Скачать 360.04 Kb.
|
ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА Факультет психологии Кафедра общей психологии УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин от 23октября 2009, протокол №1 Зав.кафедрой гуманитарных и общеобразовательных дисциплин д.б.н. проф Л.А. Моисеева._______________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ» Моисеева Л.А. д.б.н., профессор Москва 2009 Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин НОУ ВПО «Института психоанализа» Моисеева Л.А. «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» - М., НОУ ВПО «Институт психоанализа». С.22. Пособие содержит материалы, регламентирующие содержание учебной и методической работы по организации преподавания курса физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, предусмотренного государственным образовательным стандартом по специальности: 020400 (030301.65) – психология. Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения. НОУ ВПО «Институт Психоанализа». 2009 1. СОДЕРЖАНИЕ
2. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ЕН.Ф.07 Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности; механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций; нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах. 3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 3.1. Введение Физиология высшей нервной деятельности изучает процессы жизнедеятельности организма человека, в основе которых лежит рефлекторная деятельность, позволяющая организму приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, адаптироваться к ним и, тем самым выживать - т.е. сохранять свою жизнь и здоровье, под которым понимается не только физическое, но психическое и социальное благополучие. Физиология высшей нервной деятельности является базовой академической наукой для развития таких практических дисциплин как психология, педагогика, медицина, гигиена труда, спорта, обучения, питания и т.д. Физиология высшей нервной деятельности и свойства нервных процессов определяет и объясняет возрастные и индивидуальные различия поведения человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды. В курсе физиологии высшей нервной деятельности большое внимание уделяется изложению базовых теорий рефлекторности, отражения и системной деятельности, что дает понимание физиологических основ поведенческих реакций животных и человека, тем самым готовит студента к глубокому пониманию всего курса психологических дисциплин. Физиология высшей нервной деятельности дает научное объяснение таким ее свойствам как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, движение, и др. Цель курса физиологии высшей нервной деятельности - дать студентам знания об особенностях высшего уровня регуляции процессов жизнедеятельности на базе основных нервных процессов, протекающих в центральных отделах головного мозга. Внимание уделяется особенностям, включая и возрастные, функционирования сенсорных систем. Предлагается рассматривать сенсорную систему как единую функциональную систему, результатом деятельности которой является объективное и достоверное восприятие внешнего мира. В курсе изучаются общие свойства и особенности проявления этих свойств в различных сенсорных системах. Семинарские занятия позволят не только закрепить знания, полученные студентами в лекционном курсе, но и вооружат будущих специалистов в области психологии умениями и навыками самостоятельной работы. Данная программа определяет объем знаний и навыков, которые должны получить студенты факультета психологии Института психоанализа в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий. Знание практическим психологом материалистического субстрата психики, закономерностей его работы является важнейшим критерием профессионализма. Курс завершается экзаменом. Предлагаемое распределение часов по темам лекционного и курса семинарских занятий примерно. Допустимо отдельные вопросы курса оставить студентам для самостоятельного изучения. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Содержание курса Раздел1. Методология изучения высшей нервной деятельности .Основные понятия и принципы физиологии высшей нервной деятельности (ВНД). Детерминизм как объективный принцип трех базовых теорий науки о высшей нервной деятельности: теория рефлекторной деятельности; теория отражения и теория системной деятельности. Рефлекторная теория И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Предыстория развития учения о рефлексе (Р. Декарт, И. Прохазка, Ч. Белл, Р. Мажанди, М. Холл, И.Мюллер). Концепция условного рефлекса по И.М. Сеченову и И.П.Павлову: три принципа рефлекторной теории: детерминизма, структурности, анализа и синтеза. Дальнейшая диалектическая разработка концепции рефлекса по А.А. Ухтомскому. Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы. Теория отражения. Формы отражения окружающего мира: восприятие, ощущение, представление и т.д. Отражение в биологических системах. Понятие о сигнале. Теория системной организации мозга. Функциональная организация мозга в учениях А.А. Ухтомского о функциональных констелляциях; в учении П.К. Анохина о функциональных системах; А.Р. Лурия о трех основных функциональных блоках. Методология, методы и методики в изучении физиологии высшей нервной деятельности. Раздел 11. Поведение. Классификация форм поведения. Поведение как форма эволюции Классификация инстинктивных (врожденных) форм на основе биологических потребностей: витальных, социальных, идеальных. Формы индивидуального ( приобретенного) обучения. Неассоциативное, стимул-зависимое ( суммационная реакция, привыкание, запечатление, подражание). Ассоциативное, факультативное, эффект-зависимое ( классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс). Когнитивное обучение. Психонервная деятельность, образное поведение (И.С. Беритов). Элементарная рассудочная деятельность как одна из форм адаптаций в учении Л.В. крушинского. Вероятностное прогнозирование- адаптационное поведение в вероятностно-организованной среде. Раздел Ш. Основные закономерности безусловнорефлекторной и условнорефлекторной деятельности. Особенности организации безусловного рефлекса ( инстинкта). Структура безусловных реакций. Драйв рефлексы. Антидрайв рефлексы. Закономерности формирования условнорефлекторной деятельности. Классификация условных рефлексов. Приспособительный и сигнальный характер условнорефлекторной деятельности. Доминанта, ее свойства. Соотношение условного рефлекса и доминанты. Единство основных нервных процессов – возбуждения и торможения, их взаимодействие в виде иррадиации и концентрации. Свойства нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность), лежащие в основе формирования положительных и отрицательных условных рефлексов. Феномен торможения: внешнее (безусловное) – гаснущий тормоз; запредельное торможение; внутреннее (условное) томожение – угасательное; дифференцировочное; запаздывания; условный тормоз. Взаимодействие различных видов торможения. Механизмы замыкания условнорефлекторных связей. Внутрокорковые механизмы. Динамическая констелляция центров. Раздел 1У. Сенсорные системы. Сенсорная функция мозга. Сенсорные системы – связующее звено живых организмов со средой обитания. Общие принципы строения сенсорных систем: конвергенция, дивергенция, обратные связи, двусторонней симметрии, кортикализации. Роль сенсорных систем как преобразователей физической энергии стимула в нейрофизиологические процессы нервных структур. Обнаружение и кодирование сигналов: многоуровневая организация ( релейность) передачи информации. Топическая организация сенсорных потоков при многоканальной передаче на высшие уровни мозга информации. Строение и функции зрительной сенсорной системы, слуховой, кинестетической, вкусовой , обонятельной систем. Распознавание, декодирование информационных потоков. Избирательный, активный характер восприятия. Внимание как механизм фильтрации информации, формирование доминантного очага. Раздел У. Факторы, формирующие поведение. Генотип и поведение. Генетическая детерминация анатомии инейрохимии мозга, свойств нервных процессов и обучения. Мотивация. Физиологические потребности. Мотивация как актуализированная потребность при организации поведенческого акта. Виды мотиваций и их роль в организации поведения. Нейрофизиологические механизмы мотивации, ее структурное обеспечение. Эмоции. Эмоции – особая форма отражения. Роль эмоций как фактора, определяющего направленность поведения. Связь эмоций и мотиваций. Место эмоций вв ряду других функциональных состояний. Теории эмоций. Исторический аспект. Понятия об эмоциональных состояниях и эмоциональных реакциях. Современная трактовка генезиса эмоций в трудах П.В. Симонова ( потребностно- информационная гипотеза). Роль лимбической системы в возникновении и осуществлении эмоций. Понятие эмоционального стресса как системной реакции организма. Стадии развития стресса. Экспериментальные неврозы и их физиологические механизмы. Трапия. Пространство и время как факторы организации поведения. Пространство. Теории рефлекторного отражения пространства. Теории пространственной ориентации по И.С Бериташвили, интегрального образа А.А. Ухтомского, когнитивных карт (динамический образ окружающего пространства). Время. Адаптивное значение суточных (циркадных) ритмов. Понятие о цикле «сон – бодрствование». Эволюция сна живых организмов. Структура сна. Теории сна. Сезонные ритмы поведения. Автоматизированное, стереотипное поведение или «чувство времени». Память. Виды и формы памяти. Пространственно-временная организация памяти. Механизмы кратковременной памяти. Нейрофизиологические механизмы долгосрочной памяти. Понятие энграммы памяти. Информационные макромолекулы. Нейромедиаторные системы памяти. Движение. Механизмы управления движением. Структурная основа функциональной организации двигательных систем. Произвольное и непроизвольное движение. Раздел У1. Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация. Доминанта и условный рефлекс как основные принципы интегративной деятельности мозга. Модулирующая система. Высшие интегративные системы мозга: ретикуло – стволовой и таламо – кортикальный (ассоциативный) уровень интеграции. Понятие функциональных систем. Внимание – преднастройка, ориентировочный рефлекс. Виды внимания. Подкорковые и корковые механизмы внимания. Ассоциативные системы и их участие в организации движений, в программировании поведения. Интегративная работа мозга в процессе организации движений (Н.А. Бернштейн). Функциональная организация поведенческого акта. Раздел У11. Физиологические особенности высшей нервной деятельности человека. Психофизиологическая проблема: соотношение физиологического и психологического в природе человека. Социальные и биологические потребности человека. Мышление и речь. Речевая форма отражения действительности. Теория мышления. Сознание и неосознаваемое. Межполушарная асимметрия и психическая деятельность. Критерии полушарного доминирования. Психическая деятельность во время сна. Особенности сна человека. Физиологическое значение особых фаз сна и их роль в возникновении сновидений. Гипноз и внушение. 3.3. Тематические планы 3.3. 1.Тематический план лекционного курса по дисциплине
3. 3. 2.Тематический план семинарских занятий по дисциплине
3.4. Библиографический список рекомендуемой литературы 3.4.1.Основной:
3.4.2. Дополнительный:
3.5. Перечень ключевых слов Адаптация. Афферентный синтез. Биопотенциал. Возбудимость. Высшая нервная деятельность. Гомеостаз. Доминанта. Иерархия нервного центра. Иррадиация. Концентрация. Координация нервных процессов Конечный приспособительный результат. Лабильность. Мотивация. Мышечное сокращение. Мышление. Неврозы. Нейромедиаторы. Нейроны (афферентные и эфферентные). Нервные волокна. Нервные окончания. Нервы. Нервный центр. Обстановочная афферентация. Память неврологическая. Поведение. Подкрепление. Потребности (биологические и социальные). Принятие решения. Проводимость. Проводящие пути. Раздражимость. Раздражители. Реверберация. Рефлексы (безусловные и условные). Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо. Речь. Саморегуляция. Синапсы. Сигнальные системы. Торможение. Физиологические системы. Функциональные системы. Центральное торможение. Циркуляция возбуждений. Эмоциональный стресс. Эфферентное возбуждение. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
График организации самостоятельной работы студентов.
5. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ, РЕФЕРАТОВ |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Психология Плотникова М. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной... Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем Арефьева А. В. Физиология внд и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы, обучающихся... | ||
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого... | Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» Комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, структуру... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии... Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа | ||
Учебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы | М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности... | К рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной... Цнс человека в формировании поведения, памяти, компоненты функциональной системы поведенческого акта | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов направления 030300.... | Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей... Изучение взаимодействия регуляторных систем для понимания механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды и адекватную реакцию... |