Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ
страница1/5
Дата публикации20.03.2015
Размер0.79 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5





Автор-составитель:

Бабаева Зоя Васильевна, старший преподаватель
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ



(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки экономиста по специальности

080109. Бухгалтерский учет, анализ и аудит (БУ). 080105. Финансы и кредит



(название специальности/направления)
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной для изучения.


Цели и задачи дисциплины

«Системный анализ» является дисциплиной общематематического цикла, имеющей целью рассмотрение теоретических основ исследования сложных систем.

Эта дисциплина дает представление о методах и методиках системного анализа для моделирования процессов принятия управленческих и проектных решений в условиях наличия больших объемов в различной степени неопределенности проблемных ситуаций.

Для того чтобы уметь проводить предпроектное обследование объекта управления, оценивать качественные изменения в системе управления экономическими объектами, необходимо иметь системное мышление, научиться анализировать сложные экономические ситуации, ставить задачи, формировать варианты решений и выбирать из них лучший, наиболее соответствующий целям, поставленным в конкретных условиях.

В связи с этим дисциплина системный анализ является основополагающей в системе подготовки дипломированных экономистов.

Изучение дисциплины преследует следующие цели:

  • овладение теоретическими основами анализа и синтеза новых систем;

  • привитие устойчивых навыков использования современных методов и средств в решении важнейших экономических задач, связанных с предстоящей профессиональной деятельностью.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив дисциплину, студент должен:

Иметь представление об основах общей теории системы, о роли классификации систем в выборе методов моделирования системы, об использовании методов математического программирования для формализованного описания систем, о принципах разработки методик системного анализа.

Знать и уметь использовать методики системного анализа целей и функций управления; методику моделирования, базирующуюся на применении метода морфологического ящика Ф.Цвикка; статистические методы (метод наименьших квадратов, методы регрессионного и многофакторного анализа, имитационные модели на основе методов статистических испытании).

Иметь опыт применения системного анализа в реальных условиях, возникающих при управлении предприятиями, организациями и другими производственными и социально-экономическими объектами, при разработке различных автоматизированных информационно-управляющих систем.
Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по заочной форме обучения

№ курса

3

Аудиторные занятия:

8

Лекции

4

Практические занятия

4

Самостоятельная работа

57

Всего часов на дисциплину

65

Текущий контроль

Контрольная работа

Вид промежуточного контроля

Зачет (диф.)


Содержание курса
Введение

Определение системного анализа. Задачи курса. Введение в проблемы системного анализа.
Раздел 1. Основы общей теории систем

Тема 1.1. Понятие системы. Системы и закономерности их функционирования. Принцип обратной связи. Свойства систем: эмерджентность, устойчивость, равновесие, самоорганизация, открытость и замкнутость, динамика, разнообразие, организованность, диффузность, структуризация.

Тема 1.2. Информационный подход к анализу системы.

Тема 1.3. Этапы системного анализа: постановка целей и задач, задание критериев для управления объектом, формулирование и оценка вариантов достижения целей, выбор оптимальных вариантов в процессе моделирования системы, реализация рекомендаций системного анализа.
Раздел 2. Классификация систем и методов их моделирования

Тема 2.1. Примеры классификаций систем, их относительность. Выбор классификации в конкретных условиях принятия решения. Методы и модели теории систем. Роль классификации в выборе методов моделирования системы.

Тема 2.2. Принципиальная ограниченность формализованного описания развивающихся систем с активными элементами. Необходимость применения при моделировании таких систем не только формальных математических методов, но и методов, направленных на активизацию использования интуиции и опыта лиц, принимающих решение (ЛПР).

Тема 2.3. Классификация методов моделирования систем. Возможность описания различными методами (аналитическими, статистическими, теоретико-множественными, логико-лингвистическими, графическими, морфологическими и др.).
Раздел 3. Использование методов математического программирования для формализованного описания систем

Тема 3.1. Постановка и разрешимость задачи оптимизации. Классификация задач оптимизации.

Тема 3.2. Задачи линейного программирования и основы теории двойственности.

Тема 3.3. Чувствительность и устойчивость моделей математического программирования.

Тема 3.4. Проблема принятия решения как многокритериальная задача. Примеры возникновения области Парето при отображении сложных систем и процессов принятия решений. Роль ЛПР в процедуре принятия решения многокритериальной задачи.

Тема 3.5. Примеры представления процессов принятия решений в сложных системах с помощью методов математического программирования и проблема доказательства адекватности моделей.
Раздел 4. Использование для анализа систем статистических методов

Тема 4.1. Методы идентификации характеристик систем. Статистический и экспертный анализ закономерностей. Адаптивные и неадаптивные алгоритмы идентификации. Применение методов наименьших квадратов, регрессионного и многофакторного анализа.

Тема 4.2. Применение моделей систем массового обслуживания для анализа систем управления.

Тема 4.3. Имитационные модели на основе методов, статистических испытаний.

Раздел 5. Методы системного анализа

Тема 5.1. Методы качественной оценки систем. Методы типа «мозговая атака» или «коллективная генерация идей». Методы типа сценариев

Тема 5.2. Методы экспертных оценок: ранжирование; парное сравнивание; множественные сравнения; непосредственная оценка; Черчмена-Акоффа; метод Терстоуна; метод фон Неймана-Моргенштерна.

Тема 5.3. Методы типа Дельфи: QUEST, SEER, PATTERN. Методы типа дерева целей.

Тема 5.4. Морфологические методы: метод систематического покрытия поля (МСПП), метод отрицания и конструирования (МОК), метод морфологического ящика.

Тема 5.5. Методы количественной оценки систем: методы теории полезности; методы векторной оптимизации; методы ситуационного управления, инженерии знаний.
Раздел 6. Принципы разработки методик системного анализа

Тема 6.1. Методика системного анализа как основа формирования модели принятия решений.

Тема 6.2. Необходимость сочетания в методике методов активизации ЛПР и методов формализованного представления систем. Определение этапов и подэтапов методики. Выбор подходов и методов реализации.
Раздел 7. Методики системного анализа целей и функций управления и их применение

Тема 7.1. Понятие цели и закономерности целеобразования: определение цели; закономерности целеобразования; виды и формы представления структур целей (сетевая структура или сеть, иерархические структуры, страты и эшелоны), методики анализа целей и функций систем управления, соотношение категорий типа событие, явление, поведение. Функционирование систем в условиях неопределенности, управление в условиях риска.

Тема 7.2. Методика ПАТТЕРН и другие методики системного анализа. Методика, базирующаяся на двойственном определении системы, ее приложения.

Тема 7.3. Методика, основанная на концепции системы, учитывающей среду и целеполагание: модели и признаки структуризации, реализующие концепцию взаимодействия системы со средой, примеры применения методики при разработке основных направлений развития систем, планов, оргструктур на разных уровнях управления.

Тема 7.4. Методика, базирующаяся на концепции деятельности. Подходы к оценке структуры целей и функций: сочетание экспертных и косвенных количественных опенок при определении важности составляющих структуры; сравнительный анализ вариантов структуры с использованием информационного подхода.

Тема 7.5. Сравнительный анализ методик. Автоматизация формирования и анализа структур целей и функции.
Раздел 8. Системное описание экономического анализа

Тема 8.1. Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа, модель как средство экономического анализа. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей; понятие имитационного моделирования экономических процессов.

Тема 8.2. Факторный анализ финансовой устойчивости. Анализ информационных ресурсов. Развитие систем организационного управления.

Распределение часов по видам и темам учебной работы

Заочная форма обучения



Названия разделов

Всего часов по учеб-ному плану

Виды учебных занятий

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия, в том числе

Лекции

Практ. занятия

Введение. РАЗДЕЛ 1. Основы общей теории систем

1

1







РАЗДЕЛ 2. Классификация систем и методов их моделирования

2

2







РАЗДЕЛ 3. Использование методов математического программирования для формализованного описания систем

4




4




Раздел 4. Использование для анализа систем статистических методов

14







14

РАЗДЕЛ 5. Методы системного анализа

1

1







Раздел 6. Принципы разработки методик системного анализа

12







12

Раздел 7. Методики системного анализа целей и функций управления и их применение

16







16

Раздел 8. Системное описание экономического анализа

15







15

ИТОГО:

65

4

4

57
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс основной образовательной программы по...
Государственный образовательный стандарт по направлению бакалаврской подготовки «Системный анализ и управление»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconЦелостность логика единства множественности системный анализ и
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Системный анализ эффективности...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Аудит и международные...
Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория систем и системный анализ»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080500. 62 «Бизнес информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» для специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 «Финансы...
Учебно-методический комплекс по «Рынку ценных бумаг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине учет и анализ: финансовый анализ
Виды финансового анализа. Бухгалтерский баланс как объект финансового анализа. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск