АННОТАЦИЯ
к рабочей учебной программы по дисциплине
«Современные методы диагностики и лечения онкологических заболеваний» дисциплины «Онкология» (VI курс – Лечебное дело)
060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
Название дисциплины: Онкология. Курс YI. Семестр XI, XII.
Трудоемкость:
-
Медицинский факультет
| 6 курс
| Виды учебной работы
| Трудоемкость (час)
| Аудиторные занятия:
|
| Лекции
|
| Семинары, практические занятия
| 30 (час)
| Экзамен
|
| Зачет
| Зачет
| Самостоятельная работа:
| 8 (час)
| Конкретизировать формы работы
|
| Истории болезни
| -
| Подготовка рефератов, конспектов, схем, таблиц
| 1 (час)
| Выполнение контрольных работ
| 0 (час)
| Работа с больными
| 5 (час)
| Курсовая работа (научная работа)
| 2 (час)
| Общая трудоемкость
| 38 (час)
|
Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:
3.1. Перечень формируемых компетенций
Общекультурные компетенции (текст компетенций)
| Коды формируемых компетенций
| Способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию.
| ОК - 3
| Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.
| ОК - 5
| Способностью и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции.
| ОК - 7
| Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
| ОК - 8
|
Профессиональные компетенции
|
| - общепрофессиональные:
Cпособность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками; Cпособность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности; Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность; Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-интрументальных исследований, морфологического анализа, операционного и секционного материала, написать медицинскую карату амбулаторного и стационарного больного; Способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
|
ПК - 1
ПК – 3 ПК – 4
ПК – 5
ПК - 9
|
- в диагностической деятельности:
Способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом. Способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов. Способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом. Анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ). Выполнять основные диагностические мероприятия по выявлении неотложных и угрожающих жизни состояний. Способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека.
| ПК - 15
ПК - 16
ПК – 17
ПК - 18
| - в лечебной деятельности:
Способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным.
| ПК - 20
| Способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации.
|
ПК – 21
| Способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения.
| ПК – 22
| -в психолого - педагогической деятельности: Способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни.
|
ПК – 26
| - в организационно-управленческой деятельности:
Способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций Способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу.
|
ПК – 27
ПК – 30
|
- в научно-исследовательской деятельности:
Способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
|
ПК – 31
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся онкологических заболеваний.
Вопросы организации онкологической помощи в России и за рубежом.
Факторы, способствующие возникновению злокачественных опухолей
Меры первичной, вторичной и третичной профилактики рака.
Вопросы скрининговых исследований, направленных на выявление ранних форм рака.
Симптомы наиболее частых злокачественных новообразований, патогенез их развития.
Современные методы диагностики злокачественных опухолей, роль и способы инструментальных и морфологических исследований.
Современные принципы и результаты радикального и паллиативного лечения злокачественных новообразований.
Способы лечения злокачественных опухолей, показания к их применению.
Систему диспансеризации лиц группы повышенного риска и излеченных от злокачественных новообразований.
Систему паллиативной помощи инкурабельным больным.
Научные исследования, направленные на улучшение ранней диагностики и результаты лечения онкологических больных.
Деонтологические аспекты в онкологии.
Уметь:
Собрать и проанализировать информацию об онкологическом больном. Характер жалоб (нарушений функций органа, болевого синдрома, патологических выделений, изменений общего состояния и т.д.).
Проводить физикальное обследование больного.
Составить план клинического и инструментального обследования с подозрением на злокачественную опухоль.
Оценивать данные лабораторных исследований применительно к злокачественным новообразованиям различных органов.
Интерпретировать рентгенограммы различных органов с типичными признаками новообразований, интерпретировать результаты описания морфологической картины злокачественной опухоли.
Владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза (с последующим направлением к врачу специалисту).
Формировать группы лиц повышенного риска по возникновению злокачественной опухоли.
Проводить анализ причин поздней диагностики рака.
Определить клиническую группу онкологического больного, наметить тактику его ведения, составить прогноз заболеваний.
Владеть:
Собрать анамнез болезни, жалобы больного и проанализировать информацию об онкологическом больном.
Производить расспрос пациента и его родственников,
Выявлять жалобы и анализировать их характер (нарушение функций органа, наличие болевого синдрома, патологических выделений, изменений общего состояния и т.д.)
Собирать анамнез жизни больного.
Проводить физикальное обследование первичного очага опухоли, зон регионарного и отдалённого метастазирования
Собрать направленный анамнез (факторы риска);
Проводить дифференциальную диагностику доброкачественных и злокачественных опухолей.
Краткое содержание электива дисциплины «онкология» кафедры «госпитальная хирургия» (YI курс – лечебное дело)
4.1 Разделы дисциплины и виды учебной работы
№
| Разделы
| Практические занятия
Трудоёмкость
(час)
|
| I. ОБЩ АЯ ОНКОЛОГИЯ
|
| 1.
| Профилактика рака. Скрининг злокачественных опухолей:
Группы риска. Группы. Методы диагностики и принципы
лечения злокачественных опухолей
| 5 час
|
| II. ЧАСТНАЯ ОНКОЛОГИЯ
|
| 2.
| Паранеопластические синдромы – клинические неспецифические маркеры злокачественных опухолей
| 5 час
| 3.
| Основные опухолевые маркеры
| 5 час
| 4.
| Актуальные вопросы диагностики и лечения колоректального рака и рака желудка
| 5 час
| 5.
| Метастазы злокачественных опухолей без выявленного первичного очага
| 5 час
| 6.
| Неотложные состояния в онкологии
| 5 час
|
| ВСЕГО
| 30час
|
Содержание разделов
Раздел 1. ОБЩАЯ ОНКОЛОГИЯ Тема 1. Профилактика рака. Скрининг злокачественных опухолей:
Группы риска. Группы. Методы диагностики и принципы
лечения злокачественных опухолей. Содержание темы:
1 – современное представление о факторах повышенного онкологического риска – 45 мин
2 – первичная, вторичная и третичная профилактика рака – 45 мин
3 – скрининговые исследования в группах риска рака легкого – 45 мин
4 – скрининг рака молочной железы – 45 мин
5 – скрининг опухолей толстой кишки – 45 мин Раздел 2. ЧАСТНАЯ ОНКОЛОГИЯ Тема 2. Паранеопластические синдромы – клинические неспецифические маркеры злокачественных опухолей. Содержание темы:
1 – определение и классификация паранеопластических заболеваний – 45 мин
2 – паранеопластические поражения кожи – 45 мин
3 – костно-суставные паранеопластические поражения – 45 мин
4 – паранеопластические поражения кроветворной и лимфатической систем – 45 мин
5 – другие паранеопластические заболевания – 45 мин Тема 3. Основные опухолевые маркеры. Содержание темы:
1 – определение и характеристика опухолевых маркеров – 45 мин
2 – клиническое применение опухолевых маркеров – 45 мин
3 – альфа-фетопротеин в первичной и дифференциальной диагностике первичного рака печени – 45 мин
4 – возможности применения опухолевых маркеров при раке молочной железы – 45 мин
5 – простатспецифический антиген в скрининге, диагностике и мониторинге рака предстательной железы – 45 мин
Тема 4. Актуальные вопросы диагностики и лечения колоректального рака и рака желудка. Содержание:
1 – хирургическая анатомия ободочной и прямой кишки и желудка – 45 мин
2 – современные методы диагностики колоректального рака и желудка – 45 мин
3 – современные достижения в хирургии рака желудка, ободочной и прямой кишки – 45 мин
4 – лекарственная терапия рака желудка и толстой кишки – 45 мин – 45 мин
5 – выбор лечебной тактики при осложненном раке желудка и толстой кишки – 45 мин
Тема 5. Метастазы злокачественных опухолей без выявленного первичного очага Содержание:
1 – определение и характеристика метастазов без первично установленной локализации опухоли – 45 мин
2 – клинические проявления – 45 мин
3 – современные методы обследования – 45 мин
4 – лечебная тактика больных с метастазами без выявленного первичного очага – 45 мин
5 – прогноз у пациентов с метастазами злокачественной опухоли без первичной локализации – 45 мин Тема 6. Неотложные состояния в онкологии. Содержание:
1- клинические рекомендации по синдромам и неотложным состояниям -45 мин.
2 – аллергические реакции (анафилактическая реакция, аллергический ринит, крапивница) – 45 мин.
3 – ДВС синдром, коагулопатии, тромбозы – 45 мин.
4 – хронический болевой синдром – 90 мин. 5. Формы контроля, Оценочные средства:.
Вопросы текущего контроля по каждой теме:
Собеседование.
Контрольные и ситуационные задачи.
Рентгенограммы молочной железы, рентгенограммы легкого, пищевода, желудка, ободочной кишки, прямой кишки. Эхограммы щитовидной, молочной железы.
Тестовый контроль по теме – заключение преподавателя
Демонстрация больного, курация больных в палате, чтение УЗИ-грамм, Rg-грамм и т.д. – заключение преподавателя.
Итоговый контроль.
Вопросы итогового тест- контроля проводятся на последнем практическом занятии. Проводится тест-контроль с чтением УЗИ-грамм, Rg-грамм и т.д.
Итоговая государственная аттестация выпускников.
Зав. Курсом кафедры госпитальной хирургии, профессор
доктор мед.наук И.Е. Бахлаев 28.02.2012 г.
|