АННОТАЦИЯ
к рабочей учебной программы по дисциплине
Физиология высшей нервной деятельности
060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
Очная форма обучения
2 курс, 4 семестр 1. Трудоемкость:
Виды учебной работы
| Трудоемкость (час.)
| Аудиторные занятия:
| 48
| лекции
| 14
| семинары, практические занятия
| 34
| зачет
|
| Самостоятельная работа:
| 24
| Составление конспектов
| 10
| Составление протоколов лабораторных исследований и написание выводов
| 10
| Подготовка рефератов по темам
| 4
|
| 72
|
2.1. ЗАЧЕТ - 4 семестр
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО: 2.1.Перечень формируемых компетенций
Общекультурные компетенции (текст компетенции)
| Коды формируемых компетенций
| способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
| (ОК-1)
| Профессиональные компетенции
|
| - общепрофессиональные
способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат;
| (ПК-2)
| способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
| (ПК-16);
|
2.2. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
интегративную деятельность нейрона, кодирование биологической информации;
межклеточную передачу возбуждения, центральные возбуждающие и тормозные химические синапсы, медиаторы в химических синапсах; активация и блокада медиаторных систем мозга;
малые нейронные сети, их свойства и функции;
роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических функций организма;
основные морфо-функциональные особенности организации различных сенсорных систем;
понятие и классификацию боли; особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем;
механизмы функционирования ЦНС человека в формировании поведения, памяти, компоненты функциональной системы поведенческого акта;
формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД) у человека, классификацию и характеристику типов ВНД, варианты межполушарной асимметрии;
механизмы образования условного рефлекса и его торможения, роль в клинической практике;
Уметь:
Использовать знания о:
механизмах проявлений высшей нервной деятельности человека, понимать механизмы психической деятельности; различных состояний мозга, целенаправленного поведения человека;
Анализировать:
закономерности функционирования центральной нервной системы;
закономерности функционирования сенсорных систем человека;
закономерности функционирования моторных систем;
особенности высшей нервной деятельности человека;
Владеть методами:
исследования функций сенсорных систем;
исследования высших психических функций;
исследования индивидуально-типологических характеристик человека;
методом ЭМГ;
методом ЭЭГ;
оценки функциональной асимметрии мозга.
Краткое содержание дисциплины
Раздел 1. Интегративная функция нейрона и малые нейронные сети
Тема 1. Физиология синаптической передачи.
Классификация синапсов. Функциональные свойства электрических и химических синапсов.
Механизм передачи сигнала в химическом синапсе. Виды синаптических нейромедиаторов и нейромодуляторов, мембранные рецепторы, вторичные посредники медиаторов. Принцип Дейла-Фельдберга.
Сенситизация и десенситизация постсинаптической мембраны.
Явление посттетанической потенциации, активация и блокада медиаторных систем мозга;
Тема 2. Физиология малых нейронных сетей.
Организация малых нейронных сетей: явление дивергенции и конвергенции, принцип общего конечного пути (воронка Шеррингтона);
Свойства малых нейронных сетей: одностороннее проведение информации, центральная задержка, временная и пространственная суммация возбуждения, трансформация ритма, облегчение, окклюзия, реверберация и последействие, посттетаническая потенциация, пластичность, утомление.
Тема 3. Центральное торможение
Понятие о центральном торможении. Роль Сеченова И.М. Классификация центрального торможения: постсинаптическое и пресинаптическое, деполяризационное и гиперполяризационное.
Значение центрального торможения. Виды торможения: реципрокное, опережающее или поступательное, возвратное (торможение Реншоу и латеральное).
Раздел 2. Физиология сенсорных систем
Тема 1. Физиология соматосенсорной системы, зрительной, слуховой, вестибулярной, обонятельной, вкусовой систем.
Морфо-функциональная характеристика отделов зрительной сенсорной системы.
Понятие поля зрения и остроты зрения. Методы их определения.
Понятие рефракции, аккомодации и адаптации глаза. Механизмы этих процессов, их аномалии (астигматизм, близорукость, дальнозоркость, пресбиопия). Зрачковый рефлекс.
Слуховая сенсорная система. Звукоулавливающие образования, звукопроводящие пути и звуковоспринимающий аппарат слуховой сенсорной системы. Механизмы рецепции звука. Бинауральный слух. Методы исследования слуховой сенсорной системы.
Общая морфологическая и функциональная организация отделов кожной сенсорной системы. Классификация тактильных рецепторов, их структурно-функциональные различия. Методы исследования тактильной сенсорной системы. Понятие пространственного порога тактильной чувствительности. Классификация терморецепторов. Методы исследования температурной сенсорной системы. Понятие боли, ноцицепции. Функции боли. Классификация боли.
Общая морфологическая и функциональная организация отделов вкусовой сенсорной системы. Рецепторы вкусовой сенсорной системы. Вкусовая почка, вкусовые сосочки. Виды вкусовых сосочков языка. Механизм рецепции и восприятия вкуса. Методы исследования вкусовой сенсорной системы (густометрия и функциональная мобильность).
