Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство»,





Скачать 463.21 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство»,
страница1/5
Дата публикации06.08.2014
Размер463.21 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Сольное пение»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070104 «Вокальное искусство»

специализация 070104.01 «Пение академическое»

(среднее профессиональное образование)
Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….…3

Методические указания……………………………………………………………4

Учебно-тематический план………………………………………………………..10

Форма контроля…………………………………………………………………….11

Содержание учебной дисциплины…………………………………………..…….11

Экзаменационные требования……………………………………………………..14

Экзаменационные программы (примерные)…………………………..………….17

Библиографический список………………………………………………………..24

Мультимедийные технические средства обучения…………………….………...24

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», специализации «Пение академическое».

Учебная дисциплина «Сольное пение» в Тюменском колледже искусств по специальности «Вокальное искусство», специализации «Пение академическое» занимает ведущее место среди профилирующих дисциплин комплекса предметов специального цикла, определяющих профессиональную подготовку учащихся, и предусматривает развитие вокально-технических навыков в объеме, необходимом для дальнейшей работы будущих специалистов в различных профессиональных хоровых коллективах и ансамблях. Следовательно, основной целью данной дисциплины является подготовка квалифицированных артистов хоров и ансамблей, обладающих вокально-техническим и исполнительским мастерством.

Задачи данного курса:

  • формировать у студентов исполнительские и технические навыки, необходимые для профессиональной работы;

  • развить и поставить голос, технику правильного дыхания учащегося;

  • развивать умение всесторонне художественно анализировать исполняемое произведение, как с точки зрения идейного содержания, так и вокально-технических особенностей;

  • учить актерскому воплощению исполняемых произведений;

  • учить студентов самостоятельно работать над развитием голосового аппарата и репертуаром;

  • формировать у студентов исполнительские и технические навыки, необходимые для профессиональной работы;

  • учить работать с текстом

  • развивать навыки чтения нот с листа;

  • развивать эстетический вкус, умение разбираться в художественном содержании культурных произведений и в их вокально-технических трудностях;

  • развивать чувство ответственного отношения к учебе, сознательную дисциплину, волю к преодолению трудностей и другие качества, необходимые для будущего певца;

  • углублять музыкально-исторические и теоретические знания в специальном классе;

  • воспитывать личность, обладающей творческой волей и стремлением к самосовершенствованию;

  • ознакомить с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки разных исторических эпох.

Методические указания


Дисциплина «Сольное пение» базируется на формировании в процессе обучения следующих вокально-технических навыков:
1.Воспитание навыков певческого дыхания.

Навык певческого дыхания – это умение технически правильно организовать певческий вдох и выдох, что является залогом верной координации работы всего голосового аппарата.

В процессе образования звука голосовой аппарат работает как взаимосвязанная единая система. Все его части: гортань, дыхание, артикуляционный аппарат влияют друг на друга. Поэтому основным критерием овладения навыком певческого дыхания является технически верный звуковой результат. Практически этот навык подразумевает умение распределять дыхательный запас воздуха на всем протяжении музыкальной фразы, умение экономно его расходовать. Основное предпочтение отдается нижнереберно-диафрагмальному или брюшному типу дыхания.

Навык певческого дыхания требует от студента умения анализировать свои дыхательные ощущения во время пения. В процессе овладения этим навыком, учащийся приобретает возможность:

-освоить и применять на практике ощущение певческой опоры, снимающее мышечную утомляемость и воспитывающее общую выносливость голосового аппарата;

-находить верную координацию голосового аппарата

-выработать нужный характер смыкания голосовых складок;

-контролировать правильность голосообразования по своим дыхательным ощущениям.

Навык певческого дыхания позволяет учащемуся овладеть способностью осмысленно и подконтрольно управлять работой всего голосового аппарата в процессе пения.
2.Овладение навыками правильной организации работы гортани в пении

Технически верно организованная работа гортани – одна из основных составляющих певческого процесса. Овладение навыками правильной организации ее работы – залог профессионального певческого долголетия и сохранение всех качественных характеристик голоса.

Основные требования

-неизменное положение гортани на всем протяжении певческого процесса с тенденцией к пониженному положению;

-стабильность и независимость ее функционирования от артикуляционных движений голосового аппарата;

-возникновение импеданса (равенства подскладочного и надскладочного давления-основного правильной постановки голоса)

Освоение этого навыка позволяет максимально выявить основные характеристики певческого голоса учащегося: тембр, силу, позиционную высоту, диапазон. Благодаря этому, в дальнейшем можно определить тип голоса, ориентируясь на тембр и характерные переходные ноты. В результате овладения правильной организацией работы гортани у учащихся формируются навыки:

-достижение единой певческой позиции

-ощущение открытости глотки

-достижение проточности дыхания

-образования устойчивого вибрато

-достижение акустической ровности звучания голоса на всем диапазоне

Развитие этого навыка осуществляется опосредованно, путем постановки конкретных вокально-технических задач, используя метод пространственных представлений.
3.Формирование навыка резонаторных ощущений в пении

Голос считается хорошо поставленным, когда он на всем протяжении диапазона окрашивается грудным и головным резонированием. Воспитание навыка ощущения резонаторов преследует основную цель: достижение ровного звучания голоса на всем диапазоне, т.е. устранение регистровой неровности

Благодаря освоению этого навыка, учащиеся приобретают умения:

-организации максимальной собранности звука;

-достижения хорошей «полетности», т.е. слышимость голоса в больших помещениях при минимальной затрате энергии;

-организации округлости, мягкости, объемности, полноты звучания голоса.

Навык резонаторных ощущений воспитывает у учащихся потребность ориентира на технологически правильное звучание, облегчает процесс звукообразования, создает условия комфортности певческого процесса.

Контроль осуществляется физическими ощущениями вибрации в нижних и верхних резонаторных полостях.
4.Освоение работы артикуляционного аппарата, развитие навыков певческой дикции

Освоение навыков артикуляционной и дикционной работы – органичная часть вокально-технологической оснащенности певца.

Владение ими- залог высокой профессиональной компетентности.

Правильная артикуляционная и дикционная работа подразумевает создание оптимальных условий для возникновения тембрально окрашенного певческого звука, а так же выявления всех его профессиональных возможностей.

Освоение навыков артикуляционной и дикционной работы предполагает:

-естественное и правильное произношение словесного текста произведения

-сочетание этой естественности с ровностью гласных звуков

-умение при четком произнесении согласных звуков не нарушать певучести звучания гласных звуков.

Овладев умением правильно организовывать работу артикуляционного аппарата в пении, учащийся приобретает навыки:

-мышечное освобождение челюсти, что обеспечивает свободу всего артикуляционного аппарата, а главное открытости глотки

-внутриглоточной артикуляции

-нахождение оптимального режима работы мягкого нёба при фонации, обусловленного поиском профессионального звучания голоса

-нахождение удобного певческого положения языка во время пения

В результате освоения учащимися этих навыков реализуется воспитание выразительности звучания голоса
5.Развитие художественно-исполнительских умений и навыков.

Художественно-исполнительский навык-умение правильно, со смыслом, выразительно передать содержание произведения, что является одним из основных профессиональных требований.

Художественно-исполнительский навык предполагает умение установить связь между музыкальными представлениями и их вокальным воплощением, скоординировать исполнительские и вокально-технологические задачи.

Один из основных принципов воспитания певца-единство художественного и технического развития. В процессе овладение этим принципом, студенты приобретают способность анализировать исполняемые произведения с музыкальной и вокально-технологической стороны, отмечать трудности эмоционально-смыслового содержания.

Художественно-исполнительские навыки формируют у студентов умения:

-наиболее полно раскрыть во время исполнения художественный образ данного музыкального произведения, донести до слушателя его смысловое содержание.

-продемонстрировать стилевые особенности данного конкретного произведения;

-осмыслить музыкальную форму произведения;

-исполнительски грамотно оформить музыкальную фразу;

-ярко выразить эмоциональную палитру произведения

Основным средством художественно-исполнительского развития является верный репертуарный подбор. Он предполагает использовать на начальном этапе обучения несложные произведения старинных композиторов. С возрастанием вокально-технической оснащенности и эмоциональной зрелости студента выбираются произведения, обладающие более насыщенным эмоциональным фоном – музыка русских и зарубежных композиторов, произведений современных авторов. Таким образом, развитие навыков художественного исполнительства у студентов, заключается в постепенном усложнении смыслового и эмоционального уровня выбираемых произведений.

Основная форма учебной и воспитательной работы с учеником – урок, он строится по обычной схеме: в начале пение упражнений, исполнение репертуара, в том числе проверка самостоятельной работы.

Упражнения приобретают особую важность на первоначальном этапе развития и формирования голоса певца. Они необходимы для того, чтобы привести голос в профессиональное состояние, устранить имеющиеся недостатки. В то же время работа над упражнениями способствует овладению дыханием, резонаторами, достижению ровности звучания на всем диапазоне, подвижности голоса, а также нахождению его наилучшей тембральной окраски.

В вокальной методике распеванию отводится чрезвычайной большое место. На первых парах, именно на распевках происходит настройка голосового аппарата, а так же решение технических аспектов процесса.

Однако, не следует смешивать два понятия: распевание, как разогревание голосового аппарата и распевание, как отработку техники голосообразования и голосоведения. Кроме этого, распевание должно подводить вокалиста к исполнению произведений

Первые упражнения (распевки) не должны ставить перед учеником сложных задач.

Основные требования при пении распевок это:

-пение на дыхании

-формирование качественного певческого звука

-ровное голосоведение

Формы и методы распевания строятся по принципу: «от простого к сложному». Начинать распевку необходимо в удобной тесситуре, в примарной зоне. Педагог должен исходить из наиболее качественно звучащих нот диапазона учащегося. Умеренная сила голоса и работа на центре диапазона способствуют стабильному, правильному выполнению упражнений. Верхние и нижние участки диапазона затрагиваются в распевке только после правильно звучащего среднего регистра голоса.

Вырабатывая с первых шагов правильный певческий тон на легато, педагог следит за тем, чтобы учащийся пел свободно, естественно, без всякого напряжения: вначале на небольшом ограниченном диапазоне, ведя звук плавно, без портаменто («подъездов»), постепенно удлиняя и разнообразя упражнения с учетом возрастающих возможностей обучаемого.

Важно уделять внимание развитию техники, беглости, постепенно увеличивая трудность упражнений, совершенствуя технические возможности голоса. В ряду с вокально-технических задач, стоящих перед учащимся, - выразительное исполнение упражнений.

Вокальные упражнения подбираются индивидуально для каждого голоса в соответствии с уровнем развития учащегося в процессе обучения с тем, что они постоянно сопутствуют всей певческой деятельности вокалиста.

Вокализы входят в экзаменационные требования на протяжении двух с половиной лет обучения певца. На начальном этапе работа над вокализами предшествует разучиванию произведения с текстом, а на старших курсах эта работа идет параллельно.

Вокализы в профессиональной подготовке певца играют очень важную роль: они являются наряду с упражнениями основной базой для формирования профессионального звучания голоса. С самого начала обучения певцов педагог большое внимание уделяет простым по мелодии и ритму вокализам с небольшим диапазоном, в основном охватывающим средний регистр голоса. Исключение допускается в том случае, если ученик достаточно подготовлен – владеет большим диапазоном, верхним и нижним регистрами, чистой интонацией.

Пение различных вокализов необходимо для выработки у певцов:

  • основных певческих навыков;

  • певческого дыхания;

  • ровного, плавного, свободного звучания голоса (кантилены);

  • сглаживания регистров, владения переходными нотами;

  • развития подвижности, гибкости голоса;

  • постепенного расширения диапазона;

  • достижения высокой позиции звучания, выравнивания гласных.

Вокализы являются не только материалом для отработки хорошей техники в пении, но и основой для выявления тембральных особенностей голоса. Развития умения использовать динамику звучания. В дальнейшем это приводит певца к художественно-выразительному пению произведений с текстом.

Вокализы полезно петь как сольфеджируя, так и на различные гласные или сочетания гласных с согласными. Они транспонируются в удобную тональность в зависимости от вокальных возможностей учащихся, чтобы не вызвать перенапряжения голоса, тем самым способствуя нахождению наиболее свободного и тембрально красивого звучания.

Работа над произведениями с текстом ставит пред учащимися новые, более сложные задачи. С самого начала обучения преподаватель стремится к осмысленной и выразительной передаче содержания произведения. Для этого ведется постоянная работа над подчинением вокально-технической стороны исполнения художественной. Одна только вокализация, какой бы хорошей она ни была, сама по себе современного слушателя удовлетворить не может. Даже совершенная техника не должна быть самоцелью, ее следует подчинить творческим задачам.

Раскрытие содержания произведения невозможно без хорошо развитого слуха, чувства ритма и фразировки, поэтому воспитанию этих элементов придает очень большое значение. Упражнения и вокализы, предшествующие работе над произведениями с текстом, являются необходимым материалом для воспитания этих качеств.

Педагог учит будущего исполнителя не только разбираться в музыкальной форме произведения, но и в содержании. Большое внимание при этом уделяется работе над текстом, четкой и ясной певческой дикции, художественному и красивому произношению слов, помогающему донести до слушателей точного содержание, идею произведения.

В самом начале обучения исполнительские задачи, стоящие перед учащимся, должны быть ему доступны. По мере совершенствования навыков голосообразования на протяжении всего обучения эти задачи постепенно усложняются, в соответствии с возможностями учащегося.

В начале обучения, на протяжении первого курса, не допускаются занятия с концертмейстером без наблюдения педагога. Со второго курса учащиеся начинают работу с концертмейстером, которая проходит как в классе с преподавателем, так и самостоятельно без него (концертмейстерские уроки).

Концертмейстер – первый помощник преподавателя по специальности, поэтому он всегда работает в тесном контакте с преподавателем, внимателен ко всем указаниям, которые даются в кассе с тем, чтобы их выполнять в самостоятельной работе с учащимися. Совместно с преподавателем концертмейстер прививает учащимся навыки самостоятельной работы над музыкальным материалом.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Эстрадное пение»...
Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения...
Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История исполнительства...
Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»...
«Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии...
Разработан на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по предмету «История исполнительства...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра»...
Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Изучение педагогического...
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Инструментальное исполнительство»,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анализ спектаклей и концертных...
Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск