Скачать 282.32 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс Б3.КВ7 Основы тифлопедагогики Факультет Дефектологический Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Кафедра Специальной педагогики и специальной психологии Составитель: Новикова И.М.., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ____________________Левченко И.Ю. Решение заседания кафедры Протокол № 1 «03» сентября 2013г. Программа дисциплины Основы тифлопедагогики Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии) Составитель: Новикова И.М.., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» является значимым компонентом профильной подготовки будущих бакалавров специального (дефектологического) образования и ориентирован на формирование теоретической и практической подготовки студентов к образовательной деятельности в отношении детей с нарушением зрения, а также на формирование у студентов гуманистических социальных установок по отношению к лицам с патологией зрительного органа. Цель: формирование у студентов целостных педагогических знаний, отражающих современный уровень обучения, воспитания и развития лиц с нарушением зрения. Задачи:
Объем в ЗЕ: 2 кредита Время изучения: курс 4 семестр 8 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Анатомия и физиология человека, Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи, Психология человека, Психология детей с проблемами в развитии, Основы коррекционной педагогики и специальной психологии, Работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития и др. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Практикум по решению профессиональных задач, Актуальные проблемы специальной психологии и педагогики, Сопровождение детей со сложными недостатками развития, Технологии психокоррекционного воздействия, Психолого-педагогические технологии диагностики и комплектования коррекционно-образовательных учреждений и др. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций: Из числа профессиональных компетенций: в области общепрофессиональных способности и готовности: способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц со зрительной патологией (ОП-1); в области коррекционно-педагогической деятельности: способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с нарушением зрения (ПК-1); готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сфере образования с целью успешной социализации лиц с нарушением зрения (ПК-2); в области диагностико-консультативной деятельности: способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушением зрения с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-3) в области культурно-просветительской деятельности: способностью осуществлять работу по популяризации тифлопедагогических знаний среди населения (ПК-14). Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач: Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с нарушением зрения; построение и корректировка индивидуальной программы образования, развития, воспитания и коррекционно-педагогической работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц со зрительной недостаточностью;
психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с нарушением зрения;
пропаганда толерантного отношения к лицам с нарушением зрения среди широкой общественности. Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Тифлопедагогика является отраслью специальной педагогики, она разрабатывает проблемы обучения, развития, воспитания, трудовой подготовки и социально-бытовой адаптации лиц с нарушением зрения. Курс «Основы тифлопедагогики» выделен в самостоятельную учебную дисциплину и опирается на теоретико-методологические и прикладные основы современной коррекционной педагогики. Содержание курса направлено на формирование научного мировоззрения студентов и раскрывает взаимосвязь компонентов системы образования детей со зрительными недостатками. При его изучении раскрываются принципы коррекционно-педагогического и образовательного процессов; содержание и организация образовательной, коррекционно-педагогической и воспитательной работы с детьми с нарушением зрения; методы и направления исследований в тифлопедагогике; создание оптимальных условий для обучения, развития и воспитания при зрительной недостаточности. Дисциплина является значимым компонентом цикла профильной подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и ориентирована на знакомство студентов с особенностями формирования у детей с нарушением зрения образа внешнего мира, с влиянием нарушенного зрения на общение и развитие личности, с закономерностями формирования компенсаторных психических процессов, с возрастными особенностями развития детей со зрительной недостаточностью. Программа рассчитана на учебный курс в объеме 72 часов и предусматривает 8 часов аудиторных занятий, из них 2 часа лекционных (Л) и 6 часов лабораторных (Л) занятий, а также 64 часа самостоятельной работы студентов. Лабораторные занятия проводятся с использованием видеоматериалов, а также непосредственно в деятельности с детьми. Студенты должны иметь представления
Студенты должны овладеть знаниями
Студенты должны уметь
Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с многозначным выбором ответа); устный и письменный опрос; 2 уровень сложности: реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности: эссе, составление психолого-педагогической характеристики, рекомендаций для психолого-педагогической работы с ребенком. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 25/75 % - нормативный кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы (по заочной форме обучения)
3. Содержание модуля/ дисциплины Краткое содержание курса Тема 1. Тифлопедагогика как наука Предмет и задачи тифлопедагогики. Принципы тифлопедагогики. Коррекционная направленность методов обучения в тифлопедагогике. Включение специальных приемов обучения в общедидактические методы. Методические приемы коррекционной работы, определяющие тифлопедагогическую направленность педагогического процесса. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником, книгой, другим текстовым материалом, использование озвученных материалов). Необходимые условия использования словесных методов обучения: учет запаса у детей чувственных образов, адаптация буквенно-цифровой информации, определение оптимальной темповой нагрузки, способов письма, организация режима зрительной работы, особенности преподнесения вербальной информации, использование доступной наглядности, включение практических приемов и способов работы. Педагогические требования к изложению материала. Наглядные методы обучения (демонстрационные и иллюстративные), их коррекционная направленность. Необходимые условия использования наглядных методов обучения: учет состояния зрения детей, доступность материала для восприятия, уровень развития тактильной чувствительности у слепых, целевые установки школьников по овладению знаниями основ наук, особенности познавательной деятельности детей, навыки обследования наглядного пособия и др. Практические методы обучения. Необходимые условия использования практических методов обучения: формирование двигательных навыков, зрительно-двигательного контроля, полисенсорного восприятия изучаемых объектов и процессов, активное участие учащихся в практикуме, использование средств наглядности и тифлоприборов, наличие пропедевтического периода. Содержание обучения детей с патологией зрительного анализатора, его коррекционная направленность. Тифлопедагогика как область практической деятельности. Связь тифлопедагогики с другими науками. Основные этапы развития тифлопедагогики. Современное состояние тифлопедагогики. Тема 2. Современная система образовательной работы с детьми с нарушением зрения Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушением зрения. Организация обучения детей с глубоким нарушением зрения. Содержание образования в дошкольных и школьных образовательных учреждениях для слепых и слабовидящих. Методы, приемы и средства обучения детей с нарушениями зрения. Компенсация зрительной недостаточности. Формирование сенсорной системы при нарушениях зрения. Психофизиологические особенности формирования образа внешнего мира при остаточном зрении, слабовидении, близорукости и амблиопии. Коррекционная работа в системе образования детей с нарушением зрения. Медицинская коррекция зрительной недостаточности. Тифлотехнические средства коррекции нарушенного зрения. Офтальмогигиенические требования к условиям выполнения зрительной работы. Система коррекции психического развития при нарушениях зрения. Двигательное развитие детей с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве и мобильность. Формирование слуховых, тактильных и осязательных образов. Развитие обоняния. Речевое развитие детей с нарушением зрения. Формирование неречевых компонентов общения. Социально-бытовая ориентировка. Современные технологии в образовании лиц с нарушениями зрения. Своеобразие деятельности преподавания и деятельности учения в школах слепых и слабовидящих. Учет и оценка результатов обучения детей с нарушениями зрения. Тема 3. Воспитание детей с нарушением зрения Роль окружающей социальной среды в воспитании и развитии детей с нарушением зрения. Цели и задачи воспитания детей со зрительной недостаточностью. Закономерности и принципы воспитания в тифлопедагогике. Методы воспитания лиц с нарушением зрения. Коррекционная направленность воспитания. Формирование правильного отношения к дефекту. Подготовка детей с нарушением зрения к социализации. Воспитание детей с нарушением зрения в семье. Влияние взаимоотношений родителей и детей на формирование жизненной позиции и личности ребенка с патологией органа зрения. Особенности организации воспитания детей с нарушением зрения раннего, дошкольного и школьного возраста. Практические приемы и средства воспитания при зрительной недостаточности. |
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой... | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная... ... | ||
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | ||
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка... ... | План работы музея отечественной тифлопедагогики на 2013-2014 год Цели и задачи Ознакомление учащихся школы и гостей с историей школы и историей отечественной тифлопедагогики, с историей возникновения различных... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи Основные направления работы | 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Климов Иван Александрович – кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов гу-вшэ, старший научный сотрудник... | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины по информатике... Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах), согласно фк буп от 2004 года.... | ||
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина... ... | Пояснительная записка Курс «Основы православной культуры» А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –... | ||
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Программа курса... О на профилактику и преодоление указанных речевых недостатков, которые, в противном случае, могут привести к серьезным затруднениям... | Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи |