Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки





НазваниеУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки
страница1/3
Дата публикации24.07.2014
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


СД. «Мастерство актёра»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070301 «Актерское искусство»

Специализация 070201.03 «Актер театра кукол»
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка (базовые документы, цели и задачи курса, назначение дисциплины, требования, семестровые задачи, форма контроля)……………………………………………...3

Цели и задачи курса………………………………………………………………………………..3

Требования ГОСТ к минимуму содержания программы по дисциплине……………………...8

Учебно-тематический план курса………………………………………………………………....9

Основные виды деятельности по предмету……………………………………………………...13

Формы контроля…………………………………………………………………………………...14

Содержание учебной дисциплины……………………………………………………………….15

Введение…………………………………………………………………………………………...15

1-й курс, 1-й семестр……………………………………………………………………………....16

Раздел 1 . Основы мастерства актёра……………………………………………………………16

Раздел 2. Мастерство актёра с куклой…………………………………………………………..18

1-й курс, 2-й семестр……………………………………………………………………………...19

Раздел 1 . Основы мастерства актёра……………………………………………………………20

Раздел 2. Мастерство актёра с куклой…………………………………………………………..20

2-й курс, 3-й семестр……………………………………………………………………………..22

Раздел 1. Работа актёра над ролью……………………………………………………………...23

Раздел 2. Работа актёра над ролью в отрывке с тростевой куклой…………………………...23

2-й курс, 4-й семестр…………………………………………………………………………….26

Раздел 1 . Работа актёра над ролью……………………………………………………………..26

Раздел 2. Работа актёра над ролью в отрывке с перчаточной куклой………………………..26

3-й курс, 5-й семестр……………………………………………………………………………..27

Раздел 1. Работа актёра над образом с куклой в преддипломном спектакле……………....…27

Раздел 2. Замыслы концертных этюдов с куклой……………………………………………....28

3-й курс, 6-й семестр………………………………………………………………………………29

Раздел 1. Продолжение работы над образом в преддипломном спектакле…………………...29

Раздел 2. Завершения работы над концертными этюдами…………………………………..…30

4-й курс, 7-й и 8-й семестры………………………………………………………………………31

Раздел 1. Работа над образом в дипломной работе………………………………………….....31

Раздел 2. Общение со зрителем в процессе учебной практики…………………………………31

Библиографический список……….……………………………………………………………...33

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии:

- с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070201 «Актерское искусство», специализации 070201.03 «Актер театра кукол» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 г. (регистрационный № 03-0505-П), утвержденного Министерством образования в 2002 году;

- с «Требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса по дисциплине» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»;

- с примерной программой по учебной дисциплине «Мастерство актера» для специальности 070201 «Актерское искусство» (специализации 070201.03 «Актер театра кукол» – повышенный уровень среднего профессионального образования) ФГОУ СПО «Тюменский колледж искусств»;

- педагогического и профессионального опыта составителей.

Широкое развитие театров кукол в России, их важная роль в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста требуют подготовки высоко квалифицированного актера-кукольника, который может влиять на развитие и повышение художественного уровня артистических коллективов государственных, а также иных театров кукол и кукольных групп.

«Мастерство актера» специализации «Актёр театра кукол» является профилирующей дисциплиной для студентов ФГОУ СПО «Тюменский колледж искусств».

Цели и задачи курса дисциплины «Мастерство актера»
Цель изучения дисциплины «Мастерство актёра»: формирование высококвалифицированного специалиста, профессионального актёра театра кукол.

Учащийся должен глубоко понять специфику творчества актера-кукольника, овладеть профессиональной техникой актерского мастерства, значительно развив свои природные способности, вполне усвоить творческий метод работы над ролью, мастерски овладеть своим профессиональным инструментом - театральной куклой (перчаточной и тростевой).

В основу профессиональной подготовки студентов - кукольников положена система К.С. Станиславского, передовой опыт российских, а зарубежных театров кукол и кукольников - солистов. Профессиональное обучение студентов связано с их общекультурным развитием, формированием гражданской позиции. Студент должен знать историю и теорию театрального искусства, искусства театра кукол и изобразительного искусства, уметь хорошо разбираться в других искусствах, смежных театральному, обладать творческой принципиальностью и высоким художественном вкусом. Будущий актер-кукольник должен быть воспитан музыкально, должен развивать свои вокальные данные, обладать высокой культурой сценической речи и поставленным голосом, должен вполне овладеть технологией куклы для того, чтобы не только уметь разобрать и отремонтировать свой сценический инструмент, но и самостоятельно его изготовить.

Процесс воспитания и обучения студента, как актера театра кукол, включает в себя следующие основные элементы теории и практики предмета (задачи курса):

  1. Теоретические понятия о театре, актерском мастерстве,

системе К.С. Станиславского.

2. Овладение основами мастерства актера:

а) работа актера над собой;

б) работа актера над ролью.

3. Теоретические понятия о театре кукол, о мастерстве актера-

кукольника.

4. Воспитание рук кукольника.

5. Овладение основами мастерства актера театра кукол (этюды,

отрывки).

6. Преддипломный спектакль.

7. Знакомство с разными системами кукол.

8. Дипломный спектакль.

9. Усвоение основных этических принципов искусства театра кукол.

Основной формой изучения курса являются практические занятия. Теоретические сведения преподаются в форме кратких бесед во время практических занятий и в непосредственной связи с ними.

Во вступительной беседе преподаватель знакомит студентов с общими теоретическими и этическими проблемами театрального искусства и искусства театра кукол. Эти вопросы изучаются в продолжение всего времени обучения, постепенно расширяясь, углубляясь, и всё более тесно, увязываясь с практической работой.

С самого начала занятий студенты приступают к практическому изучению основ актерского мастерства.

В течение двух первых лет обучения мастерству актёра распадаются на две параллельно развивающиеся части: занятия без куклы и занятия с куклой. Занятия без куклы решают задачу овладения элементами актерского мастерства в «живом плане». Параллельно начинается учебный тренаж с куклой, в котором основные элементы актерского мастерства, познанные студентами на своем природном организме, повторно прорабатываются на действии с куклой. После четвертого семестра обе дисциплины сливаются в единый комплекс мастерства актера театра кукол.

Кукла, созданная художником, не может быть необразной, это - всегда законченный образ и характер. Поэтому добиваться рождения слова, как результата органического внутреннего самочувствия актера в условиях «я в предлагаемых обстоятельствах», работая с куклой невозможно.

На занятиях основами актерского мастерства (без куклы) студенты овладевают элементами сценического действия, учится действовать органично, целеустремленно, логично, последовательно и продуктивно в данных предлагаемых обстоятельствах для достижения поставленной цели.

Занятия начинаются с тренировочных упражнений по отдельным элементам системы К.С. Станиславского: сценическое внимание, свобода мышц, воображения, эмоциональная память и т.д. Постепенно совершается переход от упражнений к небольшим этюдам, путем усложнения предлагаемых обстоятельств, введение новых «если бы», как толчка сценического действия, уточнения сверхзадачи, заострения действенного конфликта. При выборе этюдов особое внимание уделяется содержательной стороне, смыслу.

Этюдная работа способствует и этическому воспитанию студентов, раскрытию лучших сторон их характера. Большое внимание педагог уделяет развитию у будущих актеров-кукольников жизненной наблюдательности, т.к. она является важнейшим источником их творчества. Надо научиться наблюдать маленьких детей и, что особенно важно для кукольников, - жизнь животных.

Для того чтобы студенты могли практически овладеть рождением слова только в процессе действия, в результате общения с партнером, образного видения, словесного воздействия на партнера в учебных этюдах 1-го семестра (без куклы) очень ограниченное количество слов. Во 2-ом семестре словесная основа этюдов увеличивается.

Параллельно с изучением основ актерского мастерства в «живом плане» (без кукол) в первом семестре начинаются занятия по воспитанию рук будущего кукольника. Они также проводятся в форме упражнений и этюдов. Целью этих занятий является развитие фантазии студентов в специфическом для театра кукол направлении. Студенты создают руками образы птиц, животных, фантастических существ. Для большей выразительности используются цветные перчатки, шарики на пальцах, светошумовые эффекты.

Во 2-ом семестре начинаются занятия по овладению элементами актерского мастерства с куклой. Для этого на уроках технологии куклы в первом семестре учащиеся изготавливают каждый для себя по одной учебной тростевой кукле. Учебная тростевая кукла представляет собой схему куклы этой системы: вместо головы - шар, вместо кистей рук - деревянные варежки, вместо костюма - халатик. В каждом этюде студенты имеют возможность образно видоизменить ее абстрактную внешность, временно прикрепляя к ней различные детали: нос, волосы, уши, глаза, детали костюма и т.п.

В упражнениях, индивидуальных этюда, а затем парных и групповых этюдах прорабатываются все элементы основ актерского мастерства, воплощаемые в движениях куклы. Изучаются и движения куклы в момент словесного действия (этюды с небольшим количеством слов). Одновременно изучаются движенческие возможности и выразительные средства тростевой куклы, логика ее физического равновесия, идет воспитание навыков «чувство земли, пола», тренаж различных способов прикрепления реквизита к кукле, контроль над изобразительными ракурсами куклы.

В 1-ом и 2-ом семестре большое внимание уделяется «пограничным», межтеатральным областям, умению действовать в системе театра масок и театра фигур. Этюды в этих системах воспитывают у студентов чувство формы, жанра и стиля, вне которых нельзя создать полноценный художественный образ в кукольном спектакле.

На занятиях по основам актерского мастерства большое внимание педагог уделяет переходу от этюдов, создаваемых самими студентами, к отрывкам из пьес с авторским текстом (3-ий семестр). Для того чтобы облегчить этот переход, допустимо во 2-ом семестре этюдный метод обучения заменить работой над инсценировками литературных произведений (рассказов). Студенты учатся чувствовать актерский текст, как свой собственный. Для этого они должны идти не от замысла в предлагаемых обстоятельствах и затем в результате к словам, как в этюдах, а, наоборот, от слова к предлагаемым обстоятельствам, затем к сюжету, к теме, идее.

Педагог стремится к тому, чтобы полное успешное овладение учебной темой 3-го семестра в работе над первыми отрывками из пьес вооружило студентов практическими навыками настолько, что в 4-ом семестре они смогут перейти к более сложной теме в работе над отрывками из пьес, близких особой природе театра кукол (сказки, басни, водевили и т.д.). Проработкой и показом отрывков из пьес сложных жанров в 4-ом семестре заканчивается обучение актерскому мастерству без куклы. Продолжение обучения проходит только с куклами, на материале кукольных пьес. Параллельно с обучением без куклы в начальных семестрах проводятся занятия по обучению работе над ролью с куклой в отрывках из одной, двух кукольных пьес, в 3-ем семестре - с тростевой куклой, в 4-ом семестре - с перчаточной куклой.

Особенностью работы на этом этапе является участие художника в процессе создания кукольного образа. Важным моментом работы с художником становится зависимость его видения кукольного героя от замысла образа куклы, рожденного студентом-кукольником.

Работа с куклой над отрывком начинается с этюдов со своими словами. Цель этих этюдов - разведка действием куклы - характера. После того, как эта этюдная работа принесет результаты, нужно перейти ко второй группе этюдов, целью которых будет разведка действием роли в отрывке. Постепенно эта этюдная работа переходит в непосредственную работу над ролями в отрывках, где точно выстраивается вся цепь физических действий, выверяются и доводятся до выразительности все движения куклы, уточняется авторский текст, отсекается все лишнее, наработанное в этюдах.

Этот метод работы над ролью в отрывке в 4-ом семестре отрабатывается также на драматургическом материале кукольной пьесы и на системе перчаточной куклы.

5-й семестр посвящен работе над образом в преддипломном кукольном спектакле. В этот период педагог становится режиссером-постановщиком актерского курса. Спектакль должен иметь законченную художественную форму. Очень важно помочь каждому студенту-исполнителю роли найти зерно образа, т.е. главное его качество, определить задачи и устремить их последовательно к решению сверхзадачи.

Спектакль показывается зрителям в рамках профессиональной практики. Главная учебная задача в работе над спектаклем - подчинить все элементы роли и компоненты спектакля единой цели, основной теме и идее спектакля. В свою очередь и каждый исполнитель учится подчинять все подробно и верно разработанные эпизоды своей роли сквозному действию и сверхзадаче спектакля.

В зависимости от творческих возможностей актерского курса допустимо и желательно увеличение количества преддипломных спектаклей до 2-х, иногда 3-х, чтобы студенты получили как можно больше практических навыков при встрече со зрителями.

В 5-ом семестре начитается работа над концертными этюдами, номерами, сценками или миниатюрами. Работа над концертными этюдами или номерами знакомит студентов со всеми существующими системами кукол (марионетки, теневые, планшетные, мимирующие и др.), является тренажем фантазии, техники владения куклой, заставляет кукольника находить лаконичную, острую, ритмически, насыщенную эстрадную форму.

Концертные номера, этюды, миниатюры и сценки, не завершенные в конце 5-го семестра, дорабатываются в 6-м семестре и наиболее успешные показываются в период экзаменов, после показа преддипломного спектакля.

В 7-ом семестре преддипломный спектакль и успешные концертные номера активно исполняются перед различной зрительской аудиторией в рамках продолжающейся профессиональной практики.

Одновременно с начала седьмого семестра начинается работа над дипломным спектаклем. На промежуточный экзамен может быть вынесена первая его часть. А работа над дипломным спектаклем продолжается в 8-ом семестре и завершается показом дипломного спектакля.

В этой работе углубляются и закрепляются навыки студентов в работе над ролью и их умение творить под руководством режиссера.

Дипломный спектакль - наглядный итог правильного и плодотворного учебного процесса воспитания актеров-кукольников. Педагог стремится как можно полнее и успешнее представить в нем каждого студента, как творческую индивидуальность. Срок выпуска дипломного спектакля назначается так, чтобы перед заключительным экзаменом исполнители могли несколько раз проверить его на зрителе.

Выпускной экзамен, на котором показываются спектакли и концертные номера, дополняется выставкой, демонстрирующей все работы студентов (куклы, механика, реквизит и др.), выполненные ими за все время обучения на уроках технологии кукол и самостоятельно.

Итогом обучения студента предмету «Мастерство актёра» должна быть его готовность сразу, без всякого адаптационного периода после окончания учебного заведения приступить к профессиональной деятельности либо в одном из государственных театров кукол, либо в частном или семейном театре, либо в качестве артиста-солиста, работающего в области оригинального (кукольного) жанра на эстраде.

Для реализации этой цели и достижения данного итога студент, прошедший курс, должен

знать

- специфику творчества актёра-кукольника;

уметь

- действовать куклами различных игровых систем

(перчаточными, тростевыми, открыто управляемыми и др.);

владеть

- приёмами работы в «живом плане», в системе театра масок

и театра фигур;

иметь навыки

- игры в театральном спектакле, представлении, шоу, миниатюре

и кукольном концертном номере.
Требования ГОСТ к минимуму содержания программы по дисциплине

«Мастерство актёра»

Индекс дисциплины

Основные дидактические единицы

Всего

часов максим. учебной нагрузки студента

В т.ч.

часов обязат. учебных занятий

СД.01

Мастерство артиста театра кукол:

Театра кукол как особый вид театрального искусства. Взгляды на природу творчества артиста театра кукол выдающихся мастеров театра и театральных педагогов.

Элементы общей психотехники актёра. Анимация. Овладение техникой вождения кукол основных театральных систем. Упражнения и этюды в живом плане и с куклой в актерской учебной и творческой практике.

Работа актера над ролью. Актерский ансамбль в спектакле.

Творческое взаимодействие с режиссером и художником в работе над спектаклем.

Исполнение ролей в учебных спектаклях.


1439

1138

Учебная нагрузка по дисциплине

«Мастерство актёра»

Виды

занятий

Всего часов

По семестрам

1

2

3

4

5

6

7

8

Теоретическое

обучение и

практические занятия

1138



144



133



162



180



153



180



153



33



Итоговый контроль

экзамен

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

К/у

III.2. Учебно-тематический план курса

№ темы



Наименование темы

Распределение часов

Групповые

Самостоятельные

1-й курс 1-й семестр








1.

Введение.

1. Театр как вид искусства.

2. Театр кукол как особый вид театрального искусства.

3. Драматургия театра кукол.

4. Актер театра кукол.

9



2

2.

Основы актерского мастерства

1. Вводная беседа

2. Реалистические традиции актерского искусства и система

Станиславского.

3. Основные разделы системы Станиславского:

а) Работа актера над собой.

б) Работа актера над ролью.

4. Основные элементы актерского мастерства.

5. Практические занятия.

65


10

3.

Мастерство актера с куклой

1. Вводная беседа

2. Руки – актера-художника

а) Тренаж рук

3. Практические занятия.

70

28

Всего:

144

40

Итого:

184

1-й курс 2-й семестр







4.

Основы актерского мастерства

1. Вводная беседа

2. Учение К.С.Станиславского о словесном действии

3. Практические занятия.

50

15

5.

Мастерство актера с куклой

1. Вводная беседа

2. Малые пластические действия с куклой.

3. Практические занятия.

83

25

Всего:

133

40

Итого:

173

2-й курс 3-й семестр







6.

Работа актёра над ролью.

1. Вводная беседа

2. Путь к характеру

3. Путь к чувству роли

4. Метод разведки роли

5. Анализ отрывка

4. Практические занятия

32

10

7.

Работа актёра над ролью в отрывке с перчаточной куклой.

1. Застольный период

1. Анализ содержания пьесы.

2. Событийный ряд пьесы.

3. Характеристика действующих лиц пьесы.

4. Предлагаемые обстоятельства

5. Художественные особенности пьесы

2.Репетиция с куклой на ширме.

65

15

8.

Работа актёра над ролью в отрывке с тростевой куклой.

1. Застольный период

1. Анализ содержания пьесы.

2. Событийный ряд пьесы.

3. Характеристика действующих лиц пьесы.

4. Предлагаемые обстоятельства

5. Художественные особенности пьесы

2.Репетиция с куклой на ширме.

65

15

Всего:

162

40

Итого:

202

2-й курс 4-й семестр







9.

Работа актёра над ролью.

Практические занятия

40

10

10.

Работа актёра над ролью в отрывке с перчаточной куклой.

Практические занятия

70

15

11.

Работа актёра над ролью в отрывке с тростевой куклой.

Практические занятия

70

15

Всего:

180

40

Итого:

220

3-й курс 5-й семестр







12.

Работа актёра над образом с куклой в преддипломном спектакле.

1. Распределение ролей

2. Застольный период.

3. Работа актера с режиссером.

4. Методы коллективной работы над спектаклем.

5. Изготовление полной материальной части спектакля.

6. Этюды на куклах

90

25

13.

Замыслы концертных этюдов с куклой.

1. Вводная беседа.

2. Особенности кукольной эстрады.

3. Особенности замысла эстрадного номера.

4. Жанровые разновидности эстрадных выступлений.

5. Технические решения эстрадных номеров.

63

15

Всего:

153

40

Итого:




3-й курс 6-й семестр







14.

Продолжение работы над образом к преддипломным спектаклям.

1.Выстраивание линий пластических действий

2. Проверка всех линий сценического действия

3. Проведение заключительных безостановочных

репетиций по картинам, актам и всего спектакля в

целом (прогоны).

4. Разборы, поправки, советы, подсказки и др. после

каждого «прогона» спектакля.

5. Проведение генеральных репетиций

6. Подготовка спектакля к показу зрителям.

7. Показ преддипломного спектакля.

90

25

15.

Завершение работы над концертными этюдами (номера, миниатюры, сценки с куклами)

1. Тренировка в технике исполнительского мастерства

2. Выверка темпоритма номера.

3. Хронометрирование номера

4. Усовершенствование механики кукол

5. Усовершенствование текста номера.

6. Подготовка к показу номера зрителям.

60

15

16.

Застольный период дипломного спектакля

1.Анализ пьесы.

2.Анализ ролей.

3.Задание художнику.

30

-

Всего:

180

40

Итого:




4-й курс 7-й семестр







17.

Работа над образом в дипломном спектакле

1.Вводная беседа.

2.Углубление работы над образом.

3.Творческая и точная работа с художником.

4.Поиски выразительных художественных деталей в

исполнении роли.

5. Культурно-просветительские и эстетические задачи

театра кукол.

6. Педагогические элементы деятельности детского

театра.

7. Психологические особенности детского зрителя.

8. Контакты со зрителями.

9. Этюдная работа с куклами. .

90

20

18.

Общение со зрителем во время практики

1. Вводная беседа

2. Умение правильно понимать и учитывать реакции

зрителя в момент исполнения.

3. Творческая работа кукольников в условиях выездного

спектакля.

20

6

19.

Практическая работа

1.Систематический показ зрителям преддипломного

спектакля.

2. Выступление перед зрителями с эстрадными

кукольными номерами.

3.Встречи со зрителями.

4. Подготовка выставки кукол и реквизита к дипломному

спектаклю.

5. Показ дипломного спектакля.

43

7

Всего:

153

33

Итого:

186

4-й курс 8-й семестр







20

Работа над образом в дипломном спектакле.

1. Вводная беседа.

2. Завершение работы с художником

3. Участие в работе над музыкальным оформлением

спектакля.

4. Работа с режиссером над ролью-образом в дипломном

спектакле.

5. Подготовка к показу спектакля к диплому.

10

10

21

Практическая работа

  1. Систематический показ зрителям дипломного

спектакля.

  1. Выступление перед зрителями с эстрадными

кукольными номерами.

3. Встречи со зрителями.

4. Показ дипломного спектакля государственной

комиссии.

23

18

Всего:

33

28

Итого:

61

Всего за курс:

1138

301

Итого за курс:

1439

В основе педагогического процесса в классе актерского мастерства лежат следующие педагогические принципы:

  1. Индивидуальный подход (т.к. любая творческая единица ценна своей неповторимостью).

  2. Единство художественного и технического развития.

  3. Постепенность, последовательность и систематичность в овладении мастерством актера-кукольника.

В течение всего курса обучения для учащихся должны быть созданы максимально благоприятные условия для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальности. Это станет возможным только в атмосфере требовательности и уважения к студентам, подлинной благожелательности и искренности всех участников педагогического процесса.

Занятия по дисциплине «Мастерство актера» должны быть направлены на активизацию инициативы учащегося, раскрепощение его творческой природы. Важно научить будущего артиста становиться хозяином своего вдохновения, чутко реагировать на происходящие вокруг нас события, иметь свои идеалы, индивидуальную жизненную позицию и, оставаясь верным ей, отзываться на потребности времени посредством творческой деятельности.

Обучение в колледже искусств призвано помогать студенту в процессе самопознания и саморазвития, приобщать к достижениям мирового искусства, возбуждать познавательный интерес, благотворно влиять на поведение в жизни и на сцене, развивать коммуникативные качества, навыки межличностного общения и сотрудничества, способствуя гармоничному процессу роста личности.

Основные виды деятельности по предмету

Занятия в классе мастерство актера ведутся с учащимися индивидуально два раза в неделю. Преподаватель на уроке знакомит учеников с основными видами деятельности по предмету

Оценка успеваемости осуществляется в конце каждого семестра на контрольных прослушиваниях, зачетах, академических концертах, экзаменах. Проверкой знаний, умений и навыков учащихся являются так же публичные выступления:

  • отчетные концерты;

  • тематические вечера;

  • конкурсы и фестивали;

  • городские и областные концертные мероприятия;

  • гастрольные поездки.

  • спектакли ГАУК «Тюменский театр кукол»

Различные формы сценических выступлений являются одной из главных творческих задач класса актерского мастерства, где формируются навыки сценического поведения, выявляются индивидуальная исполнительская и стилистически - жанровая направленность учащегося.

Формы контроля
На зачёт в конце 1 семестра выносятся:

1. Парные и групповые этюды на действие и общение (с небольшим

количеством слов) без кукол.

2. Этюды одиночные, парные и групповые для рук.
На экзамен в конце 2 семестра выносятся:

1. Парные и групповые этюды или инсценировки со словесным

действием (на элементы актерского мастерства).

2. Парные и групповые этюды на тростевых куклах со словесным действием.
На зачёт в конце 3 семестра выносятся:

1. Отрывки без кукол.

2. Отрывки с тростевыми куклами
На экзамен в конце 4 семестра выносятся:

1. Акты, сцены, картины из пьес без кукол.

2. Отрывки из пьес с печаточными куклами.
На зачёт в конце 5 семестра выносятся:

1. Этюды с куклами к преддипломному спектаклю (выборочно).

2. Концертные номера с куклами (выборочно).
На экзамен в конце 6 семестра выносятся:

1. Сцена из преддипломного спектакля.

2. Наиболее удачные концертные этюды.
На зачёт в конце 7 семестра выносятся:

1. Сцены их дипломного спектакля
На диплом в конце 8 семестра выносятся:

1. Дипломный спектакль.

2. Преддипломный спектакль.

3. Наиболее удачные концертные этюды.
ПРИМЕЧАНИЕ:

Показ дипломных спектаклей и номеров сопровождается выставкой работ студентов: кукол, механики, реквизита и прочих за весь период обучения.

Содержание учебной дисциплины

I курс

I семестр

Введение. Беседы. Рассказы (теоретическая часть)

1.Театр как вид искусства.

Театр - один из древнейших видов искусства. Театр - одна из форм художественного отражения действительности. Действенная природа театрального искусства. Комплексный характер. Спектакль, как результат творчества многих людей. Творческий коллектив: драматург, режиссер, актеры, художник, композитор. Объединяющая роль режиссера. Синтетичность театра. Зритель и его роль в формировании спектакля. Театр как народное искусство. Творчество в данный момент (живая природа театрального искусства). Неповторимость спектакля. Большая художественная выразительность театрального искусства. Значение театра в современном мире.

2.Театр кукол как особый вид театрального искусства.

Театр кукол как древнейшее народное искусство. Сакральные истоки театра кукол. Кукольное искусство Востока, Запада и России. Традиционный театр «Петрушка» как профессиональный театр. Советский театр кукол как уникальное художественное явление и оригинальный тип организации театрального дела. Развитие театра кукол в 20-ом веке, направление и формы. Куклы на эстраде. Российские и международные фестивали кукол.

Международный Союз кукольников (УНИМА), его зарождение, восстановление после второй мировой войны, современное положение.

Специфика театра кукол. Творец - актер, инструмент - кукла. Роль художника в театре кукол. Условность театра кукол. Обобщение. Острота формы, лаконизм. Театр кукол как синтез двух искусств: театрального и изобразительного. Театр кукол, театр масок и театр фигур. Театр кукол и пантомима. Театр кукол и мультипликация (анимационное искусство).

3.Драматургия театра кукол.

Спектакль как сценическое воплощение произведения драматургии. Определяющее значение смыслового содержания, идей и художественных особенностей пьесы в создании спектакля. Специфические особенности пьесы для театра кукол. Сказочные, фантастические сюжеты кукольной драматургии и реализм характеров кукольных персонажей. Жанры драматургии театра кукол: сказка, легенда, басня, сатира, пародия, комедия и др. Краткость и лаконизм формы кукольной драматургии. Действенность слова. Отсутствие многословия. Насыщенность внешним физическим действием. Театральная яркость образов. Ритмическая выразительность драматургии. Внутренняя музыкальность. Поэтичность. Проблемы будущего развития драматургии

театра кукол. Обращение к опыту традиционного театра кукол. Поиск новых

возможностей (использование инсценировок литературных произведений, музыкальной драматургии, киносценариев и т. д.).

4.Актер театра кукол.

Актер - главный компонент театрального зрелища. Актер главный выразитель идей драматургии т спектакля.

Специфика творчества актера театра кукол. Анимация куклы движением и словом. Доминирующее значение движения в анимации куклы.

Способ общения актеров - кукольников. Независимость актера-кукольника от амплуа по внешним физическим данным. Большой диапазон перевоплощения. Трансформационные и имитационные возможности актера-кукольника. Использование выразительных особенностей куклы. Владение ракурсами куклы на сцене. Мера условности в актерском исполнении в зависимости от изобразительного стиля куклы.

Диктата куклы в поисках сценического характера. Система Станиславского и элементы театра представления в творчестве актера кукольника. Условный психологизм кукольных действий (по С.В. Образцову). Повышенный актерский контроль в момент творчества актера-кукольника. Требования к дикции, голосовому и интонационному богатству актера театра кукол. Своеобразие общения со зрительным залом (общение, опосредованное куклой).

Особенности творческой деятельности актера-кукольника, выступающего сольно на эстраде. Эстрадный кукольник как автор куклы, кукольного номера и его исполнитель. Зависимость куклы от авторского замысла номера. Зависимость актера-исполнителя кукольного номера от придуманной им куклы.

ПРИМЕЧАНИЕ:

«Специфика театра кукол» составляет теоретическую часть общего курса в течение всех семестров. Распределение тем по семестрам и последовательность изложения материала определяются преподавателем и тесно связаны с практическими навыками.

1-Й СЕМЕСТР

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА АКТЕРА

Вводные беседы

1) Реалистические традиции актерского искусства и система Станиславского.

Жизненная правда как основа реалистического актерского искусства. Перевоплощение и образ. Умение жить мыслями и чувствами героя пьесы как основное условие создания правдивого сценического образа.

Система Станиславского как научное обоснование законов актерского творчества. Учение Станиславского о сверхзадаче. Этика Станиславского -моральный кодекс поведения актера, основа его театральной деятельности.

2) Основные разделы системы Станиславского:

а) Работа актера над собой.

Воспитание в актере качеств, необходимых для правдивого действия на сцене

Система воспитания актера.

б) Работа актера над ролью.

Основные закономерности творческого процесса реалистического воплощения

образа на сцене, методы работы актера над ролью.

3)Основные элементы актерского мастерства.

Действие как акт человеческого поведения, направленного на достижении

определенной цели. Действие как основное средство раскрытия человеческого

характера на сцене. Роль сценического действия в актерском искусстве

Возникновение верного психофизического самочувствия актера - результат

сценического действия.

Органическое единство физического и психического в сценическом действии.

Ограниченность (подлинность) сценического действия.

Понятие о сценической задаче.

Основные элементы сценического действия и их значение в работе актер над ролью.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ по основным элементам актерского мастерства:

1) Упражнения по элементам внутренней техники актера:

а) на свободу мышц (борьба с непроизвольным напряжением, раскрепощена мышц, напряжение - расслабление мышц, определение центра тяжести соблюдение равновесия и др.) б) на сценическое внимание (игры и упражнение на внимание, круги внимания, плоскости внимание, многоплоскостное внимание, развитие наблюдательности и др.)

в) на воображение (оправдание позы, места действия, заданной схемы движения; кинолента видений и др.)

г) на действие с воображаемыми предметами (ложка и последовательность простого физического действия, подробность физического действия; проверка на действие с подменным предметом)

д) на эмоциональную память (память ощущений, накопление жизненного

опыта, воспроизведение действий в связи с различными чувствами)

е) на развитие непосредственности (развитие актерской смелости

наблюдательности, веры в предлагаемое обстоятельства - упражнение

на «портреты» животных, «цирк», «зверинец» и т.д.).

ж) на физические состояния (тепло, холодно, ветер; болит нога, рука

голова; хочется спать и т.д.)

з) на общение (виды общения, физическое, словесное общение, воздействие

и взаимодействие, приспособления и др.)

и) на темпоритм (внешний и внутренний ритм - их единство

внутренний темпоритм)

2) Этюдные упражнения

Использование всех элементов актерского мастерства при выполнение

конкретного сценического действия:
а) одиночные этюды на выполнение простого сценического задания (со сменой предлагаемых обстоятельств и введение новых «если бы»)

б) этюды на сценическое отношение

в) парные этюды на общение без слов и со словами

г) групповые этюды

д) одиночные, парные и групповые этюды со сказочными предлагаемыми обстоятельствами и на темы из жизни зверей, птиц, животных (домашних).

РАЗДЕЛ 2. МАСТЕРСТВО АКТЕРА С КУКЛОЙ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии...
Разработан на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения...
Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История исполнительства...
Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Эстрадное пение»...
Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс по предмету «История исполнительства...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера» составлен в соответствии: с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск