Скачать 0.55 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Кафедра «Биологии» УТВЕРЖДЕНО на заседании УМК института естественных наук «__7_» ____09____2011г. Протокол №1 Председатель УМК ____________________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки 020400.62 «Биология» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Сыктывкар 2011МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Кафедра «Биологии» УТВЕРЖДЕНО на заседании УМК института естественных наук «__7_» ____09____2011г. Протокол №1 Председатель УМК ____________________________ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Биологические основы аквакультуры» Блок дисциплин Б3.ДВ3 Профессиональный цикл Дисциплины по выбору Направление подготовки 020400.62 «Биология» Институт естественных наук Форма обучения дневная Семестр 5 Всего учебных занятий – 144 часа В том числе: Аудиторных 54 часа, из них Лекций – 36 часов Лабораторных – 18 часов КСР – 5 часов Самостоятельных – 49 часа Итоговый контроль – экзамен Сыктывкар 20111. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цель преподавания дисциплины В курсе «Биологические основы аквакультуры» рассматриваются биологические основы рыборазведения и различные формы получения товарной рыбной продукции. Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями систематики и биологии объектов рыборазведения. Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить изучаемый материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение. 1.2. Задачи изучения дисциплины В процессе изучения курса «Биологические основы аквакультуры» студенты знакомятся с теоретическими основами воспроизводства рыбных запасов, принципами и особенностями биотехники разведения разных групп рыб. Основное внимание в данном курсе уделено искусственному разведению ценных видов рыб и рыбоводству в естественных водоемах. Большое внимание в процессе изучения курса отводится как рыбам, традиционно разводимым в водоемах Европейского Северо-востока Росси, так и новым перспективным объектам рыбоводства. Изложение и интерпретация материала сопровождается показом необходимых иллюстраций и демонстрационных материалов. Теоретические знания, полученные студентами на лекциях, лабораторных занятиях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой. Место дисциплины в структуре ООП: Цикл Б.3 ДВ.3, дисциплины по выбору Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
По завершении курса студент также должен демонстрировать следующие общие компетенции: ОК-1: следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека; ОК-8: проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения; ПК-1: демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы . ПК-2: использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов. ПК-3: демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем. ПК-5: применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой. На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ. Объем дисциплины и виды учебной работы: Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 144 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 49 часов. Виды занятий: лекционные, лабораторные, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзамену. Лабораторные занятия (10 часов) проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийного проектора. 1.3. Формы контроля Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на занятиях, посвященной той или иной теме. В контрольную работу включены вопросы, посвященные некоторым важным теоретическим вопросам. В итоговый устный экзамен включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса. Допуск к экзамену осуществляется по результатам посещения лекции, после сдачи отчетов о практических работах. Структура обучения дисциплине
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Введение. Тема 1. История развития ихтиологии и рыбоводства в России. Комплекс мероприятий по воспроизводству рыбных запасов. Студент должен знать: Предмет и методы ихтиологии. Основные этапы развития ихтиологии и рыбоводства в России; современные проблемы и мероприятия по воспроизводству рыбных запасов Студент должен уметь: проанализировать современное состояние и перспективы развития ихтиологии и рыбохозяйственной науки; охарактеризовать комплекс рыбохозяйственных мероприятий по воспроизводству рыбных запасов и его значение в направленном формировании популяций промысловых видов рыб. Студент должен владеть: представлениями о современном состоянии ихтиологии и перспективных направлениях развития ихтиологии и аквакультуры (элемент ОК-1, элемент ОК-8). Содержание темы. Краткая история рыбоводства в России. Основные этапы истории рыбоводства. Представление о современных проблемах и комплексе мероприятий по воспроизводству рыбных запасов. Организационные формы рыбоводных предприятий. Рыбохозяйственная мелиорация. Значение работ по акклиматизации рыб и водных беспозвоночных. Комплекс рыбохозяйственных мероприятий в связи с гидростроительством. Охранные мероприятия. Их значение для воспроизводства рыбных запасов. Значение рыбоводных работ в направленном формировании популяций промысловых видов рыб и ихтиофауны внутренних водоемов. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Привезенцев Ю.А., Власов В.А. Рыбоводство. М.: Мир, 2004. 456 с. Справочник по озерному и садковому рыбоводству / под ред. Руденко Г.П. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. 312 с. Дополнительная: Грищенко Л.И., Акбаев М.Ш., Васильков Г.В. Болезни рыб и основы рыбоводства. М.: Колос, 1999. 456 с. Иванов А.П. Рыбоводство в естественных водоемах. - М.: Агропропромиздат, 1988. 367 с. Моисеев П.А., Вавилкин А.С., Куранова И.И. Ихтиология и рыбоводство. - М.: Пищевая промышленность, 1975. 280 с. Козлов В.И., Абрамович Л.С. Справочник рыбовода. - М.: Россельхозиздат, 1980. 220 с. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления материала темы. Проанализировать основные этапы развития рыбоводства. Значение рыбоводных работ в направленном формировании популяций промысловых видов рыб и ихтиофауны внутренних водоемов. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Привезенцев Ю.А., Власов В.А. Рыбоводство. М.: Мир, 2004. 456 с. Справочник по озерному и садковому рыбоводству / под ред. Руденко Г.П. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. 312 с. Дополнительная: Грищенко Л.И., Акбаев М.Ш., Васильков Г.В. Болезни рыб и основы рыбоводства. М.: Колос, 1999. 456 с. Иванов А.П. Рыбоводство в естественных водоемах. - М.: Агропропромиздат, 1988. 367 с. Моисеев П.А., Вавилкин А.С., Куранова И.И. Ихтиология и рыбоводство. - М.: Пищевая промышленность, 1975. 280 с. Козлов В.И., Абрамович Л.С. Справочник рыбовода. - М.: Россельхозиздат, 1980. 220 с. Раздел 2. Особенности строения рыб. Тема 2. Внешнее строение рыб. Студент должен знать: особенности внешнего строение тела разных систематических групп рыб. Студент должен уметь: охарактеризовать особенности строения рыб, выявлять особенности строения разных систематических групп рыб. Студент должен владеть: основными понятиями, используемые при описании и анализе особенностей внешнего строения рыб, подходами к выявлению особенностей строения разных систематических групп рыб (элемент ПК-1, элемент ПК-2, элемент ПК-3, элемент ПК-5) Содержание темы. Внешнее строение тела рыбы. Влияние плотности и вязкости воды. Форма тела рыб. Методы поддержания плавучести. Способы передвижения рыб. Плавники рыб. Происхождение и функции плавников. Парные плавники разных групп рыб. Непарные плавники рыб. Типы хвостовых плавников у рыб. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Анисимова И.М., Лавровский В.В. Ихтиология. М.: Высшая школа, 1983. 354 с. Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с. Дополнительная: Никольский Г.В. Частная ихтиология. М.: Высшая школа, 1971. 471 с. Суворов Е.К. Основы ихтиологии. М., Советская наука, 1948. 580 с. Наумов Н. П., Карташов Н. Н. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1979. Ч.1, 2. Терентьев П.В. Практикум по зоологии позвоночных. М.: Советская наука, 1956.519 с. Лабораторная работа №1 Внешнее строение рыб. Внешнее строение рыб. Типы плавников, их расположение на теле. Особенности внешнего строения разных систематических и экологических групп рыб. Морфометрическое исследование рыб. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить особенности внешнего строения рыб. Зависимость пропорций тела от образа жизни рыб. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Анисимова И.М., Лавровский В.В. Ихтиология. М.: Высшая школа, 1983. 354 с. Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с. Дополнительная: Никольский Г.В. Частная ихтиология. М.: Высшая школа, 1971. 471 с. Суворов Е.К. Основы ихтиологии. М., Советская наука, 1948. 580 с. Наумов Н. П., Карташов Н. Н. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1979. Ч.1, 2. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название) Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Психологические основы акмеологии и геронтологии учебно-методический комплекс Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования | Учебно-методическое пособие по дисциплине «Теоретические основы товароведения... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 100700. 62 «Торговое дело»... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г) | Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы аудита» Опд. В. Оо сд. Учебно–методический комплекс включает в себя тематический план, содержание курса, вопросы и задания для семинарских... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление... Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы управления недвижимостью» Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03.... |