Скачать 199 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ «Изучение творчества композиторов Урало-Сибирского региона» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады» специализации 070109.02 «Эстрадное пение» (среднее профессиональное образование) Содержание Пояснительная записка ……………………..…………………………………3 Тематический план………………………….……………………………….....4 Формы контроля…………………………….…………………………………..5 Содержание дисциплины………………………………………………………5 Вопросы к тестированию………………………..……………………………10 Самостоятельная работа студентов…………………………………………..11 Библиографический список ………………………………………………….12 Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии: - с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109.02 «Эстрадное пение» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 г. (регистрационный № 03-0505-П), утвержденного Министерством образования в 2002 году; - с «Требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса по дисциплине» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»; - с примерной программой по учебной дисциплине «Эстрадное пение» для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады» (специализации 070109.02 «Эстрадное пение» – повышенный уровень среднего профессионального образования) ФГОУ СПО Государственного музыкального колледжа эстрадного и джазового искусства (колледжа); - педагогического и профессионального опыта составителя. Предмет «Изучение творчества композиторов Урало – Сибирского региона» является неотъемлемой частью воспитания, как эстрадного певца, так и будущего преподавателя по эстрадному пению. Введение регионального компонента в образовательную программу дает возможность углубить и разнообразить профессиональную подготовку студентов. Изучение творчества композиторов Урало-Сибирского региона мыслится как дополнение к блоку специальных профессиональных дисциплин. Предмет «Изучение творчества композиторов Урало – Сибирского региона» призван выполнять особую задачу художественного познания мира и занять значительное место в системах музыкально профессионального и общего образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками , но и богатым внутренним миром. Интересы развития музыкального искусства эстрады требуют подготовки специалистов современного уровня, владеющих знаниями в области изучения творчества композиторов своего региона. Цель курса: расширить общий и культурный кругозор учащихся, повысить профессиональный уровень в области теоретических знаний о творчестве композиторов УСР. Задачи:
Учебная дисциплина «Изучение творчества композиторов Урало-Сибирского региона» предназначена для учащихся четвёртого курса Тюменского колледжа искусств. Студентам предлагается ознакомление с творчеством таких композиторов, которые пишут музыку непосредственно для эстрадного исполнителя, современную, эстрадную музыку. В курсе данной дисциплины изучается творчество таких композиторов, которые прославляют нашу страну, а так же людей, которые вносят значительный вклад в музыкальную жизнь нашей родины. Это творчество таких композиторов, как Ю. Игнатов, Ю. Гуляев, А. Чумаков, Н. Гультяева, В. Серебренников, Е. Чернышова, В. Пустыльников, И. Бархатова, и другие. К концу курса студент должен знать
уметь
Учебно-тематический план
Формы контроля По дисциплине «Изучение творчества композиторов Урало – Сибирского региона» предусмотрены следующие виды контроля знаний студентов. В 7 и 8 семестрах – подготовка реферата на свободную тему с нотной подборкой произведений, а так – же аудио и видео записями. (примерный список тем прилагается). Помимо реферата студент пишет тест по пройденному материалу. Содержание учебной дисциплины На уроках предмета «Изучение творчества композиторов Урало-Сибирского региона», педагог грамотно и по возможности полно рассказывает о творческом облике композитора. Очень важно сформировать у студента желание освоить новый для него материал, помочь преодолеть инертность восприятия музыки родного региона, осознать необходимость ее пропаганды. Тема 1. Введение. Краткий обзор содержания предмета. Выявление знаний у студентов в области творчества композиторов родного региона. Тема 2 - 3. Союз композиторов России. История становления союза композиторов. Союз композиторов СССР и РСФСР. Союзы композиторов в различных городах России. Состав творческого союза композиторов. Творческая деятельность композиторов союза. Тема 4 – 5. Развитие песенно-поэтического творчества композиторов УСР. Песня и стихотворение, как жанр. Песня является древнейшим универсальным жанром, который вписывается в самые различные эстетические системы как факт литературы, музыкальной или театральной культуры, как факт национального бытия и сознания, культурно-исторической эпохи. Исключительная значимость песни определяет актуальность обращения к этому феномену в разных ракурсах и аспектах его бытования. Песня как литературный жанр изучена меньше, нежели как часть музыкальной культуры и фольклорный жанр. Тем естественнее внимание к её литературному статусу, генезису и жанровым очертаниям. Тема 6 – 7. Детские песни, как основной вид творчества Валерия Серебренникова. Тюменский композитор Валерий Серебренников - ведущий детский композитор области. Он выпустил несколько нотных сборников песен для хора и детские эстрадные песни. Его творчество популярно и его песни поют по всей широте России. Основной вид творчества – создание детских произведений. Деятельность Валерия Серебренникова – творческие проекты для детей. Тема 8 – 9. Композиторско – музыкальная и театрально – постановочная деятельность в творческой жизни В.Н Пустыльникова. Трудовая деятельность Василия Пустыльникова в сфере культуры с хронологией. Награды Василия Пустыльникова. Тюменский театр кукол. Творческая работа в театре. Спектакли, постановки, конкурсы. Тема 10. Семинар по пройденному материалу. Опрос по пройденному материалу. Тема 11. Новаторские идеи в творчестве С. Дьяконова – Дьяченко Тюменский композитор, артист Сергей Дьяконов – Дьяченко. Тема 12 – 13. Разнообразие эстрадных жанров в творчестве Н. М. Гультяевой. Специфика аранжировки для вокального ансамбля. Жанр - совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. Например, жанры литературы, живописи, архитектуры и так далее. Произведения внутри одного жанра, независимо от вида искусства, объединяет, во-первых, способ истолкования, во-вторых, круг предметов и манер изображения. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого. Виды жанров эстрадных вокальных жанров. Основные музыкальные жанры. Эстрадные жанры в творчестве Натальи Гультяевой: народная музыка, латиноамериканская музыка, блюз, джаз, авторские произведения, романсы, поп музыка и др. Тема 14. Тема любви, как основная музыкальная идея в композиторской деятельности И. Володина. Идея - в широком смысле мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Все композиторы, так или иначе, обращаются к теме любви. И для каждого композитора эта тема имеет особое, личное значение. Композиторы, писавшие инструментальную музыку, считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и основывается деятельность Игоря Володина. Тема 15 – 16. Подготовка к контрольному уроку, краткое повторение ранее пройденных тем. Краткий обзор пройденных тем. Повторение основных периодов творческой деятельности композиторов. Тема 17. Контрольный урок. Контрольный урок по пройденному материалу. Тестирование по пройденному материалу, а так – же защита творческой работы в форме реферата. Тема 18 – 19. Истоки джазового творчества Ирвинга Берлина. Джаз - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. За свою жизнь И. Берлин создал полторы тысячи песен (из которых 50 считаются хитами), написал музыку для 19 театральных постановок и 15 фильмов. Первое признание композитору принесла песня «Александр рэгтайм бенд» Тема 20 – 21. Краткий экскурс по тюменскому шансону: А. Кириллов, А. Лобов. Шансо́н (фр. chanson — «песня») — жанр вокальной музыки; слово употребимо в двух значениях: 1) светская многоголосная песня на французском языке эпохи позднего Средневековья и Возрождения (в русском языке — несклоняемое существительное); 2) французская эстрадная песня в стилистике кабаре (по-русски склоняется). О развитие шансона в разные периоды времени: (Шансон в средние века и эпоху возрождения). Шансонье — французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен, часто автор их слов и музыки. Представители шансона. Представители Тюменского шансона (А. Кириллов, А. Лобов). Тема 22. Лирические произведения Е. Чернышовой. Чернышева Екатерина Николаевна - Профессор кафедры хорового дирижирования Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, лауреат Всероссийского конкурса композиторов имени Андрея Петрова. Лирика ее произведений. Лучшие произведения. Тема 23. Специфика выбора тем рок направления на примере творчества А. Ю. Сафроновой. Рок – му́зыка — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки. История рок музыки, творчество А. Сафроновой. Специфика выбора тем в роке. Тема 24. Семинар по пройденному материалу. Опрос по пройденному материалу. Тема 25 – 26. Популярные личности России, прославившие наш регион: Творческая деятельность Ю. Игнатова. Развитие и популяризация музыки для сериалов. Юрий Игнатов – представитель поп музыки в России. Автор и исполнитель песен для многих российских сериалов. Участие в проекте Народный артист. Сериал - художественное или документальное кинопроизведение, состоящее из множества серий и предназначенное для демонстрации по телевидению. До появления телесериалов существовали киносериалы, демонстрировавшиеся в кинотеатрах. Тема 27. Популярные личности России, прославившие наш регион: Популярная лирика А. Чумакова. Алексей Чумаков всегда понимал, что профессия артиста – это ежедневный, упорный труд и понятие «свободное время» настолько относительно, что о нем можно вообще забыть. Еще в школе он мечтал о музыке и сцене, любил петь, самостоятельно научился играть на гитаре. Тема 28. Стилистические особенности в композиторской деятельности И. Б. Бархатовой. Стиль – это различные формы выражения одного содержания. Понятие стиль, музыкальный стиль. Ирина Бархатова - заведующий кафедрой музыкального искусства эстрады Тюменской государственной академии культуры и искусств, доцент, руководитель группы "Джайв", директор Тюменской областной студии современного вокала, лауреат международных конкурсов. Тематические произведение И. Бархатовой. Тема 29. Композиторско – творческая деятельность Т. А. Тихоновой. «Я была приглашена на работу в вокальный ансамбль «Музыкальный трамплин» педагогом по гармоническому сольфеджио и искусству стилей. Благодаря этому коллективу мои сочинения смогли ожить и зазвучать со сцены». Тема 30 – 31. Жизнь и творчество Ю. Гуляева. Ю́рий Алекса́ндрович Гуля́ев (9 сентября 1930, Тюмень — 23 апреля 1986, Москва) — оперный и эстрадный певец (лирический баритон), композитор, народный артист СССР (1968). Периоды жизни Юрия Гуляева, музыкальнве произведения, гастроли и др. Тема 32. Подготовка к контрольному уроку, краткое повторение ранее пройденных тем . Краткий обзор пройденных тем. Повторение основных периодов творческой деятельности композиторов. Тема 33. Контрольный урок. Контрольный урок по пройденному материалу. Тестирование по пройденному материалу, а так – же защита творческой работы в форме реферата. Вопросы к тестированию Тест №1.
Тест № 2.
Самостоятельная работа студентов Для овладения знаниями 1. Чтение дополнительной литературы, поиски информации в газетах, журналах, Интернете. 2. Работа со словарями и справочниками, использование аудио - и видеозаписей композиторов . Для закрепления знаний 3. Работа с конспектами лекций, составление таблиц для систематизации учебного материала с использованием дополнительных источников информации по заданной теме. Для формирования умений 4. Практическое освоение игры вокальных произведений на фортепиано композиторов родного региона. Библиографический список.
Электронные ресурсы
|
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История исполнительства... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Эстрадное пение»... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | ||
Программа для специальности 070109 музыкальное искусство эстрады... Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | Программа для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады» Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по группе специальностей... | ||
Учебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального... Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен... «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен... «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями... | Программа по дисциплине «Методика обучения игре на инструменте» (тромбон)... «Музыкальное искусство эстрады», специализации «Инструменты эстрадного оркестра», повышенного уровня, утверждённого Министерством... | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»... «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,... | ||
Программа для специальности 070109 музыкальное искусство эстрады... Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии | ||
Примерная программа итоговой государственной аттестации выпускников... Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства по специальности 070109 Музыкальное искусство эстрады | 1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии | ||
Тема урока: «Из чего что сделано?» 2 класс Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии | Конспект урока по предмету окружающий мир, 1 класс Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии |