НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
БИЗНЕСА И ПРАВА Пищик В.И.
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Основы консультативной психологии»
для студентов очной формы обучения
Ростов-на-Дону
2014
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки Психология
Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой Психологии и управления персоналом и утвержден Учебно-методическим советом Академии управления (протокол № 1 от 30.08.2013) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы. . Составитель: к.псх.н.,лоц. В.И. Пищик РЕЦЕНЗЕНТЫ:
А.К.Белоусова док. псх.н., профессор
И.В. Коваленко к.псх.н., доц.
содержание
1. лекционные занятия 4
2. Практические занятия 5
Интерактивные занятия 6
3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ 9
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 10
5. самостоятельная работа студентов 12
11. Какие тесты могут использоваться в консультировании? (выберете правильные ответы) 19
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 22
7.1 Основная литература 22
7.2 Дополнительная литература 22
1. лекционные занятия
Наименование тем лекций, их содержание Тема 1. Введение в психологическое консультирование.
Что такое психологическое консультирование. Кто, когда и зачем обращается к психологу консультанту. Чем психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи человеку. Цели и задачи психологического консультирования. Виды психологического консультирования. Условия результативности психологического консультирования.
^ Тема 2. Требования, предъявляемые к психологу – консультанту и его работе.
Кого можно считать квалифицированным психологам – консультантом. Что для этого необходимо знать и уметь делать. Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу – консультанту. Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования. 2.2 План и содержание лекционных интерактивных занятий Тема 3. Профессиональная подготовка психолога-консультанта
Что включает в себя профессиональная подготовка психолога – консультанта. С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога – консультанта. Как повышать профессиональную квалификацию психолога – консультанта.
^ Тема 4. Организация работы психологической консультации.
Общие вопросы организации работы психологической консультации. Режим работы психологической консультации. Распределение обязанностей между работниками психологической консультации. Организация индивидуальной работы психолога – консультанта. Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами консультантами. Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации.
2. Практические занятия Практические занятия, их наименование и содержание
№ п/п
| Тема занятия
| Краткое содержание
| Кол. Часов
| 1
| Кодекс профессиональной этики психолога-консультанта
| Кодекс профессиональной этики практического психолога, его основные положения, применимые к работе психолога-консультанта. Ответственность психолога-консультанта перед клиентом за результаты психологического консультирования. Взаимоотношения психолога-консультанта и клиента в ходе консультаций. Принцип конфиденциальности. Ограничения правила сохранения в тайне психологом-консультантом личных сведений о клиенте. Права клиентов. Принципы: ориентации на нормы и ценности клиента, запрет давать советы, разграничение личных и профессиональных отношений, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Этические принципы телефонного консультирования. Вопросы профессионального этикета поведения (оплата, ведение записей, частые опаздывания).
| 1
| 2
| Профессиональная подготовка консультанта
| Специальные знания и умения профессионально подготовленного психолога-консультанта. Необходимость систематического повышения психологом-консультантом своей профессиональной квалификации. Основные направления повышения квалификации и совершенствовании работы практикующего психолога-консультанта. Вопросы, связанные с более глубоким осознанием специфики профессии. Причины и мотивы выбора профессии психолога-консультанта. Внешний вид психолога-консультанта. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Синдром сгорания: определение, симптомы, причины, способы профилактики и преодоления "синдрома сгорания".
| 1
|
| Основные этапы психологического консультирования
| Начальный этап - этап вхождения в ситуацию психологической помощи. Установление контакта. Факторы, способствующие формированию первого впечатления о клиенте. Ориентировка в проблеме. Проблема консультанта. Проблема клиента. Основные задачи первого этапа. Этап "Исповеди". Возможные задачи консультанта на втором этапе. Этап вхождения в новый опыт. Факторы, способствующие "трансформации характера" (Р.Мэй). Четвертый, заключительный этап психологического консультирования. Задачи психолога-консультанта на данном этапе. Длительность каждого из этапов консультирования.
| 1
|
| Ориентировка в личностном потенциале клиента. Прогноз перспектив совместной работы
| Параметры, влияющие на оценку перспектив совместной работы, положительные и отрицательные параметры. Семантический дифференциал оценки терапевтического потенциала клиента. Ограничения психолога-консультанта (уровень подготовки, типология проблем). Тестирование в практике психологического консультирования. Требования, предъявляемые к тестовым методикам, применяемым в психологическом консультировании. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования.
| 1
| ИТОГО:
| 4
| |