Общая морфологическая и функциональная организация отделов обонятельной сенсорной системы. Механизм рецепции и восприятия запаха. Методы исследования обонятельной сенсорной системы (ольфактометрия).
Раздел 3.Физиология двигательной системы
Тема 1. Спинальные двигательные системы
Понятие мышечного тонуса. Рефлекторная природа и функциональное значение тонуса мышц.
Афференты заднего корешка, их классификация; виды и роль.
Строение проприорецепторов (мышечные веретена и сухожильные органы Гольджи)
Понятие о мотонейронном пуле, виды мотонейронов, функции гамма петли;
Рефлексы спинного мозга: рефлекс растяжения, сухожильный, сгибательный, перекрестный разгибательный.
Тема 2. Роль ствола мозга, мозжечка, базальных ганглиев в организации движений.
Двигательные функции ствола мозга: нисходящие тракты, механизмы влияния структур продолговатого мозга и среднего мозга на мышечный тонус. Механизм возникновения состояния децеребрационной ригидности (контрактильного тонуса) у бульбарного животного. Понятие тонического рефлекса. Виды тонических рефлексов (статические и стато-кинетические). Условия их возникновения.
Структуры мозжечка, участвующие в формировании мышечного тонуса, коррекции медленных произвольных движений, построении программ быстрых стереотипных движений.
Участие компонентов стриапаллидарной системы и коры больших полушарий в регуляции мышечного тонуса и организации произвольных движений. Иерархо-параллельный механизм. Особенности организации моторной коры.
Патофизиология двигательных расстройств.
Раздел 4. Интегративные функции ЦНС
Тема 1. Врожденные формы поведения. Лимбическая система и поведение.
Характеристика мотивационного поведения. Классификация мотиваций.
Нервные механизмы мотивационного поведения. Элементы лимбической системы
Роль гипоталамуса в формировании мотиваций: центральные рецепторы, эрго- и трофотропные функции гипоталамуса.
Роль новой коры в формировании мотиваций.
Физиология эмоций. Виды эмоций. Представление о механизме их возникновения. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Значение эмоций для организации поведения.
Тема 2. Основы физиологии коры головного мозга
Новая кора: деление на доли, слои, колонки.
Метод ЭЭГ, ритмы ЭЭГ во время бодрствования и сна.
Физиология сна, стадии физиологического сна, теории сна.
Физиология памяти. Виды памяти. Представление о механизмах кратковременной и долговременной памяти.
Физиология речи. Виды речи и функции речи. Представление о механизмах речи, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга, связанной с развитием речи у человека. Центры Брока и Вернике.
Тема 3. Приобретенные формы поведения
Учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Понятие условного рефлекса. История открытия условных рефлексов. Значение работ И.П.Павлова и его последователей в создании учения об условных рефлексах и физиологии ВНД.
Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Значение условных рефлексов в приспособлении животных и человека к условиям существования.
Правила и стадии выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов по критериям: соотношения природы условного и безусловного раздражителей (натуральные и искусственные); биологической значимости безусловного раздражителя (пищевые, оборонительные и др.); вида рецепторов, возбуждаемых условным раздражителем (звуковые, световые и т.д.); отношения условного раздражителя к первой или второй сигнальным системам; сложности условного рефлекса (рефлексы 1, 2, 3 и т.д. порядков); характера изменения деятельности организма (положительные, отрицательные); соотношения времени действия условного и безусловного раздражителей (наличные, запаздывающие, следовые).
Понятие временной связи. Павловские и современные представления об уровнях локализации временной связи и механизмах ее образования.
Торможение в ВНД, его виды: безусловное (запредельное и внешнее), условное (угасательное, дифференцированное, условный тормоз, запаздывающее), условия их возникновения. Современное представление о механизмах торможения в ВНД. Значение торможения условных рефлексов для организиции приспособительной деятельности человека.
Понятие типа ВНД (по И.П. Павлову). Классификация и характеристика типов ВНД. Роль типов ВНД и других индивидуально-типологических характеристик человека в реализации приспособительной деятельности.
4. Формы контроля, Оценочные средства:
| Формы контроля
| Оценочные средства
|
| Текущий контроль:
(отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и занятиях)
проверка конспектов;
проверка протоколов лабораторных исследований;
тестовый контроль;
ситуационные задачи;
устное собеседование.
| стандартная пятибалльная система,
балльно-рейтинговая,
зачет-незачет
|
| Промежуточный контроль (по окончании изучения раздела дисциплины:
семинары;
контрольные работы;
защита рефератов.
| стандартная пятибалльная система,
балльно-рейтинговая;
зачет-незачет.
|
| Итоговый контроль по дисциплине:
– ЗАЧЕТ
| зачет-незачет
|
Заведующий кафедрой физиологии
человека и животных Лупандин Ю.В. |