Пояснительная записка Предмет математика





НазваниеПояснительная записка Предмет математика
страница1/5
Дата публикации30.09.2014
Размер0.73 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка
Предмет – математика

Классы – 5 А, В

Количество часов в неделю – 6 ч.

Количество часов в год – 204 ч.


  • Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

- развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования процессов и явлений;

- воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых – математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.

  • Формы и методы, используемые на уроках:

  1. Урок-лекция с демонстрацией примеров применения теоретического материала;

  2. Урок-фронтальный опрос с проговариванием теории, изученной ранее;

  3. Урок-разбор заранее известного сложного материала (защита решений);

  4. Урок-контроль ранее пройденного материала (с/р, к/р, тест);

  5. Урок-групповое решение карточек по блоку материала.


Данная методика учитывает интересы, потребности, психологические особенности детей среднего звена. Она рассчитана на то, чтобы вызвать интерес у ученика к математике как к предмету, требующему упорства, трудолюбия, внимания. Учебник имеет поурочную структуру, насыщен учебным материалом с постепенным нарастанием сложности. Разнообразные и разноуровневые задания дают возможность заинтересовать каждого ученика, преподнести новый материал путем пошагового продвижения вперед от простого к сложному. Таким образом, средствами учебных текстов моделируется ситуация исследовательской деятельности: учащиеся ищут закономерности, задают вопросы, строят гипотезы, проверяют их для различных частных случаев, предлагают контрпримеры, обосновывают гипотезы, учатся индуктивно и дедуктивно рассуждать, оформляют результаты своих исследований.

Интеграция с другими предметами: ИЗО, география, технология.

- решение несложных практических расчетных задач, в т.ч. с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

- интерпретация результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Содержание рабочей учебной программы

Математика 5 класс
*Повторение курса математики начальной школы – 4 часа

1. Натуральные числа и шкалы – 17 часов

Натуральные числа и действия над ними. Сравнение натуральных чисел. Решение текстовых задач.

Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, а также навыки сравнения натуральных чисел. Следует выяснить прочность вычислительных навыков учащихся (навыков табличного сложения, умножения) и при необходимости организовать их доработку. В этой и последующих темах рекомендуется избегать дублирование материала, изучаемого в начальной школе, отказаться от решения громоздких в техническом плане задач, не несущих дополнительной идейной нагрузки.

При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки.

На примере шкалы линейки происходит знакомство со шкалами. Это подготовит учащихся к изображению чисел на координатном луче, а также послужит развитию умений читать шкалы, что важно для работы с приборами на уроках математики, физики и других предметов.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел – 26 часов

Сложение и вычитание натуральных чисел. Переместительное и сочетательное свойства сложения. Решение текстовых задач.

Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение.

Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.

При изучении данной темы отрабатываются умения складывать и вычитать многозначные числа (включая сложные случаи переноса из разряда в разряд), навыки арифметических действий с одно-, двузначными числами, действия с нулем.

Следует учитывать, что формируемое здесь умение составлять числовые и буквенные выражения поможет в дальнейшем при составлении уравнений по условиям текстовых задач, а потому необходимо сосредоточить внимание учащихся на соответствующих заданиях.

Уравнения решаются на основе зависимости между компонентами арифметических действий. При этом следует основное внимание уделить простейшим случаям.
3. Умножение и деление натуральных чисел – 29 часов

Умножение и деление натуральных чисел. Переместительное и сочетательное свойства умножения. Распределительное свойство умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Учителю необходимо постоянно уделять внимание выработке навыков устного умножения и деления двузначного числа на однозначное, формированию умений устанавливать порядок действий. Целесообразно проверить умения выполнять действия, когда один из компонентов равен нулю или единице. Вводятся понятия квадрата и куба числа.

Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами и результатами арифметических действий.

Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на … (в …)», «меньше на … (в …)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и пр.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся встречаются впервые с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

С делением с остатком учащиеся встречаются в начальной школе. Теперь соответствующее умение должно быть отработано до навыка, так как подобные действия придется выполнять устно, например при исключении целой части дробного числа.

4.Площади и объемы – 18 часов

Вычисление по формулам.

Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы измерения площадей.

