Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология»
страница1/32
Дата публикации12.08.2013
Размер2.49 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра экономической теории



Учебно-методический комплекс по дисциплине
Основы менеджмента


по направлению 040200.62 - «Социология»

Факультет политических наук и социологии

Кемерово 2008


СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета политических наук и социологии В.В.Желтов
«_____»__________________ 200__г.

Первый проректор КемГУ

Б.П.Невзоров
«_____»__________________ 200__г.


УМК обсуждено и одобрено

Ученым советом факультета политических наук и социологии

Протокол №___ от «___»_________200__г.
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии

В.В.Желтов
«_____»________________ 200__г.


УМК обсуждено и одобрено

Научно-методическим советом КемГУ

Протокол №___ от «___»_________200__г.
Председатель НМС, первый проректор КемГУ

Б.П.Невзоров
«_____»__________________ 200__г.

ОБСУЖДЕНО :

РАССМОТРЕНО:

Зав.кафедрой экономической теории

М.В.Курбатова
«_____»________________ 200__г.




УМК обсуждено и одобрено на заседании кафедры экономической теории

Протокол №___ от «___»_________200__г.
Зав.кафедрой экономической теории

М.В.Курбатова
«_____»________________ 200__г.



УМК обсуждено и одобрено

Методической комиссией кафедры экономической теории

Протокол №___ от «___»_________200__г.



Содержание УМК учебной дисциплины «Основы менеджмента»
1. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы менеджмента».

2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Основы менеджмента» для студентов:

2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.

2.2. Советы по организации времени, необходимого для изучения дисциплины.

2.3. Рекомендации по работе с литературой.

2.4. Указания по организации работы с контрольно-измерительными материалами.

3. Лекции по учебной дисциплине «Основы менеджмента».
4. Практикум по учебной дисциплине «Основы менеджмента».

5. Методические указания для студентов по самостоятельной работе по курсу «Основы менеджмента».

6. Методические указания для преподавателей по прохождению курса «Основы менеджмента».

7. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

7.1. Виды контроля знаний студентов и их отчетности

7.2. Тестовые задания по темам

7.3. Вопросы к зачету по дисциплине «Основы менеджмента»

7.4. Зачетные тесты.




ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра экономической теории
Утверждаю

Декан ФПНиС

д.п.н., профессор

_____________ В.В. Желтов

«____»____________ 2008 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Основы менеджмента»
для направления 040200.62 - «Социология»

СД (М). Ф.7


Факультет политических наук и социологии

курс – 2 ДО

семестр - 4


лекции – 18 часов

практические занятия – 18 часов

самостоятельная работа – 34 часа

Всего часов – 70
экзамен – 4 семестр
Составители:

к.э.н., ст. преп. Сурцева А. А.






Кемерово 2008

Рабочая программа дисциплины «Основы менеджмента» федерального компонента цикла СД (М.) Ф.7 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 040200.62 - «Социология».

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры



Протокол № ___ от «___» ________ 2008 г.
Зав. кафедрой д.э.н., проф. М. В. Курбатова


Одобрено методической комиссией факультета ПНиС
Протокол № ___ от «___» ________ 2008 г.
Председатель методической комиссии,

д.полит.н., профессор О.В. Омеличкин


  1. Пояснительная записка


Актуальность и значимость. Современные требования к уровню квалификации специалиста с высшим образованием включают в себя глубокие знания в области экономики. Основой их формирования являются современные теории функционирования рыночной экономики, представления о которых студенты получают по дисциплине «Экономика». В то же время современное состояние российской экономики требует от выпускников освоения ряда прикладных дисциплин в области экономики, которые позволили бы получить теоретическое представление о тенденциях развития современного бизнеса и некоторые начальные практические навыки работы в бизнесе - в сферах управления и финансов. Все это делает данную учебную дисциплину актуальной для будущих социологов.

Учебный курс «Основы менеджмента» входит в блок социально-экономической подготовки студентов по направлению 040200.62 - «Социология». Его изучению предшествует изучение дисциплины «Экономика».

Рабочая программа дисциплины соответствует государственному образовательному стандарту высшего образования подготовки специалистов по направлению 040200.62 - «Социология».

Цель учебной дисциплины: дать студентам основополагающее представление о формальных организациях, коммерческих и некоммерческих, малых и крупных, и об эффективном управлении ими.

Основные задачи учебной дисциплины:

  • определить сущность таких базовых понятий как менеджмент, менеджер, управление, мотивация, миссия, стратегия организации, проектирование работы организации, проектирование организации, коммуникации в управлении, власть и влияние, управленческие решения, организационная культура;

  • дать характеристику целей и задач управления организации;

  • показать роль мотивации деятельности человека в управлении организацией и во взаимодействии с людьми;

  • рассмотреть роль и место коммуникаций в управлении, охарактеризовать основные виды коммуникаций, а так же барьеры и «шум» возникающие в коммуникационном процессе;

  • дать представление об управленческих решениях, их видах, алгоритме и методах принятия управленческих решений;

  • рассмотреть отличия лидерства и властных отношений в системе менеджмента;

  • развить у студентов навыки принятия управленческих решений в сложных эмоциональных и моральных обстоятельствах;

  • развить у студентов навыки самостоятельной работы с экономической литературой, систематизировать и обобщать информацию;

  • привить элементарные практические навыки в области разработки миссии, целей и организационной структуры организации.

Место дисциплины в профессиональной подготовке специалистов по направлению «Социология». Учебная дисциплина «Основы менеджмента» имеет важное значение в профессиональной подготовке студентов вузов неэкономических специальностей. Изучение дисциплины «Основы менеджмента» должно помочь молодому поколению людей быть достаточно мобильными в профессиональном плане в условиях становления рыночной экономики в России. Она даст азы знаний в области управления предприятием, являющиеся необходимыми для нахождения своего места в рыночном пространстве. Основными задачами данного курса являются стремление дать представление об основных современных формах управления предприятием; познакомить с теоретическими и практическими аспектами управления и основными элементами управленческой деятельности; показать особенности становления и тенденции развития менеджмента в России.

Структура изучения дисциплины. В соответствии с поставленными целями и задачами курс имеет пять взаимосвязанных между собой разделов: элементы организации и процесса управления, связующие процессы управления, функции управления, руководство и обеспечение эффективности деятельности организаций.

Особенностью изучения данной дисциплины является освоение базовых знаний в области управления предприятием, а также получение практических навыков по составлению миссии, целей организации, принятию управленческих решений и анализу внешней и внутренней среды организации.

Основными формами организации учебного процесса по дисциплине «Основы менеджмента» являются:

- лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы планирования, организации, мотивации и контроля в организации;

- семинарские занятия, в форме дискуссии по заданной теме, проведения мини деловых игр, анализа кейсов и докладов студентов с подготовленным рефератом. В ходе деловых игр студентам предлагается непосредственное решение тех управленческих задач, с которыми чаще всего сталкиваются бизнесмены.

- самостоятельная работа студентов состоит из подготовки к вопросам темы предстоящего занятия по дополнительной литературе, написания рефератов и выполнения определенных заданий.

- заключительное контрольное мероприятие в форме письменной контрольной работы.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины обеспечивается обсуждением теоретических проблем на семинарских занятиях, направленных на самостоятельное выполнение определенных заданий.

Требования к уровню знаний и умений студентов:

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • общие положения о менеджменте;

  • функции и методы менеджмента;

  • о внутреннем устройстве организации и о процессе ее управления;

  • элементы и барьеры коммуникационного процесса;

  • виды и методы принятия управленческих решений;

  • сущность функции стратегического планирования;

  • способы делегирования ответственности и полномочий;

  • сущность мотивации;

  • процесс осуществления контроля;

  • виды власти и формы влияния;

  • стили руководства и особенности лидерства;

  • природу конфликтов в организации;

  • элементы управления трудовыми ресурсами и производства;

уметь:

  • проводить анализ внутренней и внешней среды организации;

  • оценивать эффективность управления персоналом и производством;

  • оценивать перспективы и последствия принятия управленческих решений;

  • выявлять специфику разных видов управленческой деятельности;

  • определять, какими видами власти может обладать человек на определенной должности;

  • определять, к какому стилю руководства можно отнести тот или иной стиль управления на конкретных организациях;

иметь навыки:

  • формулирования миссии и целей проектируемой организации;

  • принятия управленческих решений;

  • написания резюме и поведения в проведении собеседования при приеме на работу;

  • работы с современной литературой по проблемам менеджмента организации.

Объем и сроки изучения. Учебная дисциплина «Основы менеджмента» относится к дисциплинам федерального уровня и читается в 4-м семестре в объеме 36 аудиторных часов (18 – лекции и 18 – семинарские занятия). Прохождение учебной дисциплины предусматривает активную самостоятельную работу студентов по изучению различных сфер в управлении организацией. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Экзамен проводится в письменной форме и представляет собой написание теста.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности:

  1. Устный и тестовый опрос.

  2. Подготовка рефератов.

  3. Проверка заданий для самостоятельной работы.

Критерии оценки знаний студентов

Зачет выставляется при условии:

  1. выполнения всех заданий для самостоятельной работы;

  2. подготовки и защиты реферата;

  3. выполнения зачетного теста на положительную оценку (не менее 70% верных вариантов ответа).

Оценки «не зачтено» заслуживает студент, не выполнивший одно из выше перечисленных условий получения зачета.



  1. Тематический план






Название тем

Объем часов

Формы контроля

Общий

Аудиторная работа

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

7

Очная форма обучения

Раздел 1. «Элементы организаций и процесса управления»

1

Менеджмент и менеджер: сущность и содержание.




2










2

Эволюция управленческой мысли.







2




Устный и тестовый опрос.

Подготовка рефератов

3

Организация как объект управления.




2










4

Внутренняя и внешняя среда организации.




2

1




Устный опрос, решение кейса.

5

Социальная ответственность и этика.







1




Подготовка рефератов.

Раздел 2. «Связующие процессы»

6

Коммуникации в управлении.




2

2




Устный опрос. Деловая игра.

7

Принятие управленческих решений.




2

2




Устный опрос. Деловая игра.

Раздел 3. «Функции управления»

8

Стратегическое планирование.




2

2




Устный опрос, решение кейса.

9

Организация взаимодействия и полномочия.




2







Решение кейса.

10

Человек в организации.




2







Решение кейса.

11

Мотивация.




2

2




Устный и тестовый опрос, решение кейса.

12

Контроль в управленческой деятельности.




2







Решение кейса.

Раздел 4. «Руководство»

13

Власть и личное влияние.




2

1




Устный опрос, решение кейса.

14

Лидерство и стили управления.




2

1




Устный опрос, решение кейса.

15

Управление конфликтами и стрессами.




2

1




Решение кейса; Деловая игра.


Продолжение

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 5. «Обеспечение эффективности деятельности организаций»

16

Управление трудовыми ресурсами.




2







Решение кейса; Деловая игра.

17

Управление производством.




4







Решение кейса; Деловая игра.

18

Организационная культура.




2

1




Деловая игра.




Всего

98

34

16

64




Заочная форма обучения

Раздел 1. «Элементы организаций и процесса управления»

1

Менеджмент и менеджер: сущность и содержание.
















2

Эволюция управленческой мысли.













Устный и тестовый опрос.

Подготовка рефератов

3

Организация как объект управления.
















4

Внутренняя и внешняя среда организации.













Устный опрос, решение кейса.

5

Социальная ответственность и этика.













Подготовка рефератов.

Раздел 2. «Связующие процессы»

6

Коммуникации в управлении.




2

2




Устный опрос. Деловая игра.

7

Принятие управленческих решений.




2

2




Устный опрос. Деловая игра.

Раздел 3. «Функции управления»

8

Стратегическое планирование.




2

2




Устный опрос, решение кейса.

9

Организация взаимодействия и полномочия.




2







Решение кейса.

10

Человек в организации.




2







Решение кейса.

11

Мотивация.




2

2




Устный и тестовый опрос, решение кейса.

12

Контроль в управленческой деятельности.




2







Решение кейса.

Раздел 4. «Руководство»

13

Власть и личное влияние.




2

1




Устный опрос, решение кейса.

14

Лидерство и стили управления.




2

1




Устный опрос, решение кейса.

15

Управление конфликтами и стрессами.




2

1




Решение кейса; Деловая игра.


Продолжение

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 5. «Обеспечение эффективности деятельности организаций»

16

Управление трудовыми ресурсами.




2







Решение кейса; Деловая игра.

17

Управление производством.




4







Решение кейса; Деловая игра.

18

Организационная культура.




2

1




Деловая игра.




Итого

70

18

18

34

экзамен

Формы контроля




Тестовые задания по теме семинарского занятия.

Проблемные вопросы по теме занятия.

Подготовка реферата.

Самостоятельная работа по 16 темам.




Зачетный тест.

Итоговая форма контроля: экзамен



1.3. Содержание дисциплины



Тема 1. Менеджмент и менеджер: сущность и содержание.

Условия и предпосылки возникновения менеджмента как самостоятельной науки. Предмет менеджмента. Актуальность менеджмента на данном этапе развития экономики России.

Функции менеджмента в бизнесе: менеджмент, логистика, управление производством, управление персоналом, маркетинг, бухгалтерский учет и финансовый менеджмент. Регулярный и интуитивный менеджмент. Функции менеджмента. Организация, планирование, мотивация (руководство), контроль.

Стадии развития регулярного менеджмента. Менеджмент эпохи индустриализации. Менеджмент эпохи всеобщего потребления. Менеджмент постиндустриального общества.


Признаки менеджмента как особого вида деятельности. Хозяйственное управление, рыночное управление, самостоятельный вид профессиональной деятельности, рациональное управление.

Модели управления. Различия западного и российского менеджмента.

Менеджер и его функции. Уровни управления. Руководители низового звена. Руководители среднего звена. Руководители высшего звена. Основные управленческие роли и навыки. Межличностные роли, информационные роли, роли, связанные с принятием решений. Управленческие навыки. Технические навыки. Коммуникативные навыки. Аналитические навыки.


Понятие метода управления. Направленность, содержание и организационная форма методов управления. Характеристика организационно-административных методов управления. Содержание экономических методов управления. Отличительные особенности методов. Социально-психологические методы управления. Сферы применения этих методов. Достоинства и недостатки методов.
Тема 2. Эволюция управленческой мысли.

Основные школы управления. Отличия взглядов школ научного управления, административного управления, школы человеческих отношений и количественной школы. Фазы теории управления как науки: типовой подход, поведенческий подход, ситуационный подход.

Школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея. Административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея. Школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу. Поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк. Основные постулаты. Количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи.

Тема 3. Организация как объект управления.

Понятие “организация” в различных интерпретациях. Концепция жизненного цикла организации. Общие характеристики организации. Структура организации. Основные составляющие организации: цели, задачи, технология, задача, люди. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Типы организаций. Механистическая и органическая. Корпоративные и индивидуалистические. Основные характеристики.

Типы (формы) организационных структур управления производством.

Формальные и неформальные организации, их отличия. Сущность управленческой деятельности. Объект и субъект управления.
Тема 4. Внутренняя и внешняя среда организации

Системное представление об организации любого типа. Предприятие как открытая система с входом и выходом. Состав и характеристика переменных внутренней среды организации: цели, задачи, структура, технологии, люди. Понятие функциональной области. Классификация технологий. Социотехнические подсистемы. Стандартизация, механизация, движущийся сборочный конвейер. Характеристики технологии Вудворд, Томпсона. Взаимосвязь, взаимозависимость и взаимовлияние внутренних переменных организации.

Внешняя среда организации. Характеристика факторов прямого и косвенного воздействия внешнего окружения организации. Определение ситуации, в которой наблюдается наиболее сильное влияние факторов косвенного воздействия. Бурно изменяющаяся среда, сложность среды, подвижность среды, неопределенность среды.

Международное окружение как среда внешнего воздействия на предприятие, имеющее выход на международные рынки. Особенности, сходство и различия внешней среды организации в стране ее пребывания и за рубежом.

Взаимосвязь и взаимозависимость внутренних переменных организации и факторов ее внешнего окружения.
Тема 5. Социальная ответственность и этика.

Роль бизнеса в обществе, аргументы за и против социальной ответственности, этика и современное управление. Этические нормативы, обучение этическому поведению. Социальные ревизии. Сущность, основные принципы и нормы этики делового общения. Этика делового общения руководителя и его подчиненных. Этические нормы взаимодействия персонала организации "сверху - вниз", "снизу - вверх", "по горизонтали". Этика речевого взаимодействия с "трудным" руководителем.

Корректность постановки вопросов и культура слушания в деловом общении. Этические и психологические аспекты конструктивной критики. Этика комплимента, похвалы и порицания в деловом общении. Этика служебных взаимоотношений и делового общения мужчины и женщины. Механизмы и инструменты повышения этического уровня делового общения в организации.
Тема 6. Коммуникации в управлении.

Понятие коммуникаций в управлении и межличностных коммуникаций. Роль коммуникаций в менеджменте. Субъекты коммуникационного процесса. Характеристика процесса коммуникаций и ее базовых элементов. Этапы коммуникации. Условия эффективности коммуникаций в управлении. Роль обратной связи в процессе передачи информации. Осуществление организационных коммуникаций. Понятие вертикальных и горизонтальных коммуникаций Понятие «шум» в процессе коммуникаций. Преграды на пути коммуникаций. Виды преград. Вербальные и невербальные преграды. Способы преодоления преград. Аспекты совершенствования межличностных и организационных коммуникаций.
Тема 7. Принятие управленческих решений.

Характеристика принятия управленческого решения как связующего процесса в менеджменте. Содержание и виды управленческих решений. Запрограммированные и незапрограммированные решения. Подходы к принятию управленческих решений. Процесс принятия решений. Составные элементы процесса. Требования, предъявляемые к управленческим решениям и факторы, влияющие на них. Алгоритм принятия управленческого решения, значимость его этапов для принятия эффективного решения. Этапы принятия рационального решения, факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Роль диагностики проблемы в принятии управленческих решений. Значение достоверности, релевантности и своевременности информации для принятия управленческого решения. Условия определенности и неопределенности в принятии управленческих решений.

Модели и методы принятия управленческого решения: математическое моделирование, теория игр, метод экспертных оценок, теория очередей, дерево решений, индивидуальные и коллективные методы решения управленческих проблем. Характеристика неформальных, коллективных и количественных методов управленческих решений. Индивидуальные стили принятия решений. Организация и контроль выполнения решения.
Тема 8. Стратегическое планирование.

Понятие стратегии и ее необходимость в современных условиях. Сущность и значение стратегического управления на базе стратегического планирования, процесс стратегического планирования, его отдельные этапы и их характеристика. Анализ альтернатив и выбор стратегии. Планирование и успех организации.

Понятие миссии организации. Значение миссии. Выбор миссии. Миссия некоммерческих организаций. Миссия малых организаций. Понятие цели организации. Виды целей. Характеристики целей: конкретные и измеримые, ориентация во времени, достижимость, взаимно поддерживающие. Значение постановки целей для успешной деятельности организации.

Понятие перспективного планирования, его отличие от стратегического планирования. Методы перспективного планирования: экстраполяция, прогноз, моделирование будущего.

Реализация стратегических и перспективных планов путем текущего планирования. Тактика и политика организации. Управление реализацией и контроль за выполнением стратегического плана, оценка плана. Распределение ресурсов, как одна из основных задач планирования. Понятие бюджета, как метода распределения ресурсов. Этапы составления бюджета. Оценка стратегического плана. Проверка соответствия стратегии и структуры.
Тема 9. Организация взаимодействия и полномочия.

Делегирование, ответственность и полномочия. Пределы полномочий. Различия между полномочиями и властью. Линейные и штабные полномочия. Типы штабного аппарата: консультативный, обслуживающий и личный. Разновидности штабных полномочий.

Эффективная организация распределения полномочий. Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями. Координация линейных полномочий. Препятствия на пути эффективного делегирования. Преодоление препятствий.
Тема 10. Человек в организации.

Организационное окружение, как часть организации, с которой сталкивается человек. Состав организационного окружения. Проблемы в процессе пваимодействия человека и организационного окружения. Ожидания и представления индивида об организационном окружении и его места в нем. Ожидания организации в отношении индивида, его роли и места в ней. Подходы к установлению соответствия роли и места.

Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения. Процессы при восприятии человеком организационного окружения: отбор информации и систематизация. Способы систематизации информации. Барьеры, приводящие к ошибкам в восприятии реальности. Составляющие восприятия окружением человека: воспринимаемый человек, воспринимающий человек, ситуация, в которой происходит восприятие. Критериальная основа поведения человека.

Адаптация человека в организации. Четыре типа поведения человека в организации. Подходы к подбору кадров. Научение поведению, как способ изменения поведения человека.
Тема 11. Мотивация.

Понятия мотив, мотивация, стимул, стимулирование. Теория мотивации и ее место в процессе активизации деятельности. Значение теории мотивации для менеджмента. Побуждение потребностей, интересов и стимулов в поведении человека. Типы вознаграждений и их влияние на мотивацию. Мотивационный механизм активизации деятельности в системе менеджмента.

Характеристика процессуальных теорий мотивации: А. Маслоу, Макклалланда, Альдерфера, Ф. Герцберга. Значимость процессуальных теорий мотивации для практики менеджмента.

Содержательные теории мотивации. Модели, сущность, применение в практике бизнеса. Соотношение понятий мотивация и компенсация. Принципы создания систем мотивации труда: ориентация на мотивы поведения работника, на его потребности и справедливость вознаграждения за труд. Комплексированный подход к созданию системы мотивации труда, включающий экономический и целевой методы, метод проектирования работ, метод вовлеченности и причастности работника, а также метод нематериального стимулирования труда.
Тема 12. Контроль в управленческой деятельности.

Контроль как функция менеджмента, его значение и способы организации. Технология контроля. Контроль как способ организации обратных связей в организации. Характеристика видов контроля (предварительный, текущий, заключительный, тактический, стратегический). Характеристика контроля по его формам: финансовый, производственный, маркетинговый, качества. Процесс контроля, поведенческие аспекты контроля.

Основные требования к организации системы эффективного контроля. Ошибки, допускаемые руководителями при организации и осуществлении контроля.
Тема 13. Власть и личное влияние.

Требования, предъявляемые к менеджеру. Власть и личное влияние. Формы и виды власти. Власть должности и личная власть. Личная и организационная основа власти. Экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти, власть принятия решений, власть вознаграждения, власть принуждения, власть над ресурсами и власть связей. Необходимость власти в управлении. Модель влияния руководителя на подчиненного. Способы управленческого влияния на подчиненных.

Авторитет менеджера. Структура, процесс и ценность авторитета. Понятие лидера. Отличия лидерства от власти.
Тема 14. Лидерство и стили управления.

Теории лидерства. Подход с позиции личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход. Стиль руководства в контексте управления. Теория «Х» и теория «Y» Дугласа Мак-Грегора. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке. Двумерная трактовка стилей лидерства. Классификация стилей лидерства университета штата Огайо. «Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Мутона. Профессиональные качества влиятельного и авторитарного менеджера. Работа менеджера и связанные с ней функции: администрирование, организация технологического процесса, воздействие на персонал, принятие решений. Ролевой подход к работе менеджера по Г. Минцбергу. Личностные качества в работе менеджера, аспекты самоменеджмента и их значимость для успешной деятельности.
Тема 15. Управление конфликтами и стрессами.

Сущность и природа конфликта в организации. Типы конфликтов. Внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Влияние на организацию. Причины возникновения межличностных конфликтов, влияние их на организацию, типология межличностных конфликтов, способы их разрешения (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы). Модель процесса конфликта. Типология организационных конфликтов, необходимость и способы их разрешения. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтных ситуаций в организации.

Управление конфликтной ситуацией. Структурные методы разрешения конфликта: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные комплексные цели, структура системы вознаграждений.

Природа стресса. Причины стресса. Способы управления, с целью повышения производительности и снижения уровня стресса.
Тема 16. Управление трудовыми ресурсами.

Содержание управления трудом. Основные принципы поиска и расстановки работников. Планирование потребности в трудовых ресурсах. Наем на работу. Источники найма. Критерии отбора персонала. Процедура отбора. Трудовой договор. Оценка работы и вознаграждение за труд. Виды и структура заработной платы. Принципы регулирования заработной платы. Современные формы материального стимулирования работников. Институциональные и рыночные регуляторы трудовых отношений. Роль социальных институтов в обеспечении стабильности предпринимательской деятельности. Формирование и развитие трудовых ресурсов, повышение качества трудовой деятельности.


Развитие трудовых ресурсов. Подготовка кадров. Оценка результатов деятельности. Подготовка руководящих кадров. Управление продвижением по службе. Повышение качества трудовой жизни.
Тема 17. Управление производством.

Производственная система как система организации промышленного производства, ее основные элементы: производственный процесс, ресурсы и продукция. Рационально созданная производственная система как фактор снижения издержек производства и риска предпринимательской деятельности.

Процесс производства как последовательность действий и операций по преобразованию материалов в товары и услуги. Стадии совершенствования процесса производства: механизация как частичное использование машин для работы ранее выполняемой людьми; автоматизация в форме полной передачи механических операций машинам, приводящая к минимальному участию человека в производственном процессе; стандартизация как процесс производства с единообразием товаров, деталей и операций по их изготовлению, делающая людей и детали взаимозаменяемыми; компьютеризация производственных процессов от стадии разработки до управления производственным процессом.

Ресурсы как элементы производственных операций. Материалы, сырье, труд. Современная тенденция в переходе от дешевых простых природных ресурсов к синтетическим специализированным ресурсам. Труд, содержание труда, степень равномерности, ритмичности, роль в выполнении операции. Типы труда: шаблонный труд, полушаблонный труд, творческий труд.

Продукция как результат деятельности фирмы или производственного подразделения. Виды производства продукции: единичное (проектное производство), серийное производство и массовое производство. Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы: мягкая до научная производственная система (военно-анархическая система), жесткая научная производственная система (фордизм), мягкая производственная система.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента
Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо...
Б. 3 В. 3 Ермолаева В. А. Экономическая и социальная география Тюменской области. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс для студентов по направлению 040200....
Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная философия»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 040200. 62 «Социология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 040200. 62 "Социология" очной формы обучения Тюмень, 2013,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология политики» для подготовки бакалавра...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки...
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс для направления 040200 «Социология»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по направлению 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки...
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск