Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки
страница1/4
Дата публикации31.07.2013
Размер0.55 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра «Биологии»


УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

института естественных наук

«__7_» ____09____2011г.

Протокол №1

Председатель УМК

____________________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине Биологические основы аквакультуры
Направление подготовки 020400.62 «Биология»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная


Сыктывкар 2011МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра «Биологии»


УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

института естественных наук

«__7_» ____09____2011г.

Протокол №1

Председатель УМК

____________________________
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Дисциплины «Биологические основы аквакультуры»
Блок дисциплин Б3.ДВ3 Профессиональный цикл Дисциплины по выбору
Направление подготовки 020400.62 «Биология»

Институт естественных наук
Форма обучения дневная
Семестр 5

Всего учебных занятий – 144 часа

В том числе:

Аудиторных 54 часа, из них

Лекций – 36 часов

Лабораторных – 18 часов

КСР – 5 часов

Самостоятельных – 49 часа

Итоговый контроль – экзамен
Сыктывкар 20111. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель преподавания дисциплины

В курсе «Биологические основы аквакультуры» рассматриваются биологические основы рыборазведения и различные формы получения товарной рыбной продукции. Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями систематики и биологии объектов рыборазведения.

Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить изучаемый материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В процессе изучения курса «Биологические основы аквакультуры» студенты знакомятся с теоретическими основами воспроизводства рыбных запасов, принципами и особенностями биотехники разведения разных групп рыб. Основное внимание в данном курсе уделено искусственному разведению ценных видов рыб и рыбоводству в естественных водоемах. Большое внимание в процессе изучения курса отводится как рыбам, традиционно разводимым в водоемах Европейского Северо-востока Росси, так и новым перспективным объектам рыбоводства. Изложение и интерпретация материала сопровождается показом необходимых иллюстраций и демонстрационных материалов.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях, лабораторных занятиях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой.

Место дисциплины в структуре ООП: Цикл Б.3 ДВ.3, дисциплины по выбору

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать: особенности внешнего и внутреннего строения разных систематических групп рыб, основные адаптации рыб к воздействию абиотических факторов среды; основные типы питания рыб, смену питания в зависимости от пола и возраста, закономерности связи питания со строением пищеварительного тракта рыб; основные закономерности линейного и весового роста рыб, зависимость скорости роста рыб от условий обитания; основные этапы жизненного цикла рыб и явления, происходящие в разные периоды их жизни; принципы построения и функционирования внутривидовых и межвидовых группировок рыб; современное состояние искусственного воспроизводства ценных промысловых видов рыб и перспективы его развития; биотехнологию искусственного воспроизводства ценных проходных, полупроходных и пресноводных видов рыб; основы устройства рыбоводных заводов; основные типы рыбоводных хозяйств; схему организации товарного рыбоводства и перспективы его развития; основы биотехники товарного выращивания карпа, форели и других видов рыб; специальные виды товарного рыбоводства и озерное рыбоводство.

  2. Уметь: охарактеризовать результаты влияния разных факторов среды обитания на морфологические и биологические особенности рыб; выделить общие особенности питания рыб, выявлять результаты сезонной и размерно-возрастной изменчивости питания, уметь рассчитывать основные индексы, характеризующие питание рыб; охарактеризовать различия основных этапов жизненного цикла рыб, описать принципы построения и функционирования различных группировок рыб; обосновать выбор форм товарного рыбоводства, исходя из имеющихся условий,

  3. Владеть: основным методами сбора, первичной и камеральной обработки ихтиологического материала; методами определения возраста и анализа линейного и весового роста рыб; основами организации и контроля биотехнологических процессов искусственного воспроизводства и товарного выращивания рыб

По завершении курса студент также должен демонстрировать следующие общие компетенции:

ОК-1: следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;

ОК-8: проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения;

ПК-1: демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы .

ПК-2: использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов.

ПК-3: демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем.

ПК-5: применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой.

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ.

Объем дисциплины и виды учебной работы:

Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 144 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 49 часов.

Виды занятий: лекционные, лабораторные, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзамену.

Лабораторные занятия (10 часов) проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийного проектора.

1.3. Формы контроля

Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на занятиях, посвященной той или иной теме.

В контрольную работу включены вопросы, посвященные некоторым важным теоретическим вопросам.

В итоговый устный экзамен включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса.

Допуск к экзамену осуществляется по результатам посещения лекции, после сдачи отчетов о практических работах.

Структура обучения дисциплине



п/п


Раздел

Дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Лабораторные

КСР

Индивид. самост. раб.



Введение

5

1

1










Устный опрос



Особенности строения рыб.

5

1-9

17

12

1

25

Устный опрос



Теоретические основы рыборазведения

5

10-12

6

4

1

10

Устный опрос, контрольная



Биотехника воспроизводства проходных и полупроходных рыб

5

13-14

4

2

1

6

Устный опрос



Товарное рыбоводство

5

15-16

4




1

4

Устный опрос



Рыбоводство в естественных водоемах

5

17-18

4




1

4

Устный опрос

6

Промежуточная аттестация

5

18













Экзамен




Всего часов







36

18

5

49





2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение.

Тема 1. История развития ихтиологии и рыбоводства в России. Комплекс мероприятий по воспроизводству рыбных запасов.

Студент должен знать: Предмет и методы ихтиологии. Основные этапы развития ихтиологии и рыбоводства в России; современные проблемы и мероприятия по воспроизводству рыбных запасов

Студент должен уметь: проанализировать современное состояние и перспективы развития ихтиологии и рыбохозяйственной науки; охарактеризовать комплекс рыбохозяйственных мероприятий по воспроизводству рыбных запасов и его значение в направленном формировании популяций промысловых видов рыб.

Студент должен владеть: представлениями о современном состоянии ихтиологии и перспективных направлениях развития ихтиологии и аквакультуры (элемент ОК-1, элемент ОК-8).

Содержание темы.

Краткая история рыбоводства в России. Основные этапы истории рыбоводства. Представление о современных проблемах и комплексе мероприятий по воспроизводству рыбных запасов. Организационные формы рыбоводных предприятий. Рыбохозяйственная мелиорация. Значение работ по акклиматизации рыб и водных беспозвоночных. Комплекс рыбохозяйственных мероприятий в связи с гидростроительством. Охранные мероприятия. Их значение для воспроизводства рыбных запасов. Значение рыбоводных работ в направленном формировании популяций промысловых видов рыб и ихтиофауны внутренних водоемов.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Привезенцев Ю.А., Власов В.А. Рыбоводство. М.: Мир, 2004. 456 с.

Справочник по озерному и садковому рыбоводству / под ред. Руденко Г.П. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. 312 с.

Дополнительная:

Грищенко Л.И., Акбаев М.Ш., Васильков Г.В. Болезни рыб и основы рыбоводства. М.: Колос, 1999. 456 с.

Иванов А.П. Рыбоводство в естественных водоемах. - М.: Агропропромиздат, 1988. 367 с.

Моисеев П.А., Вавилкин А.С., Куранова И.И. Ихтиология и рыбоводство. - М.: Пищевая промышленность, 1975. 280 с.

Козлов В.И., Абрамович Л.С. Справочник рыбовода. - М.: Россельхозиздат, 1980. 220 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления материала темы. Проанализировать основные этапы развития рыбоводства. Значение рыбоводных работ в направленном формировании популяций промысловых видов рыб и ихтиофауны внутренних водоемов.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Привезенцев Ю.А., Власов В.А. Рыбоводство. М.: Мир, 2004. 456 с.

Справочник по озерному и садковому рыбоводству / под ред. Руденко Г.П. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. 312 с.

Дополнительная:

Грищенко Л.И., Акбаев М.Ш., Васильков Г.В. Болезни рыб и основы рыбоводства. М.: Колос, 1999. 456 с.

Иванов А.П. Рыбоводство в естественных водоемах. - М.: Агропропромиздат, 1988. 367 с.

Моисеев П.А., Вавилкин А.С., Куранова И.И. Ихтиология и рыбоводство. - М.: Пищевая промышленность, 1975. 280 с.

Козлов В.И., Абрамович Л.С. Справочник рыбовода. - М.: Россельхозиздат, 1980. 220 с.

Раздел 2. Особенности строения рыб.

Тема 2. Внешнее строение рыб.

Студент должен знать: особенности внешнего строение тела разных систематических групп рыб.

Студент должен уметь: охарактеризовать особенности строения рыб, выявлять особенности строения разных систематических групп рыб.

Студент должен владеть: основными понятиями, используемые при описании и анализе особенностей внешнего строения рыб, подходами к выявлению особенностей строения разных систематических групп рыб (элемент ПК-1, элемент ПК-2, элемент ПК-3, элемент ПК-5)

Содержание темы.

Внешнее строение тела рыбы. Влияние плотности и вязкости воды. Форма тела рыб. Методы поддержания плавучести. Способы передвижения рыб. Плавники рыб. Происхождение и функции плавников. Парные плавники разных групп рыб. Непарные плавники рыб. Типы хвостовых плавников у рыб.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Анисимова И.М., Лавровский В.В. Ихтиология. М.: Высшая школа, 1983. 354 с.

Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с.

Дополнительная:

Никольский Г.В. Частная ихтиология. М.: Высшая школа, 1971. 471 с.

Суворов Е.К. Основы ихтиологии. М., Советская наука, 1948. 580 с.

Наумов Н. П., Карташов Н. Н. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1979. Ч.1, 2.

Терентьев П.В. Практикум по зоологии позвоночных. М.: Советская наука, 1956.519 с.

Лабораторная работа №1 Внешнее строение рыб.

Внешнее строение рыб. Типы плавников, их расположение на теле. Особенности внешнего строения разных систематических и экологических групп рыб. Морфометрическое исследование рыб.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить особенности внешнего строения рыб. Зависимость пропорций тела от образа жизни рыб.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Анисимова И.М., Лавровский В.В. Ихтиология. М.: Высшая школа, 1983. 354 с.

Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с.

Дополнительная:

Никольский Г.В. Частная ихтиология. М.: Высшая школа, 1971. 471 с.

Суворов Е.К. Основы ихтиологии. М., Советская наука, 1948. 580 с.

Наумов Н. П., Карташов Н. Н. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1979. Ч.1, 2.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название)
Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки
Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента
Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии»
Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconПсихологические основы акмеологии и геронтологии учебно-методический комплекс
Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Теоретические основы товароведения...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 100700. 62 «Торговое дело»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г)
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы аудита»
Опд. В. Оо сд. Учебно–методический комплекс включает в себя тематический план, содержание курса, вопросы и задания для семинарских...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление...
Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы управления недвижимостью»
Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск