Пояснительная записка Цели и задачи





Скачать 111.08 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цели и задачи
Дата публикации30.07.2014
Размер111.08 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
c:\users\даниил\desktop\справкаjpg.jpg

Логопедический кружок "Путешествие по сказкам, с использованием мнемотехники"

Содержание

                                                                                     

1.     Введение                                                                   

2.     Пояснительная записка                                               

3.     Цели и задачи                                                            

4.     Основные направления работы                                                                  

5.     Методологические принципы                                       

6.     Программное содержание                                           

7.     Содержание программы                                              

8.     Тематическое планирование                                                                       

9.     Предполагаемые умения и навыки                              

10.   Список литературы                                

                                                 

 

 Введение
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Пояснительная записка
       Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его духовно – нравственное воспитание. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности.

Учитываем следующие особенности:

* речевой статус детей;

* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в деятельность учителя-логопеда. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки:

* используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д.

* сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;

* возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
 

 Цели и задачи
   Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности:

* речевой статус детей (системное недоразвитие речи).
Коррекционно -воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;  запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи:

  • Учить сочинять этюды по сказкам, басням;

  • развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

  • учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;

  • развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);

  • пополнять словарный запас, образный строй речи.

                     

 

Методологические принципы
В основу программы кружка «Путешествие по сказкам, с использованием мнемотехники» вложены следующие принципы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям). Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок наряду с игрой заданного героя, будет иметь возможность реализовать собственные намерения, т.е. действовать от своего имени.

- наглядность (наличие дидактических материалов).

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

  - деятельностный подход (это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)  активности детей). В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт  о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

 

- Принцип реальности и практического применения.

Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни,  так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.

      Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным, страшим  детям можно находить варианты более сложные, менее подготовленным, младшим – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
                              

Программное содержание
 

  Объём материала соответствует возрастным особенностям школьников. Занятия проводятся в группе наполняемостью 10-15 детей один - два раза в месяц (12 занятий) по  30 – 40 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 1 год для детей 7 -9 лет.

 

 

Содержание программы

  

Сказка «У страха глаза велики»

Игровая деятельность

Показ настольного кукольного спектакля « У страха глаза

велики». Пересказ по мнемотаблице.

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из

какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и

пазлы по разным сказкам.

Сказка «У солнышка в гостях»

Познавательное развитие

Показ настольного кукольного спектакля « У солнышка в гостях». Пересказ по мнемотаблице.

Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Сказка «Три медведя»

Речевое развитие

Рисование

Чтение сказки, беседа по содержанию.

Пересказ по мнемотаблице.

Моделирование сказки.

Драматизация сказки.

Показ спектакля «Три медведя» детьми.

Рисуем сказку Домик для трех медведей»


Сказка «Теремок»

Показ сказки на фланелеграфе.

Игра – драматизация сказки «Теремок».

Изготовление шапочек – масок.

Творческая деятельность «Стоит в поле Теремок». Работа с конструктором.

Сказка «Репка»

Показ настольного кукольного спектакля «Репка»

Совместный пересказ сказки с интонационным выделением моментов речи, с которыми говорят персонажи, опираясь на мнемотаблицу.

Игра «Волшебники» (модели)

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Сказка «Маша и медведь»

Чтение и совместный пересказ сказки по мнемотаблице.

Показ настольного кукольного театра. Отработка движений героев с помощью жестов, мимики.

Настольная игра «Сложи сказку».

Драматизация сказки «Маша и медведь».

Сказка «Заюшкина избушка»

Чтение сказки, беседа по содержанию.

Разучивание ролей, пересказ по мнемотаблице.

Драматизация сказки.

Моделирование сказки.

Показ пальчикового театра.

Сказка «Волк и 7 козлят»

Аппликация

Показ настольного театра сказки.

Моделирование сказки.

Чтение сказки, беседа по содержанию.

Пересказ по мнемотаблице.

Драматизация сказки.

Сказка «Курочка Ряба»

Рисование

Настольный театр.

Моделирование сказки.

Рассматривание иллюстраций. Пересказ по мнемотаблице.

Художественная деятельность «Поможем дедушке и бабушке»

Сказка «Колобок»

Аппликация

Показ настольного кукольного спектакля «Колобок».

Игра – драматизация. Проигрывание отдельных эпизодов, используя мимику и жесты.

Рассматривание иллюстраций. Пересказ по мнемотаблице.

Моделирование сказки.

Театрализованное представление «Непослушный колобок».

Творческая деятельность «Друзья для колобка».

Сказка «Гуси – лебеди»

Чтение сказки, беседа по содержанию.

Разучивание ролей, пересказ по мнемотаблице.

Драматизация сказки.

Моделирование сказки.

Показ пальчикового театра.

Сказка «Кот, лиса и петух»

Чтение сказки, беседа по содержанию.

Пересказ по мнемотаблице.

Моделирование сказки.

Драматизация сказки. Заучивание ролей Кота и Лисы. Работа над техникой речи.

Показ спектакля « Кот, лиса и петух» детьми.

Рисуем сказку на песке.



Предполагаемые умения и навыки детей

1.     Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

2.     Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

3.     Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

4.     Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

5.     Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

6.     Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

7.     Умеют менять по заданию логопеда высоту и силу звучания голоса.

8.     Умеют произносить скороговорку, стихотворный текст в движении и разных позах.

9.     Знают и четко произносят в разных темпах 4-5 скороговорок.

10.    Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

11.    Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

12.   Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

13.   Умеют подбирать рифму к заданному слову.

14.   Умеют составлять диалог между сказочными героями.

15.   Знают виды и особенности театрального искусства.

16.   Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.

 

Список литературы

            1.     Т.А.Шорыгина «Красивые сказки» -  Москва, 2003 год

2.     Ю.А.Вакуленко «Театрализованные инсценировки в детском саду» - Волгоград «Учитель», 2007г

3.     Е.Ф.Акулова «Музыка и театр в старшем дошкольном возрасте» - Тольятти . Издатекльство Фонда «Развитие через образование», 2002г

4.     Т.Н.Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам» - Москва «Просвещение», 1982г

5.     Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников» - Москва «Просвещение», 1991г

6.     Ф.М.Орлова «Нам весело» - Москва «Просвещение», 1982г

7.     Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год

8.     О.Д.Ушакова «Пословицы, поговорки и крылатые выражения» - СПб, 2008г

9.     Альсира Легаспи де Арисменди «Дошкольное музыкальное воспитание» - Москва «Прогресс», 1989г

10.    И.Морозова, И.Слепцова «Забавы вокруг печки» - Москва «Роман – газета», 1994г

11.    М.Красев «Удивительный колобок» - Москва, 1984г

c:\users\даниил\desktop\мнемотаблицы.jpg

c:\users\даниил\desktop\мнемотаблицы1.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цели и задачи iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка Цели и задачи icon1. Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Цели и задачи iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера»...
...
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается...
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка. Цели и задачи
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. №373( с изменениями от 26....
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка Предмет математика
Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Пояснительная записка Цели и задачи iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Цель курса – изучение основных методов документоведческого исследования и методик рационализации документационного обеспечения управления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск