикации01.07.2015
Размер282.16 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии и природопользования


Ф.и.о. автора: Калганова Татьяна Николаевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине


Микробиология и вирусология

(название)

Специальность: 020201.65«Биология»


(код по ОКСО)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол № 6

«____» _____________ 2009 г. «17» февраля 2009 г.

________________________ Зав. кафедрой _________В.Н. Ефанов


ЮЖНО-САХАЛИНСК



2009

Автор-составитель:

Калганова Татьяна Николаевна,

доцент кафедры экологии и природопользования

Учебно-методический комплекс Микробиология и вирусология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальности 020201.65 «Биология».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки Е.В. Квитченко
Автор-составитель Т.Н. Калганова

Содержание


п/п

Наименование раздела, подраздела

Стр.

1

Организационно-методический раздел

4

2

Распределение часов по темам и видам учебной работы

5

3

Содержание дисциплины

7

4

Тематика и содержание лабораторных работ

14

5

Контрольные вопросы (по темам)

16

6

Темы рефератов

19

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

20




7.1. Основная литература

20




7.2. Дополнительная литература

20



  1. Организационно-методический раздел


Сложность и специфика изучения микроорганизмов определили более позднее формирование микробиологической науки по сравнению с ботаникой и зоологией. Как никакая другая наука, микробиология связана с цитологией, поскольку изучает

клетки прокариот и целиком зависит от развития микроскопической техники и различных методов выделения, культивирования и исследования микроорганизмов, применяемых в физиологии, биохимии, генетике и молекулярной биологии.

Цель исследований состоит в вынесении роли микроорганизмов в живой природе, их строения, функционирования, выявлений связей с другими организмами, пользы или вреда для растений, животных и растений.

Задачи методики многогранны: прежде всего не решен вопрос таксономии микробов, различных групп, входящих в надцарство прокариот; исследуется роль микроорганизмов в круговороте основных биогенных элементов в природе (С, О, N, P,S и др.); выясняется участие микроорганизмов в геохимических процессах, в формировании месторождений нефти, меди, марганца, фосфоритов и др.; разрабатываются биотехнологические направления по исследованию микроорганизмов в генной, клеточной инженерии и др.

Изучая курс, студенты приобретают знания по строению и функционированию клеток различных групп микроорганизмов, их местоположению среди других царств живой природы, роли для человека и умение использовать полученную информацию в практических целях в своей жизни для решения таких актуальных проблем, как обеспечение человечества продуктами питания, возобновления энергетических ресурсов, разработки способов борьбы с инфекционными заболеваниями и по охране окружающей среды, а также многих других.



  1. Распределение часов по темам и видам учебной работы






п.п


Наименование тем и разделов


Количество часов

Всего

Аудиторные занятия

Сам.

раб.

Всего

Лекц.

Лаб.

зан.

78

54

38

16

24

1

Введение в микробиологию.

Предмет и методы науки, задачи и значение микробиологии в народном хозяйстве, роль микроорганизмов в природе, основные направления микробиологии.

4

2

2

-

2

2

История развития микробиологии. Открытие бактерий А.Левингуком. Развитие представлений о природе процессов брожения и причинах возникновения инфекционных болезней. Работы Луи Пастера. Развитие микробиологии в 19-20 веках.

6

4

4

-

2

3

Структурная организация прокариотной клетки. Основные и временные структуры клеток прокариот.

6

4

2

2

2

4

Классификация прокариот. Принципы построения, наиболее перспективные признаки, используемые в систематике. Характеристика наиболее важных групп микроорганизмов по определителю Берги.

6

4

4

-

2

5

Рост и размножение бактерий. Типы клеточных циклов бактерий. Кривая роста бактериальной популяции в статкультуре. Непрерывное культивирование микроорганизмов.

6

4

4

-

2

6

Генетика прокариот. Фенотипическая изменчивость. Генотипическая изменчивость, мутации, их виды, мутагены.Рекомбинации или пути передачи генетического материала у бактерий. Конъюгация, трансформация, трансдукция.

6

4

4

-

2

7

Физиология микроорганизмов Питание прокариот. Химический состав прокариотной клетки. Пищевые потребности и типы питания прокариот.

6

4

2

2

2

8

Метаболизм прокариот. Процессы катаболизма и анаболизма. Ферменты ЭТЦ у анаэробных и анаэробных прокариот. Типы брожений. Аэробное и анаэробное окисление. Анаболизм прокариот: биосинтез углеводов, аминокислот, нуклеотидов, липидов.

10

8

4

4

2

9

Прокариоты и окружающая среда. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Взаимоотношения бактерий с другими микроорганизмами, а также с растениями, животными и человеком.

6

4

2

2

2

10

Экология микроорганизмов. Микроорганизмы как компоненты экосистемы. Микрофлора воды, воздуха и почвы.

10

8

4

4

2

11

Участие микроорганизмов в процессе трансформации основных биогенных элементов. Процессы превращения углерода, азота, фосфора, серы, железа.

4

2

2

-

2

12

Основы вирусологии. Специфичность, строение, и химический состав вирусов. Виды и цикл репродукции вирусов. Лечение и профилактика вирусных инфекций.

8

6

4

2

2




Итого:

78

54

38

16

24



  1. Содержание дисциплины



Тема 1. Введение в микробиологию (2 часа)

Микробиология - наука о строении, физиологии, биохимии, генетике, экологии микроорганизмов, практическом использовании полезных свойств и устранении их вредного воздействия. Сформировавшись значительно позднее ведущих биологических дисциплин - ботаники и зоологии, эта наука к настоящему времени заняла ведущее место в биологии по уровню теоретических и прикладных исследований. Основную группу микроорганизмов составляют бактерии, служащие предметом изучения микробиологии. Кроме бактерий, в эту группу входят актиномицеты. грибы, водоросли, простейшие и вирусы, т.е. организмы различных систематических групп, имеющие сходное строение, экологию деятельности, объединяемые общностью методов исследования и культивирования в связи с их размерами.

Изучение морфологии, структур и ультраструктур клеток проводится с помощью различных методов световой и электронной микроскопии. Изучение физиологии, биохимии и генетики микроорганизмов включает выделение микроорганизма в чистую культуру для изоляции из смешанной природной популяции бактерий и последующее выращивание на искусственной питательной среде в лаборатории в стерильных условиях с применением разнообразных методов исследования этих наук.

Соответственно профилю в связи с потребностями человека и жизнеобитанием микроорганизмов в науке выделяют следующие разделы: общая, медицинская, техническая, сельскохозяйственная, ветеринарная, водная микробиология, а также появившиеся в последнее время космическая микробиология, вирусология, генетика микроорганизмов. Развитие микробиологии шло в тесной связи с общим прогрессом и запросами практики.

С конца 70-х годов перед человечеством встали глобальные проблемы: недостаток пищевого белка, вызванный ростом народонаселения; нарастающий дефицит природных ресурсов; антропогенное загрязнение окружающей среды. В решении этих проблем высокую роль должна сыграть современная биотехнология-использование биохимических, генетических свойств прокариот и самих микроорганизмов, а также культур клеток, тканей, органоидов эукариот для получения необходимых веществ или запрограммированных видов организмов.

Основной ветвью биотехнологии является микробиология: ведь биохимические свойства организмов человек испокон веков использовал в практике для сбраживания молочных продуктов, в хлебопечении, сыроварении, получении спирта и т.д. В нашей стране промышленная микробиология поставлена на высокий технический уровень и служит для получения кормовых белков – белков одноклеточных организмов (БОО), аминокислот, витаминов, ферментов и многих лекарственных препаратов. В последнее время успешно развиваются клеточная и генная инженерия, благодаря которым появился новый подход в генетико-селекционной работе - получение соматических гибридов, мутагенез и клеточная селекция, избирательный перенос генов в клетку растений и микроорганизмов. В наши дни интенсифицировалось физико-химическое изучение процессов жизнедеятельности организмов на уровне молекулярных структур.

Активизировались работы в области биологии клетки, физиологии, биологии развития и генетики. Высокий уровень метаболизма, уникальная скорость размножения при относительно простой структурной организации сделали прокариот излюбленной моделью в проводимых научных экспериментах.

Царство бактерий чрезвычайно древнее и широко распространено на нашей планете. Микроорганизмы занимают беспредельные экологические ниши, обитая во льдах Арктики и Антарктики, нефтяных скважинах и горячих источниках, существуют и внутри живых организмов- эу -и прокариот, где ведут паразитический образ жизни. Всё это составляет зоны их жизнедеятельности.

Поразительна их приспособленность к жизни: прокариоты могут быть аэробами и анаэробами, фото- и хемотрофами, авто-и гетеротрофами. Практически любые естественные продукты и вещества химического синтеза способны перерабатываться бактериями, они участвуют в геохимических процессах в формировании месторождений нефти, меди, железа, серы, марганца и фосфоритов. Минерализуя органические вещества, микроорганизмы возвращают в почву такие элементы, как S, Р, С, N и другие, в атмосферу- углекислоту, необходимую для фотосинтеза. Клубеньковые и свободноживущие азотфиксаторы связывают молекулярный азот, обогащают растения и почву азотистыми веществами, тем самым способствуя включению связанного азота в обменные процессы эукариот. Представители микромира, при всём многообразии их полезной деятельности и природе, играют негативную роль как возбудители особо опасных инфекционных заболеваний, и в этом случае также служат объектами изучения с целью профилактики и лечения таких болезней.

Таким образом, решение многих актуальных проблем человечества связано с изучением представителей микромира и перспективами их практического использования в различных отраслях науки, медицины, промышленности и сельского хозяйства.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconПояснительная записка «Микробиология и вирусология»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconВопросы к экзамену для студентов специальности «Стоматология» по...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология,...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconРабочей учебной программы по дисциплине микробиология, вирусология 060601 Медицинская биохимия

Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconМикробиология, вирусология микробиология полости рта
Структуры внутрибольничных инфекций, вызываемых условно-патогенными микробами и оппортунистами
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconПрограмма учебной дисциплины основы физиологии кожи и волос
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол...
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconАнализ современных представлений об иммунитете, аллергии с позиций...
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название)
Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология, вирусология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология, вирусология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология, вирусология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск