Скачать 139.07 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Биологический факультет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ«Физиология сенсорных систем» (ОД.А.04; цикл ОД.А.00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли 03.00.00 Биологические науки, специальность 03.03.01 – Физиология) Самара 2011 Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 03.03.01 – Физиология, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03.03.01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки. Составитель рабочей программы: Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук Рабочая программа утверждена на заседании совета биологического факультета протокол № 6 от 23.06.2011 г. Декан биологического факультета «___»____________20____г. ______________ Г.Л.Рытов (подпись) 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о сенсорных системах и механизмах их функционирования Задачи дисциплины:
1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
1.3.Связь с предшествующими дисциплинами Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по анатомии и физиологии человека и животных, математике, биофизике, биоорганической химии в объеме программы высшего профессионального образования. 1.4.Связь с последующими дисциплинами Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 03.03.01 – Физиология. 2. Содержание дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах) Форма обучения (вид отчетности) 1 год аспирантуры; вид отчетности – зачёт
2.2. Разделы дисциплины и виды занятий
2.3. Лекционный курс. Тема 1. Общие проблемы физиологии сенсорных систем. Основные этапы развития физиологии сенсорных систем. Физиология сенсорных систем в системе биологических наук. Предмет и объект изучения физиологии сенсорных систем. Методологические основы современной физиологии сенсорных систем. Современная экспериментальная и диагностическая техника для исследования сенсорных функций. Основные этапы развития физиологии сенсорных систем. Философские аспекты отражения внешнего мира в сенсорных системах. Ведущие отечественные и зарубежные учёные-физиологи, научные школы в области сенсорной физиологии. Характеристика современного этапа развития физиологии сенсорных систем. Современные представления о сенсорных системах, анализе и синтезе сенсорной информации. Актуальные проблемы и перспективы развития современной физиологии сенсорных систем. 2.4. Практические занятия. Тема 1. Физиология зрительной системы. Аккомодация глаза. Изучение полей зрения. Определение остроты зрения. 3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний 3.1. Контрольные работы – не предусмотрены. 3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено. 3.3. Самостоятельная работа Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку. Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:
Тема 1. Общие проблемы физиологии сенсорных систем. Уровни организации сенсорных систем: рецепторный, проводниковый и корковый. Функции каждого из уровней сенсорных систем. Учение И.П. Павлова об анализаторной функции мозга. Основные принципы надежности функционирования сенсорных систем. Понятие «рецептор». Классификации рецепторов. Механизмы трансформации энергии раздражителей в электрические потенциалы. Характеристика рецепторных потенциалов. Характеристика основных путей передачи сенсорных сигналов. Таламус как коллектор сенсорной информации. Таламо-кортикальные пути передачи сигналов. Кора головного мозга как высший отдел сенсорных систем. Аналитико-синтетическая деятельность коры мозга. Сенсорные (проекционные) зоны коры мозга. Особенности организации первичных, вторичных и третичных (ассоциативных) проекционных областей коры мозга. Теории формирования ощущений и целостного восприятия сенсорных сигналов. Тема 2. Физиология зрительной системы. Строение глаза. Оптическая система глаза, формирование изображения на сетчатке. Строение сетчатки. Фоторецепторные клетки. Фотохимические реакции в рецепторах. Фоторецепторные потенциалы. Электрические ответы биполярных, горизонтальных, амакриновых и ганглиозных клеток. Электроретинограмма. Рецептивные поля ганглиозных клеток сетчатки. Центральные отделы зрительной системы (верхние бугорки четверохолмия, латеральные коленчатые тела, зрительная кора), их функции. Особенности рецептивных полей нейронов разных уровней зрительной системы (Хьюбел, Визель). Нейрофизиологическая основа восприятия зрительных образов. Опознание зрительных образов. Световая чувствительность. Адаптация в зрительной системе. Цветовое зрение. Теории цветового зрения (Ломоносов, Юнг, Максвелл, Гельмгольц, Геринг). Восприятие пространства. Роль движений глаза в зрительном восприятии. Различные проявления нарушений деятельности зрительной сенсорной системы. Тема 3. Физиология слуховой системы. Свойства звука как стимула. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение улитки. Механические и электрические явления в улитке (Уивер, Брэй, Гершуни, Дэвис). Пороги слуховой чувствительности. Слуховая адаптация. Теории слуха (Резерфорд, Гельмгольц, Бекеши). Строение путей и центров слуховой системы. Электрическая активность путей и центров слуховой системы. Роль различных отделов слуховой системы в восприятии звуков. Анализ частоты и интенсивности звукового сигнала. Анализ направления действия звука (Рэлей, Альтман). Пространственный слух. Нарушения сенсорных процессов в слуховой системе. Тема 4. Физиология вестибулярной системыСтроение вестибулярного аппарата. Рецепторы вестибулярного аппарата и адекватные стимулы. Функции полукружных каналов. Функции отолитовых рецепторов. Функции отолитов в невесомости. Вестибулярных нерв, вестибулярные ядра продолговатого мозга. Вестибуло-спинальные влияния. Вестибуло-вегетативные рефлексы. Вестибуло-глазодвигательные реакции. Тонические реакции. Афферентные проекции вестибулярного аппарата в коре больших полушарий и других отделах головного мозга. Вестибулярная система и ориентировка в пространстве. Поражения вестибулярной сенсорной системы. Тема 5. Физиология обонятельной системы Структурная организация периферического отдела обонятельного анализатора (Бронштейн, Винников и др.). Структура и функции обонятельной луковицы. Электрические реакции в обонятельной системе (Оттосон, Бызов, Минор). Теории обоняния. Пороги обонятельной чувствительности. Механизмы восприятия запахов. Структура и функция центрального отдела обонятельного анализатора. Обонятельная адаптация. Нарушения обоняния. Тема 6. Физиология вкусовой системы Морфологическая и гистохимическая характеристика вкусовых рецепторов. Строение центральных отделов вкусовой системы. Основные характеристики деятельности вкусового анализатора. Электрические явления в структурах вкусовой системы. Теории вкусовой чувствительности (Эймур, Манкрифф). Влияния внешних и внутренних факторов на вкусовую чувствительность. Тема 7. Физиология соматосенсорной системы Общая характеристика звеньев соматосенсорной системы. Специфические (лемнисковые) и неспецифические (экстралемнисковые) проводящие пути. Соматосенсорные функции спинного мозга, стволовых структур мозга. Соматосенсорные проекционные области в коре мозга. Нейронная переработка сенсорной информации в коре. Контроль афферентации в соматосенсорной системе. Виды кожной чувствительности и основные типы рецепторов. Теории кожной чувствительности. Механорецепторная чувствительность. Рецепторы давления, прикосновения, вибрации. Рецептивные поля и плотность иннервации механорецепторов. Механизмы действия адекватного раздражения на механорецепторы (Хабберд, Ильинский). Регуляция деятельности механорецепторов. Температурная чувствительность. Виды и физиологические свойства терморецепторов кожи. Механизмы деятельности терморецепторов (Минут-Сорохтина). Электрическая активность терморецепторов. Центральные механизмы температурной чувствительности. Болевая (ноцицептивная) чувствительность. Качества боли. Болевые стимулы. Нейрофизиологическая основа боли. Центральные механизмы боли. Центральные механизмы контроля болевой чувствительности. Периферические и центральные нарушения ноцицепции. Проприоцепция. Рецепторы скелетно-мышечного аппарата (мышечные веретена, сузожильные органы Гольджи). Роль проприорецепторов в ощущениях положения конечностей, произвольного движения, в оценке мышечного усилия. Спинальные механизмы позы и локомоции (Беритов, Шеррингтон, Гранит). Проводящие пути и кортикальный уровень скелетно-мышечной системы (Шеррингтон, Гранит, Костюк, Батуев и др.). Клинико-физиологические проявления нарушения деятельности соматосенсорной системы. Тема 8. Физиология висцеральной сенсорной системыПериферический отдел висцеральной сенсорной системы. Интерорецепторы различных внутренних органов и их характеристика (Быков, Черниговский, Айрапетьянц, Лебедева и др.). Методы исследования интероцепции. Роль интерорецепторов в организме. Проводниковый отдел висцеральной сенсорной системы. Висцеральные проекции в структурах ствола мозга и подкорковых образованиях. Участие мозжечка в осуществлении вегетативных функций. Центральный отдел висцеральной сенсорной системы. Роль различных структур мозга в анализе и синтезе информации из внутренней среды. 3.3.1. Поддержка самостоятельной работы:
3.3.2. Тематика рефератов – не предусмотрены. Итоговый контроль проводится в виде зачёта. 4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ (Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино- и телефильмов). Программы пакета Microsoft Offiсe; Сайт научной библиотеки СамГУ, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html 5.Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты) не предусмотрены. 6. Материальное обеспечение дисциплины (Современные приборы, установки (стенды), необходимость специализированных лабораторий и классов)
7. Литература 7.1. Основная
7.2. Дополнительная
7. 3. Учебно-методические материалы по дисциплине
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ за___________/___________учебный год В рабочую программу курса «Физиология сенсорных систем», цикл ОД.А.04 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Биологические науки, специальность 03.03.01 – Физиология вносятся следующие дополнения и изменения: |
А. В. Арефьева физиология внд и сенсорных систем Арефьева А. В. Физиология внд и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы, обучающихся... | Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология высшей нервной... Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо «Института психоанализа» | ||
Психология Плотникова М. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс для студентов направления... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной... Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры.... | Г. А. Петров физиология висцеральных систем Петров, Г. А. Физиология висцеральных систем : сборник заданий для промежуточной аттестации студентов, обучающихся по специальности... | ||
Примерная программа дисциплины физиология Рекомендуется для специальности подготовки «физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом,... | Примерная программа дисциплины физиология Рекомендуется для подготовки специальности «физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом,... | ||
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | Календарный план лабораторных занятий по дисциплине «физиология и... Ii: Общая физиология возбудимых систем и вегетативной нервной системы. 5 занятий | ||
Рабочая программа учебной дисциплины диагностика и надежность автоматизированных систем В настоящее время растет сложность систем автоматизации и управления технологическими процессами. К надежности этих систем предъявляются... | Рабочая программа учебной дисциплины «надежность теплоэнергетических систем» Целью дисциплины является обучение студентов основам и практическому применению теории надежности энергетических систем |