Основная цель – расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи. Эти знания имеют политехнический характер, так как широко используются при изучении предметов естественного цикла и в трудовом обучении.
5.Обыкновенные дроби – 25 часов

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к сложению и вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
6.Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 17 часов

Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

Правила сложения и вычитания десятичных дробей объясняются на простых примерах, когда в записях слагаемых содержится поровну цифр после запятой. Слагаемые представляются в виде обыкновенных дробей, сложение которых уже усвоено. При отработке умений применять алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей достаточное внимание должно быть уделено сложению и вычитанию дробей, имеющих разное число десятичных знаков после запятой, вычитание дроби из целого числа.

Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на умножение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

При изучении операции округления числа вводится новое понятие – «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7.Умножение и деление десятичных дробей – 25 часов

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель – выработать навыки действий с десятичными дробями.

Умения умножать и делить десятичные дроби отрабатываются при вычислении значений числовых выражений при решении текстовых арифметических задач. Специального внимания требует формирование навыков определения места запятой в результате вычисления, выполнения умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000, …, деления десятичной дроби на натуральное число, когда целая часть делимого меньше делителя.

Знакомство с понятием среднего арифметического нескольких чисел позволит показать учащимся практическое применение арифметических знаний и умений.

Формируемые навыки находят применение при решении текстовых задач.
8.Инструменты для вычислений и измерений – 23 часа

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе.

Проценты. Основные задачи на проценты.

Примеры таблиц и диаграмм.

Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

Знакомство учащихся с калькулятором предусматривается на этапе, когда письменные алгоритмы арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями уже хорошо отработаны. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Умения построить прямой угол с помощью угольника и транспортира, прямую и отрезок с помощью линейки используются при построении прямоугольника по данным его измерениям, а в дальнейшем при построении перпендикулярных и параллельных прямых.

Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
9.Повторение. Решение задач – 20 часов

Ожидаемые результаты
Ожидаемый результат: ученики должны уметь

-выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

-переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;

-выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа, находить значение числового выражения;

-округлять целые числа и десятичные дроби;

-пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема. Выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;

-решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с соотношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.

Учебно-методическое обеспечение


  • Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Математика 5-6 классы», Москва, «Просвещение», 2009г.

  • В УМК по математике для 5 класса включены:

1)Учебник: Виленкин Н.Я, Жохов В.И., «Математика -5», Москва, Мнемозина, 2008г.

  • Учебно-практические материалы:

1)Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике 5 класс», Москва, Просвещение, 2008г.

Список литературы для учителя
1)Учебник: Виленкин Н.Я, Жохов В.И., «Математика -5», Москва, Мнемозина, 2008г.

2)Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике 5 класс», Москва, Просвещение, 2008г.

3)Алтынов П.И. «2600 тестов и проверочных заданий по математике для школьников и поступающих в вузы», Москва, издательский дом «Дрофа», 2008г.

4)Лысенко Ф.Ф. «Математика 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации», Ростов-на-Дону, издательство «Легион», 2008г.

5)Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. «Задачи на смекалку 5-6 класс», Москва, Посвещение, 2008г.

6)Тульчинская Е.Е. «Математика тесты 5-6», Москва, Мнемозина, 2009г.

7)Дорофеев Г.В. «Математика контрольные работы в 5-6 классе», Москва, издательский дом «Дрофа», 2009г.

8)Гольдич В.А., Злотин С.Е. «3000 задач по алгебре 5-9 класс», Москва, Eksmo Education, 2009г.

9)Попов М.А. «Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 кл», Москва, издательство «Экзамен», 2009г.

10)Гусева И.Л., Пушкин С.А. «Математика 5, сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля», Москва, «Интернет-Центр», 2009г.

11)Попова Л.П. «КИМы математика 5 кл», Москва, «ВАКО», 2010г.

12)Жохов В.И., Крайнева Л.Б. «Математика контрольные работы 5 кл», Москва, Мнемозина, 2008г.

Список литературы для учеников
1)Учебник: Виленкин Н.Я, Жохов В.И., «Математика -5», Москва, Мнемозина, 2008г.

2)Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике 5 класс», Москва, Просвещение, 2008г.


Календарно-тематическое планирование по математике по учебнику

«Математика 5 класс» под ред. Н.Я.Виленкина в 5 А, В классах

на 2013-2014 учебный год

(6 ч/нед., 204 ч/год)


№ урока

№ урока в теме


Тема

Тип урока

ТСО, ИКТ, ЦОР

Промежуточный

и итоговый

контроль

5 «А»

5 «В»

Примечания, коррективы




Повторение курса математики начальной школы (4ч)

1.

1.

Действия с числами. Порядок действий.

по



















2.

2.

Элементы действий. Нахождение неизвестных элементов.

по



















3.

3.

Простейшие уравнения.

по



















4.

4.

Решение задач на движение.

по



















Глава 1. Натуральные числа (90ч)

§1.Натуральные числа и шкала (17ч)

5.

1.

п.1.Обозначение натуральных чисел.

н

ЦОР
















6.

2.

п.1.Обозначение натуральных чисел.

з



















7.

3.

п.2.Отрезок. Длина отрезка.

н



















8.

4.

п.2.Треугольник.

н

ЦОР
















9.

5.

п.2.Решение задач. Самостоятельная работа.

по




С.р.













10.

6.

п.3.Плоскость. Прямая. Луч.

н

ЦОР
















11.

7.

п.3.Плоскость. Прямая. Луч.

з



















12.

8.

п.3.Плоскость. Прямая. Луч. Самостоятельная работа.

по




С.р.













13.

9.

п.4.Шкалы и координаты.

н

ЦОР
















14.

10.

п.4.Шкалы и координаты.

з



















15.

11.

п.4.Шкалы и координаты.

к



















16.

12.

п.4.Шкалы и координаты. Самостоятельная работа.

по




С.р.













17.

13.

п.5.Меньше или больше.

н

ЦОР
















18.

14.

п.5.Меньше или больше.

з



















19.

15.

п.5.Меньше или больше. Самостоятельная работа

к




С.р.













20.

16.

Обобщающий урок по §1. Подготовка к контрольной работе.

по



















21.

17.

Контрольная работа №1.

по




К.р.













§2.Сложение и вычитание натуральных чисел (26ч)

22.

1.

п.6.Сложение натуральных чисел и его свойства.

н



















23.

2.

п.6.Сложение натуральных чисел и его свойства.

з



















24.

3.

п.6.Сложение натуральных чисел и его свойства.

п



















25.

4.

п.6.Сложение натуральных чисел и его свойства.

к



















26.

5.

п.6.Сложение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа.

по




С.р.













27.

6.

п.6.Сложение натуральных чисел и его свойства.

по



















28.

7.

п.7.Вычитание.

н

ЦОР
















29.

8.

п.7.Вычитание.

з



















30.

9.

п.7.Вычитание.

п



















31.

10.

п.7.Вычитание. Самостоятельная работа.

к




С.р.













32.

11.

п.7.Вычитание.

по



















33.

12.

Контрольная работа №2.

по




К.р.













34.

13.

п.8.Числовые и буквенные выражения.

н

ЦОР
















35.

14.

п.8.Числовые и буквенные выражения.

з


















  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка Предмет «Русский язык»
«Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры...
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка Предмет изучения
Предмет изучения. Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с...
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка к рабочей программе для первого класса рабочая...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык...
«Математика и компьютерные науки», 010500. 62 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», 230100. 62...
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка рабочая программа по математике для 5-9 классов составлена на основе
Бурмистрова. Издательство «Просвещение», 2009г. «Математика 5-6 классы» автора –составителя В. И. Жохова. «Программа. Планирование...
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка Предмет «Мировая художественная культура»
Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные...
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Курс «Организация...
Предмет курса – технологии секретарского обеспечения управления в организациях, учреждениях, органах государственной власти
Пояснительная записка Предмет математика iconКонспект урока по географии «безмолвная» арктика пояснительная записка Предмет
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология»
Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 105 часа
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка: Предмет: обществознание Курс: «История Древнего мира» Класс: 5
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден
Пояснительная записка Предмет математика iconПредмет – математика Класс – 6б учитель
Учебник «Математика. 6 класс. Часть 2». В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон, М.: «Баласс», «С-инфо», 2002
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Математика»...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для11-го класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Пояснительная записка Предмет математика iconУчитель Клышко Галина Викторовна. Предмет: математика. Тип урок
Учебник: Математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.]. 22-е изд., испр. – М. Мнемозина, 2008....
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка
Это произойдет лишь в том случае, если данный учебный предмет подчинит все свои резервы задаче общего развития ученика
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка Предмет «анатомии, физиологии и патологии осрз»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины
Пояснительная записка Предмет математика iconПояснительная записка: Предмет
Охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск