Скачать 307.48 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «Основы вокальной методики» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» специализации 070104.01 «Пение академическое» (среднее профессиональное образование) Содержание Пояснительная записка………………………………………………………………………….4 Учебно-тематический план……………………………………………………………………..6 Формы контроля……………………………………………………………………………..…..7 Содержание учебной дисциплины………………………………………………………….…..8 Приложения……………………………………………………………………………………….9 Библиографический список….………………………………………………………………….19 Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», специализации «Пение академическое», повышенного уровня, утверждённого Министерством образования в 2002 году. Материал курса «Основы вокальной методики» неразрывно связан со специальными дисциплинами учебного плана (сольное пение, вокальный ансамбль, педагогическая практика, концертное исполнительство) и предполагает изучение теоретических основ певческого голосообразования и развития голоса. Эти сведения должны подкреплять практическую деятельность студента, теоретически обосновывать ту практику, какую он получает в классе сольного пения. Цель курса: расширить кругозор молодых певцов, что позволит им более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием и развитием голоса, с формированием певца. Задачи:
Теоретические сведения не всегда легко осваиваются студентами-певцами, часто кажутся довольно сложными и далёкими от певческого творчества. Однако в наше время студент, обучающийся пению, должен владеть необходимым минимумом знаний о голосе, уровень которых должен отвечать современной науке. Тогда он сумеет разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное, а что второстепенное, что является причиной, а что следствием, и почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели. Данный учебно-методический комплекс состоит их трёх частей. Первая часть посвящена основным сведениям из акустики, физиологии и психологии в применении к вокальному искусству. Это та научная база, на основе которой решаются методические вопросы. Вторая часть посвящена работе голосового аппарата в пении: дыхание, гортань, артикуляционный аппарат и так далее – всё это части единого голосового аппарата, в равной мере необходимые для получения певческого голоса, работающие в тесной взаимообуславливающей связи. Третья часть рассматривает основные музыкально-педагогические принципы восприятия певцов и охватывает ряд вопросов практической работы с учеником. Теоретические основы вокальной методики являются отражением и обобщением многовековой исполнительской практики, поэтому усвоение теоретических положений курса вокальной методики следует сочетать с практическими формами обучения, направленными на определение необходимых методов и приёмов работы над голосом. Практическими формами работы могут быть: анализ вокальных произведений с выявлением трудностей исполнения; подбор и исполнение вокальных упражнений с объяснением их возможной целеустремлённости, обсуждение репетиций или концертов вокальной музыки и другое. Занятия по дисциплине «Основы вокальной методики» проводится в форме лекций. Большое место в работе отводится музыкальным иллюстрациям, прослушиванию, а также просмотру соответствующих материалов. Так же педагог проводит семинары на темы, выбранные преподавателем или учащимися. Минимум содержания по предмету «Основы вокальной методики» должен сформировать у студентов следующие знания и навыки:
Современные задачи подготовки певцов-профессионалов, владеющих основами вокальной методики, требуют глубокого знания ими анатомии и физиологии голосового аппарата. Поэтому в данный курс включены темы, дающие студенту возможность изучить строение голосового аппарата, познакомиться с взаимодействием всех его частей в процессе пения и нервным управлением всем этим процессом. Важным для певца является также знание основных гигиенических правил и специфики жизненного режима вокалистов, разумной организации труда и отдыха. Понимание причин, способствующих возникновению профессиональных болезней голоса. Это предполагает изложение некоторых особенностей анатомии и физиологии органов голосообразования в достаточно подробной форме. Тема «Основы Павловского учения о высшей нервной деятельности» читается обзорно. Здесь выделяются моменты, которые особенно важны для понимания индивидуальных особенностей учащихся и общих закономерностей, характеризующих деятельность нервной системы. Принципиально важна в данном курсе тема «Психологические процессы». При ее раскрытии следует показать взаимосвязь психических процессов и свойств личности, отметить основные психологические свойства личности, значение различных сторон психики для артистической деятельности и для успешного освоения сложного вида искусства – пения. Более глубоко необходимо раскрыть вопросы, связанные со способностями, творческой деятельностью, навыками и их развитием. Некоторые темы следует читать с привлечением музыкальных иллюстраций. К ним относятся темы, связанные с акустическим строением голоса, органов дыхания, гортани и артикуляционного аппарата в речи и пении, дефектов голоса и путей их преодоления. В теме «Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса» необходимо связать субъективные слуховые представления о тех или иных качествах певческого голоса с объективными акустическими характеристиками. Темы «Задачи первого периода занятий. Основные принципы воспитания певца» изучаются за инструментом с широким использованием большого количества примеров из певческой и педагогической практики. В темах «Дыхание. Работа гортани в пении. Работа артикуляционного аппарата в пении» особенно важен наглядный показ типов дыхания, смещения гортани, работы артикуляционных органов, звучание разных регистров, типов ата5и звука и т.д. В теме «Работа по исправлению некоторых дефектов и недостатков тембра голоса» необходимо познакомить студентов с различными мнениями педагогов – практиков по этому вопросу и данными науки. Необходимо уделить внимание профессиональным заболеваниям и функциональным расстройствам голоса. Познакомить учащихся с некоторыми органическими заболеваниями голосового аппарата, наиболее часто встречающимися у певцов. Особое внимание в теме уделить профилактике болезней голосового аппарата и путям преодоления дефектов голоса. Тема «Работа над различными видами вокализации» также изучается за инструментом с широким использованием нотного материала. Основное внимание следует уделить вокально-техническому и исполнительскому анализу рассматриваемых произведений. Ознакомить с научно-методической литературой по вокальному искусству, дать возможность яснее понять требования и методы работы педагогов по специальности. Чтобы теснее увязать теорию с практикой, в курс вводится семинарские занятия и написание реферата (с последующей защитой), это воспитывает у студентов необходимые навыки самостоятельной работы с литературой, умение кратко, логично и профессионально излагать материал. Семинарские занятия позволят студентам на практике применить уже усвоенные теоретические знания. Изучение тем, снабженных изданной методической литературой, педагог может предоставить студентам для самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы. Педагог выступает в данном случае лишь как консультант, разъясняющий студентам возникающие у них в процессе изучения материала вопросы. Педагог, читающий курс и проводящий семинарские занятия, должен быть широко эрудированным человеком, знающим последние достижения науки в области певческого голоса и методики его развития. Учебно-тематический план
Формы контроля Для контроля над знаниями, умениями и навыками учащимся проводятся текущие контрольные задания в виде тестов. После окончания семестра проводится контрольный урок в форме семинара, где учащимся будет предложен ряд вопросов по пройденному материалу (Приложение 1). По окончании курса проводится зачёт в письменной форме в виде реферата и его защита (темы реферата прил. 3; правила оформления прил.2) . Дисциплина «Основы вокальной методики» ведется по двум направлениям: а) теоретическое изучение (лекции) б) практическое освоение (контрольные уроки, семинары) Теоретическое изучение Содержание лекций затрагивает основные вопросы вокальной методики и педагогики, а также литературы поданному предмету (прил.5), содержание лекции (прил.6). Практические занятия (семинары) На семинарских занятиях происходит закрепление знаний лекционного материала на основе изучения рекомендуемой литературы и ответов по темам. Методические рекомендации по изучению: Подготовка к семинару состоит из изучения материалов лекции и литературы к ней. Следует внимательно ознакомиться с темой, планом и целью лекции, вдумчиво ознакомиться с содержанием лекции, изучить рекомендуемую литературу, построить ответ на основании плана лекции и плана семинара. |