Скачать 167.73 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «Микробиология, вирусология» для специальности 060609 – Медицинская кибернетика (очная форма обучения) К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2 ТЕМА: «Стерилизация, дезинфекция, асептика, антисептика. Принципы, методы культивирования и выделения чистых культур микроорганизмов. Бактериологический метод исследования. 1 этап» Утверждены на кафедральном заседании протокол № 13 от « 20 » марта 2012 г. Заведующий кафедрой к.б.н., доцент ________________Перьянова О.В. Составители: к.б.н., доцент ________________Перьянова О.В. ст. преподаватель _____________Рукосуева Т.В. Красноярск 2012 1. Занятие № 2 Тема: «Стерилизация, дезинфекция, асептика, антисептика. Принципы, методы культивирования микроорганизмов и выделения чистых культур микроорганизмов. Бактериологический метод исследования. 1 этап». 2. Форма организации занятия: практическое. 3. Значение изучения темы (актуальность изучаемой проблемы). Бактериологический метод исследования микроорганизмов является наиболее объективным из всех лабораторных методов исследования. Бактериологический метод основан на выделении чистой культуры возбудителя и ее последующей идентификации на основании морфологических, культуральных, биохимических, антигенных и других признаков. Располагая чистой культурой бактерий можно определить их родовую и видовую принадлежность, факторы патогенности а также чувствительность к антибиотикам и химиотерапевтическим препаратам. Для эпидемиологического анализа вспышек бактериальных инфекций проводят типирование культур, выделенных от разных больных и из других источников (вода, пищевые продукты и т.д.), с целью установления их биовара, серовара, фаговара на основании изучения биохимических, антигенных особенностей или чувствительности к фагам соответственно. Кроме того, бактериологическое исследование проводят для выявления бактерионосителей среди детей и взрослых, а также среди работников медицинских и пищевых учреждений. Уничтожение патогенных для человека микроорганизмов является одной из важнейших проблем в профилактике и лечении различных заболеваний. Для решения данной задачи используются методы асептики, антисептики, дезинфекции стерилизации. Каждый метод имеет свои цель и условия применения. 4. Цели обучения: - общая: обучающийся должен обладать ОК-1, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-10. - учебная: знать
уметь
владеть
5. План изучения темы: 5.1. Контроль исходного уровня знаний. 1. СРЕДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ МИКРООРГАНИЗМЫ ПО БИОХИМИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ: 1. дифференциально-диагностические 2. среды накопления 3. элективные 4. специальные 5. общеупотребляемые 2. ПРИНЦИП ПОЛУЧЕНИЯ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ: 1. посев методом «штрих с площадкой» 2. посев на элективные среды 3. заражение чувствительных лабораторных животных 4. разобщение микробных клеток 5. посев «газоном 3. БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД РАЗРАБОТАЛ И ВВЁЛ В МИКРОБИОЛОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ: 1. А. Ван Левенгук 2. Р. Кох 3. Л. Пастер 4. З.В. Ермольева 5. И.И. Мечников 4. ЦЕЛЬ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ: 1. обнаружение возбудителя 2. определение чувствительности возбудителя к антибиотикам 3. получение чистой культуры, ее идентификация и определение чувствительности к антибиотикам 4. определение иммунного статуса 5. определение патогенности возбудителя 5. МЕТОД МЕХАНИЧЕСКОГО РАЗОБЩЕНИЯ МИКРОБНЫХ КЛЕТОК: 1. центрифугирование 2. посев исследуемого материала «газоном» 3. посев исследуемого материала уколом 4. заражение восприимчивых лабораторных животных 5. посев исследуемого материала методом «штрих с площадкой» 6. ЦЕЛЬ I ЭТАПА БАК. МЕТОДА: 1. получение изолированных колоний 2. посев исследуемого материала 3. микроскопия исследуемого материала 4. выделение и накопление чистой культуры 5. идентификация исследуемой культуры 7. ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ ИСПОЛЬЗУЮТ: 1. лабораторных животных 2. питательные среды 3. куриные эмбрионы 4. культуры клеток 5. электронный микроскоп 8. УНИЧТОЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП МИКРООРГАНИЗМОВ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ: 1. асептика 2. стерилизация 3. дезинфекция 4. антисептика 5. пастеризация 9. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ВНЕСЕНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТКАНИ: 1. дезинфекция 2. асептика 3. стерилизация 4. антисептика 5. тиндализация 10. ПОЛНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ В ОБЪЕКТЕ ВСЕХ МИКРООРГАНИЗМОВ: 1. асептика 2. антисептика 3. стерилизация 4. дезинфекция 5. пастеризация 5.2. Основные понятия и положения темы. Клиническая микробиология как раздел медицинской микробиологии решает две основные задачи: этиологическую диагностику инфекционного заболевания и рациональный выбор средств этиотропной терапии. Основным методом микробиологической диагностики, позволяющим решить эти задачи, является бактериологический метод. Суть бактериологического метода заключается в выделении чистой культуры возбудителя, определение его вида и чувствительности к антимикробным препаратам. Выбор исследуемого материала зависит от вида заболевания и преимущественной локализации возбудителя на определенном этапе его развития (патогенеза). Материалом может служить кровь, ликвор, раневое отделяемое, мокрота, испражнения, моча и т. д. Техника забора материала имеет большое значение в получении достоверного результата. Успех выделения чистой культуры определяется правильностью выбора питательной среды и условий культивирования. Универсальной питательной среды, использование которой позволит выделить любые микроорганизмы из любого исследуемого материала, не существует. Поэтому с учетом физиологических особенностей возможных возбудителей заболевания производится посев материала на определенную питательную среду или комплекс питательных сред (специальные, элективные, дифференциально-диагностические). Для некоторых микроорганизмов требуются и особые условия культивирования (анаэробные, микроаэрофильные, с повышенным содержанием углекислоты). Патологический материал от больного часто представляет смесь микроорганизмов. В этой связи задачей является их разобщение и получение изолированных колоний. Изолированная колония, как результат размножения одной микробной клетки и состоящая из одного вида клеток, является основой для получения чистой культуры. В микробиологической практике используют различные методы получения изолированных колоний. Наиболее чаще используются следующие:
Метод секторных посевов – исследуемый материал одной петлей засевают последовательно на несколько секторов. При этом определенная техника посева (метод Gould) позволяет не только получить изолированные колонии, но и определить количество микроорганизмов в 1 мл (г) исследуемого материала, что имеет значение при оценке этиологической роли условно-патогенных микроорганизмов (УПМ). 5.3. Самостоятельная работа по теме:
5.1. Взять тампоном мазок из носа (при наличии воспалительных процессов – также из зева). 5.2. Посеять исследуемый материал методом «штрих с площадкой». 6. Ознакомиться с набором средств для взятия и транспортировки патологических материалов. Методические указания к выполнению исследовательского задания:
Наиболее надежным и универсальным методом стерилизации в медицинской и микробиологической практике является стерилизация паром под давлением. Производят ее в автоклаве, в котором стерилизуемые объекты нагревают насыщенным паром под давлением выше атмосферного. Между показаниями манометра и температурой насыщенного пара имеется следующая зависимость:
Нулевым давлением считают нормальное атмосферное давление (760 мм рт. ст.). Стерилизация достигается только при полной исправности автоклава и правильной его эксплуатации специально обученным персоналом. Поэтому необходим постоянный контроль за режимом стерилизации, который производится физическим (термометр максимальный и др.), биологическим (биотест со спорами тест-культур микроорганизмов) и химическим (химические тесты, индикаторы типа ИС) способами. Контроль режима стерилизации автоклавов проводят химическим способом при каждой загрузке автоклава. Химический тест – стеклянная трубочка с химическим веществом, имеющим определенную температуру плавления: антипирин, резорцин - 110±1°, бензойная кислота - 120±2°, бензамид - 126±1°, мочевина, никотинамид, Д (+)-манноза - 132±2°. В состав химических тестов вводят анилиновый краситель (фуксин, генцианвиолет и др.), который равномерно окрашивает вещество при его расплавлении. В настоящее время чаще используются индикаторы типа ИС (фирма «Винар», Россия), представляющие полоску бумаги с нанесенным на нее слоем индикаторной смеси и предназначенные для оперативного визуального контроля не только температуры, но и времени стерилизации (ИС-120, ИС-132). Ежеквартально проводится контроль режима стерилизации с использованием биотеста со спорами тест-культуры Bacillus stearotermophilus BKM B-718. 1.2. Печь Пастера – стерилизация сухим жаром. В печи Пастера стерилизуют изделия из стекла, металлов и резин на основе силиконового каучука. Режим стерилизации: 160°С – 150 мин; 180°С – 60 мин. Контроль режима стерилизации при каждом цикле осуществляется с помощью индикаторов стерилизации ИС-160, ИС-180; ежеквартально - с использованием биотеста со спорами тест-культуры Bacillus licheniformis шт. G BKM B-1711 Д.
Таблица 1. Стерилизация
3. Ознакомиться с дезинфектантами и заполнить на занятии таблицу №2, используя приложения №1, 2. Таблица 2. Дезинфекция
4. Ознакомиться с питательными средами и заполнить на занятии таблицу №3 «Питательные среды». Таблица 3.
5. Проведение 1 этапа бактериологического метода выделения аэробов: 6. Средства для взятия и доставки патологического материала. Одной из мер профилактики внутрибольничных инфекций в ЛПУ является выявление носителей золотистого стафилококка среди медицинского и обслуживающего персонала с последующей санацией. При проведении бактериологического обследования обязательным является исследование слизи из передних отделов носа; исследование слизи из зева проводят выборочно, прежде всего, при наличии воспалительных процессов в зеве. 2.1. Забор материала из передних отделов носа осуществляется одним стерильным сухим ватным тампоном, который сначала вводят в один, а потом в другой носовой ход, не касаясь крыльев носа снаружи. 2.2. Посев исследуемого материала на 1/2 чашки Петри с желточно-солевым агаром (ЖСА) - элективной средой для выделения стафилококков проводят не позже 2-х часов после его забора. При посеве методом "штрих с площадкой" исследуемый материал втирают в среду со всех сторон тампона на участке площадью 2 х 1 см. Затем этим же тампоном засевают оставшуюся поверхность 1/2 чашки. Посев производят частыми параллельными штрихами, не меняя положение тампона. Такой метод позволяет засеять весь материал с тампона и получить изолированные колонии. Засеянные чашки инкубируют 24 ч. при 37° С, а затем 24 ч. при комнатной t°. Посев следует производить на чашки с ЖСА, согретые при комнатной t° или в термостате (15-20 мин).
Примечание:* - используют в случае, если сроки доставки материала в лабораторию после его получения превышают 1,5-2 ч. 5.4. Итоговый контроль знаний:
ЗАДАЧА №1. Назовите фактор, оказывающий антимикробное действие при автоклавировании. ЗАДАЧА №2. Какими способами можно проверить эффективность стерилизации? ЗАДАЧА №3. Можно ли приготовить универсальную питательную среду, на которой росли бы, если не все, то большинство микроорганизмов? ЗАДАЧА №4. В бактериологическую лабораторию поступил исследуемый материал (мазок из носа) хирурга, работающего в ОРИТ.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (контрольные вопросы по теме занятия)
7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. Темы рефератов:
8. Рекомендованная литература по теме занятия: Обязательная:
Дополнительная:
|
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология,... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология, вирусология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология, вирусология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | Пояснительная записка «Микробиология и вирусология» ... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | ||
Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Учебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название) Учебно-методический комплекс Микробиология и вирусология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |