Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики»





Скачать 282.32 Kb.
НазваниеПояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики»
страница1/2
Дата публикации29.10.2014
Размер282.32 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Левченко И.Ю.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2013



Учебно-методический комплекс

Б3.КВ7 Основы тифлопедагогики

Факультет Дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Кафедра Специальной педагогики и специальной психологии

Составитель: Новикова И.М.., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Москва-2013

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой специальной

педагогики и специальной психологии

____________________Левченко И.Ю.
Решение заседания

кафедры Протокол № 1

«03» сентября 2013г.

Программа дисциплины Основы тифлопедагогики
Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)

Составитель: Новикова И.М.., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Москва-2013
1. Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса

Учебный курс «Основы тифлопедагогики» является значимым компонентом профильной подготовки будущих бакалавров специального (дефектологического) образования и ориентирован на формирование теоретической и практической подготовки студентов к образовательной деятельности в отношении детей с нарушением зрения, а также на формирование у студентов гуманистических социальных установок по отношению к лицам с патологией зрительного органа.
Цель: формирование у студентов целостных педагогических знаний, отражающих современный уровень обучения, воспитания и развития лиц с нарушением зрения.
Задачи:

  • раскрыть основные закономерности образования детей с нарушением зрения и связь этого процесса с коррекционно-педагогической работой, направленной на компенсацию и коррекцию зрительной недостаточности;

  • формировать знания о принципах и методах педагогического воздействия при работе с лицами с нарушением зрения;

  • познакомить с особенностями образовательных программ для специальных (коррекционных) учреждений III и IV вида;

  • рассмотреть формирование у детей с нарушением зрения сенсорного опыта, приемов и способов умственной деятельности как взаимосвязанные процессы;

  • определить содержание и средства коррекции нарушенного зрения в процессе предметного обучения;

  • формировать представления студентов об основных направлениях исследований в тифлопсихологии.


Объем в ЗЕ: 2 кредита

Время изучения: курс 4 семестр 8

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин:

Анатомия и физиология человека, Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи, Психология человека, Психология детей с проблемами в развитии, Основы коррекционной педагогики и специальной психологии, Работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития и др.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Практикум по решению профессиональных задач, Актуальные проблемы специальной психологии и педагогики, Сопровождение детей со сложными недостатками развития, Технологии психокоррекционного воздействия, Психолого-педагогические технологии диагностики и комплектования коррекционно-образовательных учреждений и др.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

Из числа профессиональных компетенций:

в области общепрофессиональных способности и готовности:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц со зрительной патологией (ОП-1);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с нарушением зрения (ПК-1);

готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сфере образования с целью успешной социализации лиц с нарушением зрения (ПК-2);

в области диагностико-консультативной деятельности:

способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушением зрения с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-3)

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью осуществлять работу по популяризации тифлопедагогических знаний среди населения (ПК-14).

Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с нарушением зрения;

построение и корректировка индивидуальной программы образования, развития, воспитания и коррекционно-педагогической работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц со зрительной недостаточностью;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с нарушением зрения;

  • в области культурно-просветительской деятельности:

пропаганда толерантного отношения к лицам с нарушением зрения среди широкой общественности.

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Тифлопедагогика является отраслью специальной педагогики, она разрабатывает проблемы обучения, развития, воспитания, трудовой подготовки и социально-бытовой адаптации лиц с нарушением зрения.

Курс «Основы тифлопедагогики» выделен в самостоятельную учебную дисциплину и опирается на теоретико-методологические и прикладные основы современной коррекционной педагогики. Содержание курса направлено на формирование научного мировоззрения студентов и раскрывает взаимосвязь компонентов системы образования детей со зрительными недостатками. При его изучении раскрываются принципы коррекционно-педагогического и образовательного процессов; содержание и организация образовательной, коррекционно-педагогической и воспитательной работы с детьми с нарушением зрения; методы и направления исследований в тифлопедагогике; создание оптимальных условий для обучения, развития и воспитания при зрительной недостаточности.

Дисциплина является значимым компонентом цикла профильной подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и ориентирована на знакомство студентов с особенностями формирования у детей с нарушением зрения образа внешнего мира, с влиянием нарушенного зрения на общение и развитие личности, с закономерностями формирования компенсаторных психических процессов, с возрастными особенностями развития детей со зрительной недостаточностью.

Программа рассчитана на учебный курс в объеме 72 часов и предусматривает 8 часов аудиторных занятий, из них 2 часа лекционных (Л) и 6 часов лабораторных (Л) занятий, а также 64 часа самостоятельной работы студентов.

Лабораторные занятия проводятся с использованием видеоматериалов, а также непосредственно в деятельности с детьми.

Студенты должны иметь представления

  • об особенностях развития детей с нарушением зрительного анализатора;

  • о возможностях и особенностях формирования различных видов деятельности при зрительной недостаточности;

  • об основах организации образовательной, коррекционной и воспитательной работы с детьми с нарушением зрения;

  • о коррекционной направленности общеобразовательных процессов.


Студенты должны овладеть знаниями

  • о месте тифлопедагогики в системе педагогических наук,

  • о задачах, принципах, методах, содержании и средствах педагогической системы обучения детей с нарушением зрения.


Студенты должны уметь

  • использовать компетентностный подход к построению коррекционно-педагогического процесса;

  • обоснованно использовать средства коррекции нарушенного зрения в процессе обучения детей.


Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с многозначным выбором ответа); устный и письменный опрос;

2 уровень сложности: реферирование, конспектирование, аннотирование;

3 уровень сложности: эссе, составление психолого-педагогической характеристики, рекомендаций для психолого-педагогической работы с ребенком.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

25/75 % - нормативный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компе­тенции

(шифр)

Тема

Лекции (группо­вая ра­бота)

Семинар­ские заня­тия (груп­повая, звеньевая работа)

Лабораторные заня­тия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоя­тельная ра­бота (инди­видуальная работа)

Контроль

ОП-1

Тема 1

Конспекты лекции




конспектирование

Рабочая

тетрадь

реферирование

тесты с многозначными ответами

ОП-1

ПК-1

ПК-2

ПК-3

Тема 2







конспектирование

Рабочая

тетрадь

реферирование

Письменный опрос







конспектирование

Рабочая

тетрадь

реферирование

Устный опрос

ОП-1

ПК-1

ПК-2

ПК-14

Тема 3








конспектирование

Реферирование,

эссе

Письменный опрос


2. Объем модуля и виды учебной работы

(по заочной форме обучения)

Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр



Аудитор

ные

Самост. работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Обучение и воспитание и детей с интеллектуальными нарушениями

Основы тифлопедагогики


Лекции

2




8


Практические/семинарские










Лабораторные

6




8

Консультации







8

Курсовые/рефераты







8

Контрольные работы







8

Итоговый контроль

Зачет

Экзамен








8

Общий объем часов по дисциплине

8

64

72


3. Содержание модуля/ дисциплины

Краткое содержание курса

Тема 1. Тифлопедагогика как наука

Предмет и задачи тифлопедагогики. Прин­ципы тифлопедагогики. Коррекционная направленность методов обучения в тифлопедагогике. Включение специальных приемов обучения в общедидактические методы. Методические приемы коррекционной работы, определяющие тифлопедагогическую направленность педагогического процесса.

Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником, книгой, другим текстовым материалом, использование озвученных материалов). Необходимые условия использования словесных методов обучения: учет запаса у детей чувственных образов, адаптация буквенно-цифровой информации, определение оптимальной темповой нагрузки, способов письма, организация режима зрительной работы, особенности преподнесения вербальной информации, использование доступной наглядности, включение практических приемов и способов работы. Педагогические требования к изложению материала.

Наглядные методы обучения (демонстрационные и иллюстративные), их коррекционная направленность. Необходимые условия использования наглядных методов обучения: учет состояния зрения детей, доступность материала для восприятия, уровень развития тактильной чувствительности у слепых, целевые установки школьников по овладению знаниями основ наук, особенности познавательной деятельности детей, навыки обследования наглядного пособия и др.

Практические методы обучения. Необходимые условия использования практических методов обучения: формирование двигательных навыков, зрительно-двигательного контроля, полисенсорного восприятия изучаемых объектов и процессов, активное участие учащихся в практикуме, использование средств наглядности и тифлоприборов, наличие пропедевтического периода.

Содержание обучения детей с патологией зрительного анализатора, его коррекционная направленность.

Тифлопедагогика как область практической деятельности. Связь тифлопедагогики с другими науками. Основные этапы развития тифлопедагогики. Современное состояние тифлопедагогики.

Тема 2. Современная система образовательной работы с детьми с

нарушением зрения

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушением зрения. Организация обучения детей с глубоким нарушением зрения. Содержание образования в дошкольных и школьных образовательных учреждениях для слепых и слабовидящих. Методы, приемы и средства обучения детей с нарушениями зрения.

Компенсация зрительной недоста­точности. Формирование сенсорной сис­темы при нарушениях зрения. Психофизиологические особенно­сти формирования образа внешнего мира при ос­таточном зрении, слабовидении, близорукости и амблиопии.

Коррекционная работа в системе образования детей с нарушением зрения. Медицинская коррекция зрительной недостаточности. Тифлотехнические средства коррекции нарушенного зрения. Офтальмогигиенические требования к условиям выполнения зрительной работы.

Система коррекции психического развития при нарушениях зрения. Двигательное развитие детей с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве и мобильность. Формирование слуховых, тактильных и осязательных образов. Развитие обоняния. Речевое развитие детей с нарушением зрения. Формирование неречевых компонентов общения. Социально-бытовая ориентировка.

Современные технологии в образовании лиц с нарушениями зрения.

Своеобразие деятельности преподавания и деятельности учения в школах слепых и слабовидящих. Учет и оценка результатов обучения детей с нарушениями зрения.
Тема 3. Воспитание детей с нарушением зрения

Роль окружающей социальной среды в воспитании и развитии детей с нарушением зрения. Цели и задачи воспитания детей со зрительной недостаточностью. Закономерности и принципы воспитания в тифлопедагогике. Методы воспитания лиц с нарушением зрения.

Коррекционная направленность воспитания. Формирование правильного отношения к дефекту. Подготовка детей с нарушением зрения к социализации.

Воспитание детей с нарушением зрения в семье. Влияние взаимоотношений родителей и детей на формирование жизненной позиции и личности ребенка с патологией органа зрения.

Особенности организации воспитания детей с нарушением зрения раннего, дошкольного и школьного возраста. Практические приемы и средства воспитания при зрительной недостаточности.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная...
...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка Раздел организационно-методический выписка...
...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПлан работы музея отечественной тифлопедагогики на 2013-2014 год Цели и задачи
Ознакомление учащихся школы и гостей с историей школы и историей отечественной тифлопедагогики, с историей возникновения различных...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка Цели и задачи
Основные направления работы
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» icon1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса
Климов Иван Александрович – кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов гу-вшэ, старший научный сотрудник...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconРабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины по информатике...
Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах), согласно фк буп от 2004 года....
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина...
...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка Курс «Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Программа курса...
О на профилактику и преодоление указанных речевых недостатков, которые, в противном случае, могут привести к серьезным затруднениям...
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка. Цель курса
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск