Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования,





Скачать 326.06 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования,
страница1/3
Дата публикации02.07.2014
Размер326.06 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ОД.2 «История театра»
Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности
070102 «Хореографическое искусство»

(среднее профессиональное образование)

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………..3
Цели и задачи дисциплины……………………………………………………………3
Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины………………………….5
Учебно-тематический план…………………………………………………………...6
Формы контроля………………………………………………………………………10
Содержание учебной дисциплины…………………………………………………...10
Контрольные задания…………………………………………………………………16
Библиографический список…………………………………………………………..20

Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности «Хореографическое искусство», специализация «Артист ансамбля» повышенного уровня, утвержденного Министерством образования в 2002 году.

Стержневая для УМК идея внутренней преемственности и диалогичности породила некоторую пестроту имён, названий, театров, представителей, направлений.

Цель курса: дать знания о возникновении, становлении, развитии театрального искусства, роли и значении театрального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности, о значении театрально-художественного наследия для современности.

Задачи курса:

    • ознакомить учащихся с лучшими достижениями мирового театра как в области драматургии и декоративного искусства, так и актёрского мастерства, режиссуры;

    • дать знания:

- о социальной роли искусства и особенностях его

функционирования в современном обществе;

- об истории зарубежного театра;

- об особенностях театральных традиций Востока;

- об истории русского театра;

    • воспитывать умения воспринимать множество театральных форм, смыслов и воссоединить их в единую картину;

    • развивать навыки искусствоведческие театрального искусства;

    • развивать навыки посещения театральных представлений и ведения Творческого дневника, демонстрации театроведческих знаний в дневнике в произвольной форме;

    • помочь учащимся собрать, пусть небольшую, но оснащённую профессионально библиотеку для будущей деятельности.

Нет сомнения в том, что Античность оказала заметное влияние, воздействие на театральную культуру Европы. Вот почему театр эпохи античности цитируется в курсе «История театра» не один, а несколько раз (средние века, классицизм, романтизм, авангард).

Театр (спектакль) не может существовать без литературной основы, опоры. И такая опора – сам текст комедии, трагедии, пьесы – изучается не только в театроведческом, но и нравственном или филологическом контексте. Учащиеся знакомятся со сценариями как пассивно, так и сдают отрывки наизусть (например, монолог Сирано де Бержерака).

К ведению Творческого дневника приложимы следующие требования:

  1. обязательное посещение 1-2 спектаклей в семестр с последующим отзывом об игре актёров, работе режиссёра, эстетике.

  2. Комментарии к лекциям, работа над театроведческими терминами, активное овладение профессиональной лексикой.

  3. Своеобразное «проигрывание» воображаемых ролей (Командор, Дон Жуан, Арбенин) с описанием грима, костюма, интонаций, декораций. Перевоплощаясь в образы своих героев, учащиеся действительно переживают их нравственный мир.

  4. Тезисы театроведческих программных статей тоже могут оседать не только в рабочей тетради по предмету, но и в Творческом дневнике, а также использоваться в межпредметных целях, например, при изучении дисциплины «История мировой культуры».

В ведении Творческого дневника работает закон косвенного воздействия: пробуждается актёрская грань творческого дарования, приходит в действие общетворческая одарённость, присущая каждому человеку. Многие учащиеся помещают в дневник свои стихи, фотографии, рисунки, эссе. Одна из задач курса «История театра» - помочь учащимся собрать, пусть небольшую, но оснащённую профессионально библиотеку для будущей деятельности: тексты произведений, статьи в специализированных изданиях.

К концу курса студент должен

иметь представление

    • о роли и значении театрального искусства в системе кульуьтры, в воспитании и развитии личности;

    • о значении театрально-художественного наследия для современности;

    • о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе;

    • о современном мире духовной, культурной, интеллектуальной ценности;

знать

  • основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии театра;

  • искусствоведческие основы, научные методы изучения театрального искусства;

  • основные исторические периоды развития театра, особенности национальных традиций, исторические имена, факты, связанные с формированием театров, созданием конкретных спектаклей;

  • теоретические основы театрального искусства, принципы формообразования;

уметь

  • анализировать спектакль, художественный процесс;

  • выполнять сравнительный анализ различных режиссёрских интерпретаций;

  • ориентироваться в специальной литературе;

  • владеть методикой творческого анализа;

осознавать своё место в современном обществе.
Базовые документы, использованные для составления учебно-методического комплекса.

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

- требований Государственного Стандарта для студентов I ,II курсов, обучающихся на базе 10-11 классов по специальности:

- «Хореографическое искусство».

повышенного уровня среднего профессионального образования, утвержденного Министерством

Образования РФ;

- рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов общеобразовательных дисциплин учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»;

- примерной программы по учебной дисциплине «История театра»;

- педагогического опыта составителя.
Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины


Индекс дисциплины

Всего час. максим. уч. нагрузки студента

В т.ч. часов обязат. уч. занятий

ОД.2

160

144


Самостоятельная работа студентов по семестрам.

Всего часов

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

16

4

4

4

4


Общая трудоемкость дисциплины

I , II курсы

Виды

Занятий

Всего часов

По семестрам


Аудиторные

практические

занятия


160

1
18

2
18

3
18

4
18

Итоговый контроль




Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет


Учебно-тематический план

для специальности «Хореографическое искусство», специализация «Артист ансамбля»




наименование разделов, тем

кол-во

часов

I курс 1семестр

Театр времён Античности

1

Зарождение драмы в культуре Диониса

4

2

Эпическая величавость и торжественность титанических персонажей в драмах Эсхила.

2

3

Отход от эсхиловской монументальности в сторону человеческих волнений и страданий в драмах Софокла.

Вроевые усилия Эдипа в драме Софокла «Царь Эдип».

«Антигона» - пример «театра рока»

4

4

Модернизация старых мифов в трагедиях Еврипида.

Герои Еврипида – обыкновенные люди с их достоинствами и недостатками.

Конфликт в трагедии Еврипида «Медея».

6

5

Бытовые подробности в комедиях Аристофана.

Жанр «комедии положений».

Приёмы шутовства и клоунады.

2

6

Изображение нравов и характеров в семенно-бытовых комедиях Менандра: «Отрезанная коса», «Третейский суд», «Мизантроп».

Жанр «комедии нравов и интриги».

2

7

Античная мифология – универсальное средство для разрешения нравственных проблем в современной драме.

Драма – миф Ж.Ануя «Антигона».

Миф и современность в пьесах Сартра.

8

Драма в средние века

8

Фиксированное место литургической драмы в богослужении.

Темы Священного Писания.

4

9

Элементы драмы в культе Прекрасной Дамы: «Шансонс де жеет».

Рыцарский куртуазный театр.

Маска как неизменный образ актёра.

4

Всего:

36

I курс 2 семестр

Театр эпохи Возрождения и Классицизма

1

Карнавал – совокупность обрядово-зрелищных форм.

Мир карнавала, сочетание весёлого ликования и ядовитой насмешки.

Амбивалентность карнавального смеха (Михаил Бахтин).

Балагурство, лицедейство, бродячие комедианты, комедия дель арте.

2

2

Абсолютное самоутверждение личности, освобождение от предрассудков героев Шекспира (Яго, Макбет, Ричард III).

Разгул эгоистических страстей и пренебрежения нравственными нормами.

2

3

Трагедии К.Марло, современника Шекспира.

Тема трагедий – порыв и поражение дерзающей и незаурядной личности.

2

4

Идея исправления мира и человека в трагедии Шекспира «Гамлет».

Об актёрах, игравших Гамлета в театрах мира.

2

5

Гуманистический идеал Шекспира в трагедии «Ромео и Джульетта».

Идеалы шекспировского театра «Глобус».

2

6

Мировоззренческий кризис позднего Возрождения в драмах Сервантеса.

Изощрённая игра образами, любовь к изысканным и пышным декорациям.

Слово Дон Кихота, произнесённое на обломках кукольного театра в романе Сервантеса «Дон Кихот»

2

7

Итальянский профессиональный театр Карио Гоцци.

«Принцесса Турандот»

2

8

Традиции античного театра, «учёной драмы», средневекового и народного театров в культуре английского Возрождения.

Блестящая плеяда драматургов: Р.Грин, Т.Кид, Дж.Лили, Б.Джонсон, К.Марло. Обзор.

2

9

Расцвет национального театра в Испании. Творчество Лопе де Веги.

Общественная и умственная жизнь эпохи на испанской сцене на примере «Овечьего источника» Лопе де Веги.

2

10

Предисловие Ж.Расина к трагедии «Андромаха»: концепция «театра правдоподобия»

2

11

Предисловие П.Корнеля к трагедии «Никомед» - манифест «театра жизненной истины».

2

12

Требование трёх единств и изменение структуры драмы.

Эпизод на сцене театра.

Новые требования к монологам и диалогам действующих лиц.

Штурм театра и ниспровержение классического правила трёх единств романтиками.

2

13

«Христианская эпопея».

Т.Тассо «Освобождённый Иерусалим».

Рождение «дидактического театра».

2

14

Классические «низкие жанры» - комедия и сатира.

Злободневное звучание комедии Мольера «Тартюф».

2

14

Театр Мольера.

Срывание «всех и всяческих масок».

«Дон Жуан» в театре Мольера.

2

15

Общечеловеческие порока в их бытовом проявлении – лень, мотовство, скупость – на сцене театра Мольера («Бригадир», «Мизантроп»).

2

16

«Недоросль» Фонвизина и «Ябеда» Капниста – пример «просветительского театра» в России.

«Издёвкой править нрав, просвещать, осмысливая недостатки».

4

Всего:

36

II курс 3 семестр

Театр просветителей и сентименталистов

1

Трансформация классицизма в трагедиях Вольтера.

Обращение Вольтера к сюжетам средневековья («Тапкред»).

Новое обоснование задач театра: «Театр – это одушевлённая картина, искусство движения, жеста, мимики».

2

2

Религиозная нетерпимость в трагедиях Вольтера «Заир» и «Магомет».

Театр Вольтера как трибуна.

Новаторские черты вольтеровского театра.

2

3

Пропаганда права, свободы, закона в пьесах М.Шенье («Жан Калас»).

Народ на сцене театра Шенье («Кай Гракх»).

2

4

Утверждение естественного равенства людей и внесословной ценности человека в пьесах Кантемира и Сумарокова.

Благонравие на сцене русского просветительского театра.

2

5

Собственная национальная история – предмет изображения в театре А.Сумарокова («Дмитрий Самозванец»).

Эстетические и театральные пристрастия Сумарокова: «ирои-комический» театр.

4

6

Театр «бурного чтения». Штюрмерство на сцене театра Ф.Шиллера («Коварство и любовь»).

2

7

«Слёзные драмы» М.Хераскова («Венецианская монахиня») на сцене русского театра.

2

8

Элементы сентиментализма в пьесе «Мот, любовью исправленный» В.Лукина.

2

9

Гонимый чувствительный герой в центре «слёзных драм» Новая оценка человека, его добродетелей.

Новый вид пьес – «добродетельная драма».

Следы влияния Ж.Руссо. «Руссоистский театр».

2

10

Комическая опера – арии, дуэты, хоры, дивертисменты.

«чувствительный крестьянский театр»: «Розана и Любим». Н. Николаева, «Милозор и Прелеста». В.Левшина.

2

11

Готический театр, полный роковых загадок.

Пьесы «страхов и ужасов», «чёрные пьесы».

Ужасные происшествия – двигатели сюжета.

Готический театральный предромантизм (Г.Уолпол, К.Рив, А.Радклиф). Обзор.

Мода на готический театр сегодня.

4

12

Театр Гете. «Пролог в театре» - манифест Гете.

«Пролог на небесах» - новаторский театральный ход в пьесе Гете «Фауст».

6

13

Рационалистический подход Гете к театральной специфике: декорации, грим, мизансцены, спецэффекты, реплики, зал.

Связь искусства и науки в интерпретации Гете.

Театр как «исследование человеческого разума, его способностей к познанию».

4

Всего:

36

II курс 4 семестр

Русские театральные шедевры. Театр Поэта.

1

Тема «гения и злодейства» в драме А.Пушкина «Моцарт и Сальери».

2

2

Дон Жуан и Командор в «маленькой трагедии» А.Пушкина «Дон Гуан или каменный гость».

2

3

Тема богатства и власти денег в драме А.Пушкина «Скупой рыцарь».

2

4

Проблема лица и маски в драме М.Лермонтова «Маскарад».

2

5

Театр А.И.Островского.

6

6

Театр А.П.Чехова.

4

7

Театр М.Цветаевой.

4

8

Театр А.Блока.

2

9

Сатирический театр В.Маяковского.

2

10

Драма С.Есенина («Пугачёв», «Анна Снегина»).

2

11

Новаторство театра Н.Гумилёва («Дон Жуан в Египте», «Возвращение Дон Жуана с того света»).

Театр «миннипеи»

4

12

Л.Андреев. Пьеса «Жизнь Человека».

2

13

Театр Горького.

2

Всего:

36

Итого:

144


Формы контроля

Итоговые формы контроля – контрольные уроки и зачет, предусмотренные учебным планом. Формы промежуточного (текущего) контроля: устный опрос на занятиях, Творческий дневник театрального зрителя.

На зачёт выносится защита Творческого дневника

Содержание учебной дисциплины
I курс

1семестр

Театр времён Античности
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анализ спектаклей и концертных...
Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Изучение педагогического...
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Инструментальное исполнительство»,...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»...
«Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине сд. Ф. 06. 05«Вокал»....
Краткая аннотация умк обеспечивает: развитие вокальных данных студента режиссерской специальности в совокупности с его музыкальностью,...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconПояснительная записка Курс «Отечественная история»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по предмету «История исполнительства...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Государственным стандартом среднего профессионального образования и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по английскому языку составлен в соответствии...
Английский язык: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения юридического факультета / сост. Н. П. Морозова;...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс для студентов Юридического колледжа...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История отечественного государства и права» для специальности 030503 (51) – 0201...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента»
Умк подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми...
Учебно–методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми ресурсами» